]">
На пути к этой цели непреодолимым препятствием оказался Советский Союз. Он принял на себя и до конца вынес основную тяжесть борьбы с агрессорами.
Советский Союз в течение трех лет один на один воевал против фашистского блока. И после открытия США и Англией (июнь 1944 г.) второго фронта решающие события происходили на советско-германском фронте.
Именно здесь были разгромлены основные силы фашистской Германии и ее союзников — 607 дивизий. На всех других фронтах, где действовали англо-американские войска, -176. На Востоке враг потерял три четверти боевой техники, понес три четверти людских потерь. Все это и привело к краху военную и государственную машину фашистской Германии.
Главный итог второй мировой войны — полный разгром агрессоров как в Европе, так и на Дальнем Востоке. Решающая роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии принадлежит Советскому Союзу и его Вооруженным Силам. Победа советского народа в Великой Отечественной войне имеет поистине историческое значение. Она обеспечила свободу и независимость нашего Отечества, избавила от угрозы фашистского порабощения.
Каковы же основные уроки Великой Отечественной войны?
Во-первых, была беспредельная вера в свой народ, в свое Отечество, опора на
собственные силы, умелое использование собственных возможностей. Без преувеличения можно сказать, что это главнейший из уроков войны, ибо именно такой подход предопределил нашу Победу.
Во-вторых, опыт войны учит, что успехи на фронте и в тылу были возможны благодаря сплоченности общества, единству народа и армии. Сама война была подлинно народной, отечественной. Достаточно сказатъ, что через Вооруженные Силы прошли за годы войны более 34 миллионов человек.
В-третьих, один из поучительных уроков войны состоит в том, что вопросы укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа и руководства государства. Обращение к временам Великой Отечественной войны – хорошая возможность напомнить о том, что отражения любой возможной агрессии и надежного обеспечения безопасности страны нужны достаточно мощные и боеспособные армия и флот.
Конечно, с окончанием «холодной войны» ситуация в мире во многом изменилась к лучшему. Однако это не означает, что военная опасность для Россия исчезла,
Вблизи российских границ имеется немало реальных и потенциальных военных конфликтов, что не исключает возможности втягивания в них и нашей страны. Больше того, даже на территории самой России не удалось избежать военных действий (Северный Кавказ).
Опыт Великой Отечественной войны требует внимательно и глубоко анализировать обстановку в мире и происходящие в ней изменения, правильно ее оценивать и делать из этого необходимые практические выводы для повышения бдительности и боевой готовности Российских Вооруженных Сил.
В-четвертых, важнейший урок Великой Отечественной войны — необходимость высокой бдительности к проявлениям фашизма и его разновидностей.
Актуальность этого урока несомненна. Несмотряна полное поражение фашизма во второй мировой войне, спустя полвека в ряде государств возродились неофашистские организации. Это относится прежде всего к Германии, Италии, прибалтийским странам. И хотя численность неофашистских организаций невелика, они связаны с могущественными кругами в политике и экономике; пытаются активно внедрять фашистскую идеологию в сознание людей, особенно молодежи.

К сожалению, заявили о себе и порой активно действуют откровенно фашистские и экстремистские группировки и в нашей стране. Именно это и обусловило издание специального Указа Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (23 марта 1995 г.)
В современном мире идет интенсивный процесс перехода от тоталитарных режимов к демократическим. Однако эта тенденция отнюдь не означает, что отдельные страны гарантированы от появления фашизма и иных форм политического экстремизма. Это непосредственно относится и к постсоветской России.
В названном Указе Президента РФ дано поручение Российской Академии наук сформулировать научное определение фашизма, указать его основные признаки. При этом имелось в виду, что только при таком условии можно эффективно вести борьбу против разновидностей фашизма, различных форм политического экстремизма. В документе РАН по этой проблеме говорится: «Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации, расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдывание войны как средства решения межгосударственных проблем».
Несмотря на особенности и некоторые специфические характерные черты, различного рода проявления фашизма имеют общие типические признаки. Назовем основные из них.
1. Крайний национализм (шовинизм). Он проявляется в признании за господствующей нацией (или расой) особой исторической миссии и права на создание нового государственного или даже мирового порядка. Ему присущи нетерпимость к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения (геноцида).
2. Культ вождя как единственного выразителя национальной идеи и воли народа.
3. Отрицание демократии и плюрализма в пользу диктатуры и однопартийности, культ отношений абсолютного подчинения. В этих целях создаются военизированные формирования, организуется индивидуальный или массовый террор как метод подавления инакомыслия и физического устранения политического противника.
4. Социальная демагогия. Она выражается в постоянном поиске врага в целях сплочения и возрождения нации, в культе силы, войны как средства разрешения территориальных споров и защиты геополитических интересов господствующей нации.
5. Оправдание деятельности фашистских вождей и партий прошлого, использование фашистской символики, одобрение литературных источников фашистского типа.
В последнее время угроза фашизма становится реальностью и в политической жизни России. В этой связи, естественно, возникает вопрос: возможен ли вообще в нашей стране фашизм? Если да, то в каких формах он может появиться и какова вероятность прихода его к власти? К фашизму в России десятилетиями относились как к абсолютному злу. У россиян сформировалось категорическое неприятие фашизма. Ведь это фашистский (нацистский) режим осуществил нападение на нашу страну. Фашисты избрали в войне особо разрушительные, варварские формы с многомиллионными жертвами на фронте и на оккупированных территориях. Это не могло не вызвать в нашем обществе стойкую отрицательную реакцию.
И все-таки в последние годы в России да и в других государствах СНГ заговорили о возможности возникновения и даже угрозы фашизма на этом политическом пространстве. Объективными факторами такой возможности являются: углубляющийся экономический и социальный кризис, ослабление государственной власти, рост преступности, распад прежней системы ценностей, нарастание чувства ущемленного национального достоинства, В этих условиях возникают различные экстремистские организации. Некоторые из них призывают народ России к установлению неограниченной власти (диктатуры). С этой целью создаются вооруженные формирования и ведется пропаганда войны. Отмечаются факты, когда публично выражаются намерения ограничить права граждан РФ по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. А порой открыто выражаются симпатии германскому национал-социализму и итальянскому фашизму.
Таким образом, проблема фашистской опасности а России существует. В связи с 50-летием Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Государственная Дума РФ приняла Закон об увековечении памяти героев, погибших при защите нашего Отечества. В нем как одна из актуальных также выдвигается задача борьбы с проявлениями
фашизма. В Законе подчеркивается, что эта борьба должна быть важнейшим направлением государственной политики РФ по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Полковник в отставке Николай УСТЯКИН, кандидат исторических наук. Полковник в отставке
Юрий СУМБАТЯН, доктор философских наук

Читать весь материал и комментарии