После первой пробной вылазки в Дальнее Пригородье, ваш покорный слуга возомнил себя Великим Путешественником и набрался дерзости совершить Путешествие Второе. Храбрость во мне прямо бурлила и я решил, что готов к следующему шагу — ночёвке в Страшном и Дремучем Лесу! Подвиг сей я решил посвятить всем тем, кто плевался в меня из-за несерьёзности моей предыдущей вылазки. В этот раз я собрался тестировать свой собственный организм. Я просто должен был узнать смогу ли я. Итак, моё повествование…

Подготовиться к этому путешествию я решил более основательно, чем к прошлому. Мне всё-таки предстояло провести ночь наедине с дикой природой. Ситуация заметно осложнялась тем, что палатки, спальника и каримата у меня не имеется (хоббиту они ни к чему). Кроме того, можно на пальцах одной руки посчитать все те случаи, когда мне доводилось проводить ночь в лесу. А ночёвки без палатки и спальника я вообще видел только в фильмах с участием «того-самого-мужика». Одним словом, я таки решил в переддень вылазки пойти в магазин и «подготовиться», приобрёв кусок промышленного полиэтилена и моток бельевой верёвки. Посчитав на этом подготовку достаточной, я с чувством выполненного долга вернулся домой. Сидя дома и обдумывая что бы ещё полезного взять с собой в предстоящее путешествие, я столкнулся с ещё одной проблеммой. Даже двумя. У меня не было топора и рюкзака. Пошёл я к соседу и одолжил у него старый завалящий ранец и кое-какой топорик. Преисполненный гордости за свою «находчивость», я плевал теперь на все предстоящие трудности! =) (*)

Утром следующего дня я позавтракал (это святое) и начал сборы.

Из одежды надел трусы, футболку, носки, любимуя Горку-3, «фирменную» вязанную шапочку, полудохлые растоптанные ещё со времён студенчества боты. В рюкзак засунул: пакет с запасными трусами, носками, футболкой, комплект термобелья (на всякий случай); пакет с хавчиком (упаковка шашлычных сосисок 5шт., полбуханки хлеба нарезанного, плитка чёрного шоколада); капроновую бутылку с перекипячённой водой 0,75 л. (на всякий экстренный медицинский случай); пластиковую коробочку с чаем, такую же с сахаром; кусок той самой клеёнки и моток бельевой верёвки; ухмыльнувшись, бросил туда же «НАЗ» (нитки капроновые обувные, нитки обычные швейные, игла швейная, моток скотча, изоленты и попавшуюся под руку гитарную струну). К рюкзаку присобачил кое-как пустую капроновую бутылку из-под минералки (1,5л.) и топорик.

По карманам Горки рассовал «аптечку» (два мотка бинта эластичного, оставшуюся с предыдущего похода половину мотка нестерильного бинта, чистый носовой платок, упакованные влажные салфетки, упаковку одноразовых носовых платков, набор таблеток от аллергии, набор средств от поноса =), баночку с марганцовкой, щипчики для подстригания ногтей), несколько пачек со спичками, зажигалку, документы в файле, динамо-фонарь, туалетной бумаги несколько метров… На пояс подвесил мой нож «Фокс».

Запаса воды питьевой не брал с собой нарочно, для придания походу лишней суровости. Согласно военным топографическим картам, по ходу маршрута должен был находится родник, который я планировал отыскать (на случай ненахождения его, воду планировал взять в соседствующей с лесом деревне).

Бродя по квартире и собирая вещи, которые считал нужными, я вдруг встал как вкопанный и начал втихую материться. Вспомнил что котелка у меня тоже нет. А попить горяченького чайку в ночном лесу ой как хотелось… Побродя ещё минуту, схватил попавшуюся жестяную поллитровую баночку из-под пива и сунул её в карман.

К слову сказать, пока проводил утренние сборы, время от времени пускался мелкий пакостный дождик, но к моменту готовности установилась переменно облачная солнечная погода.

Пошёл. За город выбрался без особых приключений. Уже не блудил — опыт прошлого похода не прошёл даром. Выходил на заранее установленное место (ну примерно =), с небольшими погрешностями), брал направление на следующий ориентир и шёл дальше (на карте ключевые точки обозначил жёлтыми кружками).

Светило солнце, весенний лес смотрелся просто шикарно.

Вышел на первую контрольную точку.

Речушка с названием Белая Криница вблизи выглядит так.

С огромными усилиями форсировав эту водную преграду, я перешёл через железную дорогу, взял направление юго-запад (ориентировался исключительно по солнцу) и двинул через лес ко второй контрольной точке (месту выхода лесной дороги с западной стороны леса).

Специально для наших милых дам сделал эту фотку.

Время от времени делал привал, давая отдых своим не привыкшим к длительным прогулкам ногам…

Идя по лесу старался шуметь поменьше. Прислушиваться и присматриваться к жизни вокруг. Вдруг с соседнего дерева с дикими криками метнулась в сторону птица и не умолкая улетела подальше. Вспомнилось, что таким вот образом птицы часто стараются увести от гнезда чужаков. Присмотрелся — действительно. На дереве обнаружилось гнездо.

Вышел из лесу чуть севернее чем планировал.

Пошёл вдоль опушки на юг в поисках той самой злополучной дороги. Поиск усложнялся тем, что местность в изобилии рассекали мелкие дороги и тропы местных аборигенов. Так и не идентифицировав ту самую нужную мне дорогу среди множества мелких, я добрался до деревни с названием Вел.Яромирка. Жажда мучала уже порядочно. По-этому я решил не заморачиваться с поисками родника и попросил разрешения местных деревенских жителей набрать воды из колодца. Пораскинув мозгами, я выпросил у них ещё одну пустую полторалитровую бутылку и наполнил её тоже. Пока набирал воду, аборигенка всё выпрашивала откудова я такой «военный» взялся. =) Несмотря на отсутствие на Горке характерной пятнистости, она таки вызывает однозначные асоциации с армией. Так же местная женщина не знала про наличие родника возле выхода лесной дороги. Хотя я и раньше смутно догадывался, что информация на картах, составленных почти 30 лет назад устарела.

Для точного определения той самой дороги, я пошёл вдоль шоссе, помня о том, что она ответвляется от него. Оказалось, что искомая дорога ничем примечательным не отличалась от множества своих двойников. Родника так и не нашёл. Местность была заболоченной, во многих местах стояли лужи. Я так понял, что здесь к поверхности близко подходят грунтовые воды, и даже если родник всё ещё существует, то он непригоден к употреблению.

Пройдя некоторое время по дороге, я с иронией подумал, что слишком уж просто мне живётся.

С этой весёлой мыслью я ломанулся на юг в «непролазные» заросли молодняка, не ищущи больше лёгких путей.

Вскоре, выбравшись из бурелома в нормальный лес, я понял, что надо искать место для ночлега. Подготовка укрытия и запасание дров могли занять у такого хоббита как я много времени. Облюбовав местечко я занялся обустройством крыши. Вначале я планировал просто натянуть клеёнку между деревьями с помощью верёвки. Нарезал тонких и гибких побегов, толщиной с палец, для того, чтоб устелить ими землю. Вдруг откуда-то пришла в голову мысль, что неплохо было бы соорудить некоторое подобие стен, чтоб обеспечить себе хоть какое-то укрытие от ветра. Начал втыкать прутья по периметру лёжки, переплетая их между собой… Через непродолжительное время заметил, что у меня получается сооружение, напоминающее шалаш, вроде перевёрнутого гнезда. Начал трудится в этом направлении уже целеустремлённо.

Когда сплёл более-менее достойный каркас, набросил поверх него полиэтилен и укрепил сверху несколькими дополнительными «каркасными» прутьями. Получилось весьма уютно и мило. Вот что значит хоббит! Стремление к комфорту у нас в крови. Полюбовавшись вдоволь на творение рук моих, побрёл за дровами. Памятуя о том, что лучше перебдеть, чем недобдеть, натаскал поваленных стволов толщиной с руку столько, что можно было при желании целый форт возводить. Все притасканные поленья перерабатывать в дровишки не стал — полудохлый топорик с обмотанным изолентой треснувшим когда-то топорищем успел натереть на моих нежных ладошках огромный мозоль. Решив что в любой момент смогу дорубить дров в случае нехватки, я принялся за розжиг костра. Впервые испробовал в качестве растопки припасённую ранее берёзовую кору (вернее не кору, а ту тоненькую кожицу толщиной с бумагу на коре… забыл слово). Удивился тому энтузиазму, с которым она вспыхнула… Не ожидал аж такого эффекта.

Пока костерок разгорался, взялся за сооружение своего котелка. Несмотря на бурные похождения, пустая баночка из-под пива в моём кармане сохранилась довольно пристойно. Вырезал ножиком верх, проковырял им же аккуратные дырочки, в которые продел извлечённую из «НАЗа» гитарную металлическую струну. Подвесил новоприобретённый котелок на палку…

Хотя логика и подсказывала мне, что тонкий металл не должен прогореть пока внутри вода, я всё-равно очень переживал. Это чудо инженерной мысли было тем единственным, что давало мне надежду насладится вкусом горячего чая.

Вскоре мне в голову неожиданно пришла мысль, что в случае, когда пойдёт дождь, я рискую остаться без сухих дров. Быстро перетаскал самые нормальные поленья в шалаш, уложил красиво.

Вырезал «шомпол» для сосисок… Соорудил треногу над кострищем… Пошёл дождь… Мигом перетаскал оставшиеся дрова под клеёнку. Сидя в сухом месте, чувствуя как гудят натруженные за день конечности, наблюдая за тем как поджаривается сосиска, закипает потихоньку чай в баночке и слушая шум дождя, я всё-же убедился в том, что боги благоволят глупцам… то ли безумцам… то ли храбрецам… один федь… Идилия… Повезло же. Задождило именно тогда, когда я подготовил всё. Кстати, вспомнил как называлась растопка — береста! =)

Сидя в своём шалаше я понял, что начинаю подмерзать в пятую точку. А ведь ночёвка ещё толком не начиналась… Окинув взором кучу дров возле себя, я вдруг вспомнил, что дерево, кажись, имеет очень низкую теплопроводность. Почесав репу, я уложил дрова в некоторое подобие постели, набросав поверху сухой листвы для мягкости и комфорту =). Сидеть стало намного теплее. Лежать тоже было довольно приятно…

Поужинал. Сумерки упали на лес. Птицы аж захлёбывались, провожая солнце за горизонт… Страха, которого я ожидал, не было. Костерок потрескивал, дождик барабанил по клеёнке я мирно кемарил в пол глаза… Даже понравилось… Поначалу… =(

Сон никак не хотел приходить. То и дело приходилось подбрасывать свежее полешко в костёр. Сердце стучало от осознания того, что я задумал… Только теперь я целиком и полностью понял, что нахожусь один, ночью, где-то в лесу… Страха не было, но состояние психологического возбуждения от моей авантюры не давало возможности уснуть. Стало откровенно скучно. Военная хитрость, придуманная мной по ходу дневных скитаний, и полагающаяся в предварительном выматывании организма с целью более спокойного сна, не удалась. Возбуждённое сознание уснуть не давало.

Пока лежал в темноте, слегка подсвечиваемой тлеющим в экономном режиме костром, много думал. Особенно остро ощутил преимущества палатки. Первое (не столь важное) быстрота установки. Второе (самое главное!) — герметичность! Закрылся и спи спокойно… Мой шалаш напоминал проходной двор. Только начинаешь кемарить, в ногах слышен шорох… Врубаешь фонарь и смотришь чего к тебе залезло. Жуки размером с пол-пальца, лягушки и прочая живность приходила ко мне в гости просто с завидной регулярностью. Единственное чего я опасался — змей. Не хотелось бы случайно придавить её локтём или коленом. По-этому вынужден был встречать каждого ночного гостя лично и провожать к выходу, очередной раз радуясь, что это не змея…

Когда часам к двум-трём ночи меня таки стало периодически уносить в царство Морфея, я понял, что одному в лесу ночевать таки фигово. Постоянно надо было прерывать только-только пришедший сон для поддержания костра. Ведь, насколько я помнил, это единственное, что могло отпугнуть диких животных. В этом лесу реально опасных хищников не должно было быть, но вот быть укушенным каким-нибудь хорьком мне не хотелось. По-этому костёр был приоритетом номер один.

Почти вся ночь протекала по подобному сценарию: приоткрыв глаз, увидеть, что угли в костре начинают угасать. Вылезать из шалаша и терять удобное положение тела (не забывайте, спал на дровах) ужасно не хотелось. Спросонья вытащил поленце из под головы, прицельно бросил в тлеющий костёр. Не попал… Матерясь, всё ещё лёжа, длинной подготовленной заранее палкой подсунул дровину в костёр… Увидел что он упорно не желает разгораться, вылез таки на свет Божий… вернее, во темень мрачную. Раздул костёр, быстро забрался обратно в шалаш и попытался устроится в удобное положение… Ещё раз попытался устроится в удобное положение… Попробовать быстро уснуть пока костёр горит… Только-только сон начал пробиваться, приоткрыв глаз, увидеть, что угли в костре начинают угасать… =)

Ближе к утру начал подмерзать. В основном из-за постоянной необходимости вылезать к костру. «Постель» успевала остывать. Но если учесть тот факт, что кроме Горки на мне было только нижнее бельё, то я ещё неплохо держался.

Утро началось для меня очень рано. В пять часов. Только небо начало сереть. Я понял, что «спать» в таком ритме — только себя мучать. Кроме того, ко всему веселию добавилась ещё и дрожь в промёрзшем теле. Встал, в очередной раз раздул костёр, набросав туда много поленьев. Эх, до чего же хорошо обогреться у костра после такой дивной ночки… Позавтракав оставшимися сосисками и запив всё это дело чаем (попутно выяснив для себя, что хлеб тоже можно поджаривать над углями до вкусной корочки), собрал остатки хлеба, и двинул домой.

Шалаш решил не разбирать. Ну не хотелось мне возится с мокрой клеёнкой, складывать её… Паковать… Оставил шалашик как был, внутри оставалось ещё достаточно сухих дров. Оставил так же свой «котелок». Авось кому всё это сгодится… Всё может статься… Возможно и мне когда-то придётся вновь провести здесь ночку…

Опять пустился дождь. Лес был мокрым, лесная дорога, на которую я вышел, была вся разкисшая… Домой я припёрся в том ещё виде… Мокрый… По уши в болоте…

Но довольный… Я это сделал! =)

P.S. Как не странно, верёвка таки оказалась невостребованной…

P.P.S. Блин, забыл карту с маршрутом выложить. Вот.

Жёлтыми кружками обозначил мои «контрольные точки-ориентиры», крестиком место ночёвки. Сторона квадрата 2 км.
___________________________________________________________
* — для особо матёрых выживальщиков объясню: вы не будете знать заранее когда грянет БП, по-этому все мои подготовительные операции всегда выглядят столь сумбурными и «несеръёзными»; я стараюсь имитировать ситуацию, когда я далеко от своего тревожного чемоданчика, когда я захожу в ближайший магазин, затариваюсь нужными вещами на «завалявшиеся» по карманах деньги, выпрашиваю по соседах полудохлые топорик и рюкзак (такие вполне возможно найти и среди мусора) и со всем поспешно найденным скарбом валю в леса…

Читать весь материал и комментарии