Нож: заточные круги и камни

  • Автор: Aris
  • Опубликовано: 02 марта 2012, 16:00
  • кадры решают всё — но с инструментом и приспособлениями кадры решат всё намного лучше.
    заточные круги и камни — это обеспечение работоспособности режущего инструмента
    .

    — СУТЬ РАБОТЫ КАМНЕЙ
    — МАРКИРОВКА КРУГОВ
    — АБРАЗИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
    — РАЗМЕР ШЛИФОВАЛЬНОГО ЗЕРНА
    — ТВЕРДОСТЬ
    — СВЯЗКА ШЛИФ.ЗЕРНА
    — СУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЖУЩЕЙ КРОМКИ

    в любом процессе есть принцип, центральная идея, осознание которой
    делает доступным понимание всех крупных и мелких деталей.
    когда эта идея передается от мастера ученику, из уст в уста, из рук в руки —
    дело процветает. когда эта идея теряется, то, несмотря на сотни страниц
    в сотнях изданий, — у практикующих остаются сотни вопросов.

    =СУТЬ РАБОТЫ КАМНЕЙ==





    — изначально острые зерна постепенно затупляются.
    — при достаточной степени их затупления они выкрашиваются
    от усиливающегося давления обрабатываемого материала.
    — их выкрашиваемость определяется
    1) самим *материалом зерен,
    2) свойствами склеивающего вещества, оно же *связка,
    3) режимом связывания зерен в камне, что дает *твердость.
    3) закупоренностью зазоров меж зернами стружкой и прочим материалом.

    ==*МАРКИРОВКА КРУГОВ==

    почему круги, а не плоские брусочки?
    потому что круги изготавливаются для промышленного производства,
    их заказывают продвинутые технологи и там отличное качество.
    плоские брусочки делают для домашнего пользования,
    их выбирают дяди Васи и Сан Санычи: качество среднее и ниже.
    поэтому для заточки дома вручную я выбираю КРУГИ.


    пример: ЧАЗ ПП 14А 40 СТ2 5 К5 30М/С 150х16х32.
    такая маркировка была до 01.01.2008г. с этого времени
    зернистость шлифзерна и твердость показывается несколько иначе, а именно вот так.

    ЧАЗ – Челябинский абразивный завод.
    ПП — форма круга: плоско-параллельный
    14А – материал: электрокорунд нормальный
    40 – размер зерен или зернистость шлифзерна: от 0,32 до 0,4мм
    СТ1 – твердость: среднетвердый.
    К5связка, типа клея: керамическая
    5 – плотность структуры
    30М/С – максимальная рабочая скорость.
    150х16х32 – размеры – диаметр, высота, диаметр отверстия.

    для любителей копать глубоко:
    ГОСТ Р 52587-2006 Инструмент абразивный. Обозначения.
    ГОСТ 2424 Круги шлифовальные. Технические условия.
    ГОСТ 2464 Сегменты шлифовальные. Технические условия.
    ГОСТ 21963 Круги отрезные. Технические условия.
    ОСТ 2И 70-8-87 Инструмент абразивный для АВТОВАЗа и КАМАЗа.
    ТУ 3982-001-70822229-2007 Круги о6дирочные и шлифовальные.
    ГОСТ Р 52588-2006 Инструмент абразивный. Требования безопасности.

    ==*АБРАЗИВНЫЙ МАТЕРИАЛ==

    *монокорунд По сравнению с нормальным и белым электрокорундами монокорунд обладает более высокими показателями: твердостью, механической прочностью и абразивной способностью. Марки монокорунда43А, 44А и 45А применяются для изготовления инструментов на керамической связке и шлифовальной шкурки, предназначенных для обработки заготовок из закаленных легированных, жаропрочных и кислотоупорных сталей и сплавов.


    для заточки инструмента я этот материал не использую.

    *карбид кремния. бОльшая твердость чем у электрокорунда. Высокая механическая прочность и режущая способность. Карбид кремния черный – применяют для обработки твердых сплавов, чугуна, стекла, цветных металлов. В марках обозначается как 53С, 54С, 55С. Карбид кремния зеленый – применяется для заточки твердосплавного инструмента, шлифования керамики. Обозначается как 63С, 64С.


    для заточки деревообрабатывающего инструмента не использую.
    да, это очень прочный материал — но, затупившись, его зерна долго не выкрашиваются.
    поэтому наши ножи будут очень быстро нагреваться.
    эти круги хороши для твердосплавного токарного и фрезерного инструмента,
    а также для заточки сверл с твердосплавными напайками, которыми мы кирпич сверлим
    .

    *нормальный электрокорунд наиболее часто применяют в промышленности. Высокая твердость и прочность зерен позволяют использовать электрокорунд для шлифования металлов. Кроме того, корунд имеет значительную вязкость, а поэтому его применяют при выполнении работ с переменными нагрузками и при повышенных давлениях. Промышленность выпускает нормальный электрокорунд марок 12А, 13А, 14А, 15А и 16А. Электрокорунд 12А и 13А применяют при изготовлении инструментов на органической связке, предназначенных для обработки заготовок из углеродистых незакаленных сталей и легированных чугунов. Электрокорунд 14А используют при изготовлении абразивных паст и инструментов на всех связках, которые применяют для обработки заготовок из незакаленных сталей, легированных чугунов и цветных металлов. Из электрокорунда 15А изготавливают инструменты на всех связках, применяемых для обработки заготовок из конструкционных углеродистых и легированных сталей.



    этот материал употребляют для обдирочных работ.
    он бывает серого и черного цвета.
    тот, который серый — получше, им можно инструмент затачивать,
    из него делают брусочки для домашнего пользования
    .

    *белый электрокорунд. Вследствие высокой твердости, прочности и наличия острых кромок, зерна белого электрокорунда легко внедряются в заготовки из высокопрочных сплавов. Острые кромки зерен способствуют также меньшему нагреву обрабатываемых заготовок. Абразивные инструменты и материалы из белого электрокорунда однородны и обладают хорошей самозатачиваемостью, а обработанные ими поверхности деталей отличаются низкой шероховатостью. Белый электрокорунд выпускают трех марок: 23А, 24А и 25А. Для обработки заготовок из углеродистых, легированных и быстрорежущих сталей для работ нормально и высокой точности.


    этот материал — радость души моей. почти все заточные работы
    я делаю белым электрокорундом — они лучший во всех отношениях.
    на фотке, что выше — мои круги и брусочки, с которыми чаще всего работаю
    .

    ==*РАЗМЕР ШЛИФОВАЛЬНОГО ЗЕРНА, или зернистоть==

    80—125 применяются для чернового шлифования;
    25—50 — для обычного шлифования и для заточки инструментов;
    10—16 используются для чистового шлифования;
    3—10 применяются для резьбошлифования.
    для доводки применяются микропорошки с размером зерен от 3 до 28 мк.

    для черновой заточки я использую размер 25 (F60) или 40 (F46)
    для доводки размер 10 (F120) или меньше. (в скобках новый стиль, но я привык к старому).
    здесь можно видеть соответствие старых и новых обозначений зернистости.

    ==*ТВЕРДОСТЬ==

    твердость шлифовального круга — это способность связки удерживать зерно в камне при воздействии на него внешних сил. слишком твердый круг долго держит в себе затупившееся зерно и вследствие этого возникает перегрев обрабатываемой поверхности. см. самый первый рисунок в статье. слишком мягкий круг быстро изнашивается.
    выбор твердости круга зависит в первую очередь от обрабатываемого материала, поставленных целей и желания сэкономить на заточных камнях.

    до 2008г. была следующая градация твердости:
    соответствие обозначений до и после 2008 года.

    М — мягкий M1 M2 МЗ
    СМ — среднемягкий СМ1 СМ2
    С — средний C1 C2
    СТ — среднетвердый СТ1 СТ2 СТ3
    Т — твердый T1 T2
    ВТ — весьма твердый ВТ1 ВТ2
    ЧТ — чрезвычайно твердый ЧТ1 ЧТ2

    моя любимая твердость СМ1 и СМ2.

    ==*СВЯЗКА ШЛИФ.ЗЕРНА==

    бакелитовая связка Б (B в скобках маркировка связки после 2008г) – круги на этой связке обладают высокой прочностью и упругостью, допускают большие скорости резания. эта связка оказывает полирующее действие на металл. хороша для отрезных кругов для болгарок.

    глифталевая ГФ и пенфталевая ПФ связки – применяются для кругов для отделочных работ. обозначаются соответственно. это те круги, которые еще называют поролоновыми или пенопластовыми.

    магнезиальная связка М – шлифовальные круги на этой связке гигроскопичны, имеют повышенный износ.

    силикатная связка С – круги с этой связкой используются когда необходим минимальный нагрев детали. встречается редко.

    вулканитовая связка В ® — обладает большой упругостью и плотностью, повышенным полирующим действием. менее прочна и теплостойка. маркируется буквой.

    керамическая связка К (V) – самая распространенная. огнеупорная, водостойкая, химически стойкая, высокая прочность, хрупкая. Обозначается буквой К (V).

    в кругах, что я использую для заточки инструмента — керамическая связка К.

    изначально я думал про заточку вообще не писать — ведь в инете
    на эту тему море статей и книг и у нас на сайте
    была пара копипастов. но когда я недавно писал про ножи,
    меня попросили изложить «заточку для чайников».
    я сделаю это, потому что, честно говоря, я бы от многое сделал иначе из того,
    что советуют делать в различных инетовских статьях.


    ==СУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЖУЩЕЙ КРОМКИ (РК)==



    — ввиду наличия зазоров меж заточными зернами, на обработанном материале остаются канавки.
    — если мы подаем нож параллельно, вдоль длины тела ножа — имеем продольные канавки.
    — в месте крайней продольной канавки очень скоро получим облом и тупую РК.
    — если подаем нож перпендикулярно, поперек тела ножа — имеем поперечные канавки.
    — поперечные зубчики на РК держатся значительно дольше продольных и облегчают резание:
    ввиду пилительного эффекта.
    — чем меньше эти поперечные зубчики, тем
    1) меньше пилительный эффект — поэтому я не делаю полировку на войлоке,
    2) дольше РК останется острой: с уменьшением размера зубчиков увеличивается стойкость РК.
    я делаю так, чтоб поперечные зубчики были — но очень маленькими.
    • +42

    Комментарии (31)

    avatar

    02 марта 2012, 16:04
    +458.39 Aris — север Украины
    продолжение "заточка для начининающих и продвинутых" следует.
    снова много материала получится, с картинками. я должен всё упорядочить.
    • v
    • 0
    avatar

    02 марта 2012, 19:41
    +57.42 Suriken — Самара
    снова много материала получится, с картинками
    Это как раз тот случай, когда «много» = «хорошо». А картинки — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать ;-)
    avatar

    02 марта 2012, 21:27
    +458.39 Aris — север Украины
    «чуть помедленнее, кони чуть помедленнее,
    вы тугую не слушайте плеть.
    но что-о кони мне попались — привередливые...»)
    ©
    avatar

    02 марта 2012, 16:10
    +80.88 Andru021 — Юга
    профессор по ножам )))+
    • v
    • 0
    avatar

    02 марта 2012, 16:24
    +53.54 johnik — Сочи
    давай., дело нужное., + про бруски и хотел узнать, а то на продаже говно, плюс сам толком не знаешь, все навожу болгаркой))))
    avatar

    02 марта 2012, 16:29
    +56.10 surgik — Днепропетровск
    Как всегда хорошо написано))))
    Ждем когда Арис еще весной насадит картошки
    а вырастит ананасы. ))))
    • v
    • 0
    avatar

    02 марта 2012, 16:52
    +458.39 Aris — север Украины
    я не стал расписывать про алмазные круги, так как не советую ими доводить ножи — из-за большого трения они слишком греют металл, и «утягивают под себя» нож — то есть, трудно выдержать желаемый угол. да и «засаливает» нержавка ножей эти круги очень быстро. эти круги на заводах — для доводки твердосплавного иснтрумента.
    • v
    • 0
    avatar

    02 марта 2012, 17:07
    Aris, а какие есть мысли насчет природных материалов для заточки? Например японские водные камни, или камни Arcansas (минерал новакулит). Есть что про них рассказать? И вообще, какая принципиальная разница между натуральными и искусственными камнями для заточки?
    avatar

    02 марта 2012, 17:11
    +458.39 Aris — север Украины
    я с ново-модными и дорогими кругами дело не имел, ничего не могу сказать.
    avatar

    02 марта 2012, 17:01
    +51.85 Alex06 — Новосибирск
    Спасибо! Я ножи к моему стыду точил исключительно брусками «Дяди Васи» Теперь буду знать, куплю круги (ну давит меня жаба покупать крусочки за 2500 руб., продающиеся в некторых охот. магазинах…
    • v
    • 0
    avatar

    02 марта 2012, 17:09
    +458.39 Aris — север Украины
    главное — это черновая обработка, когда снимаешь 95% стали.
    и круги для этой цели лучше всего — электрокорунд белый, большой круг или брусок —
    а не симпатичные и дорогие брусочки.
    а доводку можно хоть и на наждачке сделать.
    avatar

    02 марта 2012, 20:45
    а мне нравится зелёный круг (хотя парочка белых тоже висят)
    avatar

    02 марта 2012, 21:24
    +458.39 Aris — север Украины
    ещё я заметил, что слесарям-сборщикам такие круги тоже нравятся:
    напилят железок и вместо чёрного обдирочного пихают потом в зелёный круг
    avatar

    02 марта 2012, 17:30
    электрокорунд белый — мой «любимый» материал, при работе не так обсыпается. Черновую обработку лучше делать на среднем зерне так-как точность больше (90) а шлифовку на мелком (25), ну а полировку сначала ГОИ№4 а потом ГОИ№2 и мы получаем зеркально блестящий нож.
    • v
    • 0
    avatar

    02 марта 2012, 18:16
    +458.39 Aris — север Украины
    желание получить зеркально блестящий нож путем его полировки — имхо, это самый короткий путь завалить угол заточки и иметь «валенок» на выходе.
    avatar

    02 марта 2012, 17:35
    +63.43 Sirin — Приморский край
    Отлично как всегда.Вопросы:
    1.как при ручной заточке выдержать постоянный угол без приспособ типа Лански?
    2.Почему подачу нужно осуществлять именно РК вперед? я при заточке двигаю обух к себе, мне так проще, это допустимо?
    3.Как правильно заточить часть РК, плавно поднимающуюся к острию, при условии что клинок не «танто»?
    • v
    • 0
    avatar

    02 марта 2012, 18:14
    +458.39 Aris — север Украины
    1. тренироваться. ножи — это навсегда, так что оно того стоит.
    но есть и другие приёмчики — о них расскажу в статье про заточку.

    2. без проблем, можно и к себе, но так рез происходит в значительно менее жестких условиях — разъясню рисунком в статье про заточку. то есть, так производительность труда снижается.

    3. угол заточки РК желательно всегда уменьшать на подходе к острию — я это достигаю слаженной подачей ножа вперёд с одновременным проворотом вдоль оси ножа. нужно тренироваться.
    avatar

    06 марта 2012, 13:57
    «угол заточки РК желательно всегда уменьшать на подходе к острию» — Может всеж увеличивать? Толщина подводов обычно к острию возрастает и при уменьшении угла заточки — 1. Придется снять много металла, 2. Будет выглядеть не эстетично.
    avatar

    06 марта 2012, 13:59
    +458.39 Aris — север Украины
    да, конечно — думал одно написал другое:
    «угол заточки РК желательно всегда уменьшать на подходе к острию» — всё верно.
    самый кончик должен быть тупее.
    спасибо за замечание.
    avatar

    02 марта 2012, 19:56
    +3.88 Dalivit — Дмитровский р-н
    Я по-старинке точу как дед заповедывал.От топора до свинокола.Сначала крупным бруском, потом мелким, ещё мелким… Особо мне по нраву доводить наждачкой нулёвкой.
    • v
    • 0
    avatar

    02 марта 2012, 21:25
    +458.39 Aris — север Украины
    нормальный ход)
    avatar

    03 марта 2012, 00:26
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Хорощая статья  Хочу чуть дополнить, если позволишь. Порой бывает сложно найти круги и бруски с разной(уменьшающейся постепенно )зернистостью.Я в свое время делал так: нарезал кусков стекла 7-8 см шириной и длиной около 20см, одну поверхность делал матовой грубой наждачной бумагой.Далее шел в магазин(авто и строительный)и покупал наждачную шкурку разной уменьшающейся зернистости.Разрезал ее вдоль и наклеивал на матовую поверхность кусков стекла. Получалось несколько(у меня доходило до 10 шт  ) брусков разной зернистости, которых мне чтобы подправить или заточить ножи хватало около на пол-года.
    • v
    • 0
    avatar

    03 марта 2012, 00:59
    +458.39 Aris — север Украины
    но такой приспособы хватит лишь один раз нож заточить.
    а почему не на гладкую досточку? зачем морочиться со стеклом?
    avatar

    03 марта 2012, 01:05
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Володя, делал из того что было, до чего дошли мозги  Это для доводки.
    avatar

    03 марта 2012, 01:06
    +458.39 Aris — север Украины
    нормальный ход)
    avatar

    03 марта 2012, 01:28
    +65.57 Martin — Донецк
    Дождались. Спасибо!
    • v
    • 0
    avatar

    03 марта 2012, 05:28
    Интересненько, спасибо Арис, как всегда впрочем в твоих постах.
    • v
    • 0
    avatar

    03 марта 2012, 15:55
    0.00 padzhev — Жуковский
    Хорошая статья. Пару слов… Угол заточки проще выдержать (при малом опыте), если брусок укрепить не горизонтально, а под нужным углом, то есть что-то типа подставки клиновой сделать. Тогда нож надо держать горизонтально, а это часто проще сделать, чем выдерживать определенный угол. Насчет РК вперед или обухом… Я всегда тащил обух, надавно стал делать наоборот. Так лучше, аргументировать сложно. Один из плюсов — меньше заусенец образуется. А вот по поводу полировки — еще в школе трудовик брал дощечку из мягкого дерева (липа, например), натирал пастой ГОИ и отлично полировал РК. Вот тут уж, само собой, обухом вперед. По моему мнению, после полировки (если не завалить) РК дольше держится.
    • v
    • +1
    avatar

    03 марта 2012, 23:36
    +65.57 Martin — Донецк
    Не помню, выкладывалась тут эта ссылка или нет: статья по абразивным материалам с knife.com.ua
    • v
    • 0
    avatar

    04 марта 2012, 14:10
    0.00 padzhev — Жуковский
    Кстати, чтобы выдержать угол одинаковым на протяжении всей РК, можно немного приподнимать рукоять на подходе к острию.
    • v
    • 0
    avatar

    10 марта 2012, 01:54
    +11.15 screwdriver — Краснокамск
    Спасибо за разъяснение маркировки кругов, это в моём обучении было пропущено.
    Хотелось бы всё-таки услышать, как можно выдержать угол по всей длине лезвия — это мне никогда не удавалось
    • v
    • 0
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.