Я уже писал про «Скворечник». Это были выходы с детьми 5-10 лет общей протященностью до 5 км.

Но
1. Я устал организовывать, общаться с трепетными родителями и т. д.
2. Понял, что если работаешь только на отдачу — то быстро выдохнешься. Надо, чтобы поход был интересен и самим взрослым ведущим.
3.Понял, что чтобы отдавать, надо больше получить. Поэтому увеличил кол-во индивидуальных выходов в леса и уменьшил частоту выходов с детьми.

Получилось:
1. Я стал собирать группы из ребят (девчата как-то никак не втянутся) возрастом 14-17 лет.
2. Маршруты продумываются таким образом, чтобы взрослые шли тоже на пределе (за счет разницы в нагрузке — рюкзаках и пр...)
3. Мы делаем ставку на экстрим, НО — это не экстрим-опасность, а экстрим-трудность. В начале похода я объясняю пошучивающим ребятам, что уже в середине похода они перестанут шутить и показываю на карте ту точку, в которой они проклянут тот день когда решились пойти со мной. Так обычно и бывает.
После походов дети, по словам родителей, спят, едят, спят, едят, валяются на кровати и отвечают на всё односложными фразами. )

Но спустя полгода они просятся в следующий поход!

Главная идея этих походов — познакомить ребят с ТАКИМИ нагрузками, которых они раньше и близко не видели. Причем, чтобы момент, когда кажется что ты можешь только упасть и лежать наступил довольно далеко от дома. Чтобы после наступления этого момента надо было идти, идти, идти, идти, идти… Чтобы на следующий день, отмывшись, отъевшись и отоспавшись они поняли, что могут ВСЁ.

В этот первый поход мы шли месить чернозем.
В предыдущем году это были кукурузные поля, а теперь это была жижа — нога проваливалась на 15-20 см. Казалось — вот она дорога, а идти до неё черепашим шагом полчаса.


А вего протяженность вышла 22 км. Из них по участкам черноземной пахоты 5-6 км.

Переходили через овраг с речушкой по бревну.


Под конец один из участников шел-улыбался, но на наши к нему обращения не реагировал. Не было сил говорить.


Это довольный я.
На следующий день после похода я лежал, стонал и думал «Бедные дети!» Позвонил часов в 11 узнать насчет самых уставших — родители отвечают «спят».


Ведущих обычно двое.
Аптечка. Было как-то ребенок облил ногу горячим чаем, а противоожогового с с обой не было. Срочно звонили педиатру. По её совету обложили ломтиками сырой картошки. А потом обмазали жиром из тушенки. Нога в картофеле и тушенке выглядела весьма аппетитно. ))
Сбава Богу, ожог оказался небольшим, но сразу определить было трудно — штанина намокла, а насколько горяч был чай уже неикто не помнил. Короче, сейчас с собой всегда берём Пантенол (не реклама).




В этот раз мы выехали на машине в поля-перелески-овраги. Зашли в почти заброшенную деревню, посмотрели кладбище.


В тот поход вышла лажа — один новый участник оказался невменяемым в туристическом отношении. Он садился и говорил — «всё я устал и просто дальше не пойду». И Мощного похода не вышло.
Тогда мы разбили лагерь с ночевкой и остальным жаждущим экстрима было поручено соорудить себе ночлег.

Интересным вариантом спального лежачего жилища оказалась такая штука — находишь дерево поваленное но еще висящее на метровом примерно пне. Обрезаешь ветви, смотрящие вниз. А по бокам выкладываешь шалашик из веток. Потом можно перекрывать травой, камышом, полиэтиленом… хоть землей засыпать. Получается такая нора для спанья. Если подстелить травки сухой — очень даже уютненько.

С водой повезло — остановлись рядом со снежником на южном склоне оврага. Как потом выяснилось — единственным снежником во всей округе.





Этот третий поход мы пошли почти по маршруту первого — по полям, оврагам и чернозему.
Выползли из чернозема. (Я провалился около лужи по колено — набрал в сапог)


Но теперь к чернозему зобавились отвесные снежные склоны оврагов — ещё не всё потаяло. Бойцы штурмовали склоны, зарубаясьпалками, как ледорубами, волокли рюкзаки. (Наверное, можно было обойти — но я им этого не сказал)


Наш «дядьВитя» встрял ко всеобщему удовольствию пацанов. Потом палкой тыкали — глубина снега больше 2 м.


А вот на следующем черноземном участке вышло ЧП. Уставший боец не сразу заметил, что месит грязь без сапогов — сапоги влипли и снялись где-то сзади. Мы его дотащили до края — благо оставаось уже совсем немного.

Вот здесь сработала идея с пакетами. Сняли все носки, пошукали у пацанов сухую запаску и шерстяные тож. Одели поверх пакетики для мусора по две штуки. Вылили грязь из сапогов и сунули туда ноги. До конца похода боец жаловался исключительно на сухость и теплоту ног.




Этот поход мы делали не очень протяженным. но шли по глубокому снегу и заросшим лесным буеракам.


На вид вполне себе — ничего. Но кто по такому лазил — поймёт.
Под снегом осклизлые бревна, на знаешь когда наступаешь — что там и сколь глубоко.


Короче, умотали бойцов… по сумеркам… по бурелому… каким-то камышам… то-ли заблудились, то-ли нет…

В этот выход ВСЕ промочили ноги до колен — снег забивался всюду, никакие суперботинки не помогали. Точнее, у одного были суперботинки — те остались сухими. А все остальные суперботинки промокли как губка.
Ждали транспорт в сторожке знакомого сторожа.
Нагрели воды — рассадили всех — ноги в тазики с водой. Внутривенно горячий чай.
Хорошо, никто на заболел.



Здесь мы решили устроить сплав по реке.
Здесь моей дурости не было предела — я наивно полагал, что на резиновых лодках можно приятно так сплавляться вниз по течению. Никак нет! Резинке совершенно по барабану течение, а вот приличный встречный ветер дал нам прикурить.

Это вышел самый малочисленный наш выход — планировали 2 взрослых и 4 ребят, но двое в самый последний день не смогли и пришлось плыть 2 и 2.
Две лодки… как только мы не плыли. Сначала по двое в лодке, сцепили бортами, потом сцепили нос скормой, чтобы уменьшить ветровую нагрузку. Потом пересели вчетвером в лодку побольше, а задняя болталась на веревке.
В результате мы лодку поменьше сдули — поместились все в одну, взяли по веслу и так уже пёрли до дома.


Общая протяженность вышла солидная — чуть более 30 км. Это 11 часов непрерывной гребли (не считая отдыхов). Против сильного ветра.

Мозоли появились, выросли, лопнули, закровоточили… На рукоятки вёсел натянули носки — так легче.
Место выгрузки — боец продолжает плыть домой, пренебрегая техникой безопасности. Глубина уже совсем небольшая и можно пропороть дно.




С последнего нашего выхода не осталось фотодокументации.
Было около 18 км. Из них много чернозема и оврагов.
Еще раз моя дурость поспособствовала появлению некоторых приключений. Шли без компаса, т. к. в полях и оврагах с распечаткой гугл-карты всё казалось очевидным. Дороги… овраги… А оказалось, что еще в начале пути мы пошли немного не в тот овраг — и довольно долго шли в уверенности, что идём правильно, а оказалось — нет.
Когда мы это обнаружили — вышли уже за пределы моеё карты-распечатки.
Ну ничего… вышли-таки на трассу, вызвали друзей с машиной и ОК.
Зато в начале пути у нас была переправа.
Тренировались — по веревке перелезать, но для этого нужно одному (то-есть мне) переплыть по речке с лёгким ледком. И в теории всё было хорошо, но когда ребята достали веревку и скомандовали мне раздеваться, я ВНЕЗАПНО нашёл деревце — его уже бобры подгрызли… Мы его догрызли.
Нашли упавшее от того берега деревце, кинули своё навстречу. Далее я по паучьи полз по веточкам, связал кончики, сделали страховочку и перелезли без водных процедур.
На другом берегу нашли грибы дождевики размером с баскетбольный мяч.
И сразу после грибов заблудились. )))



Буду добавлять рассказы про другие выходы.




P.S. С сожалением ушел с этого ресурса. Если что, я на родственном сайте под тем же ником.

Читать весь материал и комментарии