Мастерская: Строительство и сплав на плоту №11

  • Автор: umcbrat
  • Опубликовано: 03 июня 2011, 20:47
  • Плавать по каменистым участкам лучше при высоком солнце: тогда издали виден не только бурун, но и сам камень. В пасмурную погоду или ближе к сумеркам, когда яркость неба значительно выше яркости земли, ориентироваться на реке сложнее: вода, отражая небо, становится монотонно светлой. Трудно вести плот перед закатом против солнца — блестит любая мелкая волна, река блестит по всей ширине, и что-либо понять невозможно. Трудно <читать> воду и в дождь, особенно сильный. Он сбивает все пенные следы бурунов, сглаживает мелкие волны, и заметными остаются только крупные камни. Поэтому без крайней необходимости на сколько-нибудь-сложных местах не плавайте против низкого солнца или во время дождя.

    Шиверы

    В Европейской части Союза любой значительный излом профиля реки, где в русле имеются крупные валуны или выходы коренных пород, называют порогом. В Сибири подобные препятствия дифференцируют: порогом обычно называют короткий участок русла с явно выраженным уступом, образованным, как правило, коренными породами, а более или менее протяженный участок, на котором река падает существенно круче, чем на соседних, причем в русле много валунов, образующих высокие волны, называют шиверой, или шиверам. В нижнем течении реки, где величина уклонов и скорость воды небольшие, а ложе реки образовано галькой или песком и волны практически отсутствуют, шиверы вырождаются в перекаты.

    Деление препятствий на пороги и шиверы довольно условно,, многие препятствия нельзя однозначно отнести к тем или другим, ибо там присутствуют элементы обеих групп. Характер препятствий сильно зависит от уровня, воды. Это отражается и в названиях, когда сходные по характеру препятствия на различных реках называются то порогом, то шиверой. Правда, здесь замешаны и языковые традиции жителей разных районов. Однако если принять за основу сибирскую терминологию, то из множества препятствий на реке можно выделить достаточно определенные пороги и шиверы.

    Шиверы — наиболее распространенные препятствия на горно-таежных реках и, пожалуй, наиболее интересные и сложные. На протяжении сотен метров или нескольких километров вода несется через камни, то сливаясь и образуя мощный поток с огромными крутыми волнами, то разбегаясь среди камней, чтобы снова собраться где-нибудь под другим берегом. Постоянно нужно думать, куда идти, думать быстро: река не ждет. Лавируя между камнями, плот подходит к сливу. <Гребь на балаган!> — вода шумит так, что на расстоянии метра приходится кричать. Плот ныряет, вокруг пена и уйма щепок (почему их до сих пор не смыло, ведь плывем не первый день). Плота не видно, плечи и головы гребцов торчат прямо из пены, и только ноги ощущают, что палуба еще сохраняет более или менее горизонтальное положение. Из-под воды вылезает передняя подгребица, и мокрые носовые вгоняют гребь на место и снова что есть силы — влево, чтобы попасть в нужные ворота. В голове совершенно непонятный сплав предельного возбуждения с холодным рассудком.

    прямо через мелкосидящие камни. Первое требование при выборе камня, через который придется переезжать, — наличие возможно более толстого слоя воды над ним. На участках с большим падением лучше переезжать через камни, расположенные между 2 большими валунами. При уменьшении скорости плот закупоривает ворота} и поднявшаяся за кормой вода перетаскивает его через камень. Когда нет уверенности, что плот не застрянет, или когда падение и скорость небольшие и воде подняться не с чего, безопаснее выбирать маршрут через гряду примерно одинаковых камней: если плот остановится и даже развернется боком, его можно протащить через камни вагами.

    Разворот плота нежелателен из-за навала на соседние камни. Чтобы уменьшить стремление плота развернуться, при заходе на прыжок его нужно держать строго по течению, а камни пускать под днищем симметрично. Во время переезда через камень обе греби должны активно противодействовать развороту, причем для большего эффекта загребному передней греби лучше обернуться назад и, предугадывая стремление кормы уйти в сторону, работать своей гребью, не ожидая команд лоцмана. Движение комлями назад способствует сохранению заданного направления, но только при переезде через глубоко лежащие камни.

    Другой характерный элемент шивер — волны. С точки зрения переворота для большого плота опасны лишь высокие волны с крутыми скатами, особенно если они не стоят на месте, а <пляшут>, передвигаясь и меняя крутизну. Малый плот могут опрокинуть и метровые волны. Здесь многое зависит от опытности экипажа. Если волны вызваны сбоем струй, плот нужно вести по самому их гребню, не давая разворачиваться, а на сливах вовремя подставлять нос под закрученные валы. Заслуживает внимания способ плавания по волнам на малых плотах, применяемый сибирскими плотовиками: один из 3-4 членов экипажа находится за задней подгребицей и действует, как колясочник на мотогонках, откренивая при необходимости плот в нужную сторону. Это делается не только на волнах, но и при энергичной гребле, для пропускания под бортом мелкосидящих камней и т. д. Поскольку <колясочник> должен постоянно перешагивать через гребь, подгребицу приходится делать низкой, что мешает грести на больших волнах. Чтобы высокая подгребица не затрудняла работу <колясочника>, можно сделать для него сзади из 2-3 жердей приподнятый над палубой поперечный настил.

    Бояться, что кого-нибудь стащит волной с плота, тем более с большого, не следует: пока плот плывет, скорость воды относительно его не велика. Волны сильно ударяют лишь по носу, когда он заныривает, а середина судна и корма окунаются в почти неподвижную воду, и устоять на ногах не трудно. Задача экипажа — не всплывать, ибо плывущего человека, который ни за что не держится, отнести в сторону может очень легко.

    Серьезная опасность в том, что волны мешают грести, и, если этого не учесть, они могут перепутать все карты. На умеренной волне можно работать гребями, но из-за качки рукоятка то опускается ниже коленей, то поднимается выше головы, и. эффективность такой гребли не велика. При волнах, перехлестывающих через подгребицу, загребной носовой греби вынужден пропускать некоторые гребки, а при еще больших волнах временно прекращать работу, пока подгребица не выйдет из-под воды. Плот в этом случае приходится вести одной задней гребью, держа нужное направление. Плоты с солидным запасом плавучести позволяют грести при высоких волнах. К счастью, волны, которые мешают грести, бывают лишь в глубоких корытах шивер, где камней обычно мало. Если в гребне высоких волн все-таки встретится здоровый валун, его нельзя обойти с помощью нескольких гребков. В корыто вода сбегает с обеих сторон, стремясь к его середине, плот потащит туда же, и придется хорошо поработать, чтобы вырваться из гребня волн, особенно на начальном участке. В конце гребня выходить из него уже легко — это обычная быстрая струя с медленным течением по бокам. Здесь, используя разность скоростей, можно легко передвинуться в любую сторону.

    Если с наплыва не видно конца шиверы, если она настолько крута, что часть ее прячется за первым гребнем, если в ней слишком много камней, если река уходит в каньон, а также во всех случаях, когда вы чувствуете неуверенность, приставайте для осмотра. Нырнуть в сложную шиверу на авось — далеко не всегда самый быстрый способ доплыть до ее конца.

    Приставайте не перед самой шиверой, а так, чтобы успеть перейти к противоположному берегу реки, если более удобный заход окажется там. Когда впереди не видно высоких бомов, приставайте к тому берегу, который повыше, где вода вплотную подходит к террасе, — сверху лучше осматривать реку. Когда же впереди ожидаются бомы, приставайте к низкому внутреннему берегу: лазая по бомам, вы потеряете много времени.

    Шиверу длиной менее 1 км осматривают сразу от начала до конца. Если она длиннее, то осматривать и проходить ее нужно по частям. Если вы прошли вниз около 1 км (на особо сложных участках даже меньше), а конца шиверы не видно, начинайте подыскивать место, где можно легко пристать так, чтобы обеспечивался удобный заход в очередное препятствие, проводите плот через этот участок и приступайте к осмотру следующего.

    Смотреть длинную шиверу до конца не рационально. Во-первых, после осмотра 5-7 км и возвращения обратно уже хочется есть, а не плыть, а во-вторых, приговор, объявляемый сложному участку после поверхностного осмотра, часто бывает слишком категоричным:. Проходы обнаруживаются позже, при внимательном изучении участка и обсуждении многих вариантов. Лучше не идти на поводу у любопытства, а спокойно осматривать и проходить перегон за перегоном. Исключение составляют каньоны. Они обычно не слишком длинные, и их стоит сразу хотя бы в общих чертах просмотреть до конца, особенно если река проходится впервые или уровень воды значительно отличается от того, который был у ваших предшественников. Местные жители и геологи, как правило, по каньонам не лазят, и там может оказаться все, что угодно, вплоть до неизвестного и не отмеченного на карте водопада; кроме того, нужно иметь представление о расположении мест, где можно выбраться на берег в случае аварии в начале каньона.

    Сложные шиверы удобно осматривать в два приема. Идя вниз по реке, выявляют общую картину шиверы и ориентировочно намечают стратегию ее прохождения (возможно, с вариантами). Затем, дойдя до конца или до места приставания, поворачивают обратно и просматривают все проходы в деталях. Это удобнее делать, глядя на реку против течения: так легче определить глубину подводных камней, особенно при быстром течении и обилии волн. Не старайтесь запомнить все камни на реке. Наметьте с берега маршрут и запоминайте только ближайшие к нему камни, а 'может быть, только камни-ориентиры, мимо которых придется плыть или начиная от которых грести в ту или другую сторону. Река и, в частности, камни вниз и вверх по течению выглядят по-разному, поэтому, выбрав участок трассы и передвинувшись выше по реке, подойдите к самой воде и посмотрите на камни-ориентиры сверху, с подхода. При этом вы можете их просто не увидеть. Тогда вернитесь и привяжите камни к характерным береговым ориентирам, оценив расстояние до камней от берега, например: <Дальше идти в ворота между желтым и черным камнями, расположенными в 15 м от правого берега против засохшей раздвоенной ели>. Не выбирайте ориентирами наклонных деревьев: хотя около интересующего вас места будет всего одно, притом очень характерное наклонное дерево, подплывая потом к шивере, вы увидите, что весь берег уставлен ими. Если нет рядом хорошего ориентира, притащите какой-нибудь засохший стволик высотой 3-4 м и воткните его между камнями на берегу, лучше корневищем вверх. Людей в качестве ориентиров не ставьте: если плот почему-либо задержится с выходом, то у <ориентира> возникает вполне естественное желание сбегать узнать, в чем дело. На участках, где требуются сложные маневры, наметьте запасные варианты, чтобы, если маневр не пройдет, не растеряться.

    Обычно на шивере можно наметить несколько маршрутов. Критерий хорошо выбранного маршрута — минимальное Количество маневров плота и, следовательно, максимальное использование естественного направления течения воды. Определить его можно по бурунам и плывущей пене на глаз. Применять для этого палки и ветки бесполезно — до середины их все равно не докинешь. Из маршрутов примерно равноценных предпочтение следует отдать тому, который проходит ближе к вашему берегу: его вы сможете детальнее просмотреть, точнее выдержать, а в случае посадки всегда приятнее быть поближе к суше.

    Иногда попадаются такие сложные шиверы, что приходится долго бегать вокруг, чтобы найти хоть какой-то проход. В подобных ситуациях попробуйте, если возможно, переправиться на другую сторону и посмотреть оттуда; если ниже шиверы река поворачивает, сходите на место поворота и взгляните на шиверу вдоль нее — тогда могут обнаружиться проходы, которые не были видны сбоку; заберитесь на бом, даже если он расположен не напротив шиверы: с высоты запутанная река выглядит, как четкая схема, в которой легко разобраться. Только не забудьте потом привязать маршрут к видимым с воды ориентирам. Если нет бома, воспользуйтесь высоким деревом.

    Запутанную или длинную шиверу зарисуйте. Пример такой схемы с условными обозначениями показан на рис. 36. Схема читается легче, если ее делать 2-3 цветами. Поскольку масштаб должен быть крупный, составляйте схему по частям на соседних страницах записной книжки, нумеруя участки. Границами участков должны служить наиболее простые места шиверы. Схему составляют по крайней мере двое — лоцман и один из кормовых гребцов: сложные участки иногда совершенно не позволяют лоцману отвлечься от наблюдения за рекой и управления плотом, поэтому при прохождении шиверы схему держит напарник и по просьбе лоцмана напоминает ему о характере ожидаемых препятствий.

    Пороги

    Пороги, согласно принятой нами терминологии, характерны мощным, явно выраженным сливом. Слив может быть один, а может быть разделен обломками скал на 2-3 части, но каждая часть обычно бывает чистая, без камней. Берега в зоне порога, как правило, образованы скальными породами, река узкая, местами вода сильно наваливается на береговые утесы или валуны. Если порог имеет несколько сливов, расположенных каскадом, то они нередко находятся не против друг друга. Вода, разогнавшись на одном сливе, налетает на берег или обломок скалы, останавливается, а рядом возникает новый слив. Иногда пороги расположены в каньонах, или, как их называют в Сибири, <щеках>, что еще больше осложняет плавание.


    Рис. 36 Лоцманская схема участка шиверы (составляется без соблюдения реального соотношения ширины и длины реки, размеров камней; желательно использование разных цветов — указаны в скобках):
    1 — порядковый номер участка данной шиверы (красным); 2-ориентир, служащий началом участка (красный); 3 -бом (черным) бомы служат крупными ориентирами на маршруте и в отчетах; 4- отвесный берег высотой в несколько метров (черным), 5 — непроходимая каменистая мель (черным); б — завал (черным); 7- волны высотой до 1 м (синим). Обозначение применяется при плавании на малом плоту, 8 — волны высотой 1-2 м (синим); 9 — волны высотой более 2 м (синим); 10 — направление течения (синим), 11 — область беспорядочного течения или стоячей воды (синим); 12 — прижим (синим); 13 — слив (синим); 14 — надводный камень (черным). Размер значка в произвольном масштабе отражает его величину. Камень квалифицируется как надводный, если он при взгляде вниз по течению виден выступающим из воды. Если он прикрыт набегающей водой и с <наплыва> заметен лишь бурун после него, камень считается подводным, даже если при взгляде против течения отчетливо видно, что он выступает из воды, 15 — надводный камень, который виден издалека, служит важным ориентиром; имеет характерную форму, которая <бросается в глаза>; опасный и требует повышенного внимания Таким камням для удобства часто присваивают собственные имена (черным); 16 — подводный камень (черным). Так обозначают камни, за которые плот может зацепить (или сесть). Если очевидно, что над камнем плот проходит, сам камень не обозначают, а рисуют лишь бурун от него (п 18); 17 — крупный, важный как ориентир, опасный подводный камень (черным), 18 — бурун от подводного камня Служит ориентиром (синим); 19 — участок реки, по которому плот наверняка не пойдет Что бы там ни находилось, на лоцманской схеме он остается пустым, чтобы не загромождать ее. В схемах для отчетов эти зоны целесообразно заполнить; 20 — запланированная траектория плота. В отчетах — фактическая траектория (красным); 21 — запасная траектория на случай, если маневр не удастся или на подходе станет ясно, что он не выполним (красным), 22 — работа обеими гребями (красным). Обозначение ставится, если необходимость работы для пересечения массива воды видна при разведке и может быть не очевидна при прохождении; 23 — сильная работа обеими гребями на всем отмеченном участке (красным); 24 — плот проходит вплотную к камню; 25-плот <прыгает> через подводный камень, 26 -плот прижимают гребями к камню и разворачивают вокруг него (красным); 27 — заход в <тень> камня или мыса (красным); 28 — на таком расстоянии от берега (или камня) нужно подходить к данному месту. Применяется, если более мелкие ориентиры, на которые следует выйти (например, ворота), издали не видны (черным), 29 — естественный ориентир (сломанная елка); точкой показано фактическое место ее расположения (черным); 30 — искусственный ориентир (черным); 31 — очень опасное или сложное место. Максимум внимания (красным); 32 — точка и направление фотосъемки Рядом номер соответствующей фотографии. Применяется в отчетах

    Пороги нужно обязательно осматривать. Из-за малой ширины реки даже при незначительном изменении расхода воды характер порога может измениться до неузнаваемости, так что полагаться на описания или рассказы нельзя. По той же причине проходить порог следует в день осмотра. Если это неудобно, придется тщательно отметить уровень воды около лагеря и в случае изменения его назавтра — повторить осмотр.
    • +8

    Комментарии (0)

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.