Здравия желаю!
Ни коем образом не претендую на звание крутейшего и всезнающего выживальщика/охотника/туриста, считаю, что всегда есть чему учиться и куда расти. Посему делюсь с Вами историей одного ПВД в горы Колывани. А заодно выставляю на Ваш суд ход своего мышления при подготовке и проведении сего мероприятия.
Ниже немного полутворческого повествования, немного фото и мои мысли по ходу мероприятия.

(Осторожнее с трафиком)

Большинству из здесь присутствующих знакома эта жажда. Если её вовремя не утолять, она переходит в тоску. Тоску по Настоящему, по простору и свободе от повседневности. Хотя бы временной. Хотя бы на следующие выходные. А почему нет-то? Компания есть, место приметил уже и виртуально изучил (Гугл Земля, статейки и форумы), снаряга имеется, ноги носят. В течение недели утвердилась группа, транспорт, список необходимого барахла и провизии.

Вводная: ~30 км пути, из них ~12 по хорошо приметной дороге в горной местности; одна ночь на свежем воздухе; подъем на гору (гора Синюха, 1200 м над уровнем моря; весьма посещаемое место, тропинки должны быть отчётливы), спуск и ~15 км по равнине до места стоянки транспорта. В распоряжении 2 суток времени (на третьи сутки в 9-00 нужно быть на работе в 320 км от места стоянки транспорта). Группа 4 человека: трое парней, одна девушка. По горам никто не ходил, а девушка вообще про походы только слышала.

Готовы? Поехали!

Чтобы обеспечить себя необходимым запасом времени выдвигаемся в ночь после работы. Спасибо навигатору GARMIN (Приложение в смартфоне) за лишних 120 км, потерю около 3 часов времени и n литров бензина, волшебное турне по ночной деревне Суетка, где почему-то возле каждого двора стоит по разобранному автомобилю или трактору.

GARMIN был наказан удалением, а мы прибыли в село Колывань в начале пятого утра. Мыслей о возведении лагеря даже не возникло – припарковались на берегу пруда у камнерезного завода и задрыхли прямо на сидениях, как ехали. Может это и кощунство, но мыслил я следующим образом: вставать нужно очень рано, чтобы куда-то пристроить машину на 2е суток; зная своих товарищей (а особенно самого близкого в группе – Лёху «Зуя» и его жену), я понимал, что в уютной палатке продрыхнут они весьма долго + нужно будет сворачивать лагерь. А маршрут наш был таков, что идти нужно только вперёд (кольцевой). А в неестественных позах на сидениях маленькой «Тойоты» проспим мы максимум часа 3. По личному опыту, этого вполне хватает, чтобы взбодриться. А дальше чарующие виды гор и черневой тайги до вечера не дадут скучать обитателям тесных «хрущёвок».

Примерно в 6-50 утра на заднем сидении завошкалась супружеская пара. Рядом на пассажирском сидении уже минут десять хлопал глазами наш водитель Лёха («Большой» в нашем кругу. Я сменил его за рулём последние 50 км до места). Да и сам я уже перепробовал все возможные положения ног и туловища, а за бортом уже было вполне светло, чтобы выйти, размяться и оглядеться. Пруд был довольно мил, берега были чистыми и заросли хмелем.

Наша «Тойота» не спеша катилась по улицам просыпающейся деревни. Никакого намёка на стоянку в поле зрения. В дальнем переулке наш зоркий взгляд засёк телодвижение. По газам и на перехват! Движение действительно создавалось весьма вялым на вид телом с пустой трёхлитровой банкой в руках. На вопрос: «Где можно оставить машину?» тело изобразило на багровом лице мыслительный процесс, но быстро сориентировалось: «Давай полтинник мне, я покажу где встать!» Припарковав машину у дома нашего нового знакомого (Жаль плохая память на имена, не могу припомнить), мы были заверены, что тут всё тихо и мирно, да еще и «все меня тут боятся», вручили «сторожу» 100р и двинулись на выход из посёлка. Качественной картой я обзавестись не успел, а те, что я изучал на просторах сети, висели в сознании чётко и ясно. Вскоре я вывел наш маленький отряд к кромке леса, на краю которого стояла весьма уютная беседка. Тут мы и остановились позавтракать. Слева от беседки в лес уходила та самая дорога, которая станет нашим спутником на ближайшие день. Она отведет нас в глубь колываньского хребта, покажет дивные пейзажи, напоит нас родниковой водой, проведет по руинам посёлка Колываньстрой, покажет нам удивительно и таинственное озеро Моховое, а к закату простится с нами у самой высокой вершины хребта — Синюхи. Пусть она не тянет на грозные снежные пики Алтая, но предвкушение встречи с ней уже будоражит наше воображение.
Завтракали мы домашней едой: пирожки, бутербродики, всё, что брали в дорогу и не ликвидировали по пути. Немного сэкономили на продуктах, плюс не нужно тащить с собой в гору пакет с мусором (всё своё уношу с собой). Перед походом прикупил газовую плитку-комфорку, исходя из того, что на обеденном привале дров искать не будет времени (как оказалось и сил тоже), а чаю с сахаром нужно будет попить обязательно. На обеденный перекус взяли консервированную сайру и по бичпакету на брата. Банку сгущёнки припас на вечер (сгуха – эффективный и вкусный энергетик). Ужинать планировали гречневой кашей с тушенкой и овощным салатом (гуркен, помидоркен, да с солью!). На утро дня второго снова салат и чай с пряниками, на обед сайра, ну а вечером уже по ситуации. Так же на весь путь я взял два пакета фруктовой смеси с орехами.


В общем, идём. Весенняя тайга окутывает нас ароматом цветущей черёмухи и свежестью сырого утреннего леса. Кое-где прямо у дороги, раздвинув прелую листву, выглядывают первые весенние грибы – строчкИ. Идётся легко, боты разношены, рюкзаки подогнаны. Солнце набирает силу, выгоняет из ложбин клубочки пара, а впереди шумит первая на пути горная речушка.

Банальный горный ручеёк вызывает у нас – жителей равнины уйму положительных эмоций. Заставляет задержаться, послушать, подышать, подумать.


Но это лишь начало пути. Дальше – брод и первые попутчики – грузовой КАМАЗ и трудяга Беларус, тянущий по дороге бочку с водой.

Останавливаем, общаемся. Водитель подтверждает, что развалины Колываньстроя прямо по курсу, что там трудятся рабочие – устанавливают памятник шахтёрам, населявшим посёлок в дни его расцвета. У стройплощадки руководитель стройки, слегка удивившись нашему появления (мол «что-то вы рано на Синюху-то попёрли»), прочитал нам мини лекцию о «посёлке вдов» (Колываньстрое). В былые годы о безопасности труда не особо заботились, и рабочие, трудившиеся в многочисленных шахтах глубиной до двухсот метров «зарабатывали» силикоз лёгких, от которого вскоре умирали.






Поинтересовавшись у водителя всё того же трактора о дальнейшем пути до озера Мохового я был слегка озадачен его манерой объяснять. «Право» у него запросто трансформировалось в «лево», а «рукой подать» означало на деле «к вечеру». Однако кое-что диалог с ним всё же прояснил (на самом деле на дороге то и дело появлялись развилки, в отличие от виртуальной карты у меня в голове и рассказов о пути до озера из интернета). Честно говоря, на полпути к цели у меня появилась устойчивая мысль о том, что мы идём не той дорогой. И только всплывающие местами ориентиры из рассказа тракториста и твёрдая уверенность в том, что дорога тут одна, придавали решимости идти дальше. Даже когда перед нами внезапно вырос приличных размеров сугроб и мы были на грани того, чтобы развернуться (если мы на закате не выйдем к Синюхе, то у нас уже не будет времени искать путь к ней, только на обратный путь), было решено всё же продолжить подъём по дороге.

Надо сказать, что такого набора высоты до озера Мохового мы не ожидали. На фото я видел стоящие на берегу машины. Но под ногами у нас извивалась раздолбаная гранитная полу дорога, полу тропа, змеёй ползущая на подъем в 30 градусов, а местами и круче. Были реальные сомнения по поводу возможности проехать здесь на легковой машине. Поэтому когда мы увидели снег, подумалось, что мы уже на горе, но не на той. Рюкзаки были сброшены, а мы с одним из Алексеев решили подняться вверх по сугробу, посмотреть, что там дальше.

А дальше сугроб заканчивался, и дорога шла уже по вертикальной горизонтальной плоскости. Когда я решил вести группу дальше, то мыслил так: «Мы на прогулке, по большому счету. Даже если идём не туда, всё равно куда-то идём. Вечером остановимся. Переночуем. А утром двинемся в обратный путь». Преодолев «последний» подъем, мы расположились в тени берёз на обед. Не ожидал от себя такого утомления. Мои спутники, скинув поклажу, принялись шуршать бичпакетами и греметь котелком со славами: «надо пожрать!» Пожрать было надо, и я это понимал, но аппетита словно и не бывало. Вместо него к горлу подступала тошнота, а единственным желанием было отстегнуть коврик и, рухнув на него вниз лицом, забыться минут на 30. Но на самом деле нужно было выпить кружку горячего сладкого чая, поэтому задействовав резервы сил, я извлёк газовую горелку, запалил её, поставил воду и… рухнул вниз лицом на коврик, тоскливо косясь на котелок.

Чудотворный чай за 10 минут вернул меня к жизни, но есть не хотелось всё равно, ограничился пряниками. Минут через сорок мы, переждав под дождевиками ливень с градом и немного обсохнув, двинулись дальше по дороге. И через каких-то 50 метров вышли на берег озера Моховое!

Ура! Вторая контрольная точка достигнута! Дорога верная! Жаль сил не хватило на эти 50 метров. Отдохнули бы на берегу, заодно осмотрелись бы.


На Моховом мы провели около получаса (озеро небольшое, но уютное).



Дальнейший путь уже не вызывал сомнений. Тайга приторно пахла пихтой и парила. Погода была хоть и ясная, но периодически накатывали тёмные тучи и, осыпав нас градом, уходили на север.

Дорога пошла под гору (мы перевалили один из хребтов), и взору открылась прекрасная горная панорама.

Так мы и шли, похрустывая орехами и радуясь тому, какие мы молодцы. А к семи часам вечера вышли-таки на загадочную поляну, про которую упоминал тракторист. Поляна заканчивалась крутым подъемом, среди кустов виднелась тропа, а на ветке висел розовый бантик. Такие же бантики нам попадались на протяжении пути несколько раз. Хотели было на радостях штурмануть этот пригорок, но было решено ставить лагерь здесь. Мыслил я так: что на верху – не известно. А здесь ровный пятачок, дрова и роща – защита от ветра. Да и времени у нас как раз хватит, что бы поставить палатку, приготовить ужин, ликвидировать его и пораньше упасть на отдых. Хоть настроение у команды и боевое, но стоит учитывать предыдущую ночь.

Спали, как убитые. Я редко просыпаюсь в том же положении, в каком уснул. Но эта ночь была плодотворной в плане отдыха. Спали в палатке (обычный хетай) в спальниках (тоже хетай). Поднялись в 7-00. В заданный с вечера график мы уложились и в 9-15 уже штурмовали склон, предвкушая встречу с Синюхой. Надо сказать, что когда в самом начале пути она (гора) предстала перед нашим взором, стало даже немного жутко. Во-первых из-за расстояния. Гора была довольно далеко, да еще и не по направлению дороги. Во-вторых, из-за снега. На склонах горы белели толстые снежные шапки, а мы как-то уже настроились на лето на своей родной равнине. Но, тем не менее, к капризам погоды готовились (в очередной раз похвалил сам себя за приобретение кофточки из полартека от Сплава). В-третьих, лиловая туча, на наших глазах размазывающаяся об вершину.

И может это и немного смешно, но я горжусь этим ПВД, особенно тем, что мы прошли весь маршрут, как и задумывалось. Может это всё потому, что это мой первый поход, и меня никто не вёл и не сопровождал?

Тропа вывела нас к большой гранитной глыбе и хотела предательски исчезнуть. Но была замечена среди камней ближе к вершине скалы. Дальше двигались по гребню, дивились прекрасным видам с высоты и потирали руки в предвкушении прохождения нашей последней контрольной точки – вершины! Она была уже перед глазами, видимая во всех деталях и великолепии. Нужно только двигаться вперёд, вперёд! Вперёд… обрыв. Метров пять отвесного гранита, тогда правее. Вниз по расщелине. Непролазные чащи. Вперёд! Цель близка, вперёд разрывая кусты! Но склон упирается в гранитную стену… а с противоположной стороны хребта – двухметровый сугроб и крутой склон, которому невидно конца.

Около получаса наш маленький отряд отчаянно мыкался в окрестностях этого гранитного гребня. Но ни следа тропы… Разделились, смотрели, рыскали, переговаривались по рации, продирались сквозь плотный кустарник. Но ни следа тропы. Мысль о том, что придётся повернуть назад не укладывалась в голове, но с каждой минутой это решение становилось всё неизбежнее. И вот настал момент Х. не повернём назад, задержимся еще на пол часа, и мы уже не успеем вернуться до темноты. Тогда останется только один путь – через вершину, но если не найдём дорогу в ближайшую пару часов, то не успеем спуститься засветло.
И решение принято. Идём дальше, по заснеженному склону. Мысли: тропа есть. Она ведь пришла сюда. Значит идёт и дальше. И быть ей негде, кроме как под снегом!


Через час мы уже отдыхаем у подножья очередной ступени подъёма. 10 минут, и тропа снова ведёт нас вверх, к нашей цели. Снова ныряет под снег, снова идём вслепую. Находим беглянку уже среди гранитных валунов отвесно подымающихся по склону. С этого момента мы уже не идём, карабкаемся, помогая и страхуя друг друга. Отдыхаем на небольших площадках, оглядываясь назад. Наш путь по хребту отчетливо виден отсюда, и верится с трудом, что мы проделали это расстояние.

Перед самой вершиной заметно похолодало. Обзор затягивали белые облака, ветер усилился, сделался порывистым и пронизывающим. Поднимаемся по снежному наносу. Я – впереди. Рублю бердцами ступеньки.

Ловлю в рацию что-то типа: «Сорок третий. Сорок третий. Бомбовоз приехал…»,… «Понял, запускаю»… Дивимся. Поднимаемся.

Деревья закончились. Меж камней стелится можжевельник. Валит снег, а мы довольные собой доедаем орехи, пытаясь разглядеть окрестности сквозь белую завесу облаков… Не захотела нам показывать гора свои виды. Ну да ладно.




Спустились мы довольно быстро. По восточному пологому склону.

Снег сначала сделался мокрым. Потом стал дождём. А ближе к «земле» и вовсе прекратился. Снежные наносы. Украшающие вершину разбегались по склону чистейшими ручейками и утоляли нашу жажду.


Уже обычную жажду. Не ту, что сушила нас в начале пути в беседке на краю леса.

Выводы: тщательно спланированный выход – половина успеха. Вторая половина верные решения по ходу и хорошая команда. Ни кто из моих спутником не ныл, все остались довольны.

Опыт:
Проверил на себе метод носки мокрой обуви надев сухие носки и упаковав ногу в мусорный пакет.
За время подъёма, пока я выбивал бердцами ступеньки в снежном наносе, боты весьма ощутимо промокли, а на верху температура была около ноля градусов. Соответственно лапки подмерзали у всей группы (не у меня одного ноги промокли). Перед спуском срочно переобул группу в сухие носки и мусорные пакеты. Эффект весьма заметный. нога чувствует, что ботинок мокрый и холодный, но начинает согреваться в сухом носке. Единственное неудобство — нога начинает скользить в ботинке. Тугая шнуровка уменьшает этот эффект. Однако к моменту окончания спуска пакеты посбивались внутрь ботинок и кроссовок, носки снова промокли, но было уже тепло. Думаю, пакет нужно фиксировать чем-то вроде скотча.
Газовая горелка в таких походах — не роскошь. Однако кипятить на ней 2/3 котелка тяжеловато, особенно наверху, когда дует ветер, и температура низкая. На спуске мы так и не дождались кипятка. Минут через 20 мытарств с защитой пламени от ветра ковриком, котелок мы всё-таки перевернули))) и спокойно пошли дальше)) Утром, перед финальным штурмом горы тоже не могли дождаться волшебных пузырей в котелке, но тогда китайской горелке была оказана оперативная помощь китайским же «газовым резаком». Результат проявился в течении 2-3 минут, но газ во втором баллоне кончился. Поэтому на спуске пришлось мучиться с одной горелкой.
Еще один вывод из похода: в горах коврик лучше крепить к верхней части рюкзака. Закреплённый в нижней части фасада коврик создаёт неудобства при движении по узкой тропе среди валунов. Я конечно понимаю, что коврик уже не станет, будучи закреплённым сверху. Но, по крайней мере, он не цепляется за камни, высота которых ниже уровня плеч.

Моя снаряга:
Обувь – Бердцы тропик М016 Бутекс. Китайское термобельё (комплект), комок от БМК (довольно плотная ткань), кожаные перчатки. На голове – панама на подъеме, вязаная шапка-маска на вершине. Сплавовская кофта Полартек. Плащ-дождевик за 400р.
Спальник-одеяло, 3х местная китайская палатка (спали четверо в спальниках – вполне комфортно), коврик складной (очень удобен на привалах. «Разломил» его сложенный на 2 части и прижал нижние полушария)
Запасные сухие носки, тёплые подштанники, свитер. Всё в гермоупаковке от Сплава на 50л (кстати, ночью эта самая упаковка отлично выполняет функцию подушки. благодаря воздушному клапану можно регулировать её жёсткость).
Армейский котелок (2шт на группу), армейская фляга в сплавовском чехле. Рюкзак «тортила» 60л ССО (брал погонять у родственника – рюкзак вещь! Только лямки не регулируются по росту, но мне – как раз).

Спасибо за внимание!
-----------------------> Оригиналы фотографий <---------------------

Читать весь материал и комментарии