Животные одарены чрезвычайной чувствительностью к восприятию естественных полей Земли и информационно-энергетических излучений, которыми пронизана Живая Вселенная.
Но ни в чём, пожалуй, столь наглядно не проявляется беспомощность человека, как в неумении предвидеть грозные явления Природы: наводнения, землетрясения, извержения вулканов, цунами, тайфуны и т.д. Между тем, многие рыбы, птицы, звери, насекомые и растения заблаговременно предчувствуют эти разрушительные бедствия. Змеи уже за месяц (!) до сильного землетрясения покидают опасную местность. Какие сверхслабые сигналы земных биополей они улавливают и как? Механизмы такого прогнозирования загадочны и необъяснимы.
Обычные барометры уведомляют о шторме лишь за несколько часов, а в северных морях есть рачки, которые за две недели знают о шторме и уплывают от берегов на глубину. Столь тонкая чувствительность неизмеримо превосходит разрешающую способность самых замысловатых электронных приборов. Многие из особенностей и возможностей живых организмов нам совершенно неизвестны, и мы даже не подозреваем о том, что лежит в их основе.
Кольчатые черви устроены сложнее, чем медузы. Она также могут оказать неоценимую помощь как животные синоптики. Известно, что за несколько часов до бури морские черви в прибрежной зоне глубже закапываются в лесок. Лучше изучено поведение дождевых червей перед ненастьем. Если в сухой теплый вечер из земли выползают дождевые черви, то это сигнал к резкому изменению: погоды — скорее всего, она будет дождливой, возможно, с грозами.
Где бы мы ни находились: в лесу, в поле, у моря или на берегу озера — везде есть живые барометры. Например, членистоногие: ракообразные, пауки и насекомые.
В пресных водоемах перед дождем раки выползают на берег. Сходную картину можно увидеть и в море: перед штормом маленькие крабики или передвигающие по мелководью свои домики-раковины раки-отшельники, а также бокоплавы уходят на берег.
Среди многочисленного мира насекомых можно найти также разнообразных чувствительных синоптиков. Мухи, бабочки, осы и пчелы могут предупредить нас о приближающемся ненастье и дожде. Мухи и осы перед дождем стремятся укрыться и залетают в закрытые помещения и в окна домов. Еще при ясном небе муравьи начинают закрывать все входы в муравейник. Пчелы перестают летать за нектаром, они сидят в улье и гудят. Стараются укрыться перед грозой и бабочки крапивницы: если их не видно над цветами или на лугах, значит, возможно, через несколько часов начнется дождь.
Многое о состоянии природы может сказать полет стрекоз. Сравним показание на барометре: стрелка показывает «ясно». Если летают не одиночные стрекозы, а небольшие стайки, летают нервно, скачками и значительно ниже, то и стрелка прибора остановится у надписи «переменно». Если же небо почти чистое, а стайки стрекоз увеличились, при полете у них сильно шуршат крылья и летают они совсем низко, то даже смотреть на барометр не надо — скорее всего, через час-два будет дождь. Стрекозы могут предупредить и об урагане: они собираются большими стаями и, как перепуганные, мечутся во все стороны. Пастухи в некоторых странах Южной Америки знают эту примету и, завидев мечущуюся стаю, стараются как можно быстрее угнать скот с пастбищ.
Долгосрочные прогнозы можно составлять по поведению пчёл, которые в конце лета уже знают, какая будет зима: если суровая, лютая, то пчёлы утепляются, почти наглухо залепляют воском леток. А если мягкая, то могут оставить леток открытым.
Кабаны в Средней Азии ещё за месяц до начала большого снегопада, предвидя бескормицу в тугаях, откочёвывают в горы. Африканская антилопа импала чувствует засуху за несколько недель и даже месяцев.
Большой долгосрочностью отличается прогноз медведя. Уже осенью он знает, какой будет следующая весна: если устраивает берлогу не в низине, а на высоком месте — значит весна будет дружная и талые воды обильными.
Некоторые птицы, например, дроздовидная камышевка, располагают свои гнёзда всегда выше уровня предстоящего подъёма воды в половодье. Каким-то образом они заранее предусматривают сильный паводок и предпринимают меры безопасности. Примечательно, что вода поднимается выше обычного уровня ровно настолько, насколько высота гнезда бывает выше обычной нормы.
Степной лунь ещё с весны знает, какое будет лето — засушливое или дождливее с наводнениями — и в соответствии с этим выбирает место для строительства гнезда.
Замечено, что около Барнаула утки весной гнездятся на высоком берегу Оби тогда, когда предстоит наводнение и правый низкий берег будет затоплен (то же самое наблюдается и на Оке). Цапля в те годы, когда бывают сильные ливни, вьёт гнездо выше, чем обычно.
Но самые поразительные, ошарашивающие прогнозы наводнений дают муравьи и термиты.
Сходный прогноз наводнений делают и термиты, покидающие свои причудливые башни-жилища задолго до катаклизма. Будучи слепыми, они направляются к ближайшим деревьям, забираются на высоту будущего уровня воды и пережидают, когда схлынут ревущие мутные потоки, несущиеся под ними с такой силой, что деревья падают под их напором. Но вот загадка из загадок — термиты никогда; не располагаются на том дереве, которое будет снесено-бурными потоками разлившейся реки.
Как может паук знать вперед, какая будет погода? Чувства у паука так тонки, что когда в воздухе начинает собираться только сырость, и мы этой сырости не слышим, и для нас погода еще ясная,— для паука уже идет дождь». Сейчас мы знаем, что паук не только реагирует на повышение влажности перед дождем, но несколько ранее этого он ощущает изменение давления атмосферы и увеличение электростатического атмосферного электричества перед грозой. А может быть, паутина принимает грозовые разряды и сеть паука заменяет антенну грозоотметчика?
Перейдем к рыбам, ведь эти «живые приборы» можно держать в аквариумах и наблюдать за ними даже в домашних условиях. И в природе их поведение может служить надежным предвестником изменения погоды. Плещется рыба в водоемах — к дождю. Причина, видимо, в том, что насекомые перед ненастьем летают ниже, ведь в воздухе повышается влажность и пар конденсируется на крыльях насекомых, они снижают высоту полета над водой, и рыбы начинают выпрыгивать за ними из воды и хватать их.
Перед дождем или непогодой сомы тоже поднимаются на поверхность воды. Известный знаток рыб средней полосы Л. П. Сабанеев писал: «Особенное беспокойство сом выказывает во время грозы и перед ее началом. В это время он уже не может лежать спокойно на дне, а держится верхних слоев, совершенно бесцельно плавая взад и вперед по своей яме; в ночную грозу он плавает всю ночь и в такую пору поднимаются со дна омута даже самые древние его обитатели, самые крупные великаны сомовьего царства, олицетворяющие водяных. Действительно, они поднимают такую возню, что трудно приписать ее рыбе».
А в аквариуме голец выполнит службу не хуже любого барометра. При хорошей погоде он лежит спокойно на дне, не шелохнется. Но если он, лентообразно извиваясь, начал плавать вдоль стенок аквариума, через некоторое время облака затянут небо. Перед самым дождем он мечется вниз и вверх по аквариуму. Голец редко ошибается, его прогноз может быть неверным только в 3 процентах случаев.
Очень чувствительны к перемене погоды лягушки. Кто не встречал их в лесу в сырое время.
Поведение многих птиц также часто резко меняется перед ухудшением погоды, становятся другими характер их пения, высота полета.
Краткосрочные прогнозы, можно сказать, «специальность» некоторых наших зеленых друзей. У знаменитого систематика живого мира К.Линнея были живые часы. Он хорошо знал свойство цветков некоторых видов растений раскрываться и складывать лепестки в строго определенное время. Создав клумбу-циферблат из раскрывающихся в определенный час цветов, он всегда мог сказать, который час. Но часы давали сбои — при ненастье они часто «не работали». Еще больше удивился исследователь, когда при чистом голубом небе часы вдруг «выключались», цветы складывали свои лепестки в неположенный им час. Через некоторое время на небе появлялись маленькие облачка, затем возникали тучи и лил дождь. Вот и получился «живой прибор» «барометр с часами».
Но барометром могут служить и просто посаженные перед домом ноготки и мальвы. Они плотно складывают свои лепестки перед дождем.
Сходным образом ведут себя различные сорные растения, например чистотел, мокричник и луговой сердечник. Многие видели в затененных местах среди елей «заячью капусту». Так вот цветы «заячьей капусты» могут подсказать, какая погода ожидается завтра. Обычно на ночь красноватые цветы заячьей капусты закрываются. Но перед дождем они распускаются и ночью. Каждый может сделать себе «живой барометр». Для этого достаточно посадить заячью капусту в горшок и держать ее на тенистых окнах. Если цветы с наступлением ночи распущены, утром будет дождь. Живой синоптик-цветок почти никогда не ошибается.
Приведенные примеры — только незначительная часть известных и тем более неизвестных способностей живых организмов давать долгосрочный прогноз погоды и, по существу, предугадывать ее. Ведь никакие местные флуктуации метеорологических параметров не позволят сказать, что ожидает нас через несколько месяцев. «Живые приборы» срабатывают задолго до реальных событий, и люди могут использовать их для своих целей. Но как живые организмы это делают? Пока мы практически ничего не знаем о тех каналах, по которым животные и растения способны принимать метеорологическую биоинформацию о будущем. Пожалуй, решение этой загадки принесет человеку не меньше пользы, чем сам прогноз погоды.
П.С. Взято из источников: livedevice.3dn.ru/
lib.rus.ec/b/358258/read
и других.