Сводить своих внуков в Мраморную пещеру на Чатыр-Даге я наметил ещё весной. Сам поход предполагался во второй половине июля, но лето в Крыму установилось такое засушливое, что мы стали откладывать поход до дождичков, чтобы не было проблем с егерями. Но засуха продолжалась, и мы, патрулируя Интернет, дождались официального запрета на какое-либо посещение крымских лесов. Шёл август, каникулы подходили к концу, сводки погоды я изучал, как сводки с фронта, и, наконец, появились сведения о дождичках в районе Ангарского перевала. Тянуть было некуда, и мы отправились в поход.
Целями нашего похода было:
1. Показать внукам пещеру, входящую в пятёрку красивейших в Европе.
2. Воспитание нового поколения выживальщиков (если в подробностях, то отдельная публикация получится).
3. Отработка тактики похода в условиях запрета посещения лесов.
4. Испытание гамаков, утеплённых пенополиэтиленовым утеплителем, и разными вариантами крепления утеплителя.
За неделю до конца каникул мы утром сели на поезд, в обед были в Симферополе, там сели на троллейбус, и через час вышли на остановке Сосновка, не доезжая до перевала. Первыми, кого мы увидели, выйдя из троллейбуса, были егерь и хозяйка турприюта. Вот и конспирация! Сразу беру инициативу в свои руки: расспрашиваю, не пересох ли ручей, есть ли вода в колодце? Выясняется, что ручей пересох, только в Ангаре (она не из Байкала вытекает, а с Ангарского перевала в Крыму) вода есть. Ну и в колодце. Надеваем рюкзаки и идём. Никто не тормозит. Или оба тормозят? Думаю, меня просто уже запомнили: лет двадцать пять вожу сюда школьников практически ежегодно. Идя по тропе, где все обычно ставят лагеря, вижу, что ручей, действительно, высох! Впервые на моей памяти! Всё равно уходим с тропы, входим в боковой овражек и, поднявшись по его склону, выбираем место для лагеря. Лес, действительно, сухой! Пара дождичков не помогла. Земля потрескалась, листья на некоторых деревьях (кизилах, например), завяли, а под ногами шуршат сухие листья, опавшие уже в этом году. Будь бы моя воля – задал бы я егерю, что нас в лес пропустил!
Место, выбранное для лагеря, — косогор, ровного места для палатки тут нет, и искать нас здесь точно никто не станет, даже если захочет. Выбираем группу деревьев, где можно натянуть три гамака, натягиваем их, и отдыхаем.
Проголодались. Доедаем то, что взяли из дома и не съели в дороге. Допиваем взятую из дома воду. Вот теперь хорошо! Но закончилась вода – пора сходить за свежей! До неё, с учётом всех поворотов-разворотов – метров 700. Пока идём — расскажу о моих спутниках.
Валя. Внучка. 10 лет. По походам ходит с трёх лет. Первые походы не помнит. Вовка. Внук. 5 лет. В походах второй год. Прошлогодний поход, в Большой каньон Крыма и на Ай-Петри, помнит. Их маму, мою дочку, я водил по Крымским горам с шести лет. Их дядьку, своего сына Лёху, — с пяти. Но они по походам уже давно не ходят.
К воде пошли кружным путём. На подходе к речке свернули влево, обходя турприют, и тихо дошли до Ангары, Набирать воду в речке не стали – не внушала она доверия. Мусор. Прошли ещё пару сотен метров до колодца. Воды в нём оказалось немного. Привязав к солдатскому котелку верёвочку, мы набрали пару пластиковых бутылок, и так же тихо пошли в лагерь. Там отдохнули до вечера, а потом занялись ужином. Сломали сухую ветку, поломали, растопили печку-555, вскипятили воды. Печка чрезвычайно экономная!
Заварили картошкино пюре. Добавили покрошенного сыра. Это наше семейное походное блюдо. Пюре с расплавленным сыром и зеленью. А теперь – спать!
Внукам поначалу в гамаках было очень тепло, с трудом заставил их одеться потеплее. И не зря! Утром оба признались, что спать было холодно, пятимиллиметровый утеплитель помогал слабо. По гамакам пришёл к выводам:
1. Большой карман из лёгкой ткани, куда вкладывается утеплитель, необходимо пришивать так, чтобы он не натягивался, а слегка провисал. Для этого на всех его четырёх сторонах сделать складочки. Тогда он не порвётся под весом тела, как это произошло у меня, а пространство между гамаком и утеплителем даст дополнительную теплоизоляцию.
2. Лучше применять не толстый утеплитель, а тонкий, сложенный в 2-3 раза. Так и теплей, и большой кусок можно применить и как укрытие от непогоды, если ты не в гамаке.
3. Спать в гамаке не очень удобно, но чем сильнее он натянут и меньше провисает, тем неудобств меньше.
4. Гамак позволяет скрытно разместиться в самом неудобном месте, где ваш лагерь вряд ли будут искать.
Утром встали, сходили за водой, приготовили завтрак, свернули лагерь. Рюкзаки спрятали в лесу, с собой взяли самый маленький – Вовкин. Положили туда перекус, пару бутылок воды, и отправились по лесной тропе на Чатыр-Даг.
Подъём по лесу был довольно крутой, но когда лес закончился, и начался каменистый склон горы, вот тогда подъём стал действительно крутым!
То карабкаясь по тропе, то отдыхая, мы таки выбрались наверх. Мы – на нижнем плато Чатыр-Дага! Оглядываемся назад, туда, откуда поднялись. Далеко внизу еле проглядывается трасса, по ней мелькают крошечные машинки.
Над тропой, где мы только что были, пролетает гриф. Он явно недоволен, что мы успешно поднялись. Рассчитывал на другой результат. На прощанье, или от досады, махнул крылом, и полетел искать других туристов.
А мы идём некрутым затяжным подъёмом вдоль края обрыва, по дороге добавляя камни в туры – кучи камней, служащие ориентирами на маршруте. Подъём закончился, и нам открылся вид на яйлу. Где-то в километре — колодец. Идём к нему, там отдыхаем, перекусываем и пополняем запасы воды.
И снова вперёд. Теперь по дороге. До Мраморной пещеры — примерно час ходу.
И вот – снова цивилизация. Люди. Машины, автобусы. Покупаем билеты, и уже через десять минут нас ведут на экскурсию. Описывать не буду. Не сумею. В трёх словах: грандиозно, великолепно, впечатляюще!
После пещеры обедаем тем, что осталось, лакомимся мороженным, и отправляемся в обратный долгий путь. Снова дорога по яйле, отдых у колодца, тропа вдоль каменных туров, спуск по крутой тропе (её Красной тропой называют), спуск по лесной тропе, и мы, наконец, на месте стоянки. Уже смеркается, поэтому торопимся: быстро готовим ужин, едим, быстро ставим палатку на более-менее горизонтальном пятачке, и – спать! В палатке спалось гораздо теплее, чем в гамаках, но постоянно приходилось следить, чтобы дети не выкатывались на улицу: уклон сказывался.
Утром спешить некуда. Вволю выспались, сходили за водой, сварили завтрак, поели, не спеша свернули лагерь и направились к трассе. Остановка. Троллейбус. Вокзал. Поезд. Домой!