Подкладывать под рюкзаки какой-нибудь непромокаемый материал вряд ли стоит. Полной герметичности добиться не удастся, а если хоть раз вода попадет в тюк. то уже никуда не вытечет, и рюкзаки будут мокнуть там весь день. Накрывать вещи сверху палаткой тоже не нужно: она мешает лазить в рюкзаки, а в случае затопления плота надуется течением, разорвется в клочья и будет мешать вытаскивать вещи. Если пошел дождь, а рюкзаки сухие, тогда и накройте их палаткой, а лучше пластикатовой пленкой, привязав ее за углы.

Для сокращения размера багажника часть вещей, не боящихся воды (часть консервов, бидон с маслом, ведра, помещенные в -1- 2 мешка или несколько <авосек>), можно разместить у передней подгребицы, как следует привязав, чтобы не трепали волны. Стремитесь к тому, чтобы количество мест было меньше. Все специальные принадлежности для постройки плота, в том числе большинство топоров, упаковываются в рюкзаки и мешки вместе с другими вещами. Одну пилу держат незапакованной под решеткой багажника (привязать), 1-2 топора втыкают в бревна става плота около подгребиц (чтобы о них не спотыкались): один — на лоцманском углу, второй — на противоположном по диагонали. Топоры нужны для срочного мелкого ремонта, для обрубания веревок в аварийных ситуациях или крепления греби при установке запасной, для подтесывания ваг и т. д.

Ружья и спиннинги привяжите или пристегните к подгребице или мачте, фото- и киноаппараты держите на груди или уберите в рюкзак. Куртки и прочую временно снятую одежду подтыкайте под веревку, которой привязаны вещи, или обматывайте вокруг кольев, обвязав сверху рукавами. Пока река не вышла из гор, привязывайте все, что есть на плоту, ничего не оставляйте лежать просто так. Внимательно обращайтесь с мелкими предметами: между бревнами легко проскакивают часы, фильтры аппаратов, ножи. Последние держите на полуметровом ремешке и постарайтесь не отстегивать, пока не сошли на берег.

Для снятия плота с камней нужны ваги. Лучше всего их делать из сырой березы, можно и из сырой ели. Наиболее ходовые ваги имеют длину 1, 8-2 м и толщину в комле 8-10 см, чтобы ими могли работать 1-2 человека. Число ваг равно примерно половине числа гребцов. На больших реках при сложных посадках бывают полезны ваги длиной около 2, 5 м и такой толщины, чтобы они выдерживали усилие 3-4 человек. Для экипажа в 10 человек их следует иметь 2, для 6-7 человек-достаточно одной. Ваги кладут в щели между

бревнами и задвигают под багажник, а наиболее толстые привязывают к какому-нибудь колышку или к протянутой поперек плота веревке, лежащей на палубе. Если не принять этих мер, то на больших волнах ваги больно бьют по ногам, а когда плот, сев на камень, притонет, предательски уплывают, оставив экипаж выкручиваться самостоятельно. Если река богата глубокими омутами и уловами, полезно иметь на плоту легкий шест длиной до 6 м, облегчающий маневрирование у берега при отсутствии течения.

Погрузив вещи и наметив, кто что будет делать и где находиться, нужно проплыть несколько часов, чтобы каждый привык к своему месту и выполняемым обязанностям. Обратите внимание, как сидит плот, удобно ли работать на гребях, если нет, измените высоту подгребиц.

Безопасные участки реки используйте для тренировки — гребите «вправо, влево (в первые 2 дня эти команды часто путают), пробуйте приставать к берегу, ставить запасную гребь. Потренируйтесь в быстрой смене местами, чтобы носовая команда действовала на кормовой греби, а кормовая — на носовой. В дальнейшем в случае непредвиденного разворота плота задом наперед, если нет возможности тут же повернуть его правильно, лучше меняться местами носовым и кормовым гребцам или хотя бы загребному и лоцману, чем отдавать команды на вторую гребь, оборачиваясь назад. После тренировок можно пробовать управлять плотом по очереди, бродить по нему, купаться, но, когда прозвучит команда <По местам!>, каждый уже будет знать, что ему делать.

Швартовка

В чем сложность причаливания плота? Конструкция весом в несколько тонн идет вдоль берега со скоростью бегущего человека (а то и быстрее) и при попытке остановить ее развивает тягу в несколько десятков и даже сотен килограммов. Бежать (да и идти) можно не по всякому берегу, долго плыть вдоль берега на плоту также обычно плохо — много подводных камней. Иногда двигаться дальше без разведки просто нельзя, так что причаливать надо уметь скоро и четко. Поэтому, если группа неопытная или неслаженная, тренировки по швартовке плота следует начать в первые же часы плавания, постепенно усложняя условия причаливания.

Удобнее швартоваться на спокойном течении, где берег невысокий и нет мелей. В таком случае плот, прижатый гребями к берегу, почти останавливается. Если течение быстрое, для остановки применяют веревку. Плот подводят к берегу и наваливают на него кормой. Задняя гребь все время работает в сторону берега, а передняя, по команде лоцмана, — периодически от берега, чтобы судно не развернулось, зацепив за него передним углом. После того как скорость плота перестала уменьшаться, один из членов экипажа, взяв свернутою петлями веревку, конец которой закреплен за кормовую шпонку (ронжину), спрыгивает на берег и бежит к находящемуся поблизости дереву или камню, сбрасывая на ходу петли веревки. Первая распространенная ошибка швартующего: не дождавшись, пока плот подойдет к самому берегу, он прыгает прямо в воду. Глубина всегда оказывается больше ожидаемой, бежать по скользким камням трудно. В результате он падает и только после того, как весь вымокнет, выбирается на четвереньках на берег. А время уже упущено. Вторая причина осечек при швартовке: веревка запуталась, петли не сбрасываются. Приходится бежать не от берега, а вдоль него за плотом, перепрыгивая через валуны и пытаясь на ходу распутать веревку. Избежать этой ошибки просто: надо, когда сматываешь веревку, раскрутить ее, чтобы петли ложились кольцами, а не восьмерками.

Добежав до дерева или большого валуна, швартующий охватывает их веревкой и начинает сдерживать судно. Веревку можно крепить сразу намертво лишь на медленном течении или когда плот маленький.

Швартуя тяжелый плот на быстром участке, нужно протравить несколько метров веревки, иначе или она лопнет, или не выдержит деревце (если оно не очень толстое).

Протравливая веревку, по неопытности тратят много сил на единоборство с плотом, иногда, дело доходит до ожогов ладоней. Помните, что соотношение усилий на веревке со стороны плота и вашей резко зависит от того, насколько веревка охватывает валун или дерево. Так, при охвате дерева на пол-оборота усилие на вашем конце веревки будет в 4-5 раз меньше, чем усилие на конце, за который тянет плот; при охвате на полный оборот отношение вырастет примерно до 20, при двух оборотах — до 400. Поэтому, если вам трудно держать веревку, не пытайтесь <выехать> на грубой физической силе. Заведите веревку еще на пол-оборота, и вам станет гораздо легче.

Если поблизости нет деревьев или крупных валунов, например когда плот пристает к галечному островку или отмели, то при не очень быстром течении судно можно остановить руками. Для этого вслед за швартующим с плота соскакивают и его обитатели, оставив по человеку на каждой греби. Взявшись за веревку, они бегут, потом идут, постепенно останавливая плот. Не нужно пытаться остановить его сразу, что не получится, только появится ощущение полной безнадежности. Поставьте целью лишь тянуть за веревку, тогда плот постепенно остановится сам.

При больших скоростях течения удобнее швартоваться с перекантовкой плота, или <тыром>. Судно подводят так, чтобы оно передним углом уткнулось в берег. Не надо бить плот с полного хода об отвесные скалы, но, если валуны имеют размер не более 0, 3-0, 5 м, швартоваться уже можно — плот одни из них отодвинет, а на другие слегка вылезет. Таким способом гасится основная часть скорости судна. В этот момент швартующий спрыгивает с носа на берег и крепит веревку (при подобной швартовке используется носовая веревка). Протравка нужна маленькая; можно ее и совсем не делать. Пока веревку закрепляют, река разворачивает плот вокруг переднего угла, а гребцы, работая задней гребью в сторону берега, стараются замедлить этот процесс. За передней гребью нужно внимательно следить и при развороте успеть поднять или выдернуть ее, чтобы не поломать о берег и не захлестнуть веревкой. Преимущества такой швартовки: легче гасится скорость плота, швартующему удобнее спрыгивать на берег, и у него больше времени на закрепление веревки. Если плот имеет лишь кормовую веревку, то перед швартовкой ее проводят по борту на нос и крепят удавкой за выступающий вперед конец бревна става или за стояк подгребицы. При отчаливании корму (стоящую ниже по течению) прижимают к берегу, нос освобождают от веревки и отводят в реку. Плот разворачивает течением вокруг упирающегося в берег кормового угла, и он сразу оказывается отошедшим от берега на расстояние, равное половине своей длины.

Успех швартовки в значительной степени зависит от выбора места. Идя на безопасном, в смысле подводных камней, расстоянии от берега, высматривают бухточку, защищенную от быстрого течения скальным выступом, большим камнем, отмелью, поворотом. Бухточек вдоль берегов много, особенно в верхнем течении реки. Выберите такую, где близко от воды есть дерево или камень для закрепления веревки. Обратите внимание на выход из бухты — не слишком ли много там подводных камней? Выбрав место для причаливания, лоцман указывает швартующему, где плот подойдет к берегу и за что будет крепиться веревка, после чего судно аккуратно проводится вплотную около защищающего бухту мыса или камня и затем сильно обеими гребями подгоняется к берегу. Если швартовка не удалась, немного отведите плот в реку, чтобы его не тащило по береговым камням, быстро выберите и смотайте веревку и ищите следующую бухточку. Уметь швартовать плот должно большинство членов экипажа.

Когда плот остановился, выньте греби и, если нужно, найдите поблизости место, где валуны не мешают подвести судно к берегу. В качестве сходней можно использовать ваги или греби. Веревку перенесите повыше и надежно завяжите за что-нибудь. При неустойчивой погоде подумайте, не переместится ли быстрина к плоту, если вода за ночь поднимется, и, если нужно, стравите судно в более защищенное место. Вода в горных реках нередко поднимается стремительно и высоко: однажды большая сибирская река за 20 минут вздулась на наших глазах на 1, 5 м, в другой раз вода за ночь поднялась на 4 м, так что пришлось в темноте переносить лагерь. Если вода падает, не оставляйте плот на ночь у пологого берега, чтобы вам не пришлось для продолжения путешествия ждать очередного паводка. Если берег недостаточно крут, засуньте под плот поперек бревен 2-3 ваги или длинные слеги.

Способы перемещения плота

Плот относительно воды перемещается медленно, в основном он движется вместе с ней. Поэтому задача управления плотом обычно сводится к тому, чтобы переместить его поперек реки в ту часть воды, которая течет в нужном направлении. Начинать перемещение следует заранее и по возможности использовать для этого силу самой реки.

Наиболее известный способ перемещения плота — работа передней и задней гребями в одну сторону. Плот двигается боком поперек реки со скоростью 0, 1-0, 3 м/сек (скорость зависит от его размера, числа гребцов и т. д. ).

Второй способ перемещения плота основан на использовании его скольжения под уклон. Реки, как известно, текут под гору, и для участков, по которым чаще всего ходят на плотах, уклон составляет от 1 до 10 тысячных. Это значит, что к любому телу, плывущему по воде, приложена сила, направленная вниз по течению и в среднем равная от 1 до 10 тысячных веса тела. Для плота весом 5 тонн эта сила составляет 5-50 кг, т. е. соизмерима с силой тяги, которую развивает идущий человек. Такая сила обеспечивает скольжение плота относительно воды со скоростью около 0, 1 м/сек, т. е. в реке плот движется быстрее воды. Если нос плота повернуть к берегу, то судно начнет медленно скатываться к нему, поскольку сопротивление скольжению вдоль бревен меньше, чем сопротивление скольжению поперек. Практически при скорости воды 6-7 км/час (т. е. при соответствующем уклоне) можно на расстоянии примерно 1 км пересечь речку шириной 50 м почти не работая гребями, а при большей скорости (т. е. большем уклоне) и не слишком значительном количе-

стве камней в русле можно плыть по нескольку часов, направляя плот одной лишь задней гребью и совершенно не трогая переднюю. Если река идет уступами — медленный плес — перекат, то на плесе плот смещаться в сторону, естественно, не будет, зато на перекате можно существенно подвинуться. В самом начале переката вода разгоняется быстрее плота и управляемость его обратная — чтобы переместиться вправо, надо нос повернуть влево (судно как бы идет задним ходом). Однако скоро плот догоняет, а затем обгоняет воду и

Рис. 30. Использование перепада скоростей для перемещения плота

скользит уже в сторону повернутого носа. В конце переката вода останавливается быстро, а плот еще некоторое время движется вперед и, следовательно, имеет управляемость.

Достоверных данных об оптимальном угле поворота плота относительно оси потока для наиболее быстрого соскальзывания его в сторону нет. На основании ориентировочных оценок можно полагать, что быстрее всего плот смещается в сторону, когда он повернут при неработающих гребях на 40-45°, а при слабо и сильно работающих — на 30 и 20°. Интересно, если бы кто-нибудь попытался получить более достоверные данные.

Третий способ перемещения плота основан на использовании перепадов скоростей воды. Как известно, скорость течения по ширине реки не постоянна. У берегов она, как правило, меньше, у середины — больше. На рис. 30 скорость воды в каждой точке изображена стрелкой соответствующей длины. Пусть плот находится где-то между берегом и линией максимальной скорости воды (показана пунктиром) Если, немного поработав гребями, сообщить плоту скорость в сторону ближайшего берега и повернуть его на некоторый угол носом к этому берегу, то происходит следующее. Плот перемещается в область с меньшей скоростью воды, но, обладая солидной массой, сохраняет почти неизменной скорость того участка воды, откуда начал перемещаться. В результате судно идет быстрее окружающей

его 'воды, а поскольку нос повернут к берегу, оно продолжает приближаться к нему уже без помощи гребей. Конечно, продольная скорость плота не остается постоянной. Из-за сопротивления воды она неизменно уменьшается, но и плот перемещается во все более медленную воду. Поэтому если с помощью гребей поддерживать в некоторых пределах неизменным угол между осью плота и направлением течения, то судно постоянно имеет скорость несколько большую, чем скорость окружающей его в данный момент воды, и все время двигается к берегу. Это продолжается до тех пор, пока не исчезнет перепад скоростей или пока мы не развернем плот вдоль по течению.

Любопытно, что повернутому, как показано на рисунке, плоту в принципе <безразлично>, куда перемещаться. Если мы сообщим ему начальный толчок от берега в сторону стремнины, судно окажется в зоне более быстрого течения, т. е. вода будет набегать на него с кормы и отжимать дальше к середине реки. К моменту, когда скорость плота увеличится, он попадет в еще более быструю воду и будет дальше отжиматься к стремнине. С точки зрения экипажа плот как бы все время идет задним ходом, причем корма его повернута к середине реки. Таким образом, плот, повернутый носом от стремнины и помещенный в зону, где имеется перепад скоростей, находится в неустойчивом состоянии. Достаточно толкнуть его в какую-либо сторону, а продолжает движение он уже сам. Эффект будет тем сильнее, чем больше отличаются скорости соседних участков воды.

Все сказанное относитс. я к случаю, когда уклоном реки можно пренебречь. Если же река имеет существенный уклон, то симметрия нарушается: плот уже идет быстрее воды. Если его повернуть носом к берегу, он за счет уклона реки начнет к нему приближаться, и начальное движение именно в эту сторону будет усилено за счет влияния перепада скоростей. Таким образом, при движении к берегу эффекты от уклона реки и перепада скоростей складываются.

При попытке подойти на плоту ближе к стремнине эти эффекты начинают вычитаться. Если нос плота повернуть к стремнине, то уклон реки помогает, а перепад скоростей воды мешает отходу от берега. Если нос повернуть к берегу, то помогает отходить от него перепад скоростей, а уклон реки мешает. В какую сторону нужно поворачивать нос при отходе от берега, зависит от того, каково соотношение уклона реки и перепада скоростей. Еще не проведены измерения, позволяющие оценить в числах влияние любого из этих факторов (было бы неплохо, если кто-нибудь это сделал), и в каждом конкретном случае решение зависит от интуиции лоцмана.

В какой-то мере можно руководствоваться следующим. На быстрых участках реки, дно и берега которых выложены крупной галькой, заметные перепады скоростей существуют лишь у берегов. Почти по всей остальной ширине река течет ровно, и здесь основное значение имеет уклон. В местах выхода коренных пород, где река сужается и вода шарахается от берега к берегу, следите за перепадами скоростей. Особенно большая разница в скоростях соседних струй наблюдается в каньонах Что же касается <обычных> участков, то, похоже, уклон и перепад скоростей дают там боковые силы приблизительно одного порядка. В пользу этого говорит, например, факт, подмеченный плававшими на плотах: чтобы вывести плот на середину реки, нужно хорошо поработать гребями, а к берегу он, как правило, подплывает сам. На основании сказанного можно предложить несколько приемов управления плотом.

Прежде всего о положении плота в реке. Как правило, кроме случаев, которые будут отмечены особо, плот лучше всего вести по стрежню, т. е. держаться наиболее быстрой части реки, где идет основная масса воды. Там обычно меньше камней. Кроме того, плот, идущий по стрежню, может легко передвинуться в любую сторону и при необходимости пристать к любому берегу. Если же плот идет между основной струей и берегом, то перебиться к противоположному берегу гораздо труднее.

Как отчаливать от берега? Только что освобожденный от веревки плот имеет скорость значительно меньшую, чем окружающая вода, и еще меньшую, чем вода, текущая на некотором удалении от берега. Перепад скоростей у берега обычно довольно большой, и его надо использовать. Поэтому отгребаться от берега нужно повернув нос не в сторону реки, как рекомендуют некоторые руководства, а к берегу, т. е. в положении, показанном на том же рис. 30. Таким способом вы быстрее минуете прибрежную зону, особенно богатую камнями.

Так же нужно поступать при вводе плота в быструю струю, что бывает необходимо при выходе из-за острова или другого укрытия, при отчаливании в зоне порога, каньоне. Существует мнение, что быстрая струя к себе не допускает и при попытке ввести в нее плот выталкивает его обратно. Происходит так потому, что в струю во что бы то ни стало пытаются запихнуть сначала нос плота (рис. 31, А), При этом, пока плот не набрал достаточной скорости, существует значительная сила Fа, с которой передняя гребь не в состоянии справиться. А ведь к быстрой струе нужен <подход>. Разгоните плот поперек реки, действуя обеими гребями, и заведите в струю сначала корму (рис 31, Б). Сразу возникнет сила Fб, равная мешавшей вам силе Fа, которая тут же засосет судно в струю. Следите лишь за тем, чтобы вас не развернуло. Для этого угол при
входе должен быть не слишком большим, а передняя гребь должна сильно работать от берега. При необходимости задняя гребь во время входа может немного поработать на берег, чтобы скомпенсировать сильный вращающий момент.

Читать весь материал и комментарии