Снаряжение для выживания: Спасательные жилеты.

  • Автор: Dark
  • Опубликовано: 08 сентября 2012, 22:35

  • Занимаясь продажей спасательного снаряжения я собрал достаточно материала для написания статьи. Осторожно, много фоток! Итак, поехали…
    Наличие спасательных средств диктуется правилами и здравым смыслом.
    Минимальным средством безопасности на воде является спасательный жилет. Нужно для себя уяснить, что спасательный жилет это не способ сэкономить на прохождении техосмотра, а иногда, это единственный шанс выжить.
    Изделие, именуемое спасательный жилет, в России разделяются на два вида:
    — спасательный жилет
    — жилет плавающий или страховочный.
    Изделие с названием «спасательный жилет » должно удовлетворять основным параметрам:
    соответствующей положительной плавучести (20 и 9 кг в зависимости от размера)
    прочности поясного ремня (не менее 320 и 240 кг на разрыв )
    способность поддерживать органы дыхания в 12 см над поверхностью воды
    наличие светоотражающих элементов, поискового огня и т.д.

    Если ваше изделие удовлетворяет этим требованиям то по действующему законодательству оно является действительно спасательным жилетом. В России характеристики СЖ регламентирует ГОСТ – 22336-77. Других официальных нормативных документов по СЖ в России не существует! В руководящих технических документах ГИМС РФ требований к спасательным жилетам практически нет. Поэтому инспектора ГИМС при регистрации маломерных судов и проведении технического осмотра ограничиваются проверкой наличия на каждого члена экипажа спасательного жилета, а по конструкции и другим характеристикам руководствуются своим представлением о спасательном жилете (например, он должен быть обязательно оранжевого цвета). Как показывает практика, технические требования к жилетам отличаются в разных регионах России. Исходя из изложенного, при выборе спасательного жилета на прогулочное судно вся ответственность ложится на капитана, на его опыт и добросовестность.
    К жилетам плавающим или страховочным относится все то, что не попадает под первый пункт, но к ним мы еще вернемся.
    Итак, что же такое спасательный жилет? Как уже было сказано, спасательный жилет (СЖ) предназначен для удержания массы тела на поверхности воды, причем расположение органов дыхания человека должно быть выше водной поверхности на 12 см.
    Основной характеристикой СЖ является его плавучесть. Она выражается на СЖ в Ньютонах. Говоря простым языком, 10 Ньютонов «компенсируют» один килограмм веса, то есть, СЖ с плавучестью 100N должен удержать на поверхности воды привязанную к нему гантелю весом в 10 кг. Человек, при попадании в воду, весит всего 10% от его веса тела, с наполненными воздухом легкими его плавучесть становится и вовсе положительной. Другими словами, человек всплывет. Если добавить к его весу тела, вес одежды, обуви, снаряжения, и прочего, то для того чтобы остаться на плаву человеку необходим жилет с плавучестью в 40 Ньютонов (около 4 кг). В Европе действуют свои стандарты, которые регламентируют характеристики СЖ:
    Е393 – страховочный жилет, с плавучестью не менее 50N. Район эксплуатации таких жилетов – закрытые водоемы с удаленностью от берега не более 5 миль.
    Е395 – спасательный жилет, с плавучестью не менее 100N. Район эксплуатации таких жилетов – закрытые водоемы с удаленностью от берега не более 20 миль.
    Е396 – спасательный жилет, с плавучестью не менее 150N. Район эксплуатации таких жилетов – неограниченные по удаленности от берега акватории.
    Е399 – спасательный жилет, с плавучестью не менее 275N. Район эксплуатации таких жилетов – неограниченные по удаленности от берега акватории в экстремальных ситуациях.
    А теперь подробнее… Прежде всего, необходимо определиться для каких условий Вы покупаете себе СЖ. Для спокойной воды, спортивной гребле, вейк-бординга, кайт-серфинга и прочих спортивных дисциплин недалеко от берега, где нужна свобода движений и комфорт, следует обратить на поддерживающие/страхующие жилеты, стандарта Е393. Чаще всего это неопреновые или капроновые жилеты с пенополиэтиленовым наполнением. Они имеют броский дизайн, регулирующий ремень и молнию. Форма и конструкция жилета должны не стеснять движений, позволять свободно наклонять корпус и поворачиваться, и не ограничивать обзор.


    Для сплавов по бурным рекам, рафтингу, и аквабайку, необходимы СЖ стандарта Е395, с плавучестью не менее 100N. Это уже — Спасательные жилеты с регулируемым поясным и паховыми ремнями. Такое надежное крепление удержит на теле СЖ при падении в воду с гидроцикла на большой скорости, или при сплаве по бурной реке. Ранее практиковались спасательные жилеты в виде надувного воротника, поддерживающего утопающего над водой. Сейчас не рекомендуется использовать такие жилеты при сплавах на бурных водоемах из-за большого процента травматизма утопающих. Такой жилет рекомендуется только на водоемах без течений.Элементы плавучести должны располагаться несимметрично, больший объем располагается на груди, меньший на спине, это позволит занимать положение в воде грудью вверх.

    При увлечениях парусным спортом, гидроавиации на морях и океанах необходимы СЖ соответствующие стандарту Е396 (150N). Эти СЖ являются надувными, то есть представляют собой мешок, который надевается на шею и надувается с помощью баллончика с газом. При попадании в воду, в жилете, в специальной камере, растворяется солевая таблетка, которая освобождает боек, который в свою очередь пробивает баллончик. Газ заполняет полость за 2-3 секунды. Даже если человек ударился головой о гик и свалился без сознания в воду, то такой СЖ надуется автоматически, перевернет его лицом к небу и не даст захлебнуться водой. Если необходимо покинуть самолет или помещения корабля (ведь сраздутым СЖ на шее это сделать будет очень трудно) жилет можно надуть вручную, дернув при этом за кольцо. Чтобы поддуть жилет, или надуть его полностью в отсутствии баллончика, используется специальный клапан-трубка.



    Некоторые жилеты оснащаются специальным прозрачным экраном от брызг, и заливания лица водой.


    СЖ стандарта Е399 используются в самых жестоких и экстремальных условиях, например, кругосветных регатах. Они обладают максимальной плавучестью – 275N.


    После катастрофы Титаника была введена Международная конвенция по спасению человеческих жизней на море — SOLAS. Я не буду перечислять все ее пункты (для этого есть Википедия), но скажу что, в дополнении к существующим нормам, СЖ должны быть укомплектованы свистком, светоотражающими лентами и проблесковым маячком.
    При выборе СЖ обращайте внимание на следующее:
    — строчка должна быть очень аккуратной. Никаких ниток торчать не должно! Все элементы жилета должны быть пришиты очень крепко.
    — проверьте застежки, молнии, карабины, пряжки и клипсы. Сможете застегнуть все быстро в толстых перчатках? А трясущимися от холода голыми руками?
    — Наличие грудной обвязки даже очень желательно. Скорее в хорошем «спасике» она есть и она выполнена таким образом, чтобы можно было быстро прикрепиться к веревке, но и быстро освободиться. На спине должна быть заметная и широкая стропа в виде ручки. За нее вытаскивают гребца из воды. Эта стропа тоже должна быть очень хорошо пришита.
    — При выборе СЖ обратите внимание на наличие хотябы одного кармана. Он не должен болтаться, а должен быть размещен либо внутри жилета так, чтобы предметы, расположенные в нем Вам не мешали, либо сбоку. В кармане можно разместить минигермоупаковку с документами, спичками и фонариком.

    — Хороший жилет обязательно имеет регулировочные ремни, чтобы посадить жилет на тело нормально.
    — Некоторые опытные туристы считают, что наличие кармана для стропореза — это одно из обязательных условий. Это действительно так. В экстремальных ситуациях стропорез может спасти Вашу жизнь.
    — Помните! Недобросовестный производитель, порой, пишет плавучесть на жилете (например 100N) даже не испытывая его на деле! Доверяйте проверенному производителю, или, еще лучше, заранее испытайте его где-нибудь в бассейне.
    Стоит заметить, что (в общем случае) СЖ не является единственным элементом снаряжения, обеспечивающим ваш запас плавучести.
    Объем воздуха в порах гидрокостюма «мокрого» типа (неопрен) может достигать 5 литров. Значительная часть этих пор так и остается «воздушными мешками», существенно увеличивающими Вашу плавучесть. В непромокаемом гидрокостюме плавучесть и того больше!
    Сегодня на Мировом рынке представлены огромное разнообразие спасательных и страхующих жилетов. Выпускают жилеты специально для женщин, для инвалидов, и даже для собак.



    Про маленьких детей тоже не забыли!



    И несколько слов об армейских спасательных жилетах… Эти СЖ используют бойцы антитеррористических подразделений и силы специального назначения армии и флота. Плавучесть у некоторых СЖ потрясающая — 375 N! Такие жилеты выдержат бойца, со всем его снаряжением. К сожалению, таких вещей я не испытывал и даже не трогал. Продаются только на государственном уровне, но я решил фото все равно подкинуть, для полного представления.












    На этом все. В следующий раз напишу о других спасательных средствах и гидрокостюмах. Берегите себя!
    • +31

    Комментарии (17)

    avatar

    08 сентября 2012, 23:04
    +58.79 vtoroybes — Москва и ближайшее Подмосковье
    А по плавающим костюмам или костюмам-поплавкам какое либо мнение имеется? Какой репутацией пользуются они у спасателей. И доводилось сравнивать или пользовать эти изделия?
    • v
    • +1
    avatar

    09 сентября 2012, 08:40
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    суперские костюмы! главное, с размером не напортачить
    использовал ленинградские (с клапаном-закруткой а-ля л-1) и «дельфин» (с приклеенными резиновыми сапогами и молнией по диагонали) на льду и в полынье. дельфин прочнее, кондовее, прочные сапоги внушают некоторое спокойствие за целкостьостность.
    avatar

    08 сентября 2012, 23:23
    +20.90 Dark — Санкт - Петербург


    Вы такой имели в виду? Подобные костюмы используют на тренировках в центрах подготовки моряков и пилотов гидроавиации. Я знаю два таких центра в Питере, и скоро там буду. Сделанные фотографии обязательно прикреплю к своей следующей статье.
    К спасателям МЧС сложно пробиться, это государственная служба. Они используют гидрокостюмы отечественного производства, кажется. Что я знаю точно, так это то, что некоторое модели нашей фирмы использует Королевская береговая охрана Великобритании. Об этом я тоже напишу в следующий раз) Сравнивать, к сожалению, не приходилось. Испытывал только костюмы своего предприятия. Про свои могу сказать, что очень удобны.
    • v
    • +1
    avatar

    08 сентября 2012, 23:43
    +58.79 vtoroybes — Москва и ближайшее Подмосковье
    Типа этого, их несколько разных типов.
    avatar

    08 сентября 2012, 23:45
    +33.88 Virilad — Лучший город на Земле.
    Познавательно, ничего не скажешС удовольствие почитаю продолжение.
    • v
    • 0
    avatar

    09 сентября 2012, 07:23
    +78.35 UncleGans — Владивосток
    Понравилась статья, содержательно.
    • v
    • +1
    avatar

    09 сентября 2012, 07:51
    +55.60 messor — Пермь
    Все очень «в тему», Т+
    • v
    • 0
    avatar

    09 сентября 2012, 08:35
    +0.67 vovan8707 — Хабаровск
    Уважаемый ты продаешь их? Если да, то кирнь ссылку в личку, если есть интернет магазин.
    • v
    • 0
    avatar

    09 сентября 2012, 08:42
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    можно и не в личку. хорошо бы с названием конторы. а я на службе свои костюмы погляжу, вдруг вашей выработки, ленинграской
    avatar

    09 сентября 2012, 10:27
    +55.60 messor — Пермь
    Я тоже считаю, что мы должны знать названия хороших, качественных вещей…
    • v
    • +1
    avatar

    09 сентября 2012, 13:04
    +20.90 Dark — Санкт - Петербург
    пожалуйста! www.typhoon-dive.ru/work_nadvodniye.php
    сайт еще находится в разработке. если будут вопросы пишите!
    • v
    • 0
    avatar

    09 сентября 2012, 13:17
    +20.90 Dark — Санкт - Петербург
    К сожалению, мне не получилось выложить свои фотографии на сайт, наверное слушком много весят. Оставлю здесь, в продолжении темы. Это я с пирса нырял, в акватории Невы))
    • v
    • +1
    avatar

    12 сентября 2012, 10:34
    хорошо иногда вспоминать, теме +. кстати насчет жилетов ещё вспомнилась какая-то книженция по выживанию, где рекомендовали засунуть под шмотку пустые пэт-бутылки для увеличения плавучести в экстремалке, так невольно встаёт вопрос: никто случаем не пробовал?
    • v
    • 0
    avatar

    08 октября 2012, 17:21
    Подскажите, пожалуйста, а может ли спасательный жилет помочь при цунами? В моем понимании что это будет такая каша, что человеческое тело просто превратится в одну сплошную кашу из-за ударов о различные поверхности.
    • v
    • 0
    avatar

    08 октября 2012, 20:01
    Не поможет, как и в селевом потоке. Если только «на излёте», когда остатки волны превратились в просто наводнение. Но там тогда ещё и куча всяких обломков приедет.
    avatar

    09 октября 2012, 02:26
    спасибо. сначала покупаю, потом думаю. ))
    avatar

    11 января 2014, 11:12
    +144.32 Goldem — Московская область
    Спасибо за подробную статью!
    • v
    • 0
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.