«Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.»
Собственно так и жили — работали, отдыхали, рождались и умирали. Потом пришла и к нам война. Война, как ты её не назови — операция по принуждению, анти террор, конфликт, остается войной. Особенно это остро ощущается мирным населением. БП в масштабе двух областей. Об ощущениях, о личных наблюдениях, опыте и выводах будет эта статья.
Все ниже написанное является исключительно личной точкой зрения автора и не претендует на руководство к действию. Кому будет интересно — прочитает.
Очень хочется разложить все «по полочкам», пунктам и подпунктам, выделить главное, важное и не очень. Не получится. Методичку для жизни не напишешь.
«Кадры решают все». Главное, наверное, это люди. Человеки. Главной опасностью и главным счастьем я считаю наличие окружающих людей в целом в момент начала БП, потому, что не знаешь, как они себя поведут в критической ситуации. Но в тоже время люди-это бесконечный источник информации об окружающих событиях. Когда все начиналось, начались обстрелы окружающих поселков, многие начали уезжать из города. Кто-то за границу, кто-то в пансионаты\к родственникам на море\в деревню. Город начал пустеть. Комендантский час ( соблюдаемый! ) Противное зрелище — пустеющий город, похожий на глубоко заболевшего человека.
Но не смотря на это бодрые разговоры в маршрутках, о том как правильно хранить продукты, пересыпать и прожаривать гречку ( вот далась им эта гречка ), заряжать аккумуляторы.
/ Важно! Не пользуйтесь наушниками в общественном транспорте-можете пропустить много интересной и полезной информации / Какой-то ореол приключения с долей страха и примесью адреналина. Все вежливые до тошноты — «пожалуйста присаживайтесь», водителям маршруток «спасибо» при выходе говорят, будьте добры на остановке остановить — режет слух. Как в тур.поход готовятся.Приключение, блин.
Потом был первый КАМАЗ с ранеными в нашу больницу ( в ту ночь эти КАМАЗы приехали не в одну больницу ). Это был показательный пример работы гражданского лечебного учреждения во время военных действий ( на момент написания текста стало полегче за счет приобретенного опыта ).
Пример крайне неприятный. На месте только дежурные смены в отделениях. Кричат раненые, кричат военные, кричат доктора и мед.персонал. Мед. сортировка? Неее, не слышали. Перевязочный материал и средства остановки кровотечений? Так все в отделениях по этажам. А застревающие с ранеными в дверных проемах были апофигеем этой ночной феерии. Ничего, не пропали — справились. / Важно! Постарайтесь не получить ранение в первые месяцы боевых действий — у гражданских врачей еще мало опыта / А кто же так руководил, спросите вы. По штатному расписанию старший смены хирургов. Хорошо, что с военным опытом интернационального долга — процент выживших очень высоким получился. А руководство, обзвонив всех заведующих и распорядившись всем быть на местах, подъехало только к утру.
«И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова „приказ“,
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.»
С течением времени и разрастанием боевых действий люди становились все замкнутей и недоброжилательней. Почему? Ресурсы начали уменьшаться. Уровень патриотизма прямо пропорционален степени насыщенности желудка. Заработала пропаганда — рушились семьи, ругались друзья, в рабочих коллективах возникал разлад. /Важно! Не смотрите телевизор во время войны. Даже в мирное время не смотрите — от него мозг разжижается/ Начался переход на другу валюту, задерживались выплаты по зарплатам, пенсиям, пособиям. У уехавших из города «на моря» и пытавшихся отсидеться начали заканчиваться деньги и они потихоньку потянулись на родные места. Некоторых увиденное ввергало в неподдельный шок — кругом люди в военной одежде ( формой это было сложно назвать-одевались все кто во что горазд ) с автоматами (!).
Начался передел собственности старых хозяев между новыми.Я вообще считаю, что не стоит выходить из дома первые 2-3мес в темное время суток без острой необходимости если есть такая возможность. А если сильно надо, то выглядеть как все, одеваться как все, а главное молчать. Очень, очень крепко молчать и засунуть свое мнение в свою…, а то могли без суда и следствия засунуть туда же и провернуть пару раз для профилактики. Прав тот, у кого стволов больше.
На момент написания текста стало с этим полегче — криминалитет и откровенные отморозки добровольно уехали на разминирование и рытье окопов в прифронтовой зоне, слухи ходят, что им там понравилось и обратно они не хотят. Туда же уехали наркоманы и лица без определенного места жительства. Думаю вывод очевиден — наркотики укорачивают жизнь.
Появились новые моменты для загадывания желаний — увижу сегодня танк, все сбудется, что загадал. Или приметы — увидел полностью заряженную РСЗО — к осадкам.
«И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его — не тебя»
Потихоньку с линии боев начали возвращаться люди «на побывку», в увольнительные, отпуска. Информация дороже денег. И вот тут то все полностью прочувствовали ЧТО и КАК происходит на войне. Многие не вернулись… Родственники выкупали тела, кремировали и везли домой. Остановилось автобусное сообщение по областям. Город ощетинился стволами, как ежик иголками.
Так и живем по сей день. Жизнь идет, война идет. Ходим на работу, отдыхаем, рождаемся и умираем. Только теперь умираем иногда вне планово. Но не пропадаем! И не пропадем!
«Если завтра война, если завтра в поход — будь сегодня к походу готов.»