FF Строительство и сплав на плоту №8 / Мастерская / НеПропаду

Мастерская: Строительство и сплав на плоту №8

  • Автор: umcbrat
  • Опубликовано: 03 июня 2011, 20:49
  • Плавание на плоту
    Экипаж и груз

    Экипаж плота должен в основном состоять из гребцов. На> сложных реках никогда не надо гнушаться лишней парой рук, так что делайте греби такими, чтобы на них могли работать все. Вместе с тем вряд ли смогут слаженно и в полную силу действовать на жаждой греби более 4 человек, поэтому, если людей в группе более 10, стоит делать 2 плота.
    Всеми людьми на плоту командует один человек, которого принято называть лоцманом. Управление на основе большинства голосов, самого громкого в данный момент голоса и другие формы коллегиального руководства на сложных реках не проходят. Принцип годна голова хорошо, а две лучше> верен только, если <две головы> работают так, что успевают обмениваться всеми соображениями. А если обстановка меняется так быстро, что нет времени доказать свою правоту? Тогда каждая строптивая голова начинает гнуть свое, плот идет по какой-то усредненной линии, т. е. теряет всякое управление. Ведь промежуточный вариант пути между двумя вполне безопасными проходами как раз и приведет на камень, их разделяющий. Запомните, что лучше иметь хоть какое-то управление, чем вообще никакого. Пусть плот ведет один человек, пусть он ведет его не оптимально, но все-таки ведет. Можно и нужно коллективно обсуждать маршрут, когда времени много (например, при осмотре порога с берега, при поисках прохода в показавшейся впереди шивере), однако, как только плот вошел в шиверу или порог, всякие споры следует прекращать и делать только то, что говорит выбранный вами товарищ. Потом, когда вокруг снова все успокоится, можно обсудить, правильные ли отдавались команды, годится ли выбранный вами человек в лоцманы, а при очередном усложнении обстановки вся команда снова должна работать с четкостью единого механизма.

    Совершенно необязательно, чтобы в течение всего плавания плотом управлял один и тот же человек. В зависимости от сложности перегонов и опыта экипажа управлять им можно по очереди. Это даже хорошо, если все участники побывают в шкуре лоцмана. Но за наиболее опытным плотовиком остается право в любой момент объявить о том, что дальше командует он, — на случай неожиданного усложнения обстановки. Если спортсмены обладают примерно одинаковым опытом и не страдают избытком самолюбия, то права вето может и не быть — каждый по очереди ведет плот на своем участке, при любой ситуации. В общем, принципы очередности и замены могут быть любые, важно лишь, чтобы весь экипаж всегда знал, кто сейчас командует.

    Чтобы не путаться в командах, отдаваемых на переднюю и заднюю гребь, на одной из них лоцман работает сам. Управлять плотом лучше с задней греби. При этом не нужно оборачиваться для подачи команд, видно, как они выполняются, и можно быстро внести поправки. 'Сзади виден почти весь плот и удобно следить за тем, как проходят камни не только мимо носа, но и мимо кормы (плот не всегда идет точно носом вперед). Если комли расположены сзади лоцман, стоящий у кормовой греби, находится в области центра тяжести плота, вокруг которого происходит вращение судна. Поэтому лоцману легче отличить поступательное движение плота от вращательного.

    В пользу управления с передней греби выдвигаются два довода. Первый, стоя впереди, можно раньше разглядеть подводный камень. Это верно лишь для очень медленного течения. При нормальной скорости лишний метр по курсу, который плот проходит за 0, 2-0, 5 секунды, положения не исправит. При медленном течении в пасмурную погоду, когда сквозь воду видно плохо, на каменистых участках целесообразно ставить на самый нос или на переднюю подгребицу впередсмотрящего, а лоцману управлять плотом сзади. Второй довод лоцман, как более опытный, может в последний момент подправить плот передней гребью и избежать лобового удара. Однако при сработавшемся экипаже практически безразлично, чем управляется гребь — руками лоцмана или его командами. С какого борта стоять лоцману, особого значения не имеет. Видимо, несколько удобнее быть слева, ибо на спокойных участках, где гребью можно работать одной рукой, ею окажется правая (кстати, тем, кто водит автомобиль, находиться слева привычнее). В зависимости от размера плота лоцману на задней греби могут помогать 1-3 человека. Команды им не отдаются, гребцы сами следят за лоцманом и повторяют его действия с учетом прилагаемых им усилий.

    Некоторые лоцманы, плавающие на малых плотах, где гребцов всего двое, работают кормовой гребью, стоя спиной к движению. На взгляд автора, это неправильно: перекрученный корпус гребца с повернутой назад до предела головой, ограниченность бокового зрения отнюдь не способствуют ни эффективной гребле, ни создании непрерывной и детальной картины предстоящего пути. Пользуются такой стойкой, видимо, по традиции сплава на саликах (малых плотах) по несложным рекам: там малая ширина плота не дает чело веку, стоящему рядом с гребью, далеко отставить ногу назад, кроме, того, недостаточная высота подгребиц заставляет действовать со гнувшись (при этом, действительно, удобнее двигать гребь поперек чем на себя и от себя). Но обе греби на малом плоту можно ц 15-30 см сдвинуть в сторону от его оси симметрии (например, переднюю влево, а заднюю вправо), может быть, слегка изменив конструкцию подгребицы, тогда ногу можно будет отставить дальше назад, а приподнимать подгребицу нужно совсем немного. Учтя сказанное и беспристрастно сравнив оба способа, сторонники вождения плотов спиной вперед, видимо, изменят свое мнение относительно того, что же удобнее.

    Команды лоцмана на переднюю гребь могут быть любые, важно, чтобы они были отчетливы и всегда одинаковы, тогда и подача команд и реакция на них быстро станут чисто рефлекторными. Вот основной набор команд, применяемых лесосплавщиками: <нос право>, <нос лево> (или просто <право>, <лево>), <сильнее>, <слабее>, <шабаш> (прекратить работу), <поднять гребь> (вынуть лопасть из воды), <гребь на балаган> (балаганом на лесосплавных плотах называют подгребицу; по этой команде носовые гребцы отступают назад, вытягивая за собой гребь).

    Если на носовой греби действуют несколько человек, то один из них назначается загребным. Он воспринимает команды лоцмана, задает темп работы, остальные лишь помогают ему. На передней греби иногда возникают острые ситуации, поэтому загребным должен быть опытный член группы, возможно, второй после лоцмана. Остальных гребцов передней греби следует подбирать пониже ростом и потоньше, чтобы возможно меньше мешали лоцману смотреть вперед, благо нос плота легче кормы и требует меньшей физической силы для его перемещения. Если на греби работают трое, то двоих размещайте с противоположного по отношению к лоцману борта — тогда ему удобнее смотреть и передвигаться по плоту. Загребного передней греби ставьте со стороны лоцмана. Несимметричная загрузка плота при этом не страшна, если о ее компенсации вы подумали; еще при сборке става.

    Одному из тех, кто не занят на греби, полезно поручить роль штурмана, так как на сложных участках лоцман не всегда успевает следить за картой и иногда теряет ориентировку. Попутно штурман может засекать время, отмечать на карте и описывать встретившиеся препятствия. Штурман может находиться перед задней подгребицей с лоцманского борта. Там даже можно соорудить небольшой столик. Всех свободных от гребли на сложных участках нужно размещать у задней погребицы или сажать на нее.

    Укладка груза. Вещи, боящиеся воды, должны быть в непромокаемой упаковке. В качестве первичной защиты нужно склеить из детской клеенки или другой прорезиненной ткани большой мешок, который будет использоваться как непромокаемый вкладыш для содержимого рюкзака. Сложность защиты от воды в плотовом походе, по сравнению с пешим или байдарочным, в том, что плот во время аварии, придавленный течением к камню или дереву, уходит метр, а то и более под воду, и вещи удается вытащить нескоро. При этом чаще всего от воды страдают предметы, объем которых не, может изменяться (коробки, туго набитые мешочки и т. д. К давлению воды снаружи добавляется уменьшение его внутри упаковки. <-за охлаждения находящегося там воздуха, что дает результируощий перепад в 0, 1-0, 2 атм., действующий в течение 1-3 часов. Это — непосильное испытание для небрежно выполненной упаковки: Пластикатовые и резиновые мешки, перевязанные в одном месте по горлу, протекают, их надо завязывать в нескольких местах, с перегибом (как сосок футбольной камеры). В жестяные коробки, заклеенные лейкопластырем, также набирается вода. Поэтому, изготовив различные контейнеры для кинофотоаппаратуры или аптечки, обязательно проверьте их под давлением — опустите (для начала, пожалуй, без содержимого) на несколько часов на дно бочки, ведра или ванны. В походе непромокаемые мешки завязывайте не вплотную к содержимому, а так, чтобы около 10% объема мешка было заполнено воздухом. При погружении в воду в результате уменьшения объема мешка перепад давлений ликвидируется и вода просачивается через завязку гораздо медленнее. В рюкзак непромокаемые мешки кладите горлом вниз: образовавшаяся в мешке воздушная подушка не пустит воду даже при неплотной завязке. Вещи, которые нельзя высушить (фотопленка, сахар), упаковывают в непромокаемые мешки, затем заворачивают в одеяло, свитер и кладут в непромокаемый вкладыш рюкзака, причем не вниз, а на слон других, меньше боящихся воды вещей (сало, компот, мука), так, чтобы сверток не лежал в воде, просочившейся во вкладыш. Надежна герметичная заварка части полиэтиленовых мешочков с продуктами. В домашних условиях это можно сделать утюгом или паяльником.

    Основное снаряжение и продукты держите в рюкзаках. Распределяйте их равномерно, чтобы в одном рюкзаке не оказались все спички, топоры и т. п. Собрать продукты в 1-2 рюкзака можно лишь в нижнем течении реки, когда вероятность аварий мала и до людей уже не долго. Рюкзаки ставят на решетку багажника карманами наружу и привязывают к плоту. Наиболее быстрый и удобный способ крепления рюкзаков — пристегивать их за кольцо или лямки карабином к закрепленной на плоту веревке, на которой для каждого рюкзака завязан свой узелок проводника. Если карабинов нет, пристегивайте рюкзак к своему проводничку прямо лямками, а лучше привязывайте отдельным коротким кончиком. Не крепите вещи, продевая веревку по очереди сквозь кольца всех рюкзаков: это долгая процедура, а в случае аварии, под водой, при хорошем ее напоре, на ощупь очень трудно вынимать по одному рюкзаку, они стремятся сразу все соскочить с веревки и уплыть. Если багажник расположен у задней подгребицы, то вдоль оси плота ставьте рюкзаки пониже, чтобы они не мешали заносить гребь при больших волнах, когда лопасть приходится поднимать высоко. Пристегнутые рюкзаки стягивают вокруг и крест-накрест веревкой, которую крепят за подгребицу, перила багажника и т. д., так, чтобы получился прочный тюк.

    В случае посадки на камень, при невозможности спасти: весь плот, можно обрубить крепления багажника и весь тюк сплавить на берег маятником или свободным ходом.
    • +10

    Комментарии (0)

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.