Гостевая: САМОДЕЛЬНАЯ ЛОДКА ИЗ ПЕНОПЛАСТА. КАК СДЕЛАТЬ ЛОДКУ ИЗ ПЕНОПЛАСТА

  • Автор: Robinson
  • Опубликовано: 02 декабря 2011, 14:43
  • Здравья желаю, товарищи! Недавно наткнулся в инете на интересную тему: ЛОДКА ИЗ ПЕНОПЛАСТА.

    Обычно судостроители-любители при знакомстве с каким-либо новым материалом оценивают его прежде всего с точки зрения применимости для постройки лодки. Пенопласт не был исключением. Его сразу же начали использовать в качестве изоляции, для обеспечения непотопляемости, при постройке стеклопластиковых судов — для изготовления узлов набора. А вот в качестве основного конструкционного материала пенопласт почему-то не применяют, хотя, на мой взгляд, малые лодки-челноки и тузики делать из него можно и нужно.

    Напомню основные преимущества пенопласта перед «традиционными» материалами, обычно применяемыми для постройки таких лодок (не будем говорить о термопластах, которых пока нет). Пенопласт легок, обладает достаточной прочностью, высокими теплоизоляционными качествами, неплохо режется и пилится (пенопласты типа ПС-1 и ПСБС отлично режутся нихромовой струной, нагретой при подключении к ней электрического тока), хорошо склеивается. С другой стороны, изгибать пенопласт нельзя.

    Для проверки возможностей пенопласта марки ПС-1 я сделал из него безнаборную непотопляемую весельную лодку «Гамма», которая при весе около 20 кг имеет грузоподъемность 120 кг и довольно удобна в эксплуатации, особенно при выездах на рыбалку на легковом автомобиле.

    Основные размерения лодки:
    Длина наибольшая, м 2,60
    Ширина по планширю, м 1,05
    Ширина по днищу, м 0,78
    Высота борта на миделе, м 0,38
    Высота борта в оконечностях, м 0,40
    При проектировании самым трудным делом оказался выбор формы корпуса: из плоских элементов надо было сделать ходкое, легкое в изготовлении и удобное суденышко.

    В конце концов, получился тузик с транцевым носом и кормой, килеватой носовой частью, наклонными (с развалом) бортами и плоским днищем, несколько приподнятым к корме (здесь установлен кормовой киль-плавник).

    Теоретический чертеж корпуса лодки из пенопласта

    Раскрой деталей лодки из пенопласта

    увеличить, 1248х2642, 326 КБ
    I — кормовой транец; II — кормовая часть борта (2 шт.); III — кормовая часть днища; IV — борт (2 шт.); V — днище; VI — носовая часть борта (2 шт.); VII — скуловой лист (2 шт.); VIII — носовой транец.

    Отдельные плоские детали толщиной 30 мм после склеивания образуют монолитную конструкцию. Транцы выполнены из листа вдвое большей толщины и плавно скошены по контуру. Стыкующиеся кромки соединяемых деталей срезаны на угол, как показано на эскизе. Это дает увеличение площади склеивания по соединениям и несколько упрощает раскрой листов, так как отпадает необходимость делать пересчет размеров на толщину притыкающейся детали.

    Постройку лодки можно разделить на три этапа: раскрой листов — изготовление деталей корпуса; подгонку деталей по стыкам — сборку; склеивание и окончательную отделку.

    Схема углового соединения деталей.
    Для более эффективного использования материала при раскрое листов рекомендую предварительно из плотной бумаги вырезать выкройки-шаблоны. После вырезки всех деталей по соединяемым кромкам надо срезать угол — снять фаску на величину n (см. эскиз выше), которая в зависимости от центрального угла а и толщины листа 6 определяется по формуле:

    Если у вас нет уверенности в прямолинейности кромок, срезать «на угол» следует только одну из них; притыкающуюся к ней кромку придется подгонять при сборке.

    Для удобства подгонки и сборки лучше всего изготовить стапель из пяти пар «поперечных» и двух пар «продольных» стоек-кильблоков, фиксирующих положение деталей днища и бортов, а также носового и кормового транцев.


    Склеенный корпус на стапеле.
    Склеивание можно производить любым клеем, рекомендуемым для пенопласта. Я применял эпоксидный клей на основе смолы ЭД-5. После того как клей полностью встал, прострогал свободную кромку борта и наложил на нее по всему периметру корпуса деревянный буртик — дубовую планку на клею и шурупах. Для надежности по всем углам и стыковым соединениям на уровне верхней кромки борта снаружи наложил продольные планки из сплава АМг (полоса 1,5X20 длиной по 130 мм на сторону от оси стыка). Такой же полоской оковал и кормовой плавник, поставленный на днище.

    После шпаклевки и зачистки корпус снаружи и изнутри был покрыт нитроэмалью. Такой защиты оказалось практически достаточно, поэтому вполне можно обойтись без оклейки пенопласта стеклотканью и т. п.

    Съемные банки, которые служат одновременно и поперечными связями, распирающими борта, на «Гамме» сделаны деревянными. Они получатся легче, если и их вырезать из пенопласта, пустив по краям подкрепляющие деревянные рейки. Банки навешены на борта при помощи обойм — захватов, согнутых из обрезков сплава АМг. Руль навешивается на штыри, поставленные на кормовом транце.

    Уже начав испытания «Гаммы», я все еще сомневался в правильности выбора материала, опасаясь за прочность пенопластового корпуса. Однако с каждым новым выходом я проникался все большим доверием к своей лодке. Плавания в самых различных условиях, перевозки и перетаскивание волоком, когда трудно исключить всевозможные удары, порой очень сильные, показали, что лодка прочна (даже, когда она не раскреплена банками) и надежна. А о непотопляемости и говорить нечего: утопить «Гамму» практически невозможно. Есть у пенопластовой лодочки и другие специфические достоинства. Полное отсутствие набора и каких-либо сланей помогает поддерживать внутри лодки чистоту. Благодаря хорошим теплоизоляционным качествам пенопласта в лодке можно расположиться прямо на днище; когда она вытащена на берег, в ней я и устраиваюсь на ночлег, не рискуя простудиться от земли.

    Рекомендуя пенопласт для изготовления легких челноков-тузиков, хочу упомянуть и об одном его минусе: он боится огня! Другими словами, следует помнить, что близость костра может испортить вашу лодку; даже прикосновение зажженной сигареты подплавляет пенопласт.
    Взято: www.vodnyimir.ru/Lodka_iz_penoplasta.html
    • +10

    Комментарии (21)

    avatar

    02 декабря 2011, 18:51
    +271.41 tiunin — 52.589088 ° N 33.754629° E
    Бля, страшно как-то. Станешь и развалиться. Из какого пенопласта это делалось? Какой толщины? Думаю что эбоксидка для клейки пенопласта не то.ИМХО.
    • v
    • 0
    avatar

    02 декабря 2011, 21:22
    +17.94 Robinson — Львів
    Я думаю что если склеить несколько шаров пенопласта — не провалится, и густина структуры воды под лодкой этого не допустит.
    avatar

    02 декабря 2011, 21:27
    +17.94 Robinson — Львів
    А склеивать можно при помощи водостойкого контактного клея.
    avatar

    02 декабря 2011, 19:16
    +33.62 WhiteRusBear — Москва-Рязань
    которая при весе около 20 кг имеет грузоподъемность 120 кг
    не мой вариант =)))
    • v
    • 0
    avatar

    02 декабря 2011, 21:22
    +17.94 Robinson — Львів
    Почему?
    avatar

    02 декабря 2011, 21:23
    +17.94 Robinson — Львів
    Почему? У тебя лишний вес?
    avatar

    02 декабря 2011, 21:25
    +33.62 WhiteRusBear — Москва-Рязань
    ну не то чтобы лишний, но… =)))
    avatar

    05 декабря 2011, 16:47
    +17.94 Robinson — Львів
    А-а-а...!:-)))))
    avatar

    02 декабря 2011, 20:55
    +33.84 set — Санкт-Петербург
    После шпаклевки и зачистки корпус снаружи и изнутри был покрыт нитроэмалью.

    Либо это волшебный пенопласт, либо волшебная нитроэмаль, либо кто-то свистит.
    Во всех остальных случаях нитроэмаль разьедает пенопласт.
    • v
    • +2
    avatar

    02 декабря 2011, 21:24
    +17.94 Robinson — Львів
    Существуют разные типы пенопластов.
    avatar

    03 декабря 2011, 07:35
    +76.26 Dordru — Урал
    Там же написано: после ШПАКЛЁВКИ.
    Эмаль (а точнее растворители, входящие в её состав) через слой шпаклёвки не разъест пенопласт.
    avatar

    02 декабря 2011, 20:58
    +140.81 Dmkdok — Санкт-Петербург
    Интересная лодочка, но вот какое ей применение найти… Мое ИМХО — это придумывалось мужиками которым было уж совсем нефиг делать и качаясь на стуле один вдруг расплылся в улыбке и сказал, «Парни а давайте лодку из пенопласта сделаем!», и сделали…
    Просто если использовать ее постоянно, то смысл в ней(?), я проще на резинку раскошелюсь, она хоть попрочней, да и весом не больше будет. Да и пенопласт «стареет» быстро, видели холодильники старые, а если к этому еще и воду прибавить, то через годик другой от нее только клей и останется.
    А если ее делать для того чтобы какую-нибудь речку переплыть, то тоже не вариант, делать такую долго, пенопласт где-то надо найти, да и я бы проще если уж у меня свалка под боком плот из бутылок сделал, гораздо проще и надежней будет. А в лесу я бы каркас сделал из веток и как древние народы его шкурами обтягивали оберну в полиэтилен(естесственно убрав все сучки) и получил бы отличное плавсредство, для переплытия речки в самый раз, вес — почти 0-вой.
    • v
    • +2
    avatar

    02 декабря 2011, 21:26
    +17.94 Robinson — Львів
    Ну а если у тя под рукой только пенопласт?*
    avatar

    03 декабря 2011, 18:00
    +140.81 Dmkdok — Санкт-Петербург
    ИМХО не самая лучшая идея бежать из психушки на пенопластовой лодке, так найдут быстрей. =) Там им стены обклеивают чтобы башкой не бились…
    Во всех-же остальных случаях может быть только наоборот, т.е. не окажется под рукой пенопласта, т.к. это не такой уж широкораспространенный материал, а будет куча всякого прочего хлама. А в этих случаях проще, да и лучше применять именно те способы какие я описал выше…
    avatar

    03 декабря 2011, 06:28
    +33.70 BP2033 — Хабаровск
    проще из этого пенопласта плот сделать
    • v
    • +1
    avatar

    03 декабря 2011, 07:55
    а потом оклеить получившуюся хню стеклотканью… и вот только потоооом с опаской, в спасжилете выходить на мелководье…
    • v
    • 0
    avatar

    03 декабря 2011, 11:45
    Это статья верем 80-х готов прошлого века, с тогдашними доступными строительными материалами. Тогда современных клеев типа «Титан» и силиконовых клеёв тоже не было. Не было так-же облицованного пластиком или металлам пенопласта — сендвич-панелей. Из такого сендвича лодка однозначно будет и прочнее и надежне, исзносоустойчивее. НО ВОТ ЦЕНА!!! Дешевле и надежнее в качестве самодельного быстроустраиваемого плав-средства использовать скрепленые (дибо наполненые в мешки) пластиковые полутора и пятилитровые бытулки. Из них народ за бугром целые обитаемые острова строит!
    • v
    • +2
    avatar

    03 декабря 2011, 14:13
    +17.94 Robinson — Львів
    Я с
    тобой согласен
    avatar

    03 декабря 2011, 19:03
    +61.03 vtorogodnik — Юрмала-Москва
    сделать лодку из пенопласта- как два пальца об асфальт, с закрытыми глазами.
    • v
    • +1
    avatar

    04 декабря 2011, 14:47
    ага — берем кусок пенопласта полметра на метр на два метра — и выжигаем зажигалкой внутри и снаружи.
    avatar

    05 декабря 2011, 16:49
    +17.94 Robinson — Львів
    Хахахаха
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.