Что делает современный человек, когда его фонарик перестает работать потому, что сели батарейки? Правильно — выбрасывает их и вставляет новые. Но если пришел БП, и в магазины батарейки больше не завозят? А электричества в сети нет, в убежище/подвале/землянке/палатке темно. Многие здесь скажут — на улицах будет полно битых машин — снимем акумы, и будем светить. Это так, но у автоакумов есть две неприятных особенности. Они ТЯЖЕЛЕННЫЕ и их надо заряжать. Тоесть — чтобы ими пользоваться, необходимо постоянное убежище и какие-то источники тока — солнечные батареи, бензо/вело/ветрогенераторы, которые имеют свои трудности с доставанием/монтажом, и требуют немалых знаний в электротехнике и механике.
Но нам ведь нужно просто светить небольшим фонариком! И притом ВОТ ПРЯМО СЕЙЧАС!


Ну чтож… «прямо сейчас» не получится, но немного поработав, можно сделать новые батарейки из старых, которые все же можно будет носить вместе с фонариком (пусть даже и не внутри него).

Итак, мы имеем энное количество полностью севших солевых батареек. (Щелочные обсуждать не буду, хотя по сути принцип там тот же).
Коротко опишу конструкцию.
Батарейки состоят из топлива (цинк), электролита (загущенный р-р соли) и деполяризатора (смесь графита с окисью марганца). Работать они перестают если:
а)кончилось горючее (цинк)
б)высох электролит
с)полностью насытился деполяризатор

(в случае «б» им довольно просто продолжить «жизнь», проколов пару дырок сверху и поставив на время в соленый кипяток, но сейчас не об этом).

Итак, случаи «а» и «с». Приступаем к мародерству «трупов».
Снимаем с батареек железные «обертки» с лейблами, полиэтиленовую пленку, и видим вместо цинкового «стаканчика» серо-грязную корку. Аккуратно счищаем ее ножом до бумажного слоя. Если сохранились остатки цинка, собираем, не выбрасываем.
Железные колпачки на угольных стержнях оставляем на месте.
При работе батарейки деполяризатор окисляет водород, делая химическую реакцию «горения» цинка устойчивой, но со временем «пресыщается» водородом и перестает действовать. Но как правило, даже на полностью севшей батарейке он еще может какое-то время поработать.
Полностью же восстановить его свойства можно либо достаточно долго (несколько дней) прогревая его на печке (не раскаляя, просто в горячем месте), либо, опустив в р-р соли, подключить к вставленным в него угольным стержням "+" от какого-либо источника тока, а "-" к погруженному туда же угольному стержню или нержавеющей ложке.

Теперь дальше. С электролитом проблем не предвидится, так как р-р соли сделать нетрудно (желательно плеснуть в него немного уксуса, это его улучшит. По сути, рассол от помидоров или огурцов — готовый электролит

Топливо. Где взять цинк во время БП если даже сейчас непонятно, где он водится? Оцинкованное железо — это оцинкованное железо, не цинк. Вобщем, чистый электрохимический цинк достать вряд ли удасться, но вот ЦИНКАЛЬ — очень даже просто. Из цинкаля — сплава цинка с алюминием сделано очень много предметов из нашего быта. Если вы обращали внимание на синевато-серый довольно хрупкий сплав, похожий на алюминий, но гораздо тяжелее — это он и есть. Декоративные пряжки на женских сапожках, модели машинок, мебельная и сантехническая фурнитура, дверные ручки, автомобильные карбюраторы, старинные гусятницы и казанки — это все он. Самый наглядный образец — замки «молний». Его легко расплавить на костре или в печи, и отлить электрод.

Итак, приступаем к процессу реинкарнации батарейки.
Отливаем цинкалевый электрод, добавив в расплав остатки цинка от стаканчиков. Тут уж все зависит от рук мастера — сумеет вылить нечто похожее на прежний стаканчик — это будет круто! — но и просто плоская или полукруглая пластинка тоже неплохо.
Обматываем цилиндрик деполяризатора несколькими слоями х/б ткани или туалетной бумаги, пропитанной электролитом, прихватываем к нему нитками цинковые пластинки, снова бумагу (можно обернуть тонким поролоном), плотно засовываем в какую-нибудь подходящую по размерам емкость (обрезок пластиковой трубки, стаканчик, футляр от таблеток и тд). Убедившись, что агрегат в целом устраивает вас как батарейка, припаиваем провода к колпачку на угле и к цинку. Заливаем горячим электролитом, по остыванию сливаем излишки и герметизируем элемент смолой, пластилином, жвачкой и тд.

Ну вот, можно пользоваться. Само собой, такая «батарейка» не влезет на стандартное место в фонарик, но ее можно примотать и снаружи, либо вставить в батарейный блок, подключенный длинным проводом например к налобному фонарю. Естественно, можно увеличить емкость, связывая один элемент из двух, трех и больше деполяризаторных блоков, спаяв проводком все крышки угольных стержней как один "+". Ну а соединяя готовые батарейки последовательно, получать напряжение 4,5В и выше.

Совершенство и качество такой батарейки зависит от мастерства и сображалки ее изготовителя, но главное — она работает! Мало того — ей можно даже солидно продлить срок эксплуатации, подзаряжая от маломощных источников типа солнечной батареи от садового фонарика или ветряка, сделанного из моторчика от принтера. Ну а когда цинк в ней закончится — снова реанимировать

Читать весь материал и комментарии