Сегодня на RBC.ru попалась интересная статья:«Топ-7 ударов по личному бюджету» (http://top.rbc.ru/retail/05/04/2012/644861.shtml) Захотелось поделиться с вами седьмым разделом этой статьи.
Позвольте пару фраз от себя. С одной стороны мы (обитатели этого сайта), кажется, опосаемся завтрашнего дня. А не ждем ли мы с вами БП как лекарства от наших текущих проблем? В этом мире трудно не свихнуться. Как не разрушить себя и сохранить тех, кто нам дорог? Задача эта, по естественным причинам, в конечном итоге, обречена на провал (всем нашим встречам разлуки, увы, суждены, да и ножи тупятся и теряются и ружья ржавеют). Может попробовать воспользоваться старинным рецептом: Верить, Надеяться и Любить. Есть ли что лучше этого?
Не судите строго.
Далее текст статьи
.
Гречка стратегического назначения
Диагноз: Закупки товаров первой необходимости на черный день – привычка, крепко усвоенная нашими согражданами, пережившими лихие 90-е. О возвращении мелкооптовых закупок сахара, соли, спичек, мыла и картошки россияне вспомнили в 2008г., когда об экономическом кризисе не говорил только ленивый. Основной причиной стратегических закупок был страх потерять постоянный источник доходов и, как следствие, остаться без средств к существованию.
Соль против тревоги
В 2011г. ВЦИОМ проводил опрос среди россиян, который показал, что наши соотечественники считают вполне вероятными различные кризисные ситуации, однако продуктами питания на подобный случай запасаются лишь 11% граждан нашей страны. Еще 20% делают денежные сбережения, 6% обзаводятся на будущее товарами первой необходимости, а 1% самых «предусмотрительных» имеют запас одежды и обуви.
«Одна из мотиваций для покупки — это страх. Страх остаться без чего-либо жизненно необходимого. Нужно отметить, что для таких страхов существует реальное поле: многие помнят дефицит, существовавший в советские времена, нехватку определенных видов товаров (хлеба, соли, круп) во время перестройки, картины пустых прилавков магазинов все еще живы в народной памяти. Именно страх заставляет человека делать запасы. Они дают ощущение стабильности, чувство, что человек имеет контроль над ситуацией. Фактически это ощущение, что я сам, а не кто-то руководит моей жизнью», — раскрывает суть сверхпрактичности психолог Юлия Смелянец.
«В основе таких действий лежит высокая тревожность: „А вдруг лекарства не хватит, оно пропадет из аптек и я не вылечусь?“, „Вдруг война, а у меня ни соли, ни спичек?“. Покупая, люди пытаются погасить это неприятное чувство», — соглашается психолог Дарья Нойкина.
«Страсть к приобретательству также есть проявление потребности в безопасности. Ведь вещи, это своеобразный и часто неосознаваемый запас на черный день. Мало ли что случится в жизни, а так вы позаботились о будущем», – вторит ей коллега Александр Кичаев.
Маниакальный покупатель
Однако такой способ борьбы с тревожностью, как создание стратегического запаса, помогает лишь на короткое время, так как причина его — склонность к тревоге — никуда при этом не пропадает. «Это похоже на шопоголизм, поскольку, как при любой зависимости, действие (покупка товара, употребление вещества) — это всего-навсего способ разрядиться, снять внутреннее напряжение. Компульсивное действие дает иллюзию счастья, уверенности, заполнения внутренней пустоты, которая, к сожалению, сохраняется. Это патологический способ обходиться с самим собой, желание закрыть все невзгоды и трудности, чем-то извне — алкоголем, товаром», — заметила Ю.Смелянец.
Тревогу в сердцах россиян вызывает возможность любых экономических потрясений. Они знают: цены на продукты первой необходимости непременно вырастут. Однако запасы такого рода имеет смысл делать только в том случае, если цены на них были бы заморожены, что в итоге привело бы к дефициту, или в случае тотальной фиксации размера заработной платы.
Для экспертов чрезвычайно интересен выбор объекта для покупок сверх надобности, так как показывает, что наиболее важно для человека.
«Лекарствами запасаются обычно те люди, которые озабочены своим здоровьем, книгами — стремящиеся к знаниям, одеждой и обувью — покупатели, озабоченные своим, да и нередко чужим, внешним видом. Чтобы они ни выбирали для покупки, это всегда будет способом уменьшить внутреннюю тревогу — при условии, что запас делается сверх надобности», — раскрыла мотивацию тревожных покупателей Д.Нойкина.
NB
«Основной экономический закон постсоциалистической формации: первоначальное накопление капитала является в ней также и окончательным» (Виктор Пелевин, «Generation P»).
Читать полностью: top.rbc.ru/retail/05/04/2012/644872.shtml