Эх, напишу!
В общем, родственник пригласил всю нашу шумную семью погостевать на Кавказе в Баксанском ущелье. Мы туда и раньше ездили, но последние лет 6 там было нехорошо. Стреляли-взрывали-резали (сми мало говорило). Человек 200 полегло, а то и более. Последние два года вдруг активизировались силовики, приехал ОМОН, нагнали техники и всех успокоили.
Ну да это отступление… так или иначе, собрались, поехали.
Всех подробностей поездки описывать не буду. Расскажу больше про прогулки.
Первые дни мы жили в гостинице под Чегетом. Собственно, на него мы и поехали.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Канатка — это тебе не пешком, но всё равно красиво.

Ехать стремовато, т. к. единственный твой «крепеж» — это накинутая на крючок цепочка.

Запрыгивать в эту хрень приходится на ходу, а пристегивать цепочку уже на высоте метров десяти ))))
Съездили, посмотрели, потоптали снежок и вниз, там сувениры-магнитики-сосновое варенье… Но мы назвали это серьезно: «Адаптационный подъем». Вот.

НА ДРУГОЙ ДЕНЬ поехали к Самому.
Поднялись на канатке до станции Мир.

Там на верху оказалось довольно ветренно и промозгло. Поэтому группа разделилась. Мамка с младшими пошла в кафе есть блины с чаем, а мы с Федей и Валей оседлали снегоход и поехали вверх. Обоих обмотали всеми возможными тряпками, т. к. ветер был недецкий.
Это высшая точка, докуда нас довезли. Где-то между Бочками и Приютом. Высота около 3900 м.

К огромному сожалению, видимость просто никакая. Только знаешь, что стоишь на Эльбрусе и всё. Никаких панорам.

Спустились пониже. Водитель сделал еще кружок ради фотоискусства.

Пошли в кафе отогрелись и подумали, что нужно хоть сколько-то пройти ногами. Прихватили третьего пассажира (4 года) и поперли снова к Бочкам. На самом деле, желание было дойти хоть до каких-то камушков, но прошли где-то треть пути до Бочек.
Это мы только вышли и бодрые.

Обратно тащил младшую на руках, т. к. снова налетел ветер.
На том знакомство с вершиной решили завершить. Внизу нас встретил товарищ на ниве — туда вместили женщин и детей, а мы с сыном решили еще прогуляться вниз до Чегета.

Хотя и по дороге и под горку, но появилась усталость — может, перепады высот сказались.
Вышли к реке Баксан.
Тут он и говорит: «Нафиг мост. Полезем по бревну!»

Что делать — полезли.

ДЕНЬ ЕЩЕ ОДИН
Вот тут мы решили напрячься и сделать со старшими (8 лет и 5 лет)нормальный рывок.
Маршрут: Поляна Чегет — водопад Девичьи косы — и обратно. Всего 15 км. перепад высот 700 м.
Погода с утра стояла такая, что хоть разворачивайся и беги на снова канатку. Как назло, когда мы внизу — погода ясная. Едем наверх — все затягивает.
Приходится смотреть снизу вверх. Вот, например два Когутая — единственные видимые нам пики большого кавказского хребта.

Начинаем подъем на гору Терскол (на ней водопад и есть). Довольно часто останавливаемся отдохнуть, перекусить.

Стремительно меняется природа. Пропадает зелень на деревьях, появляется снег.

Встречные туристы на разных языках выражают удивление возрастным составом нашей группы, цокают языками и угощают курагой с орехами.
Идем дальше.
Вот ниже тропы т. н. Волчьи ворота.

Тут же захоронение солдат, погибших в Отечественной войне.

Пока лезем обсуждаем всякие траверсы-серпантины-ледорубы. Поем про «если вдруг оказался друг...» Ну и про «стройный лес Баксана, блиндажи врага...» тоже.

До водопада уже недалеко, сходим с дороги на узкую тропинку. Тут выяснилось, что ремень — это педагогический аксессуар не только в современном, но и в древнегреческом значении. παιδαγωγός — тот, кто ведет ребенка.
Короче, страховка.

И вот он, водопад нашей мечты!
Надо будет летом сходить

Пришли с мыслью, что тут-то мы и полежим с полчасика, но не вышло. Пошел сильный снег и стал заметать тропинку. Так что съев наспех по банану, и слепив снеговика — двинулись назад до нормальной дороги.

Там уже отдохнули поосновательнее.
И потихоньку вниз.

А чем ниже, тем теплее.
Зеленее.
Удивительна эта смена сезонов прямо на глазах.

Вымотанного вусмерть папаньку тянут два веселых паровоза.

Подходим мы к Баксану, и што, вы думаете, они сказали? «Нафиг мост! Лезем по бревну!»

НАСТУПИЛА НОЧЬ
Неглубокая, правда. 23.00, но дети уже заснули. Я сижу в расслабоне после похода. Тянем с женой винцо под телевизор. В общем, представляете наше устало-безмятежное настроение.
И вдруг на всю гостиницу раздается: «Пожарная тревога! Всем срочно покинуть здание!»
Точнее, даже так:
«ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА! ВСЕМ СРОЧНО ПОКИНУТЬ ЗДАНИЕ!»
Вот в теории всё знаешь. И слышишь про пожары… но где-то в спинном мозге сидит уверенность, что с тобой такое не может произойти.
Вскочили и две секунды мы с женой тояли и огромными глазами смотрели друг на друга. Филины бы обзавидовались.
Потом мы метнулись к детям. Вытаскиваю из постелей — они валятся назад. Понимаю, что троих зараз в охапке не унесу — нужно будить. Ору ПОДЪЕМ!!! Они лезут под одеяла. Тут думаю — на улице около ноля, они в трусах только. Одеваться некогда — сгребаю три одеяла — кидаю к балкону. Тащу детей… НО прибегает жена — дает отбой. Она уже собирала самую ммалУю и выскочила в коридор — а там куча перепуганного народа в труселях и охрана успокаивает.
Что было-то? Кто-то затопил камин и не открыл заслонку, дым повалил в комнату, сработала сигналка, а охранник решил всех разом разбудить.
Выводы:
1. Оно реально может случиться и с тобой тоже.
2. Всё-же начинать нужно с разведки. Если опасность еще далеко — успеешь правильно рассчитать силы. Оценить, где огонь и продумать пути отхода за те минуты, пока собираешься. Ну или сбережешь нервы, если опасность липовая.
3. не лишне в новом помещении глянуть на план пожарной эвакуации

Хотя он не всегда может помочь.
Забавно, что ближний к нам выход, отмеченный стрелочкой, ведет на такой балкон.

Мелкими буквами на плане приписано, что в случае пожара туда можно приставить стремянку. Спустить там детей в спешке практически нереально.

Да, в тот нетомный вечер пришлось кроме вина откупоривать еще и пузырь валерьянки.

ЕЩЕ ПОЛ ДНЯ мы пробыли наверху у Чегета и поехали к родне в Тырныауз — это пониже немного.
За эти пол дня мы пробовали штурмовать Чегет в лоб и наглядно поняли преимущество серпантина.

Блуждали в рододендронах.

И других цветах. Этот невзрачный цветок пахнет лилией за два метра.

Жарили сосиски. Пили березовый сок. (Для защитников берез поясню — береза была еще живая, но уже вывороченная рекой)

Нашли подтверждение тому, что древние цивилизации пользовались рентгеном. Тут, кажется, протрузия межпозвонкового диска… врачи поправят меня.

Бросали камни в Баксан, а потом соорудили на прощанье вот такую штуковину с мой рост.

ТЫРНЫАУЗ стоит под горой Татур. Она не очень высока, но красивая донельзя. Верхняя седловина летом сочно-зеленая.
Каждое утро она встает над городом.

И почти каждый день в 13.00-14.00 на неё до вечера садится облачная шляпа

Я уже трижды пытался на неё взобраться, но один раз сделал «поворот не туда», а дважды попадал в эту самую облачную «шляпу». Густой туман — ничего не видно. Приходилось разворачиваться и назад. Пару лет назад знакомые заходили, правда с другой стороны. Не теряю надежды.
А в этот раз с детьми мы решили одняться по подножью к началу скал — к водопаду. Он не большой, но все равно интересно. Здесь путь был короче, но тропинка намного круче. И нехоженная. Но с горем пополам поднялись.

И тут оставили след.

На обратном пути подкреплялись заячьей капустой

Вот и сказке конец.

А вот такой постскриптум мы притащили домой с самого высокого места Эльбруса, до которого дошли пешком.

P.S. С сожалением ушел с этого ресурса. Если что, я на родственном сайте под тем же ником.

Читать весь материал и комментарии