ЛикБез: Неспортивная топография. Часть 5. Выход к людям.

  • Автор: gennadiy
  • Опубликовано: 28 декабря 2011, 16:11
  • Доброго времени суток!

    В этой статье рассмотрим решение практических примеров ориентирования и выхода к людям.
    Для начала, уясним себе виды ориентиров. Они бывают точечные, площадные и линейные.

    Точечные – это родник, дерево, триангуляционный пункт, мост, памятник…

    Линейные – это река, дорога, ЛЭП, горный хребет, лесополоса. Линейные ориентиры протяжённые по фронту только с одного ракурса. «С торца» они, как правило, маленькие и похожи на точечные.

    Площадные – это город, озеро, лесной массив. Их край можно представить себе как линейный ориентир.

    Собственно, проблема имеет два алгоритма решения – из известной или из неизвестной точки.

    Очевидно, не тренированный человек не может двигаться строго по азимуту – мешают буераки, заросли, усталость — всегда есть погрешность. Поэтому попасть на точечный ориентир очень сложно – небольшой промах и мы разминулись с затерянным в лесу родником. Решение у данной проблемы есть. Называется «движение на линейный ориентир».

    Для выхода из известной точки надо понять, где мы. Для этого можно залезть на гору или высокое дерево,упасть и сломать себе шею.

    Рассмотрим пример из жизни. Взойдя на перевал (отмечен красным кружком) с запада, мы увидели в восточном направлении фонарь на антенной мачте, блеск озера (обвёл красным) и реку.

    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

    Поскольку, в долину сползал туман, и видимость стремительно снижалась до нуля, был велик риск заблудиться.

    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

    Мы взяли азимут перпендикулярно линейному ориентиру «Река».

    После этого начали движение по методу, описанному в части 2 ( www.nepropadu.ru/blog/theory/3735.html ). От камня к камню, от дерева к дереву. В итоге, учитывая нулевую видимость в плотном тумане, средний курумник и некоторую усталость, мы вышли в точку ночёвки.

    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

    Из примера видно, что даже ошибка в 10 градусов не имеет критического значения при выходе на линейный ориентир – река имеет градусов 90 по фронту! Как не коси – не промахнешься! А уж там и до людей не далеко.

    Въедливый и внимательный читатель может спросить – «а что делать, если вообще не понятно, где находишься»? Рассмотрим второй пример.

    Некая молодая семья из 3 человек пошла кататься на лыжах. Получив на лыжной базе спортинвентарь в аренду, граждане пофигарили углубились в лес. Поплутав по лыжням и окончательно натрудив слабосильные ножки, граждане решили собираться домой. Поблудив ещё немного и окончательно продрогнув, лыжники позвонили в «112».

    Как мы должны были мыслить в подобной ситуации? Для начала взвесим обстановку.

    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

    Вспомним расположение линейных ориентиров вокруг лесного массива, в котором мы заблудились:

    1. «Дорога 1» — с запада;
    2. «Дорога 2» — с севера;
    3. в северо-западном направлении дороги пересекаются;
    4. в восточном направлении находится город Нижний Новгород.
    5. в южном направлении явных ориентиров не имеется.

    Зададимся вопросом – «что мы имеем»?

    1. лыжная база находится южнее «дороги 2»;
    2. мы вышли с территории лыжной базы в направлении, противоположном Нижнему Новгороду (на запад);
    2. в ходе блужданий, «автодороги 2» мы не пересекали, а до «автодороги 1» не дошли.

    Таким образом, мы находимся в лесном массиве восточнее ориентира «дорога 1», западнее ориентира «город Нижний Новгород» и южнее ориентира «Дорога 2» — где-то в зоне, отмеченной красным.

    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

    Поскольку мы где-то здесь, то поставим в центре этого «где-то здесь» точку. Эта точка и будет нашим ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ местоположением.

    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

    Зададимся вопросом – «что делать»?

    Очевидно, надо идти! Поскольку, по «дороге 1» рейсовые автобусы не ходят, одни лишь дальнобои, которые будут не рады лыжнику-идиоту, а по «дороге 2» ходят рейсовые автобусы, то идти надо к «дороге 2».

    Ориентир «Дорога 2» находится в северном направлении от места нашего предположительного нахождения. Берём азимут 0 градусов и топаем.

    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений

    Дойдя до дороги, мы либо голосуем автобус в город, либо топаем в восточном направлении (в Нижний Новгород).

    Попробуем решить задачу, с которой не смог справиться лыжник несколько лет назад.

    Мы вышли из красной точки. Перешли через железную дорогу по мосту в северо-западном направлении, пересекли реку (река текла справа налево) и углубились в лес. Порядком озябнув, и потерявшись, решили идти домой.

    Где мы? Кто виноват? Что делать?

    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
    • +50

    Комментарии (28)

    avatar

    28 декабря 2011, 17:20
    +114.07 Novenkaia — 130 км от Хабаровска
    + сядем, подумаем…
    • v
    • 0
    avatar

    28 декабря 2011, 21:37
    +151.29 Prohozhii — можно сказать и так...


    Как????
    • v
    • 0
    avatar

    28 декабря 2011, 21:53
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    1. точно на ориентир — для пиздатых отличных ориентировщиков
    2. на линейный или площадной ориентир, например так:
    Изображение - savepic.net — сервис хранения изображений
    avatar

    28 декабря 2011, 22:04
    +151.29 Prohozhii — можно сказать и так...
    На самом деле, когда до ближ. дороги около 50-ти км наверно эта задача не будет иметь решения. Для этого нужна какая-то система знаков. Ну и внутренняя чуйка.
    avatar

    28 декабря 2011, 22:06
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    система опорных ориентиров (овражки, заросшие дороги, хитровылюбленные деревья)
    avatar

    28 декабря 2011, 21:51
    Спасибо, отличные статьи!
    Мое решение: так как мы где-то в зелёной гуще, двигаемся строго на восток, дойдя да железной дороге(если не будет виден город) двигаться на север в город, а там уже доберемся.
    Лыжник жив, все хорошо, счастье!
    • v
    • 0
    avatar

    28 декабря 2011, 21:53
    +151.29 Prohozhii — можно сказать и так...
    Звук города и зарево от него очень помогут.
    avatar

    28 декабря 2011, 21:57
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    собственно Вы правы!
    avatar

    29 декабря 2011, 00:09
    +4.01 Dio — а вам зачем?
    Спасибо так держать.Полезное умение читать карты, которому я к сожалению еще не научился. :(
    • v
    • 0
    avatar

    29 декабря 2011, 00:16
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    дык всё впереди! какие вопросы не освоены?
    avatar

    29 декабря 2011, 00:56
    Подколоть? Легко, немецкий язык, земля Мекленбург — Передняя Померания, как у Вас с акцентом немецкого? Вышед на просторы и сказав «курка матка мясо млеко» неуж Вас не расшифруют? Хе!
    • v
    • -1
    avatar

    29 декабря 2011, 00:59
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    что-то я вас не понимаю…
    avatar

    29 декабря 2011, 07:56
    +28.50 zayats — Чернышевск
    Блин, все заметки про ориентирование прочитал — клево! Вот бы так доходчиво в армии объясняли. Хотя в принципе и в армии доходило нормально, но сперва порой пизд… лей выхватить приходилось :)
    • v
    • 0
    avatar

    30 декабря 2011, 19:13
    +52.37 ayhinda — Москва
    Спасибо за все 5 частей. Для тех кто не знает материал, всё очень доходчиво(комментарии девочки и одного планктончика) вообщем те кому кидал ссылки сказали спасибо.)))
    • v
    • 0
    avatar

    31 декабря 2011, 00:24
    +20.14 Petrovich — Волгоград
    Спасибо за внятное и корректное изложение материала. Прочитал все пять статей. Сам частенько сталкиваюсь с необходимостью излагать такой материал чайникам. Если автор не против, буду использовать фрагменты. У меня как-то менее доступно получается :( Всем статьям+
    • v
    • 0
    avatar

    31 декабря 2011, 10:33
    +388.17 Nord — Питер
    Прошу простить за оффтоп, но не удержался ))
    Взойдя на перевал (отмечен красным кружком) с запада
    Так вот перевал этот называется Северный Чорргор. Имеет высоту 1020 м. А вид с него на восток летом 2007 года открывался примерно такой
    • v
    • +1
    avatar

    31 декабря 2011, 10:56
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    прикинь, вылезли на перевал в дождь. тучи вокруг, нифига не видно. минут на десять ветром протянуло и всё — на три дня
    avatar

    31 декабря 2011, 11:02
    +388.17 Nord — Питер
    Ну, зато до ПСС почти рукой подать. А там крыша, баня, кой-чё прикупить можно ;)))
    avatar

    31 декабря 2011, 11:10
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    к коллегам ходили аккумы заряжать
    avatar

    31 декабря 2011, 11:11
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    к востоку от ксс бывали?
    avatar

    31 декабря 2011, 11:14
    +388.17 Nord — Питер
    В этом году весь массив обошёл. Восток, запад. Больше трёх недель гуляли. Могу сказать, что ориентируюсь в Хибинах свободно)
    avatar

    31 декабря 2011, 11:15
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    маршрут на мыло не скинете?
    avatar

    31 декабря 2011, 11:18
    +388.17 Nord — Питер
    avatar

    31 декабря 2011, 11:20
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    категория какая? из скально-ледового что имелось?
    avatar

    31 декабря 2011, 11:23
    +388.17 Nord — Питер
    Я не считаю категории, но предполагаю, что это тянет на пешую тройку. Железа ничего особенного: одна верёвка, обвязка, спусковуха, несколько карабинов. Ходил первую половину с батей, а после ПСС сольно. У бати отпуск закончился.
    avatar

    31 декабря 2011, 11:24
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    хороший маршрут! цвета что означают? есть ли чистая карта?
    avatar

    31 декабря 2011, 11:29
    +388.17 Nord — Питер
    Один день зелёный, другой красный. Между ними бивак. Чище карты нет.
    avatar

    31 декабря 2011, 11:30
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    спасибо!
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.