Это было в те времена, когда зарплату месяцами не платили, когда её давали мукой, и то в лучшем случае, когда пекли в духовке хлеб и почти сразу всей семьёй съедали. Есть поговорка: «Дожить бы до сныти». У нас сныть не растёт – степная зона. Мы ждали первой весенней травки, а там разберёмся.
Первой травкой, которая радовала нас, была пастушья сумка. Взрослое растение, которое всем знакомо, описывать не надо. Но оно уже несъедобно. Огрубело, и есть на нём нечего. А вот молодые растения, на которых ещё не появился цветоносный стебель с характерными треугольными плодиками, узнать труднее. Хотя их сочные, нежные листочки так привлекают глаз, что сами в рот просятся. Вот они:
Похожи на листья одуванчика, но отличаются от них некоторыми деталями. Хотя бы вкусом. Попробуйте кусочек, не бойтесь! Чувствуется лёгкая редечная горчинка, как у всех крестоцветных. Как я их готовил – об этом позже.
Сезон пастушьей сумки короткий – неделя, может чуть больше. Растения быстро выпускают стебель, их листья теряют сочность, грубеют, и даже мельче становятся. Но на смену пастушьей сумке приходит сурепка. Это растение крупнее, по пояс вырастает. Листья тоже имеют лёгкую остроту, тоже сочные, нежные. Если у пастушьей сумки съедобные листья растут у корня, то у сурепки до самого верха стебля-цветоноса. Причём, когда нижние, старые, уже загрубеют, молодые листья на верхушке сочные и вкусные. До самого цветения. Потом грубеют и они. К сожалению, я не сфотографировал сурепку, но вы можете найти её портреты в Сети.
Из других дикорастущих трав у нас в степном Крыму в это время года никаких съедобных не было. Но и сурепки хватало вполне: её много! У вас, живущих по огромному русскоязычному пространству, есть и другие съедобные травы. Обо всех писать – монография получится. Я не о них хочу писать, а о том, как их я готовил. Опробуйте мои рецепты на своих травах – уверен, что получится не хуже!
Кроме дикорастущих трав, я использовал и другой дармовой ресурс. На базаре в это время появилась первая редиска с огородов. Её ботву можно было набирать хоть сумками. Всё равно её бабки выбрасывать будут. Ботва эта также съедобна и прекрасно идёт «на кучу» вместе с сурепкой и пастушьей сумкой. Туда же – первая ботва от перезимовавшей в земле свёклы, первые листья ревеня с огорода. Ну и без петрушки-укропчика, лучка-чесночка обойтись нельзя
.А теперь: как это готовить? В литературе, какая мне попадалась в то время (да и сейчас тоже) из съедобных трав в основном предлагалось готовить разнообразные салаты и иногда – зелёные супы. Но салат – это то, что едят ДО еды, для аппетита. А с аппетитом у нас проблем не было. А суп – это ПЕРВОЕ блюдо. Значит, наедаться предстоит вторым. Второе блюдо я и решил приготовить. Не знаю, насколько оригинально получилось, но к оригинальности я не стремился.
Всю «дикую» зелень, которую собрал, я помыл и мелко покрошил. Добавил ботву редиски, свёклы, ревеня. Лук обжарил в изрядном, (но в разумных пределах), количестве масла в гусятнице. Потом всыпал в неё до верха всю зелёную массу и залил воду. Немного: так, чтобы до верха зелени не доходило. Когда заливал воду кружкой, считал: сколько залил. Потом засыпал рис соразмерно количеству воды: раза в три меньше. Наверное, рис можно было заменить любой другой крупой, но у меня был рис. Посолил по вкусу. Довёл до кипения и, убавив огонь, тушил до готовности, иногда перемешивая. К тому моменту, когда рис впитал всю воду, зелень успела развариться. Минут за пять до готовности поперчил, добавил чеснок, петрушку и укроп. Получилось что-то вроде каши или рагу. Так и назовём: каша-рагу «весна». А можно: «зелень, тушённая с рисом». Кушанье получилось гораздо вкуснее, чем можно было ожидать! Безо всякой скидки на голодное время! Вся семья ела с удовольствием. Зная, что сурепка скоро отойдёт, я сделал эксперимент: простерилизовал с десяток полулитровых банок и закатал в них это рагу кипящим, прямо из гусятницы. Потом эти консервы выручали в дороге, на работе в обеденный перерыв: открыл и поел. Одно плохо: долго эти консервы не сохранились. Закончились быстро.
Другой способ употребления первой зелени: котлеты. Это я тоже готовил. Всю зелень, что я насобирал, плюс дармовщина с базара крошится, как в рецепте каши-рагу. Добавляю (если есть) укропчик-петрушку и лук. Солю по вкусу и перетираю тщательно руками, чтобы зелень размякла и пустила сок. Размякнув, зелёная масса сильно уменьшается в объёме. Заливаю её кислым молоком. Если БП ещё не наступил – можно кефиром. Я в 90-х БП ощутил, и потому использовал простоквашу. Полученную массу загустил мукой и перемешал. Если получилось густо – леплю котлеты и жарю. Если пожиже – черпаю ложкой и жарю оладушки. В любом случае получается реальная вкуснятина. Главное – соблюсти принцип: что получилось – то и хотели!
Как-то весной в Узбекистане меня угощали оригинальными пирожками. Они напоминали чебуреки, но были не жареные, а печеные в тандыре, а потом смазанные для мягкости маслом. Оригинальной была их начинка. Это были мелко порезанные листья пастушьей сумки, смешанные с зелёным луком, укропчиком, петрушкой. Немного масла. Ну и, понятно, соль-перец. Пирожки – прелесть! Жаль, что их сезон короткий. Дома я пробовал с такой начинкой чебуреки пожарить. Тоже вкусно получилось.
А теперь о других травах, с другими съедобными частями. После сезона сурепки начинается сезон чертополоха. Это растение колючее всё: стебель, листья, и даже соцветия. Что же съедобно? В принципе – всё: колючкам есть что защищать, о особенно – стебель. Растение это двухлетнее, и на второй год жизни выбрасывает сочный стебель-цветонос, куда перекачивает из корня питательные вещества. Пока растение не зацвело, и стебель не огрубел, он съедобный, вкусный и питательный. Надо только его срезать и очистить, сняв колючки вместе с кожицей. Это несложно.
Вот это растение в самом соку: стебли выросли, а цвести ещё не собралось.
А это его стебель, с которого срезали пока только листья.
Тот же стебель, но очищенный до конца.
Что с ним делать? Проще всего съесть сразу, прямо в поле. Вкусом напоминает кочерыжку, только слаще и нежнее. Я делал из таких стеблей салат, заправив сметаной. Тоже вкусно. А можно ими суп заправить, потушить с рисом, начинку для пирожков сообразить – чертополох ни одного блюда не испортит! Только помните, сезон короткий, зацвёл – огрубел.
Вот это растение (кстати, это другой вид чертополоха) уже зацветает, и огрубело.
Похож на чертополох его близкий родственник – татарник. Такой же колючий, только гораздо крупнее. Может вымахать в рост человека. Стебли его гораздо толще, чем у чертополоха, и сочной мякоти в каждом тоже больше. Правда, вкус у татарника попроще, не такой нежный, как у чертополоха, но когда есть хочется – сгодится!
И ещё одно растение со съедобным стеблем – лопух. Он тоже двулетник, и весной тоже выпускает сочный питательный стебель. И тоже надо вовремя его срезать, пока не огрубел. Шкурка снимается легко, мякоть вкусом напоминает кочерыжку. Можно есть в сыром виде, можно варить, тушить или жарить. Съедобен и корень лопуха. Только выкапывать его надо рано весной – пока растение не пошло в рост и не выкачало из него все питательные вещества. Но выкопать его непросто. Он толстый, и уходит глубоко в землю. Приходится копать рядом с корнем ямку, но, выкопав на штык лопаты, видишь, что он всё такой же толстый, и копать надо не ямку, а колодец. В корне находится много инулина. Пишут, что при варке в кислой среде (например, с ревенем, который в это время уже вырос) инулин превращается в сахар, и получается сладкий компот.
Есть и другие съедобные двулетники. Одним из них, с пушистыми лопушками- листьями, я лакомлюсь каждую весну, но до сих пор не знаю его названия. Просто попробовал, и понял, что съедобно и вкусно.
Весной самые разные травы могут пополнить рацион выживальщика. Я написал лишь о нескольких. Вы можете попробовать и другие, те, которые растут в вашей местности. В Сети есть информация, есть рецепты. Учитесь! Одна проблема: сезон трав короткий. Значит, если прижмёт, придётся их заготавливать впрок. Как? Наверняка можно квасить, как капусту. Но весной, на лето глядя? Испортится. Попробую предстоящей весной их сушить, и молоть в порошок. А из порошка – поэкспериментирую, может, что-то вкусненькое приготовлю. Что получится – расскажу.