ЛикБез: Немножко про велосипед. Часть 1.

  • Автор: tiunin
  • Опубликовано: 01 июня 2013, 02:12


  • Добрый-предобрый день, уважаемые Камрады! Хочу осветить несколько моментов по велосипеду. Очень давно решил написать статью по велосипедам, но все затягивал.(Ёж – птица гордая! Не пнешь – не полетит) А тут на радость вышла статейка Forstay Про велосипеды. Выбор двухколесного друга, за что ему огромное спасибо. Спас. Просто спас меня. Теперь практически на расслабоне я могу не спеша писать.Прям по его статье я и буду писать, так сказать мой ответ Чемберлену Forstay .В тексте буду использовать информацию из интернета, с указанием что и откуда. Итак:


    С самого начала хочу ввести некую градацию, чтобы избежать ненужных споров про велосипеды, вернее про их владельцев. Ибо не велосипед основное звено, а его владелец.
    1. Обычные люди старшего поколения, жители деревень и небольших городов, которым нужен просто велосипед. Простой, надежный, без передачи прочих «прибамбасов», чтобы ездить на дачу, за водкой самогоном в магазин, бабу любимую на рамке покатать и др. Эти люди не предьявляют требований к велосипеду, кроме — чтоб не сломался, такой как у меня был в СССР, чтоб 2 колеса были, такой велосипед не сопрут, и др. Им велосипед нужен… как велосипед, то есть сел и поехал. Сломалось, взял ключ «семейник» открутил колоесо, помазал и снова прикрутил. как вы поняли, эти люди выбирают простой дорожный (городской) велосипед. Например Stels Navigator 310 или подобные ему.

    2. Люди более молодые, чем предыдущая категория, люди занимавшиеся велосипедным спортом или туризмом, люди желающие купить что-то получше чем дорожный велосипед -в общем чуть более «продвинутая» категория( и в цене тоже, если у первых в основном на первом месте стоит цена, то у вторых уже интересуют и какие-то особые  характеристики). Эти люди как правило покупают «горный» велосипед начального и ли любительского уровня, или дорожный с несколькими передачами (например Stels Navigator 210). Это на мой взгляд самая широкая категория и разношерстная. их обьединяет одно — велосипед с передачами.
    3. Ну и наконец третья самая «продвинутая» часть велосипедистов — сурьезные. Эти уже знают многое про велосипед, и имеют какие-то практические навыки ремонта и знают что есть что изнутри. В основном более молодого поколения. Выбирают велосипеды под вид спорта, туризма или практических нужд, которые реально представляют. Спорить с ними бесполезно, ругаются и могут побить. Эту категорию я рассматривать не буду, так как к ней не пренадлежу и честно говоря боюсь (маньяки)
    Спор относительно велосипедов между этими категориями 3 категориями обычно перерастает в легкий мордобой. Поэтому сразу скажу — катайтесь на том что имеете и не осуждайте других. Это касается и данному сайту — в случае чего (сами знаете каком) нужен велосипед который вы знаете и к которому привыкли, умеете ремонтировать, имеющий рем. набор и на котором вы можете перевести некоторую поклажу. Сюда подходит и дорожный, и горный и гибрид крос-кантри(облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе). Считаю что до 12-13 тысяч рублей можно купить не плохой велосипед или собрать самому.
    Мне встретился интересный на мой взгляд копипаст, достаточно правильно отражающий положение дел на рынке велосипедов.

    К вопросу о изобилии монтайн-байков.
    Это бизнес такой, создаётся культура, навязывается (производителем) определённый подход, в данном случае к велосипеду — маунтайн байк и полу- или спортивная посадка. Потом, когда все на это «присели» дружно, начинают предлагать «необходимые» аксессуары — велотрусы, перчатки, шлемаки… Кто бы стал всё это покупать, если бы не было культуры и завала «маунтин-байков»? А журналы, по велоипедной тематике, они живут на деньги за рекламу товаров этих самых производителей, потому материалы там понятно кем и как и за что пишутся.
    Например. Продам я номальный, хороший, удобный стул.
    Его купят, будут на нём сидеть и радоваться. И всё.
    Нет! Лучше я продам покатый стул, на котором не удобно сидеть, зато все говорят что прикольно и правильно — гламурно и разнообразно — хош с подпружиненными ножками? Пжалста! Тем более что стульев много, везде о них говорят, и все и так на них сидят… Товар ведь из развлекательного сектора. Так вот, а потом буду продавать аксессуары к этому стулу — ручки, чтоб держаться, подставку, чтобы не сползать, штаны специальные с высоким коэффициентом трения… И всё это будет реально нужно! И будет это народ покупать, покупать за свои кровные, а я буду богатеть и богатеть… Срабатывает психология потребителя «раз я что-то взял (купил) то буду с пеной у рта доказывать что это лучше, что бы в своих глазах дураком не быть».
    Производитель это знает, и диктует культуру потребления «кривого» товара. Ну если не кривого, то требующего большого колличества аксессуаров и расходников. А с первым стулом всё печально — ты купишь его, и пока не понадобится ещё — я от тебя денег не увижу. Мне не очень выгодно им торговать, и зачем мне его делать? только для ассортимента… BMX и Триал — это всё-таки спорт, или спортивная культура, о них иное дело. Хотя тоде с подачи производителя.
    К сожалению, данная беда не только в вело теме творится, такой «развод на бабки» ещё во многих отраслях развлечений существует. беда в том, что деваться некуда — неохотно делают что-то толковое, потому как невыгодно. И приходится покупать триальный вел для поездок по деревне в магазин, и маунтайн для туризма."

    Что же тогда покупать? Я все-таки рекомендую велосипед кросс-кантри или дорожный, с переключателем скоростей. Если вы имеете дорожный и не хотите от него отказываться, при этом сохранить все его достоинства и сделать его с переключателем скоростей и умеете переставить спицы на другую втулку и собрать колесо(ничего сложного в этом на самом деле нет) рекомендую поменять стандартную заднюю втулку на планетарную втулку SHIMANO с внутренним механизмом переключения передач.Получаете 3 или 7-8 скоростной велосипед (в зависимости от втулки). К ее плюсам хочу отнести высокую надежность по сравнению со стандартной дорожной, нечувствительность к грязи (она закрытого типа, герметичная), игольчатые подшипники, имеющие большой ресурс. Из минусов — большой вес (от 1 до 1.4 кг) и цену (от 2.5-3 тысяч).Но она того стоит. ИМХО.

    Остановимся чуть на горных кросс-кантри велосипедах.Я считаю, опять же это мое субьективное мнение, что велосипед должен быть скоростным и не очень дорогим. Желательно не тяжелым и ремонтопригодным. В настоящее время по-моему, выбор кросс-кантри в разы больше чем дорожных, ну и соответственно запчастей(хотя где как). Я остановился на Стелсах. Выбирал алюминиевую раму с широкими проварочными швами на рулвой колонке и раме. У меня Stels Navigator 750 2008 года, кросс-кантри.




    По нему немного поговорим.Это мой 14(?) велосипед и первый с алюминиевой рамой.Покупал за 8000р лет 5 назад.

    Рама велосипеда

    Алюминиевая Alloy 6061 с гидрофомингом верхней и нижней трубы.Я выбирал также чтобы тросики шли снизу. На мой взгляд это удобнее. При выборе вашего велосипеда обращайте внимание на провар швов на местах соединения.Швы должны иметь ровный равномерный провар с аккуратным швом.У меня он не 100% качества.Размер 19.5 дюймов. Берите раму под свой рост. В статье Forstay приводил выбор размеров, но я добавлю, что если вы стоите 2 ногами на земле, пузом вплотную к рулю, то от паха вниз до рамы должна проходить ладонь ( около 8 см).




    Передняя вилка
    RST Capa T8, ход 100 мм. Пружинно-эластомерная, начального уровня. Не айс, но пока не менял.

    — В пружинно-эластомерных вилках, часто называемых эластомерными, роль упругого элемента играет стальная пружина, а демпфером служит полимерный стержень, располагающийся внутри нее. Многие эластомерные вилки нерегулируемые, а те, что позволяют регулировать жесткость на практике почти не дают сделать этого. Эластомерные вилки обладают средним весом, недороги. Но зимой эластомер замерзает и вилка становится жесткой. К тому же все недорогие вилки достаточно быстро выходят из строя.
    — Пружинно-масляные вилки также работают за счет жесткости пружины, а демпфером служит масло, перетекающее из одной полости в другую через систему клапанов. Такие вилки могут быть выполнены с открытой ванной или закрытой, когда масло находится в специальном картридже. Первые проще в обслуживание и долговечнее, вторые могут качественнее регулироваться. Вилки могут обладать только регулировкой сжатия или и сжатия, и отбоя. Пружинно-масляные вилки наиболее долговечны. Главный недостаток — этот класс вилок обладает наибольшим весом.
    — Воздушно-масляные вилки отличаются от двух предыдущих типов тем, что пружинящим элементом является не стальная пружина, а воздух. Демпфирование осуществляется масляными картриджами. В настоящее время воздушные вилки наиболее легкие. Существуют воздушные вилки высокого давления и низкого. Первые менее чувствительны к перепадам температур, вторые более износостойки.

    Далее о системе передач. Она включает в себя: передний блок звездочек, передний переключатель скоростей, цепь, задний переключатель, задний блок звездочек.От того насколько вся эта система хорошо работает и исправно переключает, а также от минимума потерь в системе зависит легкость педалирования. Кроме того я думаю в эту систему можно включить и кареточный узел, на котором и располагается передний блок звездочек(ведущие звездочки)

    Кареточный узел
    Я буду рассматривать кареточный узел горного велосипеда SQR — соединение на квадрат. Пожалуй, самое распространенное соединение на сегодняшний день, подобные каретки выпускаются практически всеми производителями велосипедных компонентов. Концы вала на таких каретках выполнены в форме конуса, квадратного сечения. Вал и шатун соединяются с помощью болта под рожковый ключ или шестигранник. Для того чтобы потом снять шатуны с вала каретки, вам придется воспользоваться специальным съемником для шатунов, без которого это просто невозможно.
    Сьемник для шатунов и блока звездочек выглядит так.

    Каретка, представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла — передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.
    Открытая каретка представляет собой кареточный вал и набор подшипников, которые прижимаются чашками и вворачивающимися непосредственно в кареточную трубу велосипедной рамы.

    Недостаток открытых кареток в том, что в них часто попадает грязь, влага, они быстро засоряются и приходится их перебирать, но при постоянном уходе открытая каретка может проработать очень долго.В то же самое время нельзя сказать: «открытая каретка — плохо, картридж — хорошо». Например, при попадании грязи в открытую каретку ее можно прочистить и собрать с новой смазкой, в то время как картридж в таких условиях быстро износится и выйдет из строя.

    Картриджная каретка представляет собой неразборный корпус, картридж, в котором находятся подшипники и кареточный вал, картридж вворачивается в кареточную трубу велосипедной рамы. Подобная конструкция позволяет избежать попадания грязи, песка и влаги, исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. Недостаток картриджных кареток в том, что при попадании грязи и воды внутрь картриджа, каретка не подлежит ремонту, поскольку картридж нельзя разобрать. У меня стоит катридж Shimano. Меняю раз в 2-3 года.И то во время тех обслуживания — на всякий случай. Фото катриджа (.

    Для вворачивания ее в каретку существует специальный ключ.Вот такой


    Передний переключатель
    Его задача заключается в перебрасывании цепи с одной передней звезды на другую. Принцип работы такого пререключателя весьма прост: через рамку, которая перемещается благодаря параллелограммному механизму, проходит цепь. При необходимости переключения эта рамка перемещается и принимает положение над соответствующей звездочкой, вследствие чего цепь также перескакивает на неё. Существуют переключатели с нижним и верхним подводом переключающего тросика.


    Велосипедная цепь
    Велосипедная цепь предназначена для передачи крутящего момента с ведущей звездочки велосипеда на ведомую.Все велосипедные цепи имеют одинаковый шаг: 2 звена = 25,4 мм (1 дюйм). В процессе эксплуатации цепь удлинняется, что вызвано износом трущихся поверхностей внутри цепи. Изношенную цепь называют «растянутой», это создает ошибочное мнение относительно причин удлиннения. Предельно допустимым удлиннением считается 1 %, то есть когда общая длина цепи увеличилась на 1.2-1.8 миллиметров, её пора заменить.
    Чрезмерно растянутая цепь приводит к повышенному износу других элементов трасмиссии (ведущих и, особенно, ведомых звезд, роликов заднего переключателя) и плохому переключению передач, а потом и начинает проскакивать под нагрузкой. Также будет проскакивать новая цепь, установленная на изношенные звездочки.
    Цепи можно менять «по кругу». Приобретается 3 цепи. После 300—500 км устанавливается вторая цепь. Ещё после 300—500 км — третья, ещё после 300—500 км опять первая, потом вторая и т. д. Поскольку износ в зависимости от условий эксплуатирования разный (зима, грязь сильно увеличивают износ) то ещё проще устанавливать после очередной ротации самую короткую из этих цепей. Такая стратегия позволяет максимально снизить затраты. Элементы трансмиссии изнашиваются постепенно, и меняются только после того как растянуть все 3 цепей. Очень удобно пользоваться для быстрой замены замочками для цепи.
    Можно измерять растяжение простой линейкой, растянув цепь вручную, в таком случае если мерять расстояние между 1-й и 25-й осью цепи:
    304,8- Новая цепь.
    304,8-306,2 мм — Цепь в норме.
    306,2-307,0 мм — Цепь изношена, пора менять на новую во избежание износа звездочек.
    307,0 мм или больше — Цепь сильно изношена, кассета и система — тоже.

    На износостойкость цепи, ее вес, прочность и сопротивляемость коррозии влияют такие параметры, как материал, из которого изготовлена цепь, поверхностная термическая и химическая обработка и наличие напыления. Очень приблизительно о классе цепи можно судить (хотя, это не всегда является показателем) по ее цвету. Цепи низкого уровня имеют черную поверхность боковых пластин (чернение, воронение). Цепи среднего уровня — белые и блестящие (никелировка), высокого — серые матовые. Иногда встречаются цепи с желтоватым отливом, обычно это цепи невысокого уровня.
    Я рекомендую использовать цепи фирмы КМС.У них хорошее соотношение цены-качества, доступность, наличие разьемного замкового соединения позволяющего быстро поменять цепь, снять, помыть.
    KMC разделяет свою продукцию на цепи для 9, 8, 7, 6 и 1 задних звездочек.При выборе цепи смотрите маркировку — для скольких звездочек.
    Цепь необходимо периодически смазывать обычно через каждые 100 км специальными смазками для цепи — они дольше сохраняют цепь и предохраняют ее от коррозии. После смазки цепь протирают НАСУХО!

    Задний переключатель скоростей
    Предназначен для изменения передаточного отношения трансмиссии и для поддержания натяжения цепи. Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобрёл известный итальянский велосипедист Туллио Кампаньоло в 1950 г. Мой задний переключатель.

    Переключатель имеет 2 пластиковых ролика — направляющий верхний, и натяжительный нижний. Эти ролики не взаимозаменяемы между собой. Задние переключатели Фирмы SHIMANO делятся на группы(ну и соответственно по цене).

    Shimano Tourney — самый-самый начальный уровень оборудования. С 2003 переключатели Shimano Tourney существуют в двухрычажном исполнении или в виде вращающейся ручки типа grip-shift (Shimano RevoShift). Группа переключателей Shimano Tourney предназначена для велосипедов с 21 передачами. Общаться с оборудованием этой группы имеет смысл лишь при крайне стесненном в средствах положении: качество его достаточно невысоко.Ставится в самые дешевые велосипеды.



    Shimano Altus — группа начального уровня. Пожалуй, все оборудование Shimano Altus имеет приемлемый уровень, годный для умеренных поездок, скорее городских, чем внедорожных. Легкое управление манетками. С 2003 года в группе переключателей Shimano Altus также появились манетки типа grip-shift и роллерные втулчные тормоза. Группа переключателей Shimano Altus предназначена для велосипедов с 21-24 передачами.



    Shimano Acera — позиционируется для велосипедов начального уровня. Начиная с этой группы и ниже — манетки с двумя рычагами и расположением одного из них над рулем, что не очень удобно. С 2003 года появились и манетки типа grip-shift (Shimano RevoShift) — вращающаяся ручка. Группа переключателей Shimano Acera предназначена для велосипедов с 24 передачами.



    Shimano Alivio — группа оборудования очень часто используемая в туризме, как весьма недорогая, но довольно качественная. Многие компоненты стоят существенно меньше, чем у оборудования Deore, не смотря на подобные технические характеристики. Простой, но функциональный дизайн. Начиная с этой группы и выше, появляются манетки RapidFire Plus с двумя расположенными под рулем рычагами. Тормоза только ободные консольные. Но защита втулок от грязи уже слабее, чем в предыдущих группах. Предназначена для велосипедов с 24 передачами.



    Shimano Deore — оборудование хорошего среднего класса, в 2000 году заменило собой группы STX и STX-RC, хотя, по мнению многих велосипедистов, качество при этом явно упало. Это самая низкая группа оборудования предназначенная для велосипедов 27 передачами, хотя ничто не мешает использовать часть оборудования на велосипедах с 24 передачами, что часто и делается. Благодаря одинаковой ширине барабана для восьмерной и девятерной кассеты, задние втулки взаимозаменяемы. Задние переключатели Deore также часто комбинируют с остальным оборудованием из младших групп. Оборудование группы отличается существенно большим весом по сравнению со старшими группами. Это нижняя группа оборудования с шатунами со шлицевым соединением (хотя есть модификация и с обычным квадратом), которые могут быть как полые, так и не полые. Помимо ободных тормозов, существуют еще механические и гидравлические дисковые тормоза. Представлено целых три разновидности втулок: обычная, втулка для дискового тормоза и безфланцевая втулка для дискового тормоза.



    Выше идет XTR, Deore XT, Deore SLX относящиеся к полу и профессиональному классу. Отличие бюджетных моделей от профессиональных заключается в высокой отказоустойчивости и запасе прочности у последних. А от этого зависит например то, на сколько часто вы будете подкручивать, регулировать, чистить навеску. Бюджетная навеска в силу использования не дорогих материалов, может быть гораздо проще повреждена, расстроена, есть мнение, что бюджетная навеска плохо работает попав в грязь. Профессиональная навеска предназначена специально для экстремальных условий эксплуатации, тут в силу вступает не только качество материалов, но и инженерные решения: форма, исполнение и т.п. Следует заметить, что данная классификация, это совокупность навесного оборудования данного класса, то есть переключателей, блоков звездочек, манеток (переключателей на руле).

    Остальное постараюсь описать во 2 части. Прошу извинить, материала много, если все писать, то на 5 статей. Сил нет и муза не выносит запах перегара и улетает прочь.

    И в заключении 1 части статьи, которые могут быть полезны:
    Ремонт горного велосипеда смотреть и читать тут, в картинках архив скачать тут.
    Сайты по велосипедам и велотуризму, которые я я рекомендую почитать:
    «Велопитер» Сайт с огромным количеством полезных статей касательно велосипеда и велотуризма, особенно рекомендую.
    «Российская велосипедная энциклопедия» Этакая велосипедная википедия.
    «Веломеханика» Сайт посвященный ремонту велосипеда и всему что с этим связано.
    «Скиталец» Много полезной информации касательно спортивного туризма и велотуризма в частности
    Ну и в заключении мужчинам о велосипедах. 
    • +34

    Комментарии (155)

    avatar

    01 июня 2013, 02:15
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Прошу коментировать и задавать вопросы. По мере сил буду отвечать.
    • v
    • 0
    avatar

    01 июня 2013, 03:01
    0.00 pavel_lug — Киев
    В случае БП самымой удачной конструкцией будет велосипед по типу «Украина». Всё остальное «от лукавого». ИХМО
    • v
    • +2
    avatar

    01 июня 2013, 03:41
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Паша, заполните свой профиль
    Всё остальное «от лукавого». ИХМО
    avatar

    01 июня 2013, 21:41
    +24.39 Mikamoon — Владимирская обл.
    В таком случае будет лучшим тот велосипед, что под руку подвернётся. Другой вопрос, что должен подвернуться лучший…
    avatar

    01 июня 2013, 05:03
    +363.96 botsman — Смоленщина
    У меня Stels Navigator 310, но с переключателем скоростей — 5 скоростей, и Stels CHALLENGER — 21 скорость. Навигатор для деревни, челленджер для города.
    По челленджеру могу заметить — заднее пластиковое крыло бяка! Ломается каждый раз.
    • v
    • +2
    avatar

    01 июня 2013, 09:06
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    О описания крыльев не дописал. Нормальные велики.
    avatar

    03 июня 2013, 19:06
    плохой пластик мне продавец на рынке скрутил крыли пропелером — купил Ю, нареканий пока нет!
    avatar

    01 июня 2013, 05:23
    +100.59 colkt — Чита
    Находясь в первой категории по шкале Тиунина и являясь обладателем двух велосипедов успешно оставленных мне в наследство от (бывает и такое) от подросших и разъехавшихся детей, совершаю недолгие велопрогулки в основном по гористой местности для поддержания себя в тонусе (на велосипеде всегда в гору и против ветра (нар. мудрость), заметил что вот на таком GT aggressor
    , чувствую себя не совсем комфортно, в основном из за «расвесовки своей тушки» после длительной поездки, начинают болеть запястья, даже хотел сменить руль, но случайно сев на «Каскад» (думал что он детский)

    , понял что он практически по проходимости не уступает первому, из за большой ведущей звёздочки и маленьких колёс, и чувствую себя намного комфортнее, единственное, в ск5орости по асфальту первый явно выигрывает. Но мой вопрос не по этим велосипедам, первый раз в прошлом году, а в этом целенаправленно смотрел в магазине велики с переключением скоростей внутри каретки, с шикарной седушкой и человечьим рулём, чем то внешне напоминают «Каскад» что вы можете сказать по этим моделям в части применения по моим потребностям?
    • v
    • +1
    avatar

    01 июня 2013, 09:09
    Запястья болят из-за неправильного положения кистей на руле+тормозных ручек. Понаблюдайте за собой, наверняка вашае запястья сползает вниз и кисть с предплечьем образуют прямой или близкий к нему угол. Если это так, то Вам могут помочь эргономические грипсы (с подушкой под кисть)+велоперчатки с гелевыми вставками (гасят мелкие вибрации). Мне они помогли.
    avatar

    01 июня 2013, 10:10
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Если это так, то Вам могут помочь эргономические грипсы (с подушкой под кисть)+велоперчатки с гелевыми вставками (гасят мелкие вибрации).
    avatar

    01 июня 2013, 14:22
    +100.59 colkt — Чита
    спасибо
    avatar

    01 июня 2013, 09:38
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Находясь в первой категории по шкале Тиунина
    Ну вы мне льстите. Чувствую себя Менделеевым .Вы павы. Я упустил из виду, а написать-то стоило, что горные(кросс-кантри и др) не совсем людям крупной комплекции из-за своеобразной посадки. Про седло тоже верно(ну не дошел я до седел) — удобнее широкое и с пружинами удобнее.
    Что касается по моделям с планетарной втулкой.Самый простой вариант — это купить втулку отдельно — около 2-3 тыс(и более в зависимости от модели и скоростей) и ручку переключения(часто идут в комплекте, стоит рублей 300)с тросиком и переспичить колесо ЛЮБОГО!!! велосипеда самостоятельно.Честно, это не сложно. Или обратить внимание на… б/у немецкие велосипеды. Очень много моделей немецко-австрийско-датского производства очень удобные в плане езды по городу, укомплектованы задней планетарной втулкой, очень приятным жопе седлом и практически неубиваемы.Колеса там обычно 28". Можно найти от 3-4 тысяч.Посмотрите по обьявлениям.
    avatar

    01 июня 2013, 14:23
    +100.59 colkt — Чита
    Спасибо
    avatar

    01 июня 2013, 06:31
    +4.96 DoZer — Соликамск
    Маленько поправлю. Кросс-кантри — одна из спортивных дисциплин в маунтинбайке (горном велосипеде), а тип вашего велосипеда хардтейл (Hardtail — жесткй хвост) — велосипед имеющий только переднюю амортизационную вилку. Горный хадтейл имеет более широкие и высокие покрышки

    З.Ы. Если не прав прошу поправить…
    • v
    • +2
    avatar

    01 июня 2013, 09:49
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Ну чего поправлять и умничать — правильно пишите Но кросс-кантри называют еще и вид велосипеда.Это несколько облегченный «горный» велосипед.Поправьте.
    avatar

    01 июня 2013, 08:25
    Серьёзный материал!  На счёт планетарки буду курить дальше — заинтересовался.
    • v
    • 0
    avatar

    01 июня 2013, 09:51
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    На счёт планетарки буду курить дальше — заинтересовался.
    Надо статью писать… Там есть подводные камни. Рекомендую Шимано Нексус 3 или 7 скоростей.
    avatar

    01 июня 2013, 08:29
    +9.04 arh1000 — Брянск
    В велике главное тормоза.Поэтому только дисковые и только на гидравлике.
    P.S.И ещё с сбой надо возить запасной «петух»-крепёж заднего перелючателя к раме.Он специально сделан так, что бы ломаться первым.
    • v
    • 0
    avatar

    01 июня 2013, 09:58
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    В велике главное тормоза.Поэтому только дисковые и только на гидравлике.
    Это все ровно что сказать: Девушка должна быть только блондинка с голубыми глазами. До тормозов я не дописал, а по поводу дисковых… В — 25 на них катались? Как они по цене и обслуживанию? Вот и я про то-же.Еще раз повторюсь — ви-брейк дешево и сердито. И починить в поле можно.
    avatar

    01 июня 2013, 11:03
    +9.04 arh1000 — Брянск
    А в чем проблема дисковой гидравлики при -25.Нормальная тормозуха, резина с шипами и погнал.А вот вибрейки зимой это пипец.Грязь и наледь на них не дают нормально контролировать торможение.Кстати опишите мне сложности обслуживания дисковой гидравлики.В поле можно только тросик починить.Гидромагистраль на порядок крепче.За 8 лет пользования гидравликой-ни одной поломки… т.т.т.
    avatar

    01 июня 2013, 11:07
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Каждому свое. Спорить не буду.
    avatar

    01 июня 2013, 11:08
    +9.04 arh1000 — Брянск
    тоже правильно.
    avatar

    03 июня 2013, 19:12
    дисковые тормоза -ВЕЩЬ!!! В ОБСЛУЖИВАНИИ сложно отрегулировать равномерный зазор… но если затормозил то реально из седла выносит да и в луже — из-за высокого расположения лужи пофигу, что не скажешь про обхватные тормоза с резинками.
    avatar

    01 июня 2013, 09:59
    +58.20 koleco23 — Партизанской славы

    Игорь, а как километраж определять? С машиной и прочим все понятно, там спидометр, а с великом, чтоб чистить, смазывать, заменять — короче ТО проводить?
    • v
    • +1
    avatar

    01 июня 2013, 10:26
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Володь, день добрый! По городу средняя скорость (смешанная) 20 км/ч. Грубо 5-6 часов это сотка.Кроме того ОЧЕНЬ много приборов(велокомпьютеров) для велика для измерения скорости, растояния. Стоят от 250 р. Крепятся на руль. На спицу магнит и геркон на вилку.С велокомпьютером очень приятно ездить. Держать темп и скорость здорово помогает. Пройденный путь знаешь. Мне сейчас из Китая идет(не дойдет все никак) вот такой. Стоит 8$.
    avatar

    01 июня 2013, 22:30
    +24.39 Mikamoon — Владимирская обл.
    Не могу догнать, как эта система направление вращения колеса определяет. Ведь геркону параллельно с какой стороны магнит прилетает. Или не нет?
    avatar

    01 июня 2013, 22:39
    Никак, но интересно как вы на велосипеде задним ходом ехать собрались?
    avatar

    01 июня 2013, 22:58
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    , как эта система направление вращения колеса определяет
    Никак. Просто считывает показания в зависимости от колличества замыканий геркона и преобразует. Под каждый диаметр колеса выставляется в настройках. Геркон и датчик стоят всегда на одном(для каждой модели свое) растоянии. Данная модель это полная копия велокомпьютера Sigma, но за хорошую цену.
    avatar

    01 июня 2013, 23:35
    +24.39 Mikamoon — Владимирская обл.
    Когда я вел назад везу у меня на компе стрелка вниз появляется. Когда вперёд еду, этой стрелки нет. Только на днях заметил, а комп в том году купил…
    avatar

    02 июня 2013, 00:19
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    У тебя механический????
    avatar

    02 июня 2013, 00:22
    +24.39 Mikamoon — Владимирская обл.
    Не, электрический. Реально, позавчера заметил. Велик переставлял путём отката назад. Комп включился, отмерил скорость и стрелку пририсовал. Я его вперёд. Только скорость. Назад. Плюс стрелка вниз. Завтра снять постараюсь.
    avatar

    02 июня 2013, 00:31
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Возможно стоят 2 геркона на датчике.
    avatar

    01 июня 2013, 10:56
    +80.88 Andru021 — Юга
    Ну вот, наконец-то созрел с публикацией  Я на свой тут фару с динамо купил, не айс конечно, думаю фонарь примастырить на обычных батарейках дополнительно.Что насчет ночных поездок скажешь? Велокомпьютер у нас 500-700 руб. стоит.Вчера механический сыну ставил спидометр, что-то он новый уже не пошел (может брак)
    • v
    • 0
    avatar

    01 июня 2013, 11:04
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    думаю фонарь примастырить на обычных батарейках дополнительно
    Да!
    Что насчет ночных поездок скажешь?
    Езжу с налобником. Спереди и сзади стоят светоотражатели. Также на колесах.
    avatar

    01 июня 2013, 11:06
    +9.04 arh1000 — Брянск
    Один нюанс.Не ставьте моргающие задние фонари.Автомобилисту намного сложнее определить расстояние до мигающего огня чем до обычного.И на одежду ченить светоотражающее.
    avatar

    01 июня 2013, 13:17
    +80.88 Andru021 — Юга
    Ну да, вчера малому поставил «цветомузыку» с поворотниками, морганием и т.п. Единственно что понравилось — это стопаки горят и сигналит громко, авось иной раз поможет.
    avatar

    01 июня 2013, 11:18
    +264.26 turist — подмосковная глубинка
    вот это постарался!
    • v
    • +1
    avatar

    01 июня 2013, 11:18
    Понравилось, как про стул пофилософствовал!
    У меня вызывает нехорошие эмоции вся эта околобайковая субкультура — вот слезает с велика, заходит в магазин эдакий полупидор-полуробот. А как еще назвать? пидорские штаны, дебильный шлем — ну почему такие и ТОЛЬКО такие формы? Нет других, значит, это все навязано.
    «Питьевая система» — о как серьезно звучит! Пластиковая бутылочка со шлангом — но обозвали гордо, и цена становится соответствующей.
    • v
    • +5
    avatar

    01 июня 2013, 11:23
    +9.04 arh1000 — Брянск
    Маркетологи работают в три смены-Купи не нужную херню и гордись этим.
    avatar

    01 июня 2013, 20:52
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Купи не нужную херню
    avatar

    01 июня 2013, 14:47
    Что конкретно не нравится? И можно без ругательств.
    avatar

    01 июня 2013, 16:00
    Да я не ругаюсь. И конкретно сказал, что не нравится. Но если моя мысль не понятна, покажу наглядно. Итак.

    Я бы на себя это педерастическое облачение ни за что бы не надел, а тем более не появился бы в общественном месте БЕЗ велосипеда. Вы станете возражать, что это идеальные формы, 100% защита, отличная аэродинамика и т.д. Но есть такое железное правило, например, в военной технике. Если оружие идеально, то оно обязательно выглядит красиво. Таковы законы природы. А эта мягко говоря форма — некрасива, значит и функционально видимо тоже не ах. Далее.

    Я как-то имел неосторожность в одной из сетей спортивных товаров поинтересоваться велосипедами. Так они меня теперь затрахали спамом типа: «Виктор, торопитесь, только 3 дня скидка на шлемы 15 %!!! Небывалая распродажа!!! будьте в ногу со временем, покажи всем, что ты успешен!!!» И прочая херня. Ну не нужен мне шлем за червонец, пусть даже и со скидкой! А ваша навязчивость еще более отталкивает от вашего товара.

    «Виктор, только этот день, купите у нас велосипед, и эти трусы Ваши!» Нет, ну они что, каждого зашедшего считают гомосеком, что ли? Мне они даром НЕ НУЖНЫ!
    И еще. Я не готов отдавать полторы штуки за питьевую систему — бутылочку со шлангом. Вот если я к примеру на велосипедной тусовке появлюсь с обычной пластиковой бутылкой из-под кваса — я сто пудов прослыву среди «продвинутых» лохом, разве не так?
    avatar

    01 июня 2013, 16:09
    +264.26 turist — подмосковная глубинка
    не желая обидеть велогонщиков-согласен с вами!
    avatar

    01 июня 2013, 16:59
    Ясно, вы никогда не катались на велосипеде и не участвовали в велогонгах, а значит, вам не понять.
    avatar

    01 июня 2013, 17:37
    Не участвовал. Считайте, что мне не понять.
    avatar

    01 июня 2013, 21:03
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Я не катаюсь на велосипеде — я его ВОЖУ. В гонках не участвовал, но занимался велотуризмом в конце 80 начале 90. Понимаю вас.
    avatar

    01 июня 2013, 21:01
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Насчет защиты, я соглашусь с Вами — это нелепо ходить в ней и ездить по городу. Насчет шлема, я честно говоря пару раз задумался, когда ушел в кювет, потому что обгоняли по встречке и на повороте(вспомнил всю жизнь за миг). Грязный был но живой. На голове шапочка смягчила удар. и по той же схеме 2 раз. Если бы столб или железка мне была бы жопа. Совсем другое дело шлем ради понтов. Кроме того летом в шлеме хорошо продувается голова. У меня нет шлема.Но есть каска Это я шучу.. Насчет велосипедок — это мечта. В них очень класно ездить на дальние растояния — жопу не натирает и удобно. Честно, очень удобно. Но это на любителя.Нет, скорее на профессионала. Если не предвидятся дальние поездки — это понты. По суте дела любая форма, это РАБОЧАЯ ОДЕЖДА данного вида спорта.
    avatar

    01 июня 2013, 21:20
    ОК! Конечно, шлем — вещь нужная. Я имею в виду, что современный дизайн у всех однотипный и эстетически не очень, на мой взгляд.
    Каска — а почему бы и нет? Сделать отверстие-воздухозаборник над козырьком и в путь. Она небось попрочнее будет.
    А жопу натирает, так наверно это из-за сидушек — ну как ты про стул с уклоном писал  Из всех сидушек мне казалось самым удобным на старой советской «Десне» (большой). Потом сколько ни ездил на «туристах» и «старт шоссе» — неудобно, а если еще с рюкзачком — вообще отбивало задницу. Про современные не знаю, не ездил еще.
    avatar

    01 июня 2013, 22:18
    Я имею в виду, что современный дизайн у всех однотипный и эстетически не очень, на мой взгляд.
    Каска — а почему бы и нет? Сделать отверстие-воздухозаборник над козырьком и в путь. Она небось попрочнее будет.
    После этих слов мне окончательно стало ясно, что вы в вопросе не разбираетесь.
    avatar

    01 июня 2013, 22:33
    ок
    avatar

    02 июня 2013, 09:47
    +58.20 koleco23 — Партизанской славы
    Виктор, когда на военном многоборье (да и не только на нем)товарищи будущие офицеры — курсанты (МС, КМС)стали бегать в лосинах — я честное слово подумал, что за гомосятина. Раз военное, то надо и соответствовать (типа бежишь — так в мужском).Правда побегав сам, получив свой результат и сравнив с их, тихо ох… л. А плотнее поинтересовавшись, узнал, что не только лошадиное здоровье, тренировки и техника выполнения дают заветные секунды.Так что все относительно.И если женские прокладки хорошо впитывают влагу и держат ногу в сухости — да плевать я хотел будут надо мной ржать всей ротой или начнут брать пример
    avatar

    02 июня 2013, 10:30
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    avatar

    02 июня 2013, 12:02
    Согласен. Ради результата — это конечно можно. Но когда попонтоваться на велике, неспеша катаясь по городу во всем этом прикиде — это другое.
    avatar

    05 июня 2013, 17:34
    +0.54 belyj — Днепропетровск
    Понты и спорт-разные вещи
    avatar

    03 июня 2013, 08:24
    +2.20 Rusus — Алматы
    avatar

    01 июня 2013, 22:34
    +24.39 Mikamoon — Владимирская обл.
    На фото защита для даунхилла. Или я ошибаюсь? Там без таких доспехов очень бо-бо будет. Как и без шлемака. Только там шлемаки другие.
    avatar

    01 июня 2013, 23:18
    Не знаю, я набрал в поиске «экипировка для велоспорта».
    avatar

    01 июня 2013, 23:47
    +24.39 Mikamoon — Владимирская обл.
    Даунхилл — скоростной спуск с гор на велосипеде. Средняя скорость спортсменов на трассе — около 50 км/ч, средний перепад высот — 500 метров на 1,5-2 км. В крови адреналин в чистом виде.


    И здесь видно, что многие без защиты. Это переломы рук, ног, рёбер, позвоночников и другие неприятности…
    avatar

    03 июня 2013, 19:22
    +363.96 botsman — Смоленщина
    avatar

    01 июня 2013, 15:46
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Все эти прибомбасы и ЭТИ формы — нужны и полезны профессиональным велогонщикам.
    Просто смешно, когда до магазина неспешно прокатиться одеваются, как на гонку.
    avatar

    01 июня 2013, 16:09
    Так ведь самое противное в этом, что этому пацану навязали весь этот нахрен не нужный прикид!
    avatar

    01 июня 2013, 16:27
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    А парень наверху — прямо черепах
    avatar

    01 июня 2013, 17:02
    Смешно будет, когда упадешь с велосипеда головой об бетон (не дай Бог), а шлема не будет на тебе. Вот это хохот будет стоять, врачи тоже посмеются. Если сам беспечен как хрен знает что, хотя бы не требуй такой же беспечности от других.
    avatar

    01 июня 2013, 17:16
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Да никто не спорит.
    На велогонке шлем — штука необходимая.Как и каска на стройке.
    А молодежь вальяжно катающаяся в шлемах по паркам — выглядит смешно.
    avatar

    01 июня 2013, 17:23
    +45.35 maxkov71 — Камчатский край
    Всему свое место и время. Верно. Хотя при движении по автодороге, шлем, как должное.
    avatar

    01 июня 2013, 18:12
    Вы уверены, что не навернетесь в парке головой об асфальт/угол бетонной плиты/бордюр? Вы бессмертны?
    avatar

    01 июня 2013, 19:07
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Не уверен. Но также не уверен, что на голову мне из окна не упадёт горшок с геранью. И тем не менее, обычно гуляю без каски.

    Тут где-то граница между беспечностью и паранойей. Каждый определяет себе место сам.
    Спорить более не стану.
    avatar

    01 июня 2013, 22:19
    Это как с автомобилем, за хлебом поехал — ремень можно не пристегивать!
    avatar

    01 июня 2013, 22:27
    Перефразируя шедевр: выживальщик на машине в булочную не ездит!
    avatar

    05 июня 2013, 10:50
    +2.88 Bezbojnik — МО
    Как то был я свидетелем одного происшествия. Бежал я себе по лесу, по бетонке, а на встречу мне мужчина, лет 55, ехал на велосипеде, неспешно так, катался просто. Так вот. Он на секунду отвлёкся и его переднее колесо соскочило с края бетонной плиты, он упал и ударился головой об эту самую плиту, голову разбил хорошо так, первые минуты я даже не мог понять что он говорит. Ну так вот, он ударился тем местом головы, которое было бы защищено с надетым на голову шлемом.
    Поэтому неважно в магазин вы поехали или в гонке участвуете, запомните правило -без шлема на велосипед не садись.
    avatar

    05 июня 2013, 11:31
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Отчасти я согласен с Вами, в том что порой шлем необходим. Но! Раз уж шлем, тогда и налокотники, наколенники, защита спины и пр. Думаю безопасность излишней не бывает и я… все-таки бы сказал что шлем это уместно, особенно при езде по «нашим» дорогам, но сам я езжу без шлема. Ну пока гром не грянет… Скажите, вы бегаете тоже в шлеме? Ведь вероятность Вашего падения тоже есть? Ну не удобно, правда. Особенно зимой или когда холодно. Думаю спорить не имеет смысла — если защита нужна — то она нужна. Я уверен, что через некоторое время всех велосипедистов вынудят пользоваться шлемами.Так же как и везде в России принимают законы — нас не спрашивают. Вот тогда и я надену шлем(достану его из сундука).
    avatar

    05 июня 2013, 12:07
    +2.88 Bezbojnik — МО
    Ездить в шлеме или без — это выбор каждого из нас, но на всех велогонках без шлема вас не допустят к соревнованиям. Налокотники и прочее — это уже крайность, которая, тоже необходима в определённых случаях. Невозможно добиться абсолютной безопасности, но можно снизить риск. Т.е. шлем тоже не панацея, но существенно снижает шансы убиться при падении. Есть же у спасателей такие замеры безопасности как 10 в шестой степени — приемлемый риск, 10 в пятой степени и т.д. Если неправильно поправьте пожалуйста.
    Что то я сегодня немогу собраться и чётко выразить свои мысли, простите.
    avatar

    05 июня 2013, 12:16
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Спасибо Вам за коментарий. Безопастность никогда не бывает лишней.
    Что то я сегодня немогу собраться и чётко выразить свои мысли, простите.
    Не правда. Все четко и доходчиво.
    avatar

    05 июня 2013, 12:28
    +2.88 Bezbojnik — МО
    И Вам Спасибо
    avatar

    05 июня 2013, 17:38
    +0.54 belyj — Днепропетровск
    В воскресенье прочувствовал.Скептицизм как рукой сдуло.
    Теперь неделю ногу расхаживать а вел скучать будет
    avatar

    01 июня 2013, 15:52
    +264.26 turist — подмосковная глубинка
    А как еще назвать? пидорские штаны, дебильный шлем — ну почему такие и ТОЛЬКО такие формы?
    это взято у спортсменов-велогонщиков! обтягивающая одежда и шлем для наименьшего сопротивления воздуха.вопрос только в том, нужно ли перенимать у спортсменов одежду, в которой ездишь отнюдь не на велогонках.
    вот посмотрите на автора! джинсы и футболка! на поясе НАЗ! всё, как положено!
    но велосипед у него стрёмный!
    avatar

    01 июня 2013, 21:24
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Спасибо!
    avatar

    01 июня 2013, 17:54
    шлем по-моему нужен.ну а вместо «пидорских» штанишек можно юзать шорты.А питьевая система нужна для (наверное) всяких вело-марафонов.В обыденной жизни достать флягу не составляет труда.
    avatar

    01 июня 2013, 20:51
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    «Питьевая система» — о как серьезно звучит!
    Использую тоже обычные(только боле плотные не помню как напиток называется)бутылки. Гидратор вещь необходимая, но я считаю узкоспециализированная: для военных, бегунов. Для остальных бутылка в подрамнике велика или в кармане(зимой).
    avatar

    02 июня 2013, 09:33
    +58.20 koleco23 — Партизанской славы
    бутылка в подрамнике велика или в кармане(зимой)
    Тяжко то потом на велике да по голольду
    avatar

    02 июня 2013, 10:59
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Уточняю — Бутылка с водой! А бутылку с водкой я сразу выпиваю прямо у прилавка магазина, а потом
    avatar

    01 июня 2013, 11:31
    +186.51 Andruha — Ростов-на-Дону
    Отличная статья, просто замечательная, про велосипед «по деревне» понравилось, что он имеет право все-таки быть, про маркетинг замечательно написано. НО, выходит мне на велосипеде «Школьник» ездить надо, чтобы меж ног 8 см було, когда стоишь брюхом к рулю на двух лапах. Шо теперь делать? Я в том месте — раму ножовкой, наверное выпилю?
    • v
    • +1
    avatar

    01 июня 2013, 13:29
    Да, про размер рамы мне тоже непонятно
    avatar

    01 июня 2013, 21:44
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    1. Правильный выбор ростовки рамы велосипеда.
    Формула для расчёта размера велосипеда выглядит так:
    2. Длина ног, умноженная на коэффициент 0.56. Результат от умножения разделить на 2.54. Это и будет ваш размер рамы велосипеда или «ростовка». Можно сразу умножить длину ваших ног на результат деления числа 0.53 на 2.54. и это число0.2205. Длинна ног — расстояние от пола до промежности см. под яйцами стоя. Эта формула для горного велосипеда!!!
    3.
    Взявшись руками за руль, встаньте в обуви так, как указано на рисунке. Теперь проверяем, подходит или нет рама для вас и вашего стиля катания. Верхняя труба не должна касаться вашей промежности. Расстояние от трубы до промежности должно составлять от трех до более чем 10 см., в зависимости от стиля катания:
    Шоссе, дорожный велосипед — 3 — 5 см.
    Крос-кантри — 5 — 8 см.
    Фрирайд и прочие агрессивные стили внедорожного катания — 8 — 10+ см.
    avatar

    01 июня 2013, 21:51
    +186.51 Andruha — Ростов-на-Дону
    Пару ударов кувалдой и я подгоню свой вел под стандарт, не ставить же колеса от самоката?
    avatar

    01 июня 2013, 21:33
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    выходит мне на велосипеде «Школьник» ездить надо, чтобы меж ног 8 см було, когда стоишь брюхом к рулю на двух лапах.
    Ты по видимому плохой танцор
    avatar

    01 июня 2013, 22:20
    шары мешают
    avatar

    05 июня 2013, 17:51
    +0.54 belyj — Днепропетровск
    От температуры окружающей среды расстояние от шаров до рамы меняется.)))))
    avatar

    01 июня 2013, 12:01
    +186.51 Andruha — Ростов-на-Дону
    Игорь, а велосипед бабочка у тебя был? В детстве разумеется, у меня был.
    • v
    • 0
    avatar

    01 июня 2013, 21:46
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    В детстве разумеется, у меня был.
    а у меня был такой
    avatar

    01 июня 2013, 13:36
    Вопрос.
    Почему вы рекомендуете(приводите в пример?) именно стелс?
    Потому что он у вас есть? потому что цена-качество?
    Почитал отзывы владельцев, мягко говоря не самые лучшие.

    У меня велик comanche prairie.Покупался, где-то 12-14 лет назад.Переключалки shimano
    До сих пор все работает.Менял только колодки и резину.Эксплуатировался очень активно в тяжелых условиях в свое время.Выглядит вот так(фото из инета)

    Очень надежный вел.
    Проблемы за все время были только с дырками в колесах).
    Жаль пришлось оставить при переезде

    ЗЫ думаю себе тоже велик брать.статья интересная
    • v
    • +1
    avatar

    01 июня 2013, 21:52
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Потому что он у вас есть?
    Да.
    потому что цена-качество?
    Да.
    Почитал отзывы владельцев, мягко говоря не самые лучшие.
    Мнения есть разные.Не всегда обьективные. Стелс на мой взгляд имел нормальное соотношение цены-качества. Сейчас не берусь судить. Возможно ситуация поменялась. Нужно искать, примерять. Читать и узнавать. Чтобы продавцы в уши не надули
    Пы Сы Надумаете брать, я позволю себе нескромность — посоветуйтесь со мной или с другим более опытным человеком.Статья не дописана на 2/3.
    avatar

    01 июня 2013, 23:17
    +37.87 Vudu — Арх. обл.
    Меня удивляет, почему многие без крыльев ездят, или у вас луж нету?
    avatar

    01 июня 2013, 23:52
    +24.39 Mikamoon — Владимирская обл.
    У меня переднее вываливается. Крепление снизу в рулевую трубу на эксцентрик. Только собрался решить проблему — потерял крепление. Заднее на месте.
    avatar

    01 июня 2013, 14:12
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Я всю жизнь ездил на обычном велике с одной передачей и задним тормозом.
    Причем довольно много катался как по шоссе (до 200 км перегоны были).
    Также и по бездорожью, где-то я на нем, где-то он на мне.

    И вот задумал я купить «нормальный» лисапет с передачами.
    Но на пробу брал покататься у друзей.Брал на день, на два, чтобы вникнуть.
    Результат удивил — дважды неплохие велики оказывались чуть более тугими и тяжелыми в движении по асфальту. Мой драндулет наматывал километраж с заметно меньшей нагрузкой на ноги.(Правда, у нас тут мало холмов. Где холмы — необходимость многих передач очевидна).

    Так вот, подскажите — неудачные экземпляры попались? Или эта система действительно более тугая, чем отрегулированная каретка старого образца?

    Брал на пробу еще Туриста — по асфальту сказка. Но как только съехал на щебенку — жопа.
    • v
    • 0
    avatar

    01 июня 2013, 14:51
    Или эта система действительно более тугая, чем отрегулированная каретка старого образца?
    Так отрегулируйте каретку нового.
    avatar

    01 июня 2013, 22:02
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Так вот, подскажите — неудачные экземпляры попались? Или эта система действительно более тугая, чем отрегулированная каретка старого образца?
    Вопрос с подвохом. Думаю дело тут вот в чем. Напишу по своему опыту. Пересев резко с дорожного на «скоростной» заметил что езжу… на одной звездочки и не переключаюсь. какво же было мое удивление, когда я (а мальчик любознательный) посчитал передаточное отношение скоростного. Оно почти совпало с дорожным без передач! Думаю то же у вас. К переключателю нужно привыкнуть, поездить Это механическая коробка передач. Не факт, что те велосипеды, что вы брали имели нормальный ход. и если положа руку на сердце, дорожный по комфорту намного удобнее горного. У меня 2 седла — одно на дальняк, по кочкам, другое по-городу. Профи меняют резину на колесах в зависимости от вида трассы.
    я бы посоветовал Вам, причем очень бы посоветовал , обратить внимание на планетарные втулки для велосипеда. По городу и деревни — песня просто. Ну хоть статью пиши — как переспичить колесо и поставить планетарку.
    avatar

    01 июня 2013, 15:20
    +186.51 Andruha — Ростов-на-Дону
    Только тихо, никому: если вы сделаете люфты побольше во всем механизме передачи, каретке, ведомой шестерне, прослабите цепь и подшипники на колесах, будет ехать сказочно легко
    • v
    • +1
    avatar

    01 июня 2013, 15:52
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Я думал, по аналогии… вот если в простом велике перетянуть цепь, то крутить педали тяжело. Вероятно, там какой-то небольшой перекос во втулке и подшипники зажимаются. А чтобы легко ехал — нужно, чтобы цепь слегонца провисала. Совсем немного.

    А вот в многопередачных цепь автоматом натягивается. И этого лёгкого провисания можно разве добиться?
    avatar

    01 июня 2013, 16:09
    +186.51 Andruha — Ростов-на-Дону
    Я про велосипеды с передачами молчу. Мне вообще не понятны передачи, все равно ногами крутить. Да, три скорости были бы полным набором, на подъем, крейсерская, быстрая, все.
    avatar

    01 июня 2013, 16:23
    +100.59 colkt — Чита
    Согласен в быту три скорости самое то
    avatar

    01 июня 2013, 16:33
    присоединяюсь
    avatar

    01 июня 2013, 16:37
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Ага — как на туристе и было. 4 передачи.
    avatar

    01 июня 2013, 16:39
    +100.59 colkt — Чита
    И ещё про сидулки — их выбирают не сердцем.
    avatar

    01 июня 2013, 16:52
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Ехали мы как-то с товарищем. На десятом км пути он начал нервничать. Оказалось, причина в седле.
    Примерно таком.


    Я старомоден. Люблю широкое и мягкое.
    avatar

    01 июня 2013, 17:18
    +45.35 maxkov71 — Камчатский край
    Полностью потдерживаю, если имеет место бездорожье и отсутствие соревнования то старомодное, крупное, седло. Вспоминаю его с настольгией. Месту, было комфортно.
    avatar

    01 июня 2013, 17:32
    +186.51 Andruha — Ростов-на-Дону
    Чегой-то оно старомодное? У него другое назначение. При мне на рынке неоднократно покупали современные широкие сидения, и стоимость их современная. Скажите они не для велогонки, это да. Типа такого:
    avatar

    01 июня 2013, 17:52
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    И дырочка для выхлопа. )))
    avatar

    02 июня 2013, 00:28
    Сапун
    avatar

    03 июня 2013, 08:34
    +2.20 Rusus — Алматы
    неее это же капилка )))) бомболюк
    avatar

    03 июня 2013, 08:41
    +2.20 Rusus — Алматы
    жене поставил примерно такую она от узкой плакала )))))
    Поехали кататься более 3-х часов накатались поехали домой она говорит. что-то тормоза хуже стали тормозить -я говорю ну мож продавить надо от грязи или сильнее нажимать, в общем поменялись великами тормоза нормальные.
    Но ощущение от сидушки не очень по асфльту нормально хорошо но когда начинаеш ехать по грунтовке или пересеченке или уж по плохому асфальту то мягкая сидушка дает излишнию амортизацию не особо понравилось
    avatar

    01 июня 2013, 17:59
    пять.Щас в гараже стоит, точно пять.
    avatar

    01 июня 2013, 23:21
    +37.87 Vudu — Арх. обл.
    А мне шести скоростей на стелсе не хватает, иногда хочется седьмую восьмую на асфальте, и одну пониже первой, когда по грязи или глине едешь
    avatar

    01 июня 2013, 22:04
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    А вот в многопередачных цепь автоматом натягивается. И этого лёгкого провисания можно разве добиться?
    Натяжение цепи выполняет задний переключатель. в скоростном цепи всегда с запасом
    avatar

    03 июня 2013, 08:32
    +2.20 Rusus — Алматы
    Да там провисания не добиться точно ))) а легкостью хода играть надо звездочками задними на старте 2-3 от малой тогда стартовать со светофоров легко
    avatar

    01 июня 2013, 19:33
    +144.73 Rambo — Всем Пока.
    Мой вел(фотка свежайшая)

    www.velostrana.ru/forward/2013/hardtail/nachalnye/next-817/
    Собственно что я хотел обсудить/сказать… Как начинающий велосепидист и у меня есть одно замечание.- Проверяйте перед выездом содержимое карманов! случай 4 часовой давности… Помог я одному человеку затонировать машину, ездил на велосипеде. Еду домой, чувствую ляжка чешется, ну почесал еду… Потом чувствую жжение там где чесалось… Думаю ну может насекомое кровосос куснуло! Еду… чувствую штаны липнут к ляжке(жарко вспотел), жжение и неприятный зуд(ключ от дома наверное в кармане трет)… На светофоре пока стоял… Глянул на ногу, мать честная!!! кровавое пятно.! Я на обочину… Аптечку хлоргексидин, тампон марлевый, пластырь… Доехал до дому переоделся перебинтовался… в кармане лежал резак(нож канцелярский) сунул на автомате и забыл, а нож был не закрыт и кончиком кожу раскарябял. Теперь там кровавая розочка. Такие вот дела друзья. Мораль- Нужно себя беречь и думать о собственной безопасности!
    • v
    • +1
    avatar

    01 июня 2013, 22:25
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Горный велосипед Forward NEXT 817 (2013)



    Горный велосипед Stels Navigator 750 (2008)



    Найди 7 отличий . Теперь ты мой красно-черный брат.
    avatar

    01 июня 2013, 22:41
    +144.73 Rambo — Всем Пока.
    Найди 7 отличий
    мой дешевле...!
    avatar

    01 июня 2013, 22:47
    Форма рамы, вилка, задний переключатель и еще по мелочи. Выбор и сравнение по внешнему виду — зло.
    avatar

    01 июня 2013, 22:59
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Форма рамы, вилка, задний переключатель и еще по мелочи
    Преклоняюсь -проффи
    Выбор и сравнение по внешнему виду — зло.
    Это прикол
    avatar

    01 июня 2013, 23:10
    Это прикол
    Начали за здравие, закончили за упокой.
    avatar

    01 июня 2013, 22:55
    +24.39 Mikamoon — Владимирская обл.
    Дык как велосипеды собирают. Делают раму. Хорошо, если сами. А потом Шимано, Срам, РСТ и т.д.
    avatar

    01 июня 2013, 23:00
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Это точно
    Делают раму
    А потом
    Срам
    avatar

    01 июня 2013, 23:55
    +24.39 Mikamoon — Владимирская обл.
    Да, на великом и могучем транслитерация рулит
    avatar

    02 июня 2013, 21:17
    +133.35 onyxpol — ЯО
    … Хорошо, что всё остальное на месте осталось… а то бы вжик и больше не того...
    avatar

    02 июня 2013, 00:46
    Спасибо Игорь за статью.Тут более приземленные варианты.Чем проще конструкция, тем там меньше шансов чему-то сломаться.Эх, вернуться бы в Союз да прикупить новенькую Украину (да не только ее).То был самый лучший транспорт для выживальщика, надежный как МПЛ. А все эти Шимано, дисковые вентиллируемые  тормоза, полсотни передач, газовые амортизаторы, автоматические трансмиссии, велопамперсы… Может и хорошие штуки, но и достаточно сложные узлы, как для велосипеда «последнего шанса»
    • v
    • +2
    avatar

    02 июня 2013, 01:38
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Жень, статья не дописанная и не раскрытая. Хотел спросить всех, да чувствую поздно — как подача материала? На что обратить внимание и что освятить поглубже? Что интересует? Думаю надо писать (я уж 3 раз про это говорю — надо садится писать) про переделку велосипеда под планетпрную втулку. Остается обычный дорожный велик с ножными тормозами и неубиваемой задней втулкой, но появляються 3,7 или 8 передач, тросик на руль и 1 переключатель. Вот и тебе советую: Найди хорошую раму и собери велик.
    avatar

    02 июня 2013, 08:50
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Думаю надо писать (я уж 3 раз про это говорю — надо садится писать) про переделку велосипеда под планетпрную втулку.
    Жду!
    Посмотрел, правда ценники на планетарную втулку…
    avatar

    02 июня 2013, 11:38
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Жду!
    Посмотрел, правда ценники на планетарную втулку…
    Очень рекомендую почитать про планетарки ВЕЛОБИГОВСКИЙ ФОРУМ ПО ПЛАНЕТАРКАМ, РОЛЛЕРАМ, ДИНАМКАМ. Там масса ответов на многие вопросы.
    А также про покупку комплектов тут
    (Тебе думаю нужно обратить внимание на комплект 3-х скоростной втулки SHIMANO Nexus Inter 3 с ножным тормозом)
    Выглядит эта штука(комплект задняя втулка+тросик+переключ на руль) так

    Далее берем спицы (36 шт.), спичной ключ, обод от велика который хотим запиздячить и собираем колесо.
    Да, планетарка надежна, практически не требует обслуги(ну не даром ее ставят именно на женские велосипеды в Германии ), Но! цепная передача со звездочками сзади и переключателем на мой взгляд проще(субьективное мнение) так как все на виду — хоть видно что сломалось. Кроме того НЕ обязательно сзади городить 7 звездочек. Я встречал блоки и с 3 звездочками. Как пример хорошо скомпанованного дорожного скоростного вела Stels 28” Navigator 350 Men 7 скоростей

    Правда и в нем есть косяки  — 7 звезд сзади -это будет плохо перекидывать на 6-7 звезду сзади(большой изгиб цепи).
    avatar

    02 июня 2013, 11:48
    Вы сами-то устанавливали и пользовались этой втулкой? Почему сейчас снова используете «перекидку»?
    avatar

    02 июня 2013, 12:03
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Вы сами-то устанавливали и пользовались этой втулкой? Почему сейчас снова используете «перекидку»?
    Да, утанавливал 3 ножную. Ездил не долго — с неделю кажется, но плотно. Работала очень мягко и не привычно. А перекидка потому что «горный» купил. Привык к «перекидке» наверное. Почему советую: Люди не хотят отказываться от привычного торможения ногами и дорожного велосипеда и скептически относятся к «перекидкам». Ставить еене сложно, единственное — переспичивать колесо надо, это минус и большой. В обслуге планетарка такая же как и дорожная 1 скоростная, но вот цена…
    Короче, советовать теперь не буду.
    avatar

    03 июня 2013, 09:53
    +3.72 Super_135 — Москва
    По поводу планетарок.
    В Москве открылся велопрокат. Так как пол часа бесплатно было зарегистрировался на сайте в пятнице и в обед побежал тестить.
    Что интересовало:
    1. Что за велосипеды.
    2. Есть ли нужная инфраструктура (то есть велодорожки. Можно ли приехать с семьей и покататься не выезжая на проезжую часть. А то в Москве уже народ озверел на ВДНХ сбивают насмерть. Это я к тому что, а нужен ли шлем в парке.)

    Приехал посмотрел велосипеды с женской рамой большие седелки удобные. Смотрю что там со скоростями? Вижу что есть два типа велосипедов без скоростей и с тремя скоростями. Точь в точь как тут на картинке. Беру со скоростями. Просто сказка едет быстро переключается четко. В горку крутую на первой. В подъем на второй. Ну просто сказка. Но вот на обратной дороге (все продолжалось не более 20 минут я ведь в обед ходил да и вписаться хотелось в пол часа) были мной допущены пару ошибок. Переключался раза 4-5 через скорость как так получилось вы спросите. Едешь на третей останавливаешься на светофоре переключаешься для старта на первую потому что удобно не глядя до упора а потом стартовал и на третью. Ну вот после одного такого переключения стали педали проворачиваться и стучало при приворотах что то сзади. Недалеко в метрах так 100 была еще одна велопрокат. Там их 30 -ть штук натыкано каждые 300-500 метров. И что самое хорошее в этой затее было, это взять велосипед в одном месте а сдать можно в другом. Я сдаю этот со скоростями но до метро идти далеко и беру такой же без скоростей. Да в горку тяжко подниматься. Но вот после этого случая потерял как тоя веру в такой механизм.)

    Ну и кому интересно по пункту 2-а. Инфраструктуры никакой. То есть ездить по дорогам с машинами (страшновато). А по тротуару не поездишь там они узкие. Метра полтора. Но если на работу то просто шоколадно (250 р.прокат на неделю. Вот это конечно демократично.)
    avatar

    03 июня 2013, 19:41
    +93.00 brat-chik — Курчатов
    Почитал про прокт. Здорово!
    Хотя всё немного через Ж и еще недоделано… но лиха беде начало.
    avatar

    05 июня 2013, 11:19
    +2.88 Bezbojnik — МО
    Едешь на третей останавливаешься на светофоре переключаешься для старта на первую потому что удобно не глядя до упора а потом стартовал и на третью. Ну вот после одного такого переключения стали педали проворачиваться и стучало при приворотах что то сзади.
    Переключать скорости нужно во время движения.
    avatar

    02 июня 2013, 17:00
    +20.52 Land-user — где-то на среднем Урале...
    Хотел спросить всех, да чувствую поздно — как подача материала?
    Подача материала  
    В деле науке выживания — если ещё жив — значит пока не поздно и выживание продолжается!
    А про сборку колеса на планетарной втулке обязательно допиши!
    С уважением!
    avatar

    02 июня 2013, 01:14
    +20.52 Land-user — где-то на среднем Урале...
    я бы посоветовал Вам, причем очень бы посоветовал, обратить внимание на планетарные втулки для велосипеда. По городу и деревни — песня просто.
    Здравия всем, камрады!
    Заранее извиняюсь, если глупость спросил, но очень уж интересно стало: а возможно-ли планетарную втулку на простой дорожный велик поставить? Конкретно: мой дорожный ХВЗ, 1982года выпуска? Есть, конечно, техника и посовременнее, но в плане выживания более интересен именно старый велик (не привлекает внимания окружающих)
    Ну хоть статью пиши — как переспичить колесо и поставить планетарку.
    Сделай доброе дело, камрад! Одна ситуация читать инфу неизвестно от кого (может те-же маркетологи и пишут!), или от человека, которого знаешь (хоть и заочно) по сайту очень давно!
    • v
    • 0
    avatar

    02 июня 2013, 02:26
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Сделай доброе дело, камрад!
    Завтра на смену на 4 дня. Постараюсь написать.Не обещаю, но постараюсь.
    avatar

    02 июня 2013, 15:29
    Все правильно написано, спасибо за статью! Рад, что смог подтолкнуть — в результате имеем хороший задел для велосипедных тем на сайте. Дописывайте вторую часть, а потом если катаетесь то пишите фотоотчеты — думаю, многим будет интересно.

    К сожалению, в последнее время я ни разу не ездил в однодневные велопоходы по горам, но попытаюсь нагнать упущенное летом и сделать небольшие фотоотчеты (хоть и не обещаю ).
    • v
    • 0
    avatar

    03 июня 2013, 19:41
    народ научите фото выкладывать — пишет -ошибку…
    • v
    • 0
    avatar

    03 июня 2013, 19:46
    +93.00 brat-chik — Курчатов

    если из компа — выбираешь картинку и жмёшь окей
    Если из интернета, копируешь в выползшее окно адрес изображения
    avatar

    05 июня 2013, 11:30
    Я лично считаю, что брать дорогой, навороченный велосипед — это непозволительная роскошь! У нас тема другая главное чтоб можно было передвигаться и решать другие задачи! Да и если что полетит, сложнее будет починить. Меня интересует, сколько груза можно перевезти на простом дешевом велосипеде, где расположить оружие, и т.п. в походе.
    • v
    • +2
    avatar

    05 июня 2013, 11:53
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Прошу Вас (прям убедительно прошу) подождите 2 и 3 часть статьи. Я постараюсь (ну если не помру) рассказать о ваших вопросах. А пока в 2 словах. Груз зависит от: грузоподьемности велосипеда, его прочности(усиленные ли спицы и обода, рама, передняя вилка), ваших физ возможностей, и от вашего веса. ваш вес+ вес груза = нагрузка на велосипед… Оптимальный вес я считаю до 25 кг. Его желательно «раскидать» по велу. Под раму, на багажник, легкое и обьемное под руль.


    И не смотрите что там горный. для похода лучше велоштаны на багажник(посмотрите в поиске). Оружие оптимально на быстросьемные зажимы под раму или сбоку велоштанов(велорюкзака справа, если Вы правша). В данном случае велосипед используется как защита и как упор для оружия. Это вкратце.
    avatar

    05 июня 2013, 16:33
    А что я такого сказал? Это мое мнение по поводу траты моих денег! А вы сразу минусы! Я вот о чем )))))))))
    avatar

    05 июня 2013, 16:34
    Вот мужик реально выживальщик! Где-то шпи… дил кирпичи. в жизни так не додумаешься блинн!!!
    avatar

    10 июня 2013, 17:14
    STELS 700C Cross 130 (2013) купил сей велик за 11700 на рынке.Выбирал между навигатором 750 (или 730 не помню) и им.Остановился на нем, т.к колеса 28 дюймов- накат лучше.Скорее всего поменяю передние переклюки на шимано аливио, и обода с покрышками.Но пока что все норм кроме передних переклюков-со второй на 3 как-то с трудом, но что поделать-турней он и в африке турней.Еще минус крыльев нет и багажника.Про седло говорят что узкое и жесткое, но по-моему это фигня, т.к так должно быть.
    • v
    • +2
    avatar

    10 июня 2013, 17:15
    З.Ы когда вторая часть?
    avatar

    01 августа 2013, 19:01
    Ну вот, прокатал 2 месяца почти.Из замечаний-сзади что-то начало похрустывать, прошло прочисткой заднего переклюка, но теперь не могу его правильно настроить.По асфальту ехать ОЧЕНЬ кайфово, троллейбусы остаются сзади.Накат общий около 500км но скорее меньше, хз.В целом-гуд.
    avatar

    21 июня 2013, 09:55
    Недавно взял себе trek 3500 за 13000, можно было взять за 11000 но не было моей рамы и ждать не хотелось (цена по скидке так он 16000 стоит). В первый день накатал примерно 24 км. Велосипед показал себя хорошо, легко набирает скорость по накатанной хорошо идет. Ездил до работы и обратно по достаточно сложному маршруту. Половина маршрута проходит по лесной дороге обсыпанной щебнем, едешь как по терке но велосипед замечательно себя ведет. Остальная половина по асфальту, там все вообще гладко.
    Только теперь проблема с выбором цепи для замка (противоугонки)
    • v
    • 0
    avatar

    21 июня 2013, 12:34
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    Поздравляю! У вас 2013? Велик начального уровня для спокойного катания.Переключатели Shimano Tourney начального уровня. Передняя вилка достаточно малого хода SR Suntour M-2025, ход 63 мм. В ней насколько я помню… всего 1 пружина справа. Не 2, а именно 1.Экономят Рама хорошая. Что в последствии поменять: Педали, переднюю звездочку на 48, 38 и 28 зубов, поменять заднюю втулку с пром подшипниками и кассетой, поменять задний переключатель, поменять вилку(на нормальную). Пишу в порядке возрастания цен.Пока научитесь правильно сидеть и педалировать.Постарайтесь почувствовать велосипед. Обязательно отрегулируйте седло по высоте! Замок на велик не обязательно должен быть тяжелый. Практически ЛЮБАЯ цепь легко перекусывается, а замок сворачивается. Рекомендую использовать ДВА замка — один за раму и заднее колесо, другим к чему нибудь. Психологически очень хорошо помогает.И желательно чтобы эти замки были разного вида. Кроме того в современных великах есть один минус — быстросьемные колеса, седло. Купите НОРМАЛЬНЫЕ!!! крылья, а не обрубки, чтобы можно было ездить в дождь и грязь. Багажник тоже очень желателен, причем полноценный.например такой
    avatar

    21 июня 2013, 13:24
    +210.40 gennadiy — Нижегородская обл.
    лёгкий замок не всякая сцобака с одного удара оценит
    avatar

    01 июля 2013, 18:46
    0.00 Aleksus — Нижегородская обл.
    Здравствуйте, статья интересная, у меня вопрос по ремонту «обычного» не горного велосипеда Stels без скоростей www.stelsvelo.ru/model53.htm Stels 26” Navigator 210 Men при подтягивании спиц на заднем колесе вывалилось содержимое задней втулки, ну смазали раз уж такое дело но назад ее поставить не получается, никак зараз не встает на место, в магазине особо ничего не посоветовали неужели для втулки тоже нужен специальный ключ съемник как для шатунов(тоже была проблема с ними очень удивился такой хитрости плюс у нас он стоит 169 руб ..) или все же как то хитро все ставится на место, еще там пружина какая то, давно была помню проблема с велосипедами совместно русско-индийского производства но там втулку все таки разорались как поставить ))
    • v
    • 0
    avatar

    02 июля 2013, 10:22
    +269.65 tiunin — 52.5891° N 33.7549° E
    avatar

    02 июля 2013, 19:21
    0.00 Aleksus — Нижегородская обл.
    Спасибо, постепенно не торопясь все таки собрали злополучную втулку, ваша информация все равно будет полезна
    avatar

    01 июля 2013, 23:09
    +1.27 Alfred — Ставрополь
    • v
    • 0
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.