На сливах порогов из-за малой их протяженности и большой волны редко удается существенно подвинуть плот гребями, поэтому в пороге очень важен заход. Основное, что требуется решить при осмотре, — в какую часть слива войти и как развернуть плот, чтобы он вышел из слива в нужном месте. Задача трудная, с ней не всегда справляются даже опытные лоцманы. По этой причине возможно раньше начинайте обращать внимание на заходы и их результат. Если особых требований к выходу из слива нет, ныряйте в самую его середину. Это и безопаснее, и веселее. Если слив настолько крут, что нос плота может глубоко занырнуть, носовые гребцы перед самым сливом по команде лоцмана выдвигают гребь на плот и оттягиваются назад. На не слишком крутом сливе поступать так не надо даже при высоких волнах. Подобная перестраховка, допустимая на шивере, на пороге вредна и даже опасна: из-за узости струй и общей тесноты тут, как нигде, могут понадобиться сделанные вовремя 1- 2 гребка передней гребью.

При оценке возможностей маневрирования между сливами или камнями помогает подсчет секунд, за которые вода пробегает интересующий вас участок. Заметив время, можно оценить, сколько гребков вы успеете сделать и примерно на какое расстояние передвинуть плот.

Обратите внимание на структуру слива. Самое простое, если ширина его неизменна Если слив имеет вид короткого треугольника, смотрите, чтобы нос плота не выскочил слишком круто из его боковой стороны, тогда судно попадет в стоячую воду и будет развернуто. Наиболее сложны сливы, в которых вода, текущая прямо в нешироких воротах, перекрывается поперек мощной струей, сливающейся с одной из боковых скал, образующих эти ворота. Струя может иметь толщину 0, 5-0, 8 м при ширине 1-1, 5 м. Навалившись сбоку, она мгновенно подтапливает плот, парализуя греби, и сбивает его с курса, стараясь вогнать или в скалу, образующую противоположный край ворот, или в стоячую воду за ней. В таких местах при

заходе нужно держаться ближе к той стороне, откуда сваливается боковая вода, сделав несколько хороших гребков передней гребью перед самой струей по направлению к ней. Если при осмотре есть подозрение, что нос плота загонит струей в стоячую воду и разворот неизбежен, к нему можно подготовиться или даже просто внести его в план.


Рис. 37. <Козни> стоячей воды

При прохождении крутых сливов со вспененной водой и участков, требующих сложного маневра, иногда целесообразно разгрузить плот. На берегу оставляют вещи и людей, не занятых постоянно на гребях. Выигрыш получается ощутимый: запас плавучести 9-Mecтнoro плота, на котором осталось лишь 6 гребцов, увеличивается примерно вдвое. Также следует поступать и на участках, где вероятность посадки или переворота велика, а переправа людей и груза на берег сопряжена со значительным риском. Правда, редко кто охотно покидает плот перед порогом, и здесь нужно, с одной стороны, устанавливать какую-то очередность, а с другой — уметь подчинить свои интересы интересам группы. Оставлять на берегу часть людей и груз нужно и перед сложными шиверами, но этому нередко мешает значительная их протяженность или полная невозможность из-за высоких бомов дойти пешком до конца шиверы за приемлемое время (скажем, за день). Коварный элемент порогов, на который по неопытности даже не обращают внимания, — стоячая вода. Она мирно дремлет рядом с клокочущей струей, однако стоит плоту задеть ее углом, как его тут же начинает разворачивать. Отдаются команды, гребцы тужатся изо всех сил, но поздно: омут держит нос плота, а струя тащит корму> дальше вниз. Берега рядом — отвесные скалы, все внимание вперед, чтобы гребь не сломало о стену; в этот момент задняя гребь шевелится, вздрагивает, треск, и полгреби как не бывало — она уже нашла для себя обломок скалы у другого берега. А слив тем временем неумолимо засасывает плот, плывущий поперек реки, и совсем неясно, как он с ним обойдется. На рис. 37 показана схема аварии в каньоне, взятая из плотовой практики. Река, разогнавшись на прямом участке каньона, утыкается в его излом, отчего образуется сильный прижим к правому берегу. Экипаж плота, подплывающего к излому, не желая попадать в прижим, направляет судно по чистой воде середины каньона, сильно закидывает нос влево (положение 2). Однако чистая, без камней, вода никуда не течет, в результате плот разворачивает и вгоняет кормой в скалы правого берега (положение 3). Если бы экипаж уважал стоячую воду, он повел бы плот по самому ее краю, действуя обеими гребями влево (задней посильнее из-за влияния стоячей воды) и держа судно носом почти на прижим. Такой маневр требует выдержки и хладнокровия, но без них на плоту вообще трудно обойтись.

При осмотре прижимов, кантонов, порогов обращайте внимание на участки стоячей воды, особенно на те, где придется с ними взаимодействовать. Чтобы в таких местах намечать маршрут, нужно знать, как плот ведет себя при переходе из струи в омут. Чтобы быстрее выработать соответствующие навыки, тренируйтесь на участках стоячей воды, которые образуются позади различных береговых мысков. Научитесь на ходу быстро замечать такие участки, а по завихрениям и бурунчикам у переднего угла плота предугадывать его стремление начать разворачиваться и, не дожидаясь этого, работой гребей компенсировать вращающий момент. Если вы случайно вывалились из струи в стоячую воду, загоняйте плот обратно в струю в основном передней гребью; если же вы хотите выйти из струи, то больше действуйте задней гребью, передняя включается только, когда задняя не может справиться с тенденцией судна развернуться. Разворот плота нужно замечать возможно раньше — тогда с ним еще можно бороться. После перехода какого-то критического угла повернуть плот на место уже не удастся. Попробуйте на безопасных участках примерно оценить этот угол. Если плот повернулся слишком сильно, не тратьте зря времени и сил на перемешивание воды, а переключите греби в другую сторону, помогая плоту быстрее развернуться. Дальше, смотря по обстановке, или ведите плот кормой вперед, поменявшись местами с носовым загребным, или, если позволяет пространство и время, переверните его еще раз в ту же сторону.

При разворотах, а также на участках со сложным течением еще одно явление выбивает из колеи неопытных гребцов. Гребь попадает в мощное боковое (по отношению к продольной оси плота) течение или в водоворот, и ее с огромной силой быстро разворачивает до упора в стенки паза подгребицы (если упора нет, то гребь вышвыривает 1-2 гребцов за борт), и затащить ее на место никакими силами не удается. Здесь нужно, резко навалившись на рукоятку сверху, вырвать лопасть из воды, тогда она снова станет послушной.

Если слив порога слишком крутой, высокий и возникают опасения за судьбу экипажа, спускайте плот через порог без людей Проще это делать, когда плот можно затолкнуть в слив прямо с берега. Когда же спуску мешают береговые камни, 2-3 человека выводят судно на стрежень значительно выше порога, а сами на лодке (если она есть) или вплавь добираются до берега. Все операции нужно производить на достаточном расстоянии от порога. Перед порогом греби кладут вдоль плота и привязывают, а в случае необходимости на плоту оставляют еще швартовой конец и топор. Ниже порога другая бригада на лодке или вплавь добирается до плота и пригоняет его к берегу. Если слив один да к тому же короткий и плот удалось подвести к самому порогу, можно закрепить на судне длинную веревку: с другим концом ее кто-нибудь будет бежать по берегу, а затем ею будет пришвартовывать плот. Это получится, если после слива есть улов с медленным течением; иначе удержать плот не удастся.

Если плыть на плоту страшно, а в пороге много камней и неуправляемый плот скорее всего сядет на них, его нужно разобрать. Греби, шпонки, подгребицы и прочие трудоемкие и нетяжелые детали переносят по берегу, а бревна спускают на веревке или своим ходом, вылавливая их внизу. Если заранее известно, что плот придется разбирать для спуска через порог, шпоночные пазы делайте шире, а клинья соответственно толще — их будет легко выбить или вырубить. Выбивать клин удобно другим клином, который загоняют сверху в щель на стыке двух клиньев, крепящих соседние бревна. Для сборки ниже порога плота, связанного вицами, следует изготовить новый комплект виц.

Прочие препятствия

Завалы — образуются там, где из-за малой ширины или глубины застревают плывущие по воде деревья. За одно застрявшее дерево цепляется второе, третье, и образуется полуплавучий остров, захватывающий и глубокие участки реки. Завалы редко бывают в верхнем течении быстрой реки, где уклон большой, а берега сложены из твердых пород. Однако в нижнем течении, где уклон меньше, река прокладывает русло в своих собственных отложениях и лес подходив вплотную к воде, они могут встречаться довольно часто.

С завалами связано большое число несчастных случаев. Завал на быстром течении работает, как фильтр, пропускающий воду и задерживающий под собой все остальное. Напор воды настолько силен, что человек с ним справиться не может, да к тому же кругом торчат за все цепляющиеся сучья. Наилучшая тактика при встрече с завалами — держаться подальше от них.

Завалы перегораживают полностью лишь маленькие речки, по которым на плотах плавают редко. Встретив такой завал, придется или прорубать проход, или делать новый плот. На средних и больших реках вода достаточно сильна, чтобы прочистить себе основное русло, однако небольшие протоки между островами могут быть перегорожены завалами. Плавание по основной струе и наиболее крупным протокам практически гарантирует от излишне тесного общения с большими завалами.

Некрупные, но опасные завалы образуются на основе подмытых водой упавших деревьев на внешнем берегу поворота реки. На больших реках поворот просматривается далеко и завалы легко заблаговременно обойти. На малых речках или в протоках, если берега образованы не твердыми породами, а отложениями самой реки, перед крутыми поворотами покидайте основную струю и перебирайтесь к внутреннему берегу. Крупные валуны в таких местах встречаются редко, и вы легко пройдете по краю галечной отмели внутреннего берега. В то же время, когда в конце поворота вода сильно поджимается к внешнему берегу, там с большей вероятностью будет завал, под который убежит почти полреки или протоки, и если идут по основной струе, то отгрестись тяжело.

Коварные завалы образуются и на входе в небольшие протоки, ответвляющиеся от реки. Когда подплываешь к такому месту вдоль берега, самой протоки не видно: она спрятана за завалом, который кажется сохнущим на берегу остатком от весеннего паводка. Но вдруг полоса воды шириной 10-20 м, а вместе с ней и плот поворачивают и устремляются прямо на завал, и отгребаться уже поздно. От общения с такими завалами гарантирует все тот же рецепт — держаться середины. Если же вы хотите идти вдоль берега (например, подыскиваете место для ночевки) или рассчитываете, что вас сама вода вынесет на середину на показавшемся впереди повороте (тем более, что сейчас работать некому — гребцы греются на солнышке), тогда почаще посматривайте на вершины деревьев вашего берега вперед по ходу. Протоку обычно раньше можно распознать по прогалине в вершинах. Если вы заметили на берегу завал или что-то похожее на него, тут же внимательно исследуйте лес, нет ли прогалин, не меняется ли направление течения впереди. И если у вас появились подозрения, мгновенно отходите от берега. Конечно, протока может оказаться сухой или очень мелкой, но лучше десяток раз ошибиться так, чем один раз наоборот.

Образуются завалы и в голове островов. Такой завал видно издалека, и обходить его нужно подальше. С непривычки завал воспринимается как граница острова, омывающаяся водой; на самом деле, часть воды идет под завалом, и в расчет курса, который делается для обхода острова или скалы, нужно внести эти несколько метров поправки. Кроме того, из-под завала в стороны иногда торчат под водой бревна, не видные с подхода.

Особое внимание обратите на завалы в высокую воду. Поднявшаяся вода прикрывает камни на шиверах, расширяет безопасные проходы у внутреннего берега прижимов, способствуя тем самым созданию у экипажа благодушного настроения, но та же вода поднимает и завалы, мирно дремавшие на берегу в низкую воду, а возросшая скорость течения затрудняет их обход.

Если уйти от завала не удается, то выскакивайте на него, как только плот к нему подойдет. Не задерживайтесь, пытаясь прихватить какие-либо вещи. Если под завал тянет не сильно, то плот, освобожденный от людей, останется на плаву, и потом, наладив страховку, можно аккуратно снять все вещи. А если напор воды силен, то тут уж не до вещей, успеть бы спастись самим.

Мели — обычно встречаются в нижнем течении реки, где она уже вышла из гор, однако попадаются и в верховьях, на участках временного уменьшения уклона. Небольшие галечные мели образуются на внутренней стороне поворотов реки и около головы островов. Заметить их легко по ряду признаков: это место обходит основная струя; на нем нет волн; несколько другой оттенок воды. Обычно на таких мелях сильно не ошибаются, и плот, если и садится, то там, где вода течет почти вдоль мели и не стремится затащить судно на более мелкий участок. Снимают плот, перекантовывая его вагами (рис. 38, а). Тут-то и пригодятся торчащие концы шпонок и разная длина бревен става. Когда часть людей отпихивает один угол плота, 1-2 человека вагами держат противоположный угол, чтобы он не налезал дальше на мель. Обычно силы ваг хватает, но, если течение здорово поджимает плот к мели, можно завести <оплеуху> — запасную гребь или притащенное с берега бревно, которое привязывают концом вплотную к передней ронжине и куском веревки к задней ронжине или подгребице (рис. 38, б). Вода, нажимая на <оплеуху>, окажет вам значительную помощь.

В нижнем течении река может быть мелкой почти по всей ширине, и пройти можно лишь по нескольким проходам. Здесь, как и нашивере, нужно определить общую стратегию — где расположены наиболее глубокие корыта, куда после мели собирается вода. Чаще она собирается под каким-нибудь берегом, реже — в середине реки. На мелях хорошо заметны перепады уровней между различными участками воды; смотрите, куда они ведут.


Рис. 38. Снятие плота с мелей

Если с подхода определить основной путь воды не удалось, займитесь этим сразу же, как только сели. Внимательно осмотрите реку с подгребицы, побродите вперед, в стороны, на худой конец, попробуйте перебраться на берег и осмотреть реку оттуда.

При низкой воде, даже на оптимальном маршруте, плот местами приходится перетаскивать через совсем мелкие участки, чтобы спустить в очередное корыто. Двигайтесь комлями вперед, и, как только плот остановился, пусть кто-нибудь вагой удерживает его от разворота, а остальные очищают путь впереди от самых крупных камней. Возможно, этого будет достаточно, чтобы с помощью ваг пропихнуть плот через мелкий участок. Если судно не идет, разверните его поперек и, приподняв вагами верхний по течению борт, по команде резко бросьте (рис. 38, в). Набравшаяся под плот вода сразу не успеет разбежаться, судно на какой-то момент всплывет, и течение протащит его несколько десятков сантиметров. Такими <шажками> можно преодолевать очень мелкие места с быстрым течением.

В Сибири для проведения лодок через затяжные мели с обоих бортов заводят <оплеухи> из досок. Можно попытаться сделать так и с плотом, но вряд ли вы дойдете до этого. В крайнем случае с берега можно принести несколько сырых слег и тащить плот по ним.

Острова за редким исключением лучше обходить протокой, по которой идет больше воды. Если сразу не видно такой протоки, держитесь на подходе геометрической середины реки. Протоки редко бывают одинаковыми, и вас затянет именно в ту, где больше воды. Если же плот упорно тащит прямо на остров, значит, протоки примерно одинаковые, тогда отгребайтесь в любую сторону. Когда впереди утки, следуйте за ними: они почти всегда плывут по большим протокам. При подходе к острову еще издали видно, что поверхность воды возле него не горизонтальна. Прямо против острова стоит водяной бугор, от которого к правому и Левому берегу уровень воды понижается, причем бугор тянется на некоторое расстояние вверх по реке, образуя водораздел. Мысленно продолжив эту линию еще выше, можно оценить, с какой ее стороны находится плот, и, следовательно, заранее определить, в какую протоку его потащит. Из равноценных по количеству воды проток предпочтение нужно отдать прямой (она быстрее, и видно, что в ней делается), а также той, которая сразу круто падает. После острова уровень проток будет одинаковым, но, как падает первая, вы видите, а как упадет вторая, еще не ясно — может, у конца острова она разобьется на десяток рукавов.

Выбрав протоку, направляйте плот туда, чтобы не оказаться у самого острова. Во-первых, в голове его обычно имеется мель, на которую вода набегает, а потом тихонько сливается в стороны, причем глубина там такая, что можно ходить в галошах. Во-вторых, если соседняя протока упала чуть больше, то в конце острова часть воды, идущая непосредственно около него, круто повернет и, не дожидаясь увеличения глубины, прямо через мель будет сливаться поперек в более низкую протоку, затаскивая плот на мель.

Осмотрительности требуют большие системы островов, или, как еще их называют, <разбои>. Река разбивается на много русел, которые сливаются между собой, опять расходятся, и так на протяжении многих километров. Тут можно попасть в протоку, от которой будут периодически ответвляться небольшие рукава. Соблюдая правило идти туда, где больше воды, вы останетесь верны своей протоке до тех пор, пока не обнаружите, что плот стоит на сухом месте. Если вы заметили, что островов не один и не два, начинайте вести <учет> воды. На каждой развилке, выбрав путь, оцените, сколько воды пошло


Рис 39 Улов и выход из него

с вами, а сколько ушло в сторону, так, чтобы все время примерно представлять, какая часть воды всей реки течет слева от вас, а какая — справа В этом случае вы не прозеваете возникновения у реки тенденции сваливаться в одну сторону и воспользуетесь первой же проходимой протокой, чтобы сбежать туда, где собирается вода Оказавшись в крупной протоке, оцените ее размер, сравнив его с величиной всей реки, как вы ее запомнили до островов что это — почти вся река или только одна из крупных проток Появление рядом высокого коренного берега говорит о том, что с большой вероятностью скоро вся река соберется к вам сама

Уловы — так в Сибири называют большие, диаметром в десятки и сотни метров, медленные водовороты, вода в которые втекает по поверхности реки, а уходит где-то внизу, вдоль дна (рис 39) Плот, попавший в улов, выглядит комично, если смотреть на него с берега. Где-то в положении 1 команда замечает, что она едет не туда, и начинает судорожно работать, стремясь вогнать плот в продолжение реки. Плот идет мимо, но плотовики, надеясь выбраться, продолжают грести и в положении 2, что бесполезно, ибо гребут они против сильного течения Гребля продолжается и в положении 3, что попросту вредно, поскольку плот подгоняется к центру улова В положении 4, почувствовав, что плот подходит к струе, гребцы налегают из последних сил, но судно, развернутое, как показано на рисунке, остается все в той же воде, и ему суждено описать следующий круг После того как круг замкнулся и <дрейф> продолжился до позиции 2, в некоторые головы вкрадывается подозрение, что что-то не так Гребцы обмениваются репликами, профильтровав которые можно понять, что кто-то слабо работал. И все начинается сначала. Длительность каждого такого <сеанса> 5-10 минут.

А вот как надо выходить из улова. Отгребая все время от центра улова по радиусу, подгоните плот к берегу, и пусть течение притащит вас к впадению реки в улов. Если круговое течение слабое, перед самой рекой разгоните судно, толкаясь шестом с кормы (позиция 5). Плот войдет в поперечную струю, нос его отобьет вправо, тут же задней гребью загоните в струю корму, развернув плот, как показано на позиции 7 Затем, используя разность скоростей и сильно работая обеими гребями, гоните судно к левому берегу Войдя в струю, не успокаивайтесь (ведь она приведет вас обратно в улов), а продолжайте грести В позиции 9 можете отдыхать

Ветер мешает в нижней части реки, на плесах с очень медленным течением, где сильный встречный ветер может остановить плот В таких случаях помогает водяной парус, в качестве которого хороша пушистая елочка высотой в несколько метров, пущенная перед плотом на веревке или привязанная под днищем На быстрых мелких участках елочку поднимают на плот и кладут поперек где-нибудь за подгребицей

Описание препятствий

При выборе района путешествия и детальной разработке маршрута обычно обращаются к отчетам о походах, хранящимся в библиотеках спортивных секций и клубов туристов При этом далеко не из всех описаний можно получить достаточно полное представление о реке, так как часто описание порогов и конструкции плота, на котором они пройдены, делается неумело Ценность для других групп будет иметь отчет, который грамотно и подробно освещает техническую сторону маршрута

Так, описывая конструкцию плота, укажите породу использованных деревьев, длину, диаметр в комле и в отрубе, степень сухости бревен, основные размеры гребей, подгребиц, узлов крепления (шпонки, пазы, клинья), а также ваше мнение, велики или малы эти размеры Описывайте условия, при которых произошли поломки деталей, приводите величины невыдержавших сечений. Пусть единичные ошибки учат многих.

При описании препятствий старайтесь дать полное представление об их характере, чтобы при выборе маршрута читатель мог решить, по силам ли они ему. На самом маршруте данные о еще не пройденных порогах пригодятся для маневрирования резервами времени и продуктов. Описание порогов, на взгляд автора, не должно превращаться в лоцию (например, <через 20 м после ворот принять на 3 м влево, обойдя желтый камень>). При изменении уровня воды или при ином размере плота подобные описания в лучшем случае бесполезны: сложное препятствие перед прохождением все равно осматривается, а подробная лоция составляется на месте (в блокноте или в голове). Приводите сведения, которые дают общую характеристику препятствия и которые могут понадобиться вашим последователям еще до того, как они оказались у порога. Кроме описания можно привести и фактический маршрут, которым вы шли, но так, чтобы это был скорее совет, а не инструкция, обязательная для исполнения. Вот основные параметры, которые нужно отразить в отчете.

Привязка препятствий. С достаточной точностью можно привязать препятствие лишь на схеме или карте масштабом не мельче 1: 100 000. Но и в таком случае в результате многочисленных перерисовок схемы пороги иногда смещаются на сотни метров. Поэтому по возможности привязывайте их еще и к ориентирам на местности (например, <в 200 м ниже правого притока> или <у самого начала красного бома слева>). Если масштаб карты мелкий (5-10 км 1 см), то для серьезных препятствий придется осуществлять многоступенчатую привязку. Взяв за основу ориентир, который невозможно не заметить (например, крупный приток), привязывают к нему цепочку менее значительных ориентиров, по которым легко найти препятствие.

Ориентиры не должны зависеть от уровня воды. Так, нельзя брать в качестве ориентиров камни, шиверы, острова, завалы, ибо они при повышении уровня исчезают, а при понижении могут появиться даже <лишние> объекты. Осторожно нужно относиться к привязке во времени. Это можно делать только, если ходовое время приводится регулярно, так, чтобы ваши последователи смогли ввести поправку на различие в скорости воды, в противном случае ходовое время можно использовать лишь как вспомогательный элемент. Хорошими ориентирами служат крупные притоки, бомы, повороты. Не приводите в отчетах фраз типа: <Спокойно плывите, пока не покажется остроконечная вершина> или <большой бом>. Когда ждешь порога, о полном спокойствии говорить трудно, и все вершины кажутся остроконечными, а бомы — большими. Если уж взялись довести человека до порога, ведите его так, чтобы он всегда знал, где находится. Безопаснее плыть по такому, например, описанию: <После впадения Черной речки начинается длинная 10-минутная дуга влево, в конце которой стоит бом в виде равностороннего треугольника высотой около 15 м. Дальше 2 км река идет прямо на северо-северо-запад, после чего круто поворачивает направо. Сразу за поворотом — порог <Каменный>. Безусловно, черновик отчета должен составляться на месте (лучше на плоту), а не за письменным столом через 2 месяца. Многочисленные случаи, когда плывущие по уже известной реке неожиданно попадали в пороги, объясняются не только невнимательностью самих путешественников, но и плохим качеством привязки порогов в отчетах, которыми они пользовались.

Читать весь материал и комментарии