«В случае поражения или выхода из строя самолета, автоматически сработает катапульта, и весь экипаж просто выкинет из кабины в воздух, раскроется парашют и надо будет приводняться. Прыжки с парашютом на воду особенно опасны. От парашюта надо вовремя освободиться, чтобы не оказаться под его куполом и не утонуть. Выпрыгивать надо в момент соприкосновения с водой, но четко определить этот момент трудно — слишком обманчива кажущаяся близость прозрачной воды. Покажется, что вода уже рядом, выпрыгнешь, а окажется, что до нее еще метров двадцать. Тогда разобьешься. Если все сложится удачно и парашют не утянет тебя ко дну, окажешься на плаву. Специальный костюм позволяет не замерзнуть насмерть в течение суток даже в ледяной воде. Специальный прибор, „комар“, как его называют, будет плавать рядом и посылать в небо радиосигнал, по которому и станут искать летчика спасатели. Конечно, у современных экипажей есть автоматически раскрывающиеся плоты, аварийная связь. Но даже это не слишком уравновешивает шансы человека в поединке со штормовым морем...»
Это отрывок из одной статьи журналиста, которому довелось побывать в полете, на борту российского противолодочного самолета Ил-38. Из нее можно извлечь очень важный вывод, даже если Вы успешно приземлились и выбрались из самолета/вертолета, или сумели покинуть затонувший корабль, то впереди Вас ждет настоящая схватка с холодом, и именно в этот момент, решающее значение будем иметь то, что на Вас одето.
Как долго человек может продержаться в ледяной воде? Это зависит от многих условий: температура воды, степени закаленности человека, его двигательной активности, психологического состояния потерпевшего, количества одежды и прочего. По данным из книги Воловича В.Г., во время второй мировой войны 42% немецких летчиков, сбитых над арктическим водным бассейном, погибали от переохлаждения за 25-30 мин. Правда, гидротермальная одежда тогда еще только проектировалась и оставляла желать лучшего. К слову, тогда, в фашисткой Германии, исследовал воздействие холода и других условий на человека, немецкий садист, член НСДАП, д-р Зигмунд Рашер. Он решал проблему «по-фашистски». Узников концлагерей одевали в летную форму пилотов Люфтваффе и опускали в ванну с ледяной водой. «Доктор» фиксировал все признаки наступающей смерти. Или помещал человека в барокамеру и резко изменял давление имитируя перепад высоты при падении самолета. На основе полученных данных, Рашер установил, что смерть человека в ледяной воде наступает быстрее, если охлаждению подвергаются шея и основание черепа испытуемого. Разница всего лишь в несколько минут, но именно этих минут часто не хватает, чтоб выдернуть ещё живого человека из воды. Далее из доклада Рашера: «Данные вскрытия со всей ясностью показывают важность обогрева головы и необходимость защиты шеи». Позже, Рашера застрелили свои же, за прошлые косяки. А его труды, говорят, таинственным образом исчезли… Почти сразу после войны морские державы стали внедрять спасательные жилеты с воротниками, поддерживающими голову.
Но я отвлекся… Пребывание человека в воде температурой ниже 33.°С ведет к неизбежному охлаждению организма, даже если Вы одеты в гидротермальный костюм. Чем ниже температура воды, тем резче сокращается срок безопасного пребывания в ней. Теплопроводность воды в 27 раз больше, чем воздуха. Поэтому без гидрокостюма продолжительность жизни человека зависит от скорости охлаждения тела и ориентировочно составляет:
от -1 до +4С — 30-120 минут.
от +4 до +10С — 2-3 часа.
от +10 до +15 — 3-5 часов.
27 октября 1978 г. радист советского большого морозильного рыбного траулера «Мыс Синявин», возвращавшийся из многомесячного плавания в свой порт на острове Сахалин, принял из Гонолулу сигнал бедствия: американский четырехмоторный турбовинтовой противолодочный самолет «Орион» с пятнадцатью человеками на борту загорелся в воздухе. Летчику удалось посадить пылающую машину на кипящий волнами зимний океан. Она затонула через несколько минут. Этого времени хватило тринадцати членам экипажа, чтобы перебраться на спасательные плотики. Выжившие находились на двух плотах, дрейфующих на расстоянии двух миль друг от друга. К моменту прибытия «Мыса Синявина» американцы провели в море около 12 часов. По одной из версий, командир экипажа, выполняя служебный долг, затопил еще державшийся на плаву самолет, оборудованный секретными приборами, при приближении траулера. Сам командир не смог или не захотел покинуть «Орион». Труп его был привязан к одному из плотов, обнаруженных «Мысом Синявина». В 22ч 5мин с корабля обнаружили первый плотик и четверо измученных холодом и переживаниями американцев были подняты на борт БМРТ. Через 20 мин в темноте замелькали светлячки фонариков, вмонтированных в спасательные костюмы летчиков со второго плота. На полузатопленном плотике оказалось восемь человек. Видимо, плот получил повреждения и был наполовину заполнен водой. Когда подошел спасательный бот, двое членов экипажа уже погибли от охлаждения. Остальные находились в полубессознательном состоянии. И не удивительно. Видимо, в спешке покидая тонущий самолет, многие не успели загерметизировать спасательные гидрокостюмы. Одиннадцать с половиной часов в холодной воде — срок, который может выдержать далеко не каждый человек…
Эта история показывает, что даже одетый на Вас гидротермальный костюм не гарантирует сохранение Вашей жизни. Он лишь повышает Ваши шансы. Что же представляет из себя этот костюм? Возьмем, к примеру, ГТК норвежской компании Викинг.http://www.spm-aero.ru/catalog/viking/ps4043.htm
При производстве используются мембранные ткани, которые выводят испарения от тела и не пропускают воду во внутрь. ГТК оснащен многочисленными карманами для сигнальных ракет, компаса, маяка и прочего необходимого снаряжения. Один карман прозрачный, для карты (это удобно когда человек находится в сидячем положении). На обоих рукавах расположены карманы для перчаток, которые, несомненно, привязаны к костюму на веревках. Расположение молний различное, здесь единого мнения не существует, но обязательно фронтальное, то есть, такое, чтобы было возможным одеть ГТК в одиночку, без посторонней помощи. На этом костюме молния расположена «подковой», от плеча к плечу, по груди через пуп). Есть карман-гульфик, для естественных надобностей, чтобы не снимать весь ГКТ перед походом в туалет. Молния должна быть обязательно металлической, обычно хромированно-латунная. Только такая молния обеспечивает надежное сцепление и не расходится при падении с большой высоты в воду, как пластиковая например. На предплечьях можно увидеть клапаны для стравливания лишнего воздуха из костюма.
Этот костюм OWP3 английской компании Typhoon, более легкий по сравнению с предыдущим, молния в нем выполнена фронтально и по диагонали. Манжеты выполнены из латекса. На груди карман с прозрачным слоем для удостоверения личности, номера борта, страны и прочего. В верхней части костюма расположен стравливающий клапан.
Этот ГТК фирмы Scandia, выполнен из компрессионного неопрена толщиной 5 мм., и предназначен преимущественно для моряков. На этом костюме хорошо виден утепленный воротник, который приподнимает голову над водой, тем самым предохраняя ее от переохлаждения. Светоотражающие полоски. На груди находится специальная стропа, с помощью которой потерпевшего подцепляют с вертолета. ГТК самонадувается с помощью баллончика со сжатым газом. Есть вариант и для детей, но более упрощенный.
По последним данным, самый «заметный» цвет для ГТК и спасательного плота, это ярко-красный, желтый или оранжевый. Именно такие цвета дают максимальное количество шансов на то, чтобы Вас заметили с самолета или с мостика судна. Иногда разработчики комбинируют с цветами для ГТК. Вот как в этом…
В этом костюме светоотражающие ленты расположены на шлеме, как на самом выступающем месте над водой. У паха можно заметить ножны для стропореза. На коленях есть усиления, из более прочного материала.
Вот еще костюм, с ярко-выраженным, интегрированным плотом-воротником под шеей.
Ложь, когда говорят, что человек замерзает в воде молча. Попробуйте залезть в душ
с холодной водой и вы не сможете сдержать крика. У человека перехватывает дыхание, учащается пульс, сердце, словно «сжимает в тиски». Человека пробивает дрожь, но вскоре все заканчивается. Пульс замедляется, сердце бьется все реже и человек засыпает. Навсегда… Иногда человек умирает горозда раньше переохлаждения, в результате «холодового шока». Но я хочу привести примеры людей, которые не сдавались, тогда, когда казалось, что все уже кончено.
68 часов в общей сложности провел в ледяных волнах Баренцева моря военный летчик Иван Куницын. 3 ноября 1962 года его истребитель потерял управление, Куницын катапультировался прямиком в воду температурой 4-6 °C. Летчик смог забраться в надувную лодочку без весел и следующие 12 часов греб руками, добираясь до ближайшего островка. Не найдя на нем ни пищи, ни воды, ни даже укрытия от ветра, Куницын, отчаянно матерясь, снова отправился в путь. Тренированный организм офицера и недюжинная воля к жизни сделали свое дело: к утру 6 ноября он доплыл до очередного островка, где развел костер, — вскоре туда прибыл спасательный вертолет.
Вот здесь поподробнее:http://www.bratishka.ru/archiv/1999/4/1999_4_6.php
В феврале 1987 года летчик Ефремов совершил вынужденную посадку в Тихом океане. Надувная резиновая лодка помогла ему удержаться на плаву, но нисколько не защищала от холода. Температура воздуха была -18C. Летчика обнаружили на семнадцатом (!) часу плавания. Он рассказывал потом, что, пока хватало сил, непрерывно двигался, делал упражнения руками и ногами. А когда силы иссякли, то и дело напрягал мускулы, чтобы хоть как-то сопротивляться холоду. Вскоре, его подобрала подводная лодка.
Вот рассказ, со слов выжившего www.vokrugsveta.ru/vs/article/1827/
В Апреле 1945 года, при налете на аэродром Пиллау, самолет французкого летчика Де Жоффра Франсуа (de Geoffre Francois), который был в составе полка «Нормандия-Неман», был подбит огнем зенитной артиллерии, а затем добит парой «фоккеров». Выпрыгнув с парашютом он приземлился в ледяную воду залива Фриш-гаф, в 2 — 3 км от берега.
Отважный летчик, собрав все свое силы, поплыл к берегу под обстрелом с берега и с воздуха. Вскоре он обнаружил плавающий на воде большой деревянный брус и, обхватив его обеими руками, продолжил свой путь к спасению. Более 10 часов продолжалось это плавание в ледяной воде. К вечеру де Жоффр добрался до берега и в полубессознательном состоянии был подобран солдатами 296-го советского стрелкового полка.
Ниже, больше информации про гипотермию.
parusa.narod.ru/bib/books/klinz/klinz07.htm
Берегите себя!