Гостевая: Спасательные плоты и судовые спасательные шлюпки

  • Автор: Dark
  • Опубликовано: 09 октября 2012, 19:29

  • Это может произойти внезапно. Когда вы спите у себя в каюте, или гуляете с кем-нибудь на палубе. Вы можете почувствовать сильный удар, взрыв, который сотрясает судно или запах гари, либо легкий крен, который постепенно увеличивается со временем. Кораблекрушение!!! Люди отказываются верить в происходящее, начинается паника, если экипаж не принимает никаких действий. Может отключиться свет, завыть сирены, взлететь в воздух сигнальные ракеты…
    Тема которую я хочу затронуть весьма обширна. Этому обучают на специальных курсах в мореходных школах и центрах подготовки и повышения квалификации моряков. Я физически не смогу написать все что касается выживания на море. Я лишь хочу предоставить обзор спасательных средств для того, чтобы люди поняли что это такое.
    Спасательный плот (Boat water liferaft).

    При изготовлении надувного спасательного плота руководствуются международной конвенцией SOLAS, так что, все они очень похожи. Изготовляют надувные плоты из многослойной прорезиненной ткани оранжевого цвета; они имеют две камеры плавучести, две надувные дуги и надувную банку посередине, надуваемые через невозвратные клапа­ны от баллона с углекислым газом. Каждый из двух отсеков плота способен поддержать на плаву плот с полным количеством спасающихся. Двойное днище, надуваемое ручным мехом, обеспечивает теплоизоляцию от воды. Плоты имеют тент (или даже два), защищающий людей от воздействия внешней среды. Снаружи плота на камерах плавучести закреплен спасательный леер, предназначенный для поддержания спасающихся на воде.
    Надувной плот хранится на палубе в контейнере и закреплен с помощью гидростатического устройства. Для приведения плота в действие необходимо проверить крепление ходового конца пускового линя к судну, ра­зобщить гидростатическое устройство, нажав на его педаль, сбросить плот за борт, выбрать слабину пус­кового линя, длина которого равна двойному расстоянию от места установки до воды, но не менее 15 м, и рыв­ком линя открыть пусковой клапан баллона. В наду­том состоянии плот прикреплен к корпусу судна с помощью пускового линя, выполняющего после при­ведения в действие системы газо -заполнения роль фалиня.




    Полностью надувается плот за 60 секунд. Если плот не был сброшен до гибели судна, то на глубине от 2 до 4 м гидростатическое устройство осво­бодит контейнер, имеющий положительную плавучесть.

    Всплывший на поверхность нераскрывшийся контейнер остается прикрепленным к затонувшему судну. Если глубина затопления судна превышает длину пускового линя, то после его вытравливания плот автоматически раскроется и после разрыва линя (он надрезан у места крепления на судне) будет свободно дрейфовать.
    Плоты подразделяются на прибрежные Boat coastal liferaft, и дальнего плавания-океанические Boat blue water liferaft. Вместимость плотов различна, от 1 до 50 и более человек.



    Основным достоинством спасательных плотов явля­ется их компактность при походном хранении и отсутст­вие сложных и громоздких устройств дляспуска. Вслед­ствие этого они в первую очередь нашли применение на малых судах. Посадка в плоты на низкобортных судах осуществляется в основном следующими способами: по штормтрапу, прыжком с борта внутрь плота, прыжком в воду с последующим входом в плот из воды. Следует заметить, что последний способ наиболее неблагоприя­тен вследствие намокания одежды, что связано с после­дующим возможным переохлаждением, а также воз­можности нападения акул.
    На высокобортных судах указанные способы посад­ки в плот применимы с трудом. Поэтому крупнотоннаж­ные суда мирового флота стали оборудовать надувны­ми желобами с надувными платформами, позволяю­щими осуществлять быструю и безопасную посадку в плот.



    Надувные желоба позволяют осуществ­лять эвакуацию 10—12 чел. всего за 1 мин., а некоторые системы — более 500 человек за 30 минут.


    На грузовых судах общая вместимость надувных плотов должна составлять 50% численности экипажа. На пассажир­ских судах — 25% общего количества находящихся на борту людей.
    Помимо сбрасываемых, могут быть надувные плоты, спускаемые специальной кран-балкой. В этом случае одна кран-балка обслуживает несколько плотов» которые подносят к ней, надувают на палубе и здесь же производят посадку людей. Спускают плот на воду вместе с людьми.

    Конструкция спускаемого плота обеспечивает по­садку всех приписанных к нему людей на грузовом суд­не за время не более 3 мин. Количество спасательных плотов на судне определяется числом людей на борту. На грузовом судне они должны вмещать 100% людей.
    В снабжение спасательного плота входят:

    плавучее кольцо с линем длиной не менее 30 м;

    нож плавучий безопасный для перерезывания пуско­вого линя, хранится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления фалиня (модели ножей различны, но обязательно с затупленным кончиком);

    два плавучих якоря для уменьшения скорости дрей­фа с дректовами и ниралами;

    складные плавучие весла;
    черпак из прорезиненной ткани и две губки для уда­ления воды из плота;

    ручной мех для подкачки воздуха в камеры плаву­чести и надувное днище;
    ХИСы (химические источники света)

    комплект ремонтных приспособлений (резиновые за­винчивающиеся пробки, металлические заглушки, кус­ки прорезиненной ткани и тюбики с клеем);
    комплект сигнальных средств:
    — четыре парашютные ракеты (различных цветов, но чаще всего зеленый, белый, красный),

    — шесть фальшфейеров (различных цветов),

    — две плавучие дымовые шашки,

    — радиолокационный отражатель (очень полезная вещь, изготавливается из легкой металлизированной ткани, которую легко засекают радары кораблей),


    — электрический герметичный фонарь,
    — сигнальное зеркало-гелиограф с отверстием по середине для лучшего «прицеливания»,

    — сигнальный свисток;

    — цветной/флюоресцирующий маркер (окрашивает воду в яркий хорошо заметный с воздуха цвет)

    аптечка первой помощи,


    таблетки от морской болез­ни,

    гигиенические пакеты (для естественных нужд и 1000 других применений);
    пищевой рацион из расчета 2 500 ккал на 1 чел.;


    питьевая вода консервированная из расчета 1,5 л на человека,


    три консервовскрывателя,
    градуированный сосуд для раздачи воды (очень важная вещь! дисциплинирует и не позволяет тратить не экономно воду);

    комплект рыболовных принадлежностей;
    индивидуальные теплозащитные средства (не менее двух). Это мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью, предназначенный для восстановле­ния температуры тела человека, побывавшего в холод­ной воде. Теплозащитное средство закрывает, за ис­ключением лица, все тело человека с надетым спаса­тельным жилетом. Его конструкция позволяет распако­вать, надеть без посторонней помощи или снять в воде, если оно мешает плыть, не более чем за 2 мин. В каждой спасательной шлюпке и спасательном плоту должны быть индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10% людей, допущенных к раз­мещению, но не менее двух.;


    иллюстрированная таблица спасательных сигналов и инструкция по сохранению жизни на спасательном пло­ту и по его обслуживанию. Все это входит в состав так называемых АВАРИЙНЫХ СУМОК, которые необходимо держать на судах прибрежнего и дальнего плавания, и разумеется на спасательных плотах и шлюпках.





    В их составе могут быть дополнительно включены:
    — дефибриллятор, с подробной схемой применения

    — ракетница (но в последнее время ее заменяют на сигнальные парашютные ракеты, как более удобные в применении)


    — ручной дистиллятор

    — солнечный дистиллятор

    — и даже кислородный баллон!

    Основными недостатками существующих спасатель­ных плотов являются их недостаточная остойчивость, значительный ветровой дрейф, сложность отвода от борта гибнущего судна.
    Спасательные шлюпки

    Спасательная шлюпка — основное активное коллек­тивное спасательное средство, предназначенное для спа­сения экипажа и пассажиров. На вновь построенных су­дах, как правило, спасательные шлюпки должны быть самовосстанавливающегося типа, полностью закрытыми и моторными. Их двигатели должны предусматривать механический и ручной запуск, работать или автомати­чески отключаться (а затем легко запускаться) в пере­вернутом состоянии. Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 уз. Для находящихся в эксплуатации судов допускается временное применение несамовосстанавли-вающихся, открытых и полузакрытых спасательных шлюпок. Спасательные шлюпки грузового судна долж­ны обеспечивать посадку полного числа людей не бо­лее чем за 3 мин с момента подачи команды на посад­ку, а также быструю высадку людей из шлюпки.

    Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов из­готавливают огнезащищенными. При работающей сис­теме орошения водой они выдерживают действие пла­мени непрерывно горящей нефти не менее 8 мин при прохождении шлюпкой зоны огня на воде. Эти шлюпки оборудованы системой сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и бесперебойную работу дви­гателя не менее 10 мин.

    Спасательные шлюпки окрашиваются снаружи в оранжевый цвет. В носовой части с обоих бортов шлюп­ки делают надписи латинскими буквами с указанием названия судна, порта приписки, размеров шлюпки и допускаемого к размещению количества людей. Снару­жи шлюпки закреплен с провесами плавучий спаса­тельный леер. По периметру шлюпки под привальным брусом и на палубе закрытия наклеиваются полосы из световозвращающего материала. В носовой и кормовой
    частях шлюпки на верхней части закрытия наклеива­ются кресты из световозвращающего материала.

    Для поиска людей и сигнализации используют про­жектор, разворачивающийся на 360° в горизонтальной плоскости и наклоняющийся вверх до 90 и вниз до 30° от горизонтальной плоскости. Для сбора людей из воды и их обогревания используют плавучие спасатель­ные кольца и индивидуальные теплозащитные средст­ва (не менее двух). Для связи используют радиостан­цию моторной спасательной шлюпки и носимую радио­телефонную станцию.

    Количество спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом судна и коли­чеством людей на судне. Грузовые суда неограничен­ного района плавания имеют спасательные шлюпки, обеспечивающие 200% экипажа судна (по 100% с каж­дого борта). Пассажирские суда имеют спасательные шлюпки из расчета обеспечения 100% пассажиров и экипажа (по 50% с каждого борта).


    Сбрасываемая шлюпка имеет более прочный корпус специальной формы. После отдачи крепления шлюпка соскальзывает с платформы, с ускорением падает воду, а войдя в воду, кратковременно погружается под углом к вертикали, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него. Так как при ударе сбрасываемой шлюпки о воду возникают значительные перегрузи, все люди в шлюпках занимают места в специально сконструированных креслах с амортизирующими прокладками и застегивают привязные ремни. Эксперименты, проведенные в Норвегии, показали, что такая шлюпка может быть сброшена безопасно с высоты до 40 м при диффе­ренте до 15 и крене до 30°.
    • +21

    Комментарии (8)

    avatar

    09 октября 2012, 21:44
    +144.32 Goldem — Московская область
    • v
    • 0
    avatar

    09 октября 2012, 22:00
    +37.72 Marika — ЯНАО
    Честно не читала… букаф много… лень… одно знаю точно такого у наc в стране нет и не предвидется, так как у нас народу много и наше «начальство» не будет тратить деньги на такое снаряжение
    • v
    • 0
    avatar

    10 октября 2012, 09:18
    +13.59 spamdealer — Омск
    Уверена?
    avatar

    10 октября 2012, 06:21
    +144.73 Rambo — Всем Пока.
     Ну все теперь терпеть бедствие на воде одно удовольствие! (правда желательно при этом быть на пиндосовском судне)
    • v
    • 0
    avatar

    10 октября 2012, 07:35
    интересно а как бы добыть эту удивительную вещь как солнечный дистилятор? компактно упакованную как накидка от дождя?
    • v
    • 0
    avatar

    12 октября 2012, 01:35
    +4.23 Nomadic — Где то в сиверских лесах..
    Поискать по ключевым словам «solar still» или «aquamate solar still».
    Например вот тут есть, но цена не порадует.
    А мне например — оно и даром не нужно, так как я не моряк, а морякам думаю и так выдадут в шлюпке в случае чего…
    avatar

    02 ноября 2012, 15:42
    +148.06 BdfyPf — Подмосковье
    Смотрел авторское видео чувака на таком плоту — жопа. Постоянно надо подкачивать, ночью не спишь…
    • v
    • 0
    avatar

    13 ноября 2012, 11:49
    +20.90 Dark — Санкт - Петербург
    По словам одного производителя, срок службы подобного плота около 70 суток. После срока, любой плот от воздействия агрессивной среды, просто, расползается по швам.
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.