FF Строительство и сплав на плоту №7 / Мастерская / НеПропаду

Мастерская: Строительство и сплав на плоту №7

  • Автор: umcbrat
  • Опубликовано: 03 июня 2011, 20:50
  • Продолжение

    Греби вытесывают из цельного древесного ствола или делают составными, изготавливая веретено и лопасть отдельно.

    Цельнотесаная гребь лучше всего по качеству, но трудоемка. При средней квалификации один человек тратит на такую гребь. 6-8 часов. Ее выполняют из сырого дерева, предпочтительно из ели (можно и из лиственницы, но она в сыром виде более ломкая). Диаметр в комле определяется высотой лопасти. Чтобы не ослабить брус греби, на соответствующем участке ствола не должно быть толстых сучьев. Дерево на длине греби не должно иметь значительной кривизны (небольшую кривизну можно исправить при разметке). Сняв полосу коры примерно на 1, 5 м по высоте, проверьте, не идут ли волокна дерева по спирали: при обработке такого бревна все время получаются защепы, а лопасть легко трескается. Свалив дерево, сразу проверьте, не гнилая ли у него сердцевина.


    Рис. 23. Этапы изготовления цельнотесаной греби.
    а — разметка бревна; б — запиливание;
    в — крепление заготовки; г — разметка в плоскости лопасти

    Сырые бревна — тяжелые, поэтому вытесывать гребь, хотя бы начерно, удобнее на месте. Размечают бревно натертой углем бечевкой (рис. 23, а). Отбив необходимые линии, бревно перекатывают на 90° и делают запилы через 0, 3-0, 5 м, немного не доводя их до разметочных линий (рис. 23, б). Разметку можно делать лишь с одной стороны, следя за горизонтальностью пилы. Грубо протесав 0, 5- 1 м бревна со стороны лопасти, клином закрепляют полученную доску в пазу чурбака (рис. 23, в), а другой конец бревна кладут на второй чурбак с полукруглой вырубкой. У тонкого конца заготовки желательно оставить торчащими 1-2 сука и для лучшей фиксации воткнуть их в землю. Бревно протесывают в два прохода — грубо по запилам и начисто по разметке. Полученную заготовку размечают в плоскости лопасти (рис. 23, г).


    Рис. 24. Вытесывание греби из кривого бревна.
    Брус греби может быть прямым или кривым, но три точки,
    обозначенные крестиками, должны лежать
    на одной прямой линии (штрих-пунктирной)


    Рис. 25. Упрощенные варианты конструкций гребей:
    а — протесанное бревно; б — Составная лопасть;
    в — накладная лопасть, г, д — дюралюминиевая лопасть

    При изготовлении греби из кривого дерева рукоятку нужно сместить вверх или вниз от оси бревна так, чтобы середина лопасти, середина участка бруса, лежащего в пазу подгребицы, и верх рукоятки были на одной прямой (как показано на рис. 24). В противном случае при сильных гребках кривая гребь будет выворачиваться из паза. О необходимости расположения этих трех точек на одной прямой нужно помнить и при изготовлении составной греби с лопастью, повернутой относительно бруса, как у хоккейной клюшки (рис. 25, в).

    Протесывая брус, оставляют нетронутой нижнюю его сторону в районе подгребицы длиной 0, 5-1 м. Этот участок будет обработан после балансировки греби. Покончив с брусом, производят окончательную обработку лопасти. Начинающие плотовики, как правило, завышают толщину, а следовательно, и вес лопасти, чем ухудшают соотношение плеч греби.

    Цель столь трудоемкого вытесывания греби — максимально облегчить ее, чтобы с гребью, рассчитанной на 3-4 человека, мог справиться и один. Для малого плота, на носу и корме которого работают по гребцу, гребью хорошо служит примитивно отесанное бревно (рис. 25, а). Если оно сухое, то вес такой греби не велик для одного человека, а плохое соотношение плеч можно скомпенсировать увеличением площади лопасти (т. е. более глубоким погружением греби в воду).

    Составные греби, у которых брус и лопасть изготовляются отдельно, менее трудоемки, так как брус вытесывается из существенно более тонкого бревна, которое в этом случае располагается комлем в сторону рукоятки.

    Удачная конструкция составной греби показана на рис. 25, б. По качеству (вес, прочность, соотношение плеч) такая гребь мало уступает цельнотесаной, однако себестоимость ее значительно меньше. Размеры и технология изготовления бруса такие же, как и для цельнотесаной греби, но для протесывания не нужны запилы, так как снимаемый слой имеет небольшую толщину. Перья лопасти лучше вытесывать из сухого дерева. Высота пера 6-8 см, ширина основания 3-4 см. Каждое перо прибивается 2-3 150-миллиметровыми гвоздями к брусу. Под гвозди в перьях нужно сделать отверстия с помощью 4-5-миллиметрового буравчика, особенно если перья сухие.

    Гребь с накладной лопастью (рис. 25, в) хуже из-за асимметрии и большого суммарного веса лопасти и конца бруса, что приводит к плохому соотношению плеч или к необходимости привязывать противовес. Достоинство накладной лопасти в том, что ее можно расположить не вдоль бруса, а несколько повернуть так, чтобы при малой глубине вся лопасть могла погружаться в воду (см. рисунок). Эту гребь сделать легче, чем предыдущую, только если есть готовая доска. Лопасть пришивают к брусу 3-5 гвоздями или привязывают проволокой, отверстия для которой прожигают или сверлят буравчиком.

    Некоторые группы берут с собой лопасти, склепанные из 1, 5- 2-миллиметрового дюралюминия. Такая лопасть насаживается на брус и крепится парой гвоздей (рис. 25, г). Чтобы в процессе работы набирающаяся в лопасть и вытекающая из нее вода не меняла балансировку греби, некоторые плотовики забивают внутренние пустоты пенопластом Хорошо работает лопасть, изготовленная из одного листа дюралюминия толщиной 3-4 мм, вставленная в продольный пропил бруса и прибитая или привинченная парой болтов (рис. 25, и). Такая лопасть может быть <разборной>, т. е. состоять из 2-3 частей.


    Рис. 26. Вариант рукоятки греби для 4 человек

    Рукоятку греби лучше делать плоской, позволяющей держать ее хватом сверху и снизу. Круглая рукоятка (как на обычных веслах) годится для 1-2 гребцов, а когда их 3-4, то плоская рукоятка получается короче, и каждая рука быстрее привыкает к своему месту Чтобы не делать длинной рукоятки, т. е. не облегчать внутреннее плечо греби, можно для рук вырубить захваты под пальцы (карманы) Хороши в качестве рукояток вертикальные колышки диаметром около 30 мм и высотой примерно 100 мм, которые забивают в просверленные буравом отверстия. Удобный вариант рукоятки греби для 4 человек показан на рис. 26. Для быстрого вытаскивания греби, особенно тяжелой, установите еще один, а то и два вертикальных колышка в 1-1, 5 м от рукоятки так, чтобы, продвинув назад гребь за один колышек, можно было, не сходя с места, дотянуться до следующего.

    Готовую гребь кладут на подгребицу или имитирующее ее бревно, и вывешивают так, чтобы лопасть на половину или две трети была погружена в воду. Это соответствует смещению ц. т. греби примерно на 0, 5 м от подушки в сторону лопасти. На нижней части бруса, там, где гребь опирается на подгребицу, делают запил до продольной разметочной линии и стесывают оставленный полуметровый участок бруса. В результате образуется уступ, который упрется в подушку подгребицы и не даст греби выдвинуться дальше, чем нужно. Уступу в плане придают треугольную форму (рис. 27, а).


    Рис. 27. Установка греби:
    а — форма паза и опорного участка греби;
    б — запиливание паза; в, г, д — закрепление греби

    Паз в подушке подгребицы. Гребь кладут на закрепленную подушку подгребицы, отводят в сторону, как при заносе, и отмечают положение обеих граней греби на подушке карандашом или пилой. Также делают две отметки при другом положении греби (рис. 27, б). В крайних положениях рукоятка не должна доходить до края плота, в противном случае даже при неопасной посадке на камень зазевавшегося гребца может выкинуть гребью за борт. По полученной разметке в подушке делают два X-образных пропила на толщину греби и прочищают паз долотом или топориком. Запиливайте паз так, чтобы его стенки были вертикальны, иначе при сильных гребках гребь будет зарываться глубоко в воду или выскакивать из паза.

    Во время работы гребь с каждым взмахом понемногу вылезает на плот. Происходит это потому, что при движении ее в разные стороны она вращается в подгребице не вокруг одного центра, а по очереди: то вокруг левой, то вокруг правой грани бруса, как показано на рис. 28. Не вылезают только очень короткие греби, которые имеют значительный наклон в сторону воды. Упорно вылезающая на плот гребь мешает работать, приходится часто прерывать греблю, чтобы втолкнуть ее на место. Между прочим, уступ на греби предназначен в основном для того, чтобы было ясно, насколько нужно вдвинуть гребь после того, как она вылезла. Гребь в сторону рукоятки расширяется, поэтому, если ее вдвинуть дальше, чем нужно, она заклинится в пазу.

    Гребь меньше выдвигается на плот, <ели наклон паза, в котором она лежит, настолько крут, что гребь лежит на внутреннем по отношению к плоту ребре паза. Лучшее средство борьбы с вылезанием греби — намазать нижнюю поверхность бруса мылом. Но при этом упорный уступ нужно иметь обязательно, так как свеженамыленная гребь мгновенно ускользнет за борт. Если толщина, бревна не позволяет выкроить упорный уступ, его может заменить штырь, вбитый в просверленное буравом отверстие, или длинная накладка, прибитая 3-5 гвоздями.

    На участках реки, где ожидаются большие волны, гребь нужно закреплять, чтобы ее не смыло с подгребицы. Простой и надежный способ — привязать или прибить дугообразный березовый стволик (рис. 27, в). Иногда удается найти такую березку, что под арку пролезает лопасть и гребь можно вынимать, не снимая крепления. При поломке греби для ускорения замены ее на запасную — березку перерубают. Вместо дуги можно вбить 2 наклонных колышка {рис. 27, г). Их нужно так опилить, чтобы между ними проходил верх лопасти греби, а брус не проходил. Если участков с волнами мало, гребь можно временно закрепить веревочной петлей, охватывающей накрест гребь и подгребицу. Чтобы веревка не попадала в. паз, ее лучше брать потолще или обвить вокруг согнутого в кольцо прутика (рис. 27, д). На мелких каменистых участках носовая гребь упирается иногда в подводный камень, и ее резко выбивает на плот. Поскольку в таких местах нет нужды быстро выдергивать гребь,, целесообразно ограничить ее перемещение назад Для этого на тонкую часть рукоятки греби надевают петлю из веревки, другой конец, которой привязывают за носовую шпонку. Натянувшаяся веревка защищает кормовую команду и способствует срыву лопасти с камня вверх.


    Рис. 28. Как гребь <вылезает> на плот
    Р1, Р2, Р3 — последовательные положения метки, нанесенной на гребь

    Запасная гребь на сложных реках необходима. По опыту автора, ее приходилось использовать примерно в трети походов. Две запасные греби, видимо, не нужны, так как поломка на одном пороге двух гребей маловероятна. Запасная гребь может быть короче, тяжелее, хуже по качеству, чем основные, например полуфабрикат обычной греби, но она обязательно должна входить в пазы носовой и кормовой подгребиц и быть не слабее основных гребей.

    Запасную гребь кладут вдоль по борту и привязывают у носа к кормы веревками, которые при надобности обрубают. Казалось бы, чаще должна ломаться передняя гребь, однако ломаются в основном задние. Видимо, это связано с тем, что передняя гребь постоянно находится перед глазами носовой команды и лоцмана, а на заднюю никто не смотрит и опасности для нее возникают более неожиданно. Поэтому запасную гребь, наверное, лучше сразу класть лопастью назад.

    Оборудование плота

    Багажник (грузовая площадка, помост) служит для укладки груза Его располагают или в середине плота, или перед задней подгребицей. Размещение багажника на спортивном плоту в середине ничем не оправдано. Утверждение, что оно способствует симметричной загрузке судна имеет под собой слабую почву. В спортивном путешествии груз весит вдвое меньше, чем участники, поэтому перемещение его в любое место можно легко скомпенсировать небольшими изменениями в расстановке людей. Если плот идет комлями назад, то даже хорошо, что большая часть суммарной нагрузки приходится на корму. Грузовая площадка, расположенная в середине, отнимает полезную площадь, не позволяет разместить длинные греби, затрудняет быстрое передвижение по плоту, необходимое во время аварий или для их предотвращения, лишает носовых гребцов возможности оттянуться назад на крутых сливах. А перед задней подгребицей, под внутренним плечом греби, все равно пропадает никак не используемое пространство, к тому же самое сухое на плоту. Даже большие волны, перекатывающиеся через переднюю подгребицу, не всегда накрывают вещи, расположенные на корме. Кроме того, сама кормовая подгребица — хорошая основа для крепления багажника.

    Главные требования к багажнику следующие. Груз должен быть приподнят над бревнами става, чтобы мелкие волны не мочили его. Если багажник расположен на корме, то выше примерно 15 см поднимать вещи не следует, ибо они будут мешать работе _ греби. В середине плота их можно поднять и выше. Багажник должен быть в 2-4 точках крепко связан со ставом плота, чтобы груз не был сорван висячим деревом или напором воды при посадке плота на камень. С обоих боков или впереди и сзади багажника должны располагаться хорошо закрепленные жерди, к которым удобно привязывать груз.

    Примеры конструкций багажников показаны на рис. 18 и 19. При П-образной подгребице (см. рис. 18) в пазы между бревнами става кладут 4 коротких чурбака, а на них 2 поперечины 6, которые привязывают к стоякам подгребицы и к передним колышкам 5, вбитым в соответствующие пазы. На поперечины укладывают решетку из 4-6-сантиметровых палок и на нее ставят вещи. Выше, по краям, прибивают или привязывают 2 жерди 7, служащие перилами багаж-лика. Передние колышки можно не ставить. В этом случае перила идут наклонно и Впереди ложатся на поперечину 6, где и привязываются прямо к бревнам става. В более низком варианте чурбаков не используют, а более толстые жерди 6 кладут прямо на бревна става и прибивают гвоздями. В таком варианте одну из жердей может заменить выступающая кромка шпонки.

    На основе подгребицы с наклонными стрелами багажник получается менее емким, и часть вещей иногда приходится располагать позади бревна-упора или у передней подгребицы. Однако делать его проще. Если перекладина, лежащая поперек нижних концов стрел, расположена достаточно высоко, то решетка из палок укладывается на эту перекладину и ронжину, а стрелы по совместительству играют роль перил. Вот и весь багажник.
    • +10

    Комментарии (0)

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.