Мастерская: Строительство и сплав на плоту №5

  • Автор: umcbrat
  • Опубликовано: 03 июня 2011, 20:51
  • Продолжение

    Интересный способ скрепления бревен предложен московскими плотовиками. Необходимо иметь 2 троса. На концах каждого приварены или прикреплены иным способом два стержня. Один стержень имеет головку, другой — наружную резьбу и шлиц под отвертку (или коронку под ключ, размер которого меньше диаметра самого стержня). Бревна слегка протесывают вдоль боков, у комлей и вершин сверлят буравом или долбят долотом отверстия, в которые продевают тросы. Навинчивая на стержни гайки, бревна стягивают вместе. Под головки и гайки нужно подложить шайбы. При соответствую, щей затяжке жесткости плота хватает для того, чтобы он не деформировался под тяжестью экипажа, но в то же время упругость троса позволяет отдельным бревнам несколько приподниматься, когда они переползают через камни. При более тяжелых посадках на камни трос можно ослабить или даже полностью распустить бревна на носу или корме.


    Рис. 17. Плот для плавания по небольшим каменистым речкам.

    На рис. 17 изображен небольшой плот для плавания по маленьким каменистым речкам. Идея конструкции — нечто вроде циновки, связанной из коротких поперечных бревен. Для распределения веса экипажа и груза по всем бревнам к ним привязаны продольные жерди, достаточно тонкие, чтобы плот обладал существенной гибкостью. При наезде на мелкосидящий камень в этом случае приподнимается не весь плот, а лишь несколько бревен, остальные продолжают держаться на плаву, и плот постепенно переползает через камень. Отвязав в одном-двух местах жерди, можно при необходимости придать конструкции еще большую гибкость.

    Подгребицы

    Подгребицы служат опорой для гребей плота. На сложных реках каждой гребью орудуют 2-4 человека, работать приходится много, и подгребица должна быть настолько прочной, чтобы в течение нескольких дней эксплуатации она даже не раскачалась. Наиболее удачными ныне считаются П-образная подгребица и подгребица с наклонными стрелами. Первая по весу несколько легче второй, проще в изготовлении и при невысокой квалификации исполнителей обеспечивает большую прочность Вторая красивее, а главное, не требует жесткого става, поскольку не врубается в бревна, а просто лежит на палубе плота. Поэтому, если П-образную подгребицу лучше ставить на плот со шпонкой, то подгребица второго типа хорошо сочетается также с вязаным плотом, с гибким ставом, с легкой рамой надувного плота.

    П-образная подгребица. Конструкция подгребицы понятна из рис. 18. Пазы для стояков в форме равнобочной трапеции (<ласточкин хвост>) прорубаются в бревнах плота одновременно с пазами под шпонку. Их располагают не ближе 0, 5-0, 7 м от концов бревен и от шпоночного паза во избежание сколов (расстояния А и Б, рис. 18).


    Рис. 18. П-образная подгребица c багажником:
    а — общий вид:
    1 — шпонка, 2 — стояк, 3 — клин, 4 — подушка греби,
    5-колышек багажника, 6 — поперечина багажника,
    7 — перила, 8-мачта, 9 — «Колышек;
    б — крепление подушки к стояку (вид сверху);
    в — крепление стояка к плоту (вид снизу);
    г — наклонная подгребица

    Стояки выполняют из сухого дерева (диаметр 12-15 см — для троих гребцов). На конце заготовки по месту вытесывают соответствующую трапецию и стояк ударами самой тяжелой колотушки загоняют в паз бревна. Чтобы стояк при забивании не испортить, заготовку для него делают на 0, 5-1 м длиннее, чем надо, а потом расколовшуюся верхнюю часть отрезают. Выступающую нижнюю часть стояка отпиливают заподлицо с бревном, надрубают и вгоняют в нее клин, как в топорище при насаживании топора. Все эти операции осуществляют 2 человека за 2-3 часа, пока бревна еще не посажены на шпонку.

    Подушку подгребицы (диаметром 15-18 см — для троих гребцов) насаживают на стояки после того, как став плота собран. Подгребица кроме ее прямого назначения используется как основа для багажника, волнолома, как сиденье, поэтому длину подушки лучше сделать почти равной ширине плота, оставив по бокам лишь 30-40-сантиметровые проходы. Расстояния В к Г примерно равны. На больших плотах они составляют около 0, 5 м, на малых — 25-30 см. В последнем случае, чтобы подушка не трескалась, для нее нужно подыскать возможно более суковатое бревно. Положение стояков определяют при подгонке бревен перед запиливанием пазов. Обычно они располагаются с внутренней стороны вторых от края бревен.

    Высота верхней части подушки над палубой плота около 60- 70 см, но для каждой конструкции ее надо уточнить. Для этого на плавающем и загруженном <балластом> из нескольких человек плоту держат гребь так, чтобы лопасть полностью находилась в воде, опорный уступ греби — на линии будущей подушки, а рукоятка — против верхней части живота гребца, стоящего широко расставив ноги. При такой высоте сподручнее работать гребью. При большей высоте ослабляется усилие на греби, а при меньшей надо сильно нагибаться для проноса греби по воздуху, особенно при значительной волне. Выставленную таким образом гребь прижимают к стояку, и на нем отмечают положение верхней грани греби. Это и будет положение верхней кромки подушки, поскольку глубина паза под гребь обычно равна ее высоте.

    Подушку на стояки лучше сажать в открытый паз. Столбы стояков 'отпиливают так, чтобы они примерно на 20 см возвышались над подушкой, тогда за них удобнее держаться. На стояках вытесывают посадочные трапеции, а в подушке вырезают широкие пазы так, чтобы она свободно надевалась на стояки. Угол паза, обращенный к краю подушки, делают равным 90°, а обращенный к ее середине- 70-80°. Крепится конструкция толстыми клиньями, что позволяет, изготавливая косые клинья <по месту>, получить прочный узел, даже если стояки не строго параллельны друг другу. Кроме того, толстый клин можно легко вынуть, чтобы при необходимости подрегулировать высоту подушки.

    Если плот небольшой и нужно увеличить его <жилую> площадь, стояки подгребиц можно закрепить наклонно (рис. 18, г). Переднюю подгребицу полезно изготавливать с наклонными стояками даже на большом плоту, чтобы <оттянуть> вперед носовую команду: при расположении вещей и 2-3 свободных членов экипажа на корме она часто оказывается перегруженной, даже когда комли расположены сзади кроме того, если подушки подгребиц находятся ближе к краям плота, его легче развернуть, работая гребями в разные стороны.


    Рис. 19. Подгребица с наклонными стрелами:
    а — общий вид:
    1 — подушка греби, 2 — стрела, 3 — упор,
    4 — ронжина, 5 — перекладина 6 — решетка багажника 7 — <ручки>;
    б -вариант крепления хвоста стрелы,
    в — крепление подушки к стреле на <ласточкином хвосте>, г — привязывание подушки

    Подгребица с наклонными стрелами (или, как ее еще называют, <саянская>) приведена на рис. 19 Подушка греби для 3 человек имеет диаметр 15-18 см и длину 70-90 см В нее мод некоторым углом, зависящим от общей компоновки плота, врубают стрелы, изготовленные из бревен длиной 2-2, 5 м и толщиной в комле 10-12 см. На толстой (комлевой) части стрелы вытесывают <ласточкин хвост>, стрелу забивают в паз подушки и расклинивают, как топорище Если гребь предназначена для 1-2 человек, толщина деталей подгребицы будет меньше и подушку можно не насаживать на стрелы, а привязывать к ним веревкой или проволокой, сделав предварительно на подушке соответствующие вырубки, не позволяющие ей смещаться.

    Упор, на который ложатся стрелы, выполняют из обрубка бревна диаметром 20-30 см и кладут вплотную к шпонке или ронжине. Для экономии веса часть упора можно сколоть, как показано рис. 19, а пунктиром. Если плот вязаный, то упор размещают внешней стороны ронжины (т. е. впереди носовой и сзади кормовой), тогда с внутренней будет свободный доступ к клиньям, которыми крепится став. Чтобы упор не двигался в стороны, на нем делают зарубки <по месту> для соответствующих бревен става. После этого сверху кладут собранный узел подушки со стрелами и начинают вгонять всю конструкцию в необходимые размеры. Передвигая верхний узел вперед-назад, укорачивая стрелы и врубая их на соответствующую глубину в бревно-упор, а хвосты — в бревна плота, добиваются симметричности всей конструкции и нужной высоты подушки. Получение удовлетворительной по прочности и внешнему виду подгребицы требует некоторых плотницких навыков хотя бы у одного из изготовителей и одновременной работы 2, а временами и 3 человек. После этого подгребицу привязывают в двух местах к ронжине, охватывая стрелы и бревно-упор, и в двух местах по хвостам стрел. Просовывать веревки и особенно вицы в щели между бревнами нелегко, поэтому перед сборкой става надо прорубить в бревнах соответствующие выемки для привязки подгребиц. Хвосты стрел привязывают или непосредственно к бревнам става, или к короткому поперечному бруску, заранее вбитому в специальный паз второго от края бревна (рис. 19, б). Иногда на малых плотах хвосты стрел не разводят в стороны, а ведут параллельно и крепят за средние бревна става. Для большей жесткости хвосты стрел целесообразно придавить перекладиной диаметром 7-10 см и связать все вместе. Вязать можно веревкой, вицами, проволокой, стальным тросом. Веревочная петля постепенно ослабевает, и ее требуется периодически подтягивать. При короткой пешей части можно взять с собой плотничьи скобы. Не следует крепить детали подгребиц (и другие ответственные детали) к крайним бревнам: когда потерявший управление плот тащит по большим камням, крайние бревна иногда срывает. Кроме того, для снятия плота с камней бывает удобно отрубить крайнее бревно и выпустить его на веревке в струю. Для окончательной регулировки высоты подгребицы после ходовых испытаний глубже врубают в бревно-упор стрелы или подкладывают под это бревно чурбаки. Поскольку первое выполнить легче, начальную установку подгребицы делайте так, чтобы она наверняка не была слишком низкой.


    Рис. 20 Простые подгребицы:
    а — стояк с пропилом; б — развилка;
    в — стояк со штырем; г — бревенчатая кладка

    Подгребица с наклонными стрелами позволяет установить подушку греби над самым краем плота и даже несколько вынести ее за габарит судна, это увеличивает <жилплощадь> и дает возможность быстрее его поворачивать. Многие плотовики не выносят подушку за габарит плота, опасаясь лобовых ударов о скалы. Эта опасность сильно преувеличена. Она существует лишь в узких каньонах и на очень сложных прижимах, а если таких препятствий не ожидается и на плоту тесновато, смело выносите подгребицы за корму и нос.

    Другие типы подгребиц. Подгребицы с одним стояком (рис. 20, а) годятся лишь для плотов, собранных на шпонке. Стояк крепится в одном из средних бревен (самом толстом), как и для П-образной подгребицы, а на верхнем торце стояка делается обычный паз для греби Более изящная конструкция получается, если в качестве стояка взять ствол дерева с развилкой (рис. 20, б). Наиболее неудачная, но распространенная подгребица изображена на рис. 20, в. Ее недостатки: отверстие сильно усложняет гребь быстро вытащить ее на плот нельзя; балансировать можно, лишь подрубая лопасть или рукоятку, штыри не выдерживают больших нагрузок.

    Подгребицы с одним стояком легки по весу и просты в изготовлении, но годятся лишь для небольших плотов, где на греби работают 1-2 человека, или для относительно простых рек. На сложных реках, как показывает практика, единственный стояк быстро расшатывается, и подгребица ломается. Стояк держится лучше, если его врубить не в продольное бревно, а в толстую поперечную шпонку, тогда момент от работы греби воспринимается всей высотой паза, в который забит стояк, чего практически не получается при закреплении его в продельном бревне.

    Простая и прочная подгребица (рис. 20, г) годится как для шпоночных, так и для вязаных плотов. Продольные чурбаки могут располагаться между ронжиной и торцом плота, а могут быть настолько толстыми, что ронжина пройдет сквозь них по соответствующим вырубкам в нижней части чурбаков. Такая подгребица широко применяется таежниками Сибири, но для плавания по сложным рекам не годится — она слишком низкая, грести приходится почти на корточках, а на больших шиверах низко расположенная гребь часто целиком накрывается водой и действовать ею становится невозможно.

    Существуют и другие типы подгребиц (обычные козлы, полукозлы, бревенчатая кладка типа <колодец>, просто положенное поперек толстое бревно и т. д. ), но они или сложнее, или менее надежны, или тяжелее описанных выше конструкций.
    • +10

    Комментарии (0)

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.