Дополнение (13.02.15) В дальнейшем упоминается автор поста о проведении первой помощи. Как выясняется из общения с ним, автор не очень согласен с моими взглядами и мнением. Поэтому прошу НЕ СЧИТАТЬ мою статью комментарием или дополнением…

Автор поста «Первая помощь: стандартные ошибки» молодец.
Человек сформулировал для себя определенные тезисы, выложил их для обсуждения. Дискуссия на эту тема неисчерпаемая, сколько людей -столько мнений. Хочу высказать пару своих взглядов, возможно спорных. Цитирую автора и кратко комментирую

На фоне вновь зачастивших публикаций об оказании первой помощи, появилось у меня желание тоже в этом неблагодарном деле поучаствовать.… Итак — наиболее распространённые заблуждения в методиках оказания ПП. 
1. Наложение кровоостанавливающего жгута.
Первая стандартная ошибка — места возможного наложения жгута. Часто можно видеть в учебных пособиях картинку примерно следующего содержания...


Не имеет значения где наложен жгут. Важно — остановлено ли кровотечение или нет. Если да, спокойно переложить жгут «правильно» и подумать о дальнейших действиях, если нет — спокойно повторить наложение жгута или остановить кровотечение ЛЮБЫМ доступным способом.
Сколько времени есть у помощников для этих экспериментов?
Считаем: частота пульса (берем реальные показатели) 60 раз в минуту. Объем ударного выброса (величина, показывающая сколько миллилитров крови будет за одно сердечной сокращение выброшено, вытолкнуто в сосуды), минимально, достигает 70 миллилитров. То есть, за ОДНУ минуту при массивном кровотечении может вытечь около 4200 мл крови.
Еще одна минута, потерянная во время судорожных телодвижений помощника, и… И все. Помощь не нужна.
Такое часто бывает при травматической ампутации ( отрыв конечности в результате ранения, травма рубящим оружием).
Кровотечение надо остановить любым способом, только после этого надо спокойно подумать о дальнейший действиях.

2. Определение характера кровотечения.
Как же нам быстро и уверенно определить, венозное кровотечение у пострадавшего или артериальное? Ответ прост — никак.


Ну, тут все просто. Определить по цвету крови характе кровотечения не всегда возможно и, даже, не всегда нужно. Не каждый человек может спокойно смотреть на вытекающую кровь… она как-то специфически пахнет, пострадавший на глазах слабеет и бледнеет… когда тут определять «50 оттенков красного»?
Оказывайте помощь, а потом анализируйте — цвет крови, ее свертываемость и состояние пострадавшего.
Не теряйте время на диагностику — конечность поднять вверх (если это возможно), наложить повязку, жгут или остановить любым доступным способом кровотечение.

3. Жгут на шею.
«Когда кровь носом, наложить жгут на шею, ахаха...»
А на самом деле, жгут на шею — обычная практика при повреждении шейных кровеносных сосудов. На картинке виден основной принцип.


Не все тут просто. Если повреждены поверхностные сосуды и состояние пациента ЕЩЕ стабильное, то стОит сдавить кровотечение путем сдавления сначала пальцем, потом валиком. Наложенный жгут (картинка от автора поста) долго на месте не удержится.
Если подозревается более серьезное ранение сосудов шеи (с резкой слабостью, бледностью, коллапсом пациента), то еще раз — сдавить место кровотечения ТОЛЬКО на одной стороне, уложить пострадавшего на землю, поднять ноги.
Все мероприятия не очень эффективные. Смерть от кровопотери или эмболии высоковероятна.
Еще более гадкий вариант — из-за разнообазных сдавлений всех сосудов шеи ( на «здоровой» и на «поврежденной» стороне) у спасенного пациента будут серьезные неврологические осложнения.

4. Транспортная иммобилизация.
Друзья, при переломе костей конечностей иммобилизация обязательна при транспортировке. Если пациент остается лежать на месте происшествия, то не спешите его добивать путем неумелой иммобилизации.
При закрытом переломе бедра кровопотеря достигает 800 — 1000 мл за 15-20 минут. Если пытаться неумело и суетливо обездвижить конечность, то нельзя исключить ухудшения состояния по нескольким причинам — усиление кровотечения за счет дальнейшей травматизации тканей, повреждение соседних сосудов, повреждение кожи с превращением закрытого перелома в открытый с дальнейшим инфицированием.
Мораль — если все готово для транспортировки и обездвиживания, если состояние, в определенных границах, стабильное, то, после обезболивания, несколько человек могут попытаться выполнить эту процедуру. Речь не идет о переломах предплечья или пальцев кисти.
Закрытые переломы костей нижних конечностей намного опаснее и требуют уважения со стороны спасателей/помощников.

5. Перелом ключицы.
Вне города нет «простых» и «сложных» переломов. При подозрении на перелом ключицы — сделать повязку типа «восьмерки», завязать концы повязки на спине так, чтобы плечи были умеренно разведены, как у солдата в строю, по команде «Смирно». Так можно развести отломки ключицы в стороны и как-то их стабилизировать.
В противном случае может быть повреждение легкого или сосудов.

6. Наложение швов.
Зачем их накладывать, если спасатель не умеет этого делать? Если спасатель умеет, то надо еще два раза подумать — зачем? Если показанием служит кровотечение, то рану проще тампонировать и туго забинтовать. Если у жертвы просто глубокая рана, которую почему-то хочется ушить, то не надо спешить. Проше закрыть ее (стерильной) повязкой или давящей, например.
Все раны, нанесенные вне операционной, являются нестерильными.
Ушивание нестерильной раны, без соответствующей подготовки ( промывание, удаление инородных и нежизнеспособных предметов и тканей, остановки кровотечения и т.д.) опасная помощь…

7. Сердечно-лёгочная реанимация.
Это те самые искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Кто бы что ни говорил, что бы вы ни видели в кинах, задача этих мероприятий не оживление человека. Главная цель — не дать умереть мозгу до приезда врача, который реально сможет «запустить мотор». Именно для этого руками гоняется кровь (массаж), обогащённая кислородом (ИВЛ).

Один из опасных мифов — проведение эффективной сердечно-легочной реанимации без специальной подготовки и постоянного поддержания навыков.
Как в полевых условиях обогатить кровь кислородом без ИВЛ? Как не дать умереть мозгу?
Несколько последних лет я работаю в отделении интенсивной терапии неврологической клиники.
Все пациенты, поступившие к нам после реанимации в «домашних условиях», то есть руками НЕСПЕЦИАЛИСТОВ, имеют и имели НЕОБРАТИМЫЕ повреждения коры головного мозга.
Не умеешь — не берись!

8. Обезболивающие инъекции.
Часто встречается мнение, что обезболку общего действия надо колоть поближе к ране. 


Тут автор слегка напутал. Общее обезболивание не надо путать с местным.
Для общего обезболивания нужен, как минимум, врач-анестезиолог. Только он в состоянии оценить ситуацию и провести общее обезболивание. Для местного обезболивания (вокруг раны или вероятного места перелома) нужны другие лекарства.
Но, еще раз хочу огорчить читателей: не умеешь — не берись!!!
Попытки ввести местный анестетик (препарат для обезболивания) вокруг места перелома или ушиба могут закончиться пункцией (проколом) сосуда с введением местного обезболивающего препарата. Логично будет увидеть остановку сердца пострадавшего…

Мораль моего комментария — для диагностики травмы и оказания помощи (на месте происшествия и при транспортировке) необходимо 1. учиться, 2. учиться и 3. еще раз учиться.
Нет ничего плохого в незнании этих вопросов, наоборот, тема становится актуальной и востребованной. Кроме теории (обязательной) необходима регулярная практика. Нельзя допустить перекоса — только практика или только теория, читать надо разные источники, так как меняются условия оказания помощи. Еще одно — не все действия, доступные даже для посредственной больницы, выполнимы на догоспитальном (полевом) этапе.
Как всегда опасен «фельдшеризм» — поверхностное представление о предмете с саморекламой или проповедованием не до конца понятых идей.

Смиритесь с вероятностью высокой смертности населения/пострадавших в случае массового поражения (война, землетрясения, эпидемии, техногенные катастрофы и т.д.) или социальных катаклизмов (революции, гражданские войны, «обычные» войны).

Проблема не только в оказании первой помощи, вопрос я бы поставил так — что делать потом, например, в случае Б.П.? Будет ли существовать медицинская структура вообще?

Читать весь материал и комментарии