Вне дорог: Как покинуть свой город и дойти то точки назначения. Совершение перехода. 2часть. Сложные метеоусловия.

  • Автор: Polunochnik55
  • Опубликовано: 10 декабря 2011, 16:16
  • Группа уже несколько часов пробиралась по лесу в сторону пункта сбора. За спиной были двое суток учений и около сотни километров пути. Сон и приемы пищи были так редко и длились так мало, что никто практически не мог вспомнить, когда он в последний раз смог перекусить или вздремнул. Двое суток на ногах, за исключением редких привалов и наблюдений за местностью. Нарезанные задачи и быстрая смена обстановки, исключили возможность рационального планирования переходов и отдыха. Сейчас мы находились на последнем этапе пути, перед долгожданным ночным привалом.

    Осталось только добраться до пункта сбора. Пасмурный апрельский вечер быстро перетек в ночь. Темное, беззвездное небо не давало пробиться свету луны, поэтому двигаться приходилось во мгле, снизив темп. Пользоваться фонарями было нельзя, из-за соблюдения мер маскировки, и лишь изредка накрывшись плащ-палаткой, мы сверялись с картой, освещая ее тусклым, из-за одетого на него носка, фонариком с красным светофильтром.

    Голубой светофильтр в исключительных случаях мог использовать для подачи сигналов впереди идущий дозор (1).

    Остатки заряда раций решили добить в крайний день, перед возвращением в ППД. Дозор(охранение), то появлялся, то вновь исчезал из вида в многочисленных складках местности и растительности. Про себя приходилось скрипеть зубами, за некоторые нарушения инструкций по безопасности и взаимодействию, но я знал: люди уже на пределе, нужен отдых иначе более грубых ошибок не избежать (2).
    Что бы не потерять охранение из вида в темноте, два человека вели за ними наблюдение, всматриваясь вперед и немного вверх над их фигурами (3). Поднявшийся ветер, вдруг резко потянул прохладой. Признак скорого дождя. В нашем распоряжении было, наверное не боле 5 минут и нужно было торопиться. До пункта сбора было еще пару километров через фруктовый сад и вспаханное колхозное поле, затем немного по лесу и все, мы на месте. Первые капли упали совсем неожиданно, неприятно скользнув по лицу. Мелкий дождь застал нас в поле.

    Мелькнула мысль преодолеть оставшееся расстояние бегом, но уставшая группа убила бы последние силы, а впереди еще подготовка места отдыха, охранение. Да и разгоряченные движением с рюкзаками люди могли еще больше вспотеть, а потом промокнуть под холодными апрельскими осадками. Между тем дождь усиливался. Необходимо было строить укрытие, но мы недостаточно углубились в лес (4).

    И вот до пункта сбора – точки нашего отдыха, осталось не более пары сотен метров, когда была подана команда «легким бегом, марш». После прибытия на место что-то разъяснять не было необходимости: каждый уже давно знал свою задачу. Трое в охранение знаком «мерседеса» в трех направлениях, двое на установку сигналок, остальные на разведение костра и строительство укрытия. Под него выбрали старое углубление (далее капонир) для техники (5).

    Дождь все усиливался и готов поспорить, что начинался настоящий ливень. Двигаться нужно было как можно быстрее.

    У нас не было тогда ни дождевиков, ни непромокаемых тентов, ни палаток. Внутренние подстежки бушлатов и натянутые поверх их куртки КЗС, промокли очень быстро.

    Как впрочем и вязаные шапочки, берцы, перчатки. Холодная одежда неприятно липла к телу и заметно потяжелела, заставляя двигаться медленнее. Начался озноб. Искать в темноте нужные вещи и инструмент – дело не сложное, особенно если в группе все правильно распределено и переносится в определенных местах рюкзака. Сложнее искать подходящий строительный материал: перекладины, жерди, ведь можно схватить какую-нибудь гнилушку, от которой потом рухнет вся конструкция (6). Все это понимали. В темноте люди натыкались друг на друга, падали поскользнувшись в грязи, теряли ориентировку в лесу. Делать было нечего: нужно было доставать фонари, в ущерб светомаскировки (7). Но как известно, писец приходит в комплексе. Подмокшие фонари переставали работать, а те что все же работали, из-за температуры или просто из-за экономии на дешевых батарейках, светили очень тускло и быстро садились. Одновременно со строительством три человека пытались развести костер. После зимы найти сухие дрова и растопка, были серьезной проблемой, даже если бы не пошел дождь (8). А тут на тебе, осадки, да еще и темень. Под намокшей плащ-палаткой, дрожа от холода, мы пытались развести огонь. Мысленно я выругал себя самыми последними словами за недальновидность и распи…во: не предусмотрел бензин в группу, а ведь ни раз уже возникали трудности с костром. Правда не в таких условиях. Благо, что спичек имелось несколько коробков у каждого, да еще в непромокаемой оболочке. Но как оказалось, и тут возникли проблемы. Дрожащие, мокрые руки не слушались, спички подмокали, ломались и просто выпадали на землю. Вода скатывалась по материалу и капала вниз прямо на коробок. Больше не осталось ни одного сухого места, ни на нас самих, ни в рюкзаках. Кроме этого, половина группы просто замотана скотчем коробки со спичками, вместо того чтобы сначала завернуть их в целлофановый пакет, или хотя бы в бумагу(9). Коробки пришлось резать, отрывать и соскабливать скотч вместе с теркой, в результате половина спичек была испорчена. Несколько зажигалок, не смогли решить проблему: газа осталось мало, тусклый огонек просто нагревал саму зажигалку и постоянно гас от падающих капель. Было понятно, что мы оказались в полной… Тут я впервые осознал, насколько все может быть для нас серьезно: но ближайшего населенного пункта не менее 10 км, люди обессилены и замерзли. Тогда я думал, что мы можем не пережить эту ночь.
    От холода начались перебои в работе мозга, судороги. Уже больше часа группа была под дождем, укрытие строилось медленно, костра еще не было. Гнилые перекладины и жерди, ломались. Лес был хвойный и старый, мелких деревьев, подходящих для строительства, почти не было.

    Веревка запуталась или постоянно цеплялась за что то в темноте(10). Фонарики дожимали последнее. Мы были похожими на кучку жалких, копошащихся в грязи червяков. И вот тут случилось, наверное то, что заставило нас сделать последний рывок. Ко мне дрожа от холода подбежал один из парней. За собой он волок одного из наших молодых: « Я на него в лесу наткнулся, послал минут 20 назад за лапником, а он все не идет и не идет. Я пошел искать, смотрю, а он стоит, трясется весь и не отвечает». Сейчас он уже не трясся, а просто стоял с широко открытыми глазами и смотрел куда-то вверх. Не знаю, как называется это состояние в медицине, колодный тремор наверное. Но тут уже у меня начался приступ ярости. На себя, на эту чертову погоду, на группу, на все и всех. Уже не помню что я кричал, полностью забыв про маскировку и цензуру, но мое настроение быстро передалось остальным. Некоторые с злыми криками, вспоминая …… поснимали с себя верхнюю одежду и принялись быстро доделывать укрытие. Оно было уже почти готово и под него затащили нашего бедолагу, раздели и стали быстро растирать грудь, уши и спину.
    Костер тоже развели: облазив все вокруг, наскоблили хвойной смолы, притащили рыжих сосновых лапок, тонких веточек. Маленький огонек от горящей смолы и спичек подсушил иглы лапок, которые треща принялись неуверенным пламенем. Добавили кусочки от чулок ОЗК, пустые зажигалки, стержни авторучек(11). Костер все таки разгорелся и дал первые угольки. К этому времени укрытие было уже готово и мы на лопатках перенесли их внутрь. Решение было принято быстро: раздеваться на улице, чтобы не толкаться и не развалить навес, а затем выжав вещи, быстро к костру. Часть людей была послана за дровами, другая отогревалась. Укрытие получилось довольно просторное и места хватало всем. Пришлось снять охранение, оно ввиду того, что почти не двигалось, замерзло больше остальных. Постепенно народ стал отогреваться и приходить в себя. Подкладываемые по периметру костра дровишки подсыхали и шли в дело, и через некоторое время внутри стало даже жарко. Костер был не высокий, но широкий. Находился у самого выхода, поэтому проблем с дымом мы не испытывали. Вещи сушили в руках, держа у огня, что- то сохло прямо на теле. Разогрели остатки сухпая, вскипятили чай, в который добавили (исключительно для поднятия духа) выдохшейся за эти дни водки с самого дна плоской фляжки, приступили к ужину.
    Ребята ожили, начались воспоминания, шутки, приколы над нашим товарищем, впавшим в ступор. И сложилось впечатление, что все произошедшее с нами час назад было так давно, так нереально. Усталость накатила так резко, что некоторые заснули прямо с кружками недопитого чая в руках. Распределили дежурство в охранении, и как не хотелось выходить снова под дождь, никто не спасовал. Сам дождь начал затихать и вскоре совсем прекратился, только капли с деревьев продолжали падать вниз, гулко ударяясь о крышу нашего навеса. Под эту колыбельную и я провалился в сон.
    Утро встретило нас желтым рассветом, казалось, что не было этой кошмарной ночи, не было этого дождя.

    Только грязное месиво в капонире и промокшие насквозь плащ-палатки напоминали об этом. Аккуратно, чтобы не обрушить на себя лужи воды собравшейся в ОЗК на навесе, мы начали потихоньку выползать из укрытия. Все что смогли, высушили ночью, и было неприятно разбирать укрытие и кантровать мокрые вещи к рюкзакам. Посчитали людей, проверили снаряжение и выдвинулись к месту проведения крайнего мероприятия. Его мы выполнили, но… Аккумуляторы к радиостанции здохли полностью. Наверное просто закоротили от влаги. Часть оптики покрылась испариной внутри. Сигареты, туалетная бумага превратились в месиво и были не пригодны к использованию. Обувь, из-за сушки у костра в сжатые сроки, немного задервянела и еще намокнув от травы и луж, стала натирать. Приходилось останавливаться, заклеивать ноги пластырем, поддевать дополнительные носки(12).
    Вся группа казалась какой-то потрепанной, помятой, как «пленные румыны».

    Только карты покрытые скотчем и упакованные в плотные пластиковые пакеты от сухпая, не пострадали. Никто, правда, тогда не заболел. Тогда мы получили хороший опыт и природа дала нам серьезный урок. С тех пор, куда бы и на сколько бы мы не шли, я не шел, всегда учитывали события той ночи. Но основной вывод: готовься к худшему ВСЕГДА. Имей запас прочности и резерв, а если позволяет обстановка, то пережидай непогоду в надежном и заранее подготовленном укрытии.
    И иногда, когда идет ночью дождь, я тихонько, чтобы никого не разбудить, встаю и долго стою у окна, всматриваясь в ночь, вспоминаю. И так порой хочется сказать вслух: «Слава Богу, что я сейчас не в лесу».


    (1) – Свет фонарика заметен на несколько километров. Чтобы исключить собственное обнаружение, когда имеется необходимость воспользоваться подсветкой (для сверки маршрута по карте, например) накрывайся с головой не пропускающим свет материалом (тент, плащ-палатка и т.п.). На сам фонарик (особенно металлический) для снижения уровня шума при его использовании (случайно уронили на асфальт или задели металлический предмет) и уменьшения яркости (в целях снижения заметности, рассеивания луча, избегания ослепления привыкших к темноте глаз), можно надеть, например, носок (заодно и подсушить его). Зимой, для фонарей с металлическим корпусом защита в виде носка (чехла) обязательна, если конечно не держишь его у тела в тепле. Иначе быстро сядут батарейки. Не используй чехлы из балластного материала (того, чего потом нельзя будет куда-нибудь применить). Я рекомендовал бы: бинт (и маскировка и перевязочное средство под рукой), те — же носки (если решил выбросить порванные, обрежь и оставь верхнюю их часть одеваемую на голень. Подобный чехол пойдет и на фонарик и на флягу, и в качестве протектора на металлические предметы, если есть вероятность работы с ними на морозе без перчаток). Можно скотч, изоленту. Только не сильно ограничивай доступ к батарейкам.
    Красный светофильтр на фонарике не ослепляет глаза в темноте и лучше (быстрее) дает адаптироваться ночному зрению (поэтому в общественных местах и на кораблях, во время тревоги включается именно красный свет. Не везде правда).
    Голубой свет менее заметен на расстоянии и лучше рассеивается, особенно в тумане. Поэтому химические источники света (ХИС) для войск выпускаются (в основном) под голубой свет.

    Если светофильтр на фонаре не предусмотрен, его можно заменить надетым на него цветным презервативом. Заодно это защитит от влаги. Или кусочек пластика, материала и т.п. Но только не закрашивай стекло (светодиоды).
    (2)- Охранение (дозор) движется впереди, чтобы проверять возможности прохода по намеченному маршруту и поиску обхода препятствий. Оно осматривает местность и предметы, старается обнаружить возможные опасности, слушает, наблюдает, проверяет. Основная задача- не допустить внезапного нападения на группу, а если оно произошло, дать отпор и шанс всем остальным отойти. Между охранением и членами ядра группы устанавливается связь. Чем больше груза переносит группа и чем больше в ней ослабленных (больных, пожилых), тем на большее расстояние должно высылаться охранение (что бы в случае какой либо опасности на маршруте, было время вовремя группе отойти или подготовиться к отражению нападения). Но в этом случае не помешал бы промежуточный дозор (охранение). Людей в дозоре нужно менять, хотя бы через 1-2 часа. Это снизит их утомляемость, без снижения уровня внимания. Особое внимание на подбор дозорных и их контроль в «собачью вахту» (примерно с 3.00-4.30) и во время восходов/закатов. В первом случае – человек больше всего хочет спать (биоритмы на макс. затухании), во втором – в сумерках (и против солнца) зрение хуже всего. Если нет острой необходимости двигаться в это время, то лучше его переждать на привале. Во время осадков наблюдение, прослушивание и движение затруднено. Желательно менять охранение в два раза чаще. Распределяя обязанности: один наблюдает, а второй еще и слушает, потом меняются.
    (3)- Особенность человеческого глаза в том, что в ночных условиях, без подсветки, мы не способны достаточно четко видеть (разглядеть) предмет, если смотрим на него в упор. Для этого необходимо смотреть немного поверх него или в сторону.
    (4)- В целях безопасности от обнаружения и от удара молнии, а также для лучшей защиты от осадков и ветра – не рекомендую останавливаться на привал на опушках (окраинах) леса. Лучше углубиться минимум на 100-150 метров. В идеале с опушки не должно быть видно ни костра, ни унюхиваться запаха дыма.
    (5) — Стенки строить не придется, останется только поперек капонира положить прочную перекладину из орешника или осины, на которую потом упереть под наклоном более тонкие жерди и накрыть всю эту конструкцию плащами от ОЗК и плащ-палатками. Между навесом и задней стенкой капонира разведем костер, где сама стенка будет играть роль отражателя. Из такого укрытия не видно с земли костра, хорошо гасится шум, не дует ветер. Но покидать его быстро не получится: придется или раскидывать навес, или карабкаться по стенкам.
    (6) – В плане поиска материала для строительства более удобен широколиственный (тонкоствольный) лес, в плане топлива для костра – на мой взгляд, хвойный. Везде хороша золотая середина, но выбирать не приходится. Хвойные деревья, кроме их лапника, не совсем удобны для строительства временного укрытия (шалаш, навес, скат). Лиственные породы (в том числе и кустарники), в виду упругости древесины и более прямой формы стволов (веток) подойдут больше. Правда в ветвях упавшей старой ели укрытие можно почти не строить, но такие явления не так часты.
    (7) – проблему взаимного опознавания, взаимодействия и избегания сумятицы из-за плохой освещенности решали при помощи ХИС и тех же фонариков со светофильтрами. Тонкие (те, что продают для детей на праздниках) ХИС, распределяли по группе например так: красный – у командира и заместителя, желтый – подгруппа строившая укрытие, голубая – костер, охранение без маркировки.

    Их вешали (прихватывали, клали в карман) скотчем на уровне бедра. Места строительства и разведения огня – подсвечивались голубым рассеянным светом на уровне ног. Принцип таков: собираю лапник для укрытия и двигаюсь в сторону группы на свет фонарика или за ХИС моего цвета, нужен командир – ищу его по цвету. Это принцип, а вариантов можно придумать множество. Скорость выполнения задач и взаимодействие в группе заметно повышалась.
    (8) – Хвойные деревья, если подрезать их, выделяют смолу.

    Но в холодное время она не течет, а ранее вытекшая легко крошится. Реально развести костер корой березы, она из-за дегтя горит даже влажная.

    Проблема только ее разжечь. Поэтому по возможности собираю сухую бересту хвойную смолу и смоляк (пропитанные смолой кусочки коры) и ношу с собой.

    Весят чуть-чуть, места не занимают, а растопка всегда под рукой. А вообще сухую растопку можно найти под пышными елками, под корнями и стволами упавших деревьев.


    Не трогать сами упавшие деревья: они практически все (особенно береза) гнилые или влажные. Очень хорош сосновый сухостой. Свалить не трудно, даже в одиночку, под влажной корой почти всегда пригодная для костра древесина. Да, если стволы сосен снизу черные (даже в летнее время), то залегание грунтовых вод не глубокое (1-1,5м) и место влажное, комариное.

    Всегда нужно иметь альтернативную растопку: сухое горючее, порох, бензин, фейерверк для торта, наземный сигнальный патрон и т.п.

    (9) – Внутрь коробка кладем обожженную вату или материю (как трут и чтобы спички не гремели), заворачиваем в кусочек бумаги (на которую можно, как и на сам коробок, нанести изображения типов костров или другую полезную информацию. Может пригодиться, особенно детям и дилетантам) и помещаем в пакетик с защелкой.
    Его прихватываем скотчем. Таких коробков не менее 2-х на человека.
    (10) — Веревку удобней раскручивать, если заранее свернуть ее клубком или намотать на что-то не балластное (ножны от запасного ножа, коврик, вокруг рюкзака и т.п.).

    (11) – Для розжига и вместо дровишек, иногда могу пустить и такое. Пример: 2 пакетика от чипсов горят довольно долго и позволяют достаточно сносно подогреть банку тушенки.
    (12) – Не сушите обувь близко у огня. Потеряет форму, скукожится, подгорит. Внутрь необходимо напихать (для сохранения формы) газеты, сухую листву, мох (если есть возможность). После сушки кожаную обувь обязательно смазать кремом, жиром, хоть вазелином. Иначе мозолей и потертостей не избежать. Если нечем – надень вторые (или толстые) носки. Иногда во время дождя, чтобы сберечь обувь и ноги, надевали чулки ОЗК прямо не кроссовки, а то и вообще на толстые носки.

    Так и шли по лужам и траве. В резиновых сапогах не ходил, ничего не скажу. Но чулки ОЗК, думаю практичнее: и воду перенести можно, и в качестве мешка для переноски вещей или защиты от влаги.
    В плане одежды от дождя: плащ ОЗК, непромокаемые (но не дышащие)
    дождевики не особо подходят в движении.
    Не пропускают влагу, но и не выпускают пот наружу, поэтому через минут 15-20 движения с грузом, что изнутри, что снаружи… В этом плане лучше пончо: и снимается быстро, и рюкзак накрыть на себе можно, и избыток тепла с влагой стравливать наружу можно, и укрытие всегда под рукой, только веревками в 4 конца растянул и готово.

    Не лишним будет и чехол для рюкзака.

    Ткани типа «гортекс», здорово, но не всегда по карману и качественно.
    И крайнее: от намокания вещей в рюкзаке, хорошо подойдут мешки для засолки или строительного мусора.Их просто вкладываем внутрь и распровляем, а затем укладываем вещи. Их также можно уложить в прочные мешки бытового мусора. А чтобы не перепутать и не искать их долго, то на пакеты наклеиваем бирки с подписями или цветной скотч, или сами разных цветов
    ( например синий — для одежды, красный — патроны, зеленый — спички и бивуачное снаряжение и т.п.)
    • +64

    Комментарии (25)

    avatar

    10 декабря 2011, 16:27
    +300.00 interlocutor — Хабаровск, RC0CE
    Я немного недопонял. Это личный опыт или теория? И если личный опыт, то что это было за мероприятие?
    • v
    • +1
    avatar

    10 декабря 2011, 16:35
    +80.88 Andru021 — Юга
    На рассказ похоже )
    avatar

    10 декабря 2011, 17:04
    +100.57 Potapych — Котельники
    Конечно рассказ, очень даже убедительный, что бы до камрадов лучше дошло, что разная непродуманная мелочь может вырасти в большую проблему.
    avatar

    10 декабря 2011, 17:19
    +100.57 Potapych — Котельники
    Дополню немножко примером. Детский стишок, весь не помню: Войско двигается к месту битвы, лошадь командира теряет подкову, а в кузнице (по дороге) не оказалось гвоздей подковать.

    Заключительное:

    Лошадь захромала, командир убит,
    Конница разбита, армия бежит…

    А далее вывод в рифму, что вся эта печаль произошла от того, что в кузнице не было гвоздя. Вот и думайте.
    avatar

    10 декабря 2011, 17:23
    +144.73 Rambo — Всем Пока.
    Это можно послушать в кино «форсаж 3. Токийский дрифт» там(глубокоуважаемые мной) Японцы об этом говорят.
    avatar

    10 декабря 2011, 18:01
    +18.31 Damned — Иваново
    :)
    Вот это пересказ стиха Маршака :)
    ГВОЗДЬ И ПОДКОВА

    Не было гвоздя —
    Подкова
    Пропала.

    Не было подковы — Лошадь
    Захромала.

    Лошадь захромала — Командир
    Убит.

    Конница разбита — Армия
    Бежит.

    Враг вступает в город,
    Пленных не щадя,
    Оттого, что в кузнице
    Не было гвоздя.
    avatar

    10 декабря 2011, 19:56
    +120.37 Polunochnik55 — минск
    Воспоминания в форме рассказа. Ничего не придуманно.
    avatar

    10 декабря 2011, 21:17
    +100.57 Potapych — Котельники
    Шишкарь во многих темах давал одну и ту же напоминалку: запарафиньте спички и черкашку!

    А его за это минусами закидали…
    avatar

    10 декабря 2011, 16:52
    +154.10 sova — Берлин, Урал
    Боже мой, сколько полезностей!!! одни пакеты разноцветные чего стоят!
    Прочитала на одном дыхании, аж сама замерзла у экрана )))
    Если это личный опыт, то пора бы книжку уже выпустить.
    • v
    • 0
    avatar

    10 декабря 2011, 17:04
    +144.73 Rambo — Всем Пока.
    (Т+) Сборная солянка… но все равно любопытно.
    • v
    • 0
    avatar

    10 декабря 2011, 19:18
    Интересный расказик, особенно полезен будет тем кто только начал интересоватся тематикой.
    • v
    • 0
    avatar

    10 декабря 2011, 19:27
    Спасибо. В тему.
    • v
    • 0
    avatar

    10 декабря 2011, 22:00
    +64.84 Terlog — Симферополь
    Статья однозначно супер.
    Был сам в похожей ситуации, костер развести обычными способом просто не реально все также мокрое, сделали так накрыли меня курткой, я взял палку и начал стругать ее, делая стружки как можно тоньше, настрогав таких стружек и только с помощью них развел костер.
    • v
    • +3
    avatar

    10 декабря 2011, 22:16
    +388.17 Nord — Питер
    Отлично. Именно так всё и бывает. Читал и заново переживал подобные ситуации. Аж пальцы замёрзли и злость появилась ))) Кстати, среди массы полезной информации почерпнул для себя новые мульки, которых не знал ранее. Спасибо.
    От себя хочу добавить, что использование бензина для розжига крайне опасно. Он полыхнёт в любом случае и можно отделаться обожжёнными бровями, а можно и не только. Кстати, дрова от него загораются не очень-то. Внутрь он проникать не стремится и, если дрова сильно сырые, то после выгорания бензина костёр часто гаснет. Конечно, если вы вылили в костёр не стакан бензина. Но, в этом случае опалёнными бровями вы сто пудов не отделаетесь. Сам я для особо тоскливых случаев пользуюсь соляркой и газетой. Загорается она медленнее, но и горит не так быстро. Ещё один плюс соляры в том, что её совершенно безопасно можно подливать в уже горящий костёр прямо из основной ёмкости.
    P/S/ А самое главное в подобной ситуации, это хороший командир. Тот, который и люлей вовремя выдаст, и совет грамотный даст, и подбодрит добрым словом. Пастырь, так сказать. Если такого нет, то в экстремальных условиях коллектив постепенно превращается в стадо. А стадо, это плохо.
    • v
    • +5
    avatar

    11 декабря 2011, 22:21
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    бензин на половинку кирпича или в жестчнку с песком. горит дольше и «спокойнее»
    avatar

    11 декабря 2011, 22:30
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Сам я для особо тоскливых случаев пользуюсь соляркой и газетой.

    Я солярой, оргстеклом и сух. горючим.
    avatar

    11 декабря 2011, 22:50
    +388.17 Nord — Питер
    Ну, да. Я в том смысле, что соляра льётся на газету. Иначе очень сложно поджечь. А если всё не очень плохо, то оргашка рулит.
    avatar

    10 декабря 2011, 22:26
    +29.94 Shaman — Симферополь
    В рюкзаке постоянно ношу пару свечек-таблеток. Очень помогают разжечь костёр в плохую погоду.
    Кстати, однажды разжёг костер в дождь при помощи маленькой пачки картофельных чипсов, горят необыкновенно.
    А бензин с собой таскать — не практично, лишний вес.
    • v
    • +1
    avatar

    10 декабря 2011, 22:41
    +15.55 Skar — Апатиты
    Вот на кой *уй рассматривать карту в свете красного фонаря из соображений маскировки, если красный фонарь только вам не слепит глаза при переходе из низкого уровня освещения в фонарное? Вам будет комфортно, не спорю, но на обнаружение вас противником по свету фонаря это не повлияет ни капли. Накрылись плащом, включили норм фонарь, и не насилуя себе глаза изучили карту. выключили фонарь, повтыкали на темноту в течение 20 секунд, — сняли плащ с головы…
    • v
    • 0
    avatar

    11 декабря 2011, 00:15
    +120.37 Polunochnik55 — минск
    Красный свет не «засвечивает» глаза в темноте, а даже быстрее адаптирует к ней зрение. Любое включение света — под укрытием. 20 секунд для нормализации ночного зрения — крайне мало. Да и за это время Вас за попу взять могут…
    avatar

    11 декабря 2011, 12:24
    +15.55 Skar — Апатиты
    Если 20 секунд лежания в темноте под непрозрачным укрытием со светом, не привлекая внимания и не шумя, могут привести к тому, что возьмут за попу… В такой ситуации не карту нужно рассматривать, а продолжать движение. Как можно быстрее и как можно тише… Впрочем, — все мной вышенаписанное — IMHO.
    avatar

    11 декабря 2011, 02:04
    +65.57 Martin — Донецк
    Ночное зрение начинает восстанавливаться минут через 15, полностью восстанавливается через 20-40 минут (в разных источниках по-разному). Так что 20 секунд не помогут. Именно для сохранения сумеречного зрения и нужен красный фонарь (светофильтр).
    avatar

    11 декабря 2011, 18:09
    есть маленькая проблемка — после обычного фонаря адаптация к темноте идёт не 20 секунд а как минимум 10 минут (к условиям осеннего леса — до 50 минут), в любом случае быстрее, чем обратная адаптация
    avatar

    11 декабря 2011, 02:01
    +65.57 Martin — Донецк
    Синий цвет для светофильтров сомнителен.
    Во вторую мировую (то ли английским, то ли немецким — не помню) зенитчикам с той же целью (т.е., для светомаскировки и быстрого рассеивания на расстоянии) на зенитки поставили синие лампочки, дабы те видели приборы. В результате зенитчики кроме лампочек ничего не видели, а при выключении света — вообще ничего. Как оказалось впоследствии, синий свет, попадая ночью в глаз, обладает максимальной способностью убивать ночное зрение. Другими словами, после засветки синим светом, ночное зрение восстанавливается дольше всего.
    • v
    • +2
    avatar

    11 декабря 2011, 10:28
    +144.32 Goldem — Московская область
    Дружище, да тебе пора книжки писать! Здорово получается. Но выводы мне понравились больше. Молодец, спасибо! ++ А костер всегда надо разжигать в первую очередь! Это и тепло и поднятие духа у команды.
    • v
    • +1
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.