В прошлой своей публикации я начал повествование без традиционного обращения к софорумникам.
Исправляюсь.
Уважаемые дамы и господа, камрады и друзья. Я ни с кем не соревнуюсь в сладкословии и фотографии. Я не пишу рассказов о героях и их прекрасных дамах. Просто повествую о своих приключениях и делаю выводы для начинающих, а бывалым просто показываю новые края с лесами и реками, с горами и снегами ледников и синее — синее небо над головой.
В этот раз небо хмурое, зато пещера и скалы красивые. Вот она — глыба горы Монах.

Добро пожаловать.
При известной доли воображения лицо монаха можно увидеть на обрыве и по легенде он жил там одиноко за каменной стеночкой под скальным нависанием. Ну жил и жил, и Бог с ним.
Как-то на одном из турсайтов нахожу упоминание об интересной пещерке в скалах этой горы на правом берегу притока речки Кутанки. На моё удивление, расспросы местной братии ничего не дали и пришлось самим отправляться на поиски. Это было в ноябре прошлого года и нам не повезло, не нашли. Вот фото тех поисков:


А оно же зудит, а тут ещё ресурс подначивает и пришла мне в голову благая мысль: А что если совместить приятное с полезным. Если одна пещерка есть и про неё знают многие странствующие, то наверняка есть и другая, о которой вообще никто ничего не знает.
Эта мысль засела в голову и послужила толчком к действию. Уболтать друга на прогулку по мартовскому лесу не составило особого труда.
Хочу отдельно выразить ему благодарность за некоторые фото и за последний глоток воды из фляги, которым он поделился.
И вот мы вечером в селе у приятеля, небольшие посиделки, приятное потрескивание дров в печи, воспоминания буйной юности и сладкий сон под журчание речки, протекающей через огород.
Утром наскоро завтракаем, завариваем чай в термосы и под напутствующую речь нашего хозяина усадьбы
— дайте опохмелиться
уходим вверх по Бзыхе до слияния с Кутанкой.
Вспоминая крутизну подъёма за первым водопадом я спиливаю ножовкой две кизиловые палки и мы их зашкуриваем. Забегая вперёд скажу: только благодаря им мы не свернули себе шеи на крутяках.

Дальше небольшой тягунец и первый по пути водопад.

От него начинается подъём, местами довольно сложный. В случае срыва остановишься, но наверняка обдерёшься весь.
Потихоньку выходим ко второму водопаду и здесь небольшой отдых, по 150 чаю из термоса.


Отдохнув, ползём вверх по серпантину тропы, благо кое где есть перила из полусгнивших жердей. Это короткий путь на Цербелевы поляны, где раньше были покосы и огороды у местных жителей. Видим малозаметный отводок влево и двигаемся по нему. Ну вот. Наконец. Справа вход в пещеру. Тропа проходит чуть вперёд и там панорамка на село и хребты.

Дальше ещё метров пять и обрыв. Возвращаемся ко входу. Он от меня справа.

Принюхиваясь и осматриваясь осторожно заходим. Сразу резкий песчаный подъём и очень сухо. Далее увиденное нас просто завораживает. Ажурной красоты работа ветра по песчанику. Впереди оказался ещё один вход, снаружи недоступный. Это скорее грот и в нём сифонит, как в трубе, хотя есть и безветренные уголки.







Всё. Красоты отсняты, пора уходить на поиски никому не известного укрытия. Провожает нас страж пещеры.

Поднимаемся до тех пор, пока не находим доступный переход через ручей и уходим вверх по его левому притоку в сторону скальных обрывов горы Монах.
Скажу, что много чего мы нашли. Достаточно укрытий с занесённой туда листвой, где очень сухо, а также много следов пребывания людей, правда очень старых. Полное отсутствие пластика: обёрток и ПЭТ бутылок. Только острогорлые стеклянные и старые ржавые консервные банки в таком месте, недалеко от водопоя, оставили скорее всего давние охотники.


Выходим по этому желобу к истокам ручья, который вытекает из скалы. Здесь такое часто бывает. Вода вкуснейшая и мы наполняем фляги. Дальше к обрыву, где решили пообедать, отдохнуть и спускаться с полукилометровой высоты в сторону дома.
Этой пропой мы лет десять назад поднимались и спускались с Монаха по снегу, поэтому абсолютно спокойны.

Пообедав, двинулись дальше вдоль обрыва до тригопункта, от которого нужно идти вниз. К этому времени чуток подъустали.

Смотрю и не пойму. Всё заросло азалией, тропы нет, следов присутствия людей нет. Раньше водили экскурсии и тропа была хорошо видна, а теперь всё какое то дикое.
Ну вот и спуск в балочку и мы весело побрели вниз, знали бы куда. Пересекли небольшой ручеёк и вышли на тропку вдоль него, ведущую вниз. Удивляясь, как изменился ландшафт, рванули вперёд, тк начало вечереть.

Уж очень странная эта тропа, местами труднопроходимая, местами откровенно страшная, местами пропадающая и видимая впереди метров за десять.
Идёшь лицом к склону, вгоняешь посох в грунт, переносишь центр тяжести, делаешь шаг и снова посох в грунт.
Начало темнеть, ломимся, как вепри, путаясь в шиповнике до крови и теряя последние силы. А вскоре потеряли и надежду на спуск. Впереди проход только с горной снарягой, из которой у нас репшнур шестёрка метров пятнадцать и больше ничего.
Тропу, скорее всего, набили серны.
Вспоминаем, что позади видели небольшую площадку под скалами, пригодную для бивака. Уже в потёмках буквально ползём туда на четырёх костях. Все силы брошены на сбор дров для костра. Прекрасно отдаём себе отчёт, что без огня нам каюк. Одежда мокрая от пота, в рюках по свитерку и усё…
На краю обрыва увидел лещину и пришло решение срубить под спину несколько палок. Топором не смог, руки после работы с посохом на склоне и сбора дров отказались подчиняться. Ножовкой кое-как спилил несколько штук, в том числе и сухую с веточками на растопку. Таблетка сухого горючего и костерок затеплел.
И вот когда авральная работа по обустройству закончилась, навалилась страшная жажда и осознание этого, как самой большой проблемы. Воды осталось по поллитра на рыло, на всю ночь.

Обосновались с комфортом возле костра с двух сторон так, что за спинами был скальник у обоих. Поджопник под жопу и рюкзак под спину.

По мере необходимости лезли на карачках по очереди подбрасывали дрова в костёр. Подниматься на ноги сил не было.
Спать мы не могли — жажда.
Говорить мы не могли — язык и горло сухое, изредка чуть смачивали, когда очень больно становилось.
Была еда, но есть не могли.
А внизу под нами село все в огнях, слышны звуки музыки, шелест шин об асфальт, лай собак. Над нами в свете костра колоннада нависающей скалы, уходящей в звёздное небо.
Это была очень длинная ночь, мучительно длинная, но и ей пришел конец.
Только назад, никаких вперёд. Снимок на прощание, последний глоток воды.

Уползаем, по пути всосав ручей, обратно на обрыв. Тут у меня холодок по шкуре: Где спуск?

Возвращаться, как пришли, совсем не манит километраж, тк на ногах еле стоим и я с робкой надеждой лезу в потайной карман рюкзакаи, о чудо, карта и компас. В этот момент я увидел, по настоящему счастливое, лицо своего друга.

Моей рукой обозначена тропа, которая после небольшого спуска, забирает на 180 градусов. Мы просто ушли в другой распадок.
О перепетиях спуска рассказывать не буду. Помогая друг другу сползли и дошкандыбали до дома. Вот наш номер «Люкс» в видом на село, леса и горы.

Теперь о хорошем и плохом.
Самое плохое — отсутствие воды, что сделало невозможным комфортную ночёвку с ужином под глоток вискарька. Вывод сделан.
Пенку нужно брать в ПВД однозначно. Тогда можно разуться и ноги в рюкзак, чтобы не мёрзли.
Остальное всё хорошо. Не пропадём, даже если Господин Случай даст испытания.
Я хотел укрытие, куда никто не сунется.
Я его получил, а заодно и немного опыта, коим с вами делюсь.

Не знаю, был ли такой прецедент.
К моей статье Andruha написал фельетон, который мне очень понравился и вот публикую.
Митрич, спасибо.

Два друга решили красиво побухать на высоте, а именно на вершине горы Монах. В ночь перед восхождением они уже крепко набрались, потому вышли на штурм этого холма как говорят в народе «на старые дрожжи». Карабкаясь на пригорок где по легенде жил в затворничестве благочестивый монах, приятели матерились и наполняли своим перегаром округу. От их вторжения в негодование пришел хозяин тех мест в народе именуемый лешим. На фото видно как его изумленный лик застыл в камне. После чего хозяин решил проучить двух незадачливых шалунов. Он долго водил их по макушке не давая спустится назад, затем загнал в небольшую пещерку где они всю ночь простучали зубами изнывая от жажды. Уж тут приятелям было не до бухла с созерцанием окрестных красот. Какой же вывод сделали друзья? — Мало взяли воды!

Читать весь материал и комментарии