В общем, подфартило мне тут – выпала удача (по нонешним временам) съездить в поле. Цель – снять на ЖПС поля и визуально определить распространение моренных отложений Московской свиты для поиска песчано-гравийных смесей (ПГС). Собственно работа нудная и не интересная, но, понимая, что моя пятая точка уже начинает принимать форму офисного кресла, я согласился.



Проходило все это действо в районе станции (и деревни) Дровнино, Можайского района Московской области. Предварительно приехав в контору, я познакомился с куратором этой работы (Максимом), получил карту (а вернее скан гугл карт)


с отмеченными участками для исследования и договорился о месте встречи в понедельник уже в Можайске.
Понедельник. Собрал рюкзак, заехал на работу, где написал заявление за свой счет на 2 недели и в 15.48 вышел из электрички в Можайске. Встретил меня Максим на мерседесе и с бАААльшим комфортом мы добрались до деревни Сычики (ок. 40 км на запад от Можайска). Поселили меня в местном дайвинг-центре. Кстати, мне там реально понравилось: душевное место и душевные люди. Собственно дайвинг производится в затопленном карьере, куда хозяева засунули для утех акванавтов старый запорожец, компьютерный стол (с прибитым к нему компьютером) и еще что-то (запамятовал). Хозяин всего этого великолепия (Булат) свозил нас на ближайший карьер, хотя смысла этого действа я не понял: карьер явно не входил в площадь, а ПГС (они и в Африке ПГС), можно было посмотреть с крыльца дома в бинокль.
Ладно. Передал мне Максим аванс, оставил телефон водителя УАЗика, который должен был меня возить и отбыл. Отбыл и Булат – хозяин этого центра. Остались мы с Сашей, который там ответственный за все: и убирает, и стирает, и готовит. Замечательный человек, выходец с Донецкой области, дома остались жена и дети, а он тут деньги зарабатывает и очень переживает за то, что происходит на (в) Украине. Нашлась бутылочка белой и мы с этим Сашей очень славно просидели вечер, ругая политиков . К вечеру раздался звонок и в центр заселилась еще пара, которая торговала на ярмарке в близлежащем Гагарине, а гостиница там оказалась забита до отказа.
С утра меня вызвонил водитель УАЗа, дескать МЫ приехали. Не особо поняв почему «мы» я выполз за ворота и загадка разрешилась: оказалось их два брата, которые работают сторожами в местном колхозе (?). Система по которой мы работали, была проста и незамысловата: я тыкал им точку на карте, они меня туда отвозили, а потом, по моему звонку забирали.
Работа. Работа была незамысловатая: сначала я обходил поле по кромке, а потом делал один или два продольных или поперечных маршрута, постоянно отмечая точки на ЖПСе. Потом, анализируя в основном высотные отметки, нужно было определить гряды, которые тянуться в направлении С-Ю, С-ЮВ – именно в этом направлении шел ледник, оставляя кучи гравийного материала. Но это так сказать в общем приближении.



В общем, выбрасывали меня в поле и шел я шел, сверяясь с картой, нажимал на кнопки ЖПСа и наблюдал природу-матушку.
В первый же день я совершил большую ошибку: в самом начале маршрута, наткнувшись на делянку грибов и не сдержавши жадности нарезал полный пакет-майку. Ага, а дальше-то надо идти, что с пакетом жутко неудобно. Как на грех у меня с собой была только полевая сумка (в следующие дни я уже ходил с рюкзаком), да еще попался интересный участок, который надо было снять подоскональней. В общем ныкал пакет в траве, делал круг, забирал, шел дальше. Знаете песню «На дальней станции сойду, трава по пояс»? Хрена она там по пояс – по плечи, а иногда и выше (а рост у меня слава богу почти 2 метра). Вот со всей этой травы и богато сыпались на меня клещи, лосиные клещи и всякие прочие мошки, благо ходил я без майки и даже смог подзагореть. Это в сентябре!
Бродя по этим полям, оценил я все запустение нашего сельского хозяйства: ведь раньше эти поля хотя бы косили.
Дальше дни повторялись с завидным постоянством: доезд, маршрут, звонок, выезд. Были, конечно, какие-то разбавляющие рутину встречи: то лагерь лесорубов встретишь, то глухари из-под ног (ну почти из-под ног) вспорхнут, то попадешь на поле перекопанное кабанами. А то прыгаешь вдоль кромки поля, через деревья поваленные бобрами. Вот ведь умные твари: валят лес строго перпендикулярно кромке поля. А мне потом прыгай через эти бревна. В общем, невзлюбил я бобров и полюбил кабанов. Реально: их тропы сильно скрашивают передвижение по такой девственной местности.
Пару раз заставал в маршруте дождь. Один раз успел выбежать на дорогу и отсидеться в заброшенном здании карьероуправления, второй пришлось пережидать под елкой. Благо с собой был котелок, заварка, хлеб и банка тушняка. Собственно фото в заглавии.
Поймал все-таки клеща. Причем в самом, наверно неудобном месте: под правой подмышкой. Мазанье маслом не привело ни к чему. Пошел, купил набор пинцетов и сосед по гостинице попытался его выкрутить. Оторвал жопу от головы, а голова так и осталась. Пришлось ехать в ближайший медпункт, где медсестра (а может фельдшер), долго ковыряла его иглами от шприца, честно предупредив что ничего не гарантирует. В конце концов выдрала его вместе с мясом какими-то хирургическими щипцами.
На выходные приезжала жена на машине. Ну как на выходные, на субботу. Ибо как обычно выехала в 4 ночи, а в 6 утра была уже у меня. Суббота, не суббота, жена не жена, а работать надо. Выехали на нашей Ниве на самые дальние участки, и пока я бегал и снимал их, она набрала два пакета грибов. Приехали на базу и пару часов эти грибы чистили и варили, а потом заморозили. Теперь вся морозилка ими забита (я, когда выезжал, еще привез). Чувствую: ждет меня грибная зимняя диета .
Ну как-то вот так. Естественно многое осталось «за кадром»: и встречи в лесу с охотниками или грибниками, и находки каких-то совершенно невообразимых вещей типа канистр из-под автомобильного масла, хотя поблизости никаких дорог и т.д. и т.п. В общем если что вспомню еще, напишу в комментах. А пока вот вам еще пара фоток:

солонец. а рядом засидка:

Читать весь материал и комментарии