Я сама еще только учусь и стремлюсь получать как можно больше знаний посещая подобные мероприятия. В этот раз мы ходили в поход с нашей группой и инструктором  Начнем...

К назначенному времени на место сбора прибыло пять человек. Неплохо, для времени года и заявленных двух ночей похода — могло бы быть и меньше людей! До точки старта выдвинулись вечером и на нужную нам станцию прибыли, когда на улице уже было темно. Тут то нас и ждал сюрприз…

«В данном походе допускается только один нож и НАЗ! Ваши личные аптечки забирать я не буду. Одежду, которая лежит в рюкзаке, если вы сейчас на себя не оденете — я заберу так же… Даю вам время на сборы». Не сказать, что бы мы были к этому не готовы, но помимо разрешенных на занятии вещей у каждого с собой имелась еще парочка лишних, на случай: «А вдруг прокатит!» — НЕ прокатило.

Выстроились в очередь и по одному с рюкзаком к инструктору, он с особым пристрастием осмотрел все наши вещи, а потом и нас, обшарив карманы. Что-то спрятать или заныкать не представлялось возможным, поэтому оставалось только стоять и наблюдать, как наши вещи убираются в рюкзак и «запечатываются» до конца похода. Так туда ушли соль, фонарики, запасные ножи, средства для розжига, веревки, мой перцовый баллон и прочее… Инструктор слово сдержал, все что было разрешено взять с собой, то и оставил — ни меньше, не больше. Правда, в порядке исключения мне была разрешена бутылка с водой т. к. из-за полученной ранее травмы мне нужно было пить обезболивающие несколько раз в сутки.

Все то, что было НЕ прицеплено к НАЗу, те же фонарики — забрали. Отдельные веревки и проволоки — забрали. Если НАЗ представлял из себя просто сборку нужных вещей в пакете — все уходило в рюкзак… В итоге мы остались почти ни с чем: у каждого по ножу, пару НАЗов и два фонарика на пятерых человек. Теперь же нам предстоял ночной переход по лесу до места нашего будущего лагеря.

Инструктор вручил мне компас и топографическую карту — сегодня группу веду я. Сначала выбрались за населенный пункт, а вот при входе в лес начались сложности. Если вы думаете, что ночное ориентирование это просто, то вы думаете НЕ правильно. Даже при наличии карты и компаса мы немного отклонились от маршрута, но все же смогли выйти в назначенное место, вовремя сориентировавшись на местности. Ночью все выглядит совсем иначе чем днем и куда-либо ходить, без крайней нужды — не рекомендуется! Опыт показал, что даже с наличием карты, компаса и небольшим знанием местности — есть вероятность заплутать.

В добавок к ночному ориентированию инструктор решил вымотать нас медленным хождением, но при этом давая много времени для отдыха. Если средняя скорость человека 5 км/ч, то в нашем случае она равнялась «5 часов на 1 километр». С психологической точки зрения это было тяжело: многие из нас толком не выспались до занятия; медленное и монотонное хождение еще больше вгоняло в сон; а долгие привалы, без движения, в холодную погоду лишь заставляли еще сильнее колотиться от холода и порываться идти дальше. Попытка разжечь костер в сыром лесу, заканчивалось тем, что в самом начале горения огня, нам нужно было снова идти… костерок едва разгоревшись — тушился.

В этот раз нам повезло — на выходные дождя не обещали, на небе была полная луна и даже без фонарей видимость была неплохая. Однако, товарищи обрадовали: на страну надвигается антициклон и на выходные обещают до -6 градусов. Утром в городе шел снег…

… Дошли до нужного места у реки. Убедились, что вода в ней все же есть и поплелись разводить костер, что бы хоть как-то согреться. Физической усталости как таковой не было, скорее моральная после такого вот «дерганного» перехода и недосыпа. Первым желанием группы было просто где-нибудь упасть и спать до утра, но нужно было разводить костер. По пути нам удалось набрать бересты, пусть и сырой, но очень ценной. Лес был с большего лиственный и сырой, по близости берез не наблюдалось поэтому вся надежда была только на то, что мы захватили по дороге и на спички, которые лежат в НАЗах.

Со второй попытки развели костер. Когда он разгорелся нормально, с большего натаскали дров(по темноте искать их намного дольше) и соорудили небольшой «заборчик» из них вокруг огня — что бы пока горят одни, вторые сушились. Таким образом, по мере прогорания дров, «заборчик» разбирается и уже сухие дрова кидаются в костер, а сырые снова улаживаются по кругу. Уже тут нужно отметить, что энтузиазма как такового НЕ было. Моральный настрой и бодрость духа пошла на спад. Каждый надеялся на другого и позволял себе расслабиться. В связи с этим дров натаскали мало…

На ночь решили выставить дежурных — каждый по часу, пока все спят. Спали без укрытия, просто на самодельных «подстилках» у костра. Кто-то на рюкзаке, кто-то на бревнах, кто-то на фуфайке…

С этой картины смеялась всю ночь и потом еще целое утро, ну вот как там можно спать?!  Не могла не сфоткать!

Первое дежурство прошло, но ребят будить не стали и я осталась караулить до утра, греясь у костра и периодически подкидывая в костер найденные неподалеку дрова. Спать мне не хотелось. На утро меня подменил товарищ и я поспала 1,5 часа — хватило. Затем все дружно принялись за дело…

Решили, что сначала займемся постройкой укрытия, а уже потом приступим к ловушкам и добыванию пищи. Вопрос стоял лишь в том, как лучше сделать подстилку для сна и чем накрыть крышу… Лес все еще был сырой и с большего лиственный — лапника нет. Зато нашли яблоню, с маленькими яблоками, но уже что-то — съели!

Товарищ предложил использовать рагоз, который рос у реки и который мы сразу не приняли в расчет. Поэтому соорудив каркас нашего будущего укрытия, мы принялись улаживать его рагозом и травой.

В итоге у нас получился навес, с небольшим костром в середине(над костром навеса не было!). От дождя не защитит, но от ветра спасал т.к. мы сделали еще две стены со стороны поля, где сильнее всего гулял ветер. Таким образом дым стал идти четко вверх, а внутри навеса стало еще теплее…

Ночью спалось на удивление хорошо, даже несмотря на отсутствие пенки и спальника. Не пригодилась и знаменитая нодья т. к. жар (от обычного костра) порой был такой, что мы просили инструктора дров временно не подбрасывать!!! Их, кстати, мы заготовили уже заранее и оставалось только лежать и подкидывать их по мере надобности.
Воду набирали из реки, в найденную по дороге пластиковую бутылку, а уже сам чай из росших неподалеку листьев малины и ягод рябины готовили в жестяной банке, так же найденной в лесу. Еды все еще нет, но чай приятно порадовал! До этого хлебали просто водичку…

Сделали самую простейшую ловушку на зайца, установили и настало время отдыха.
Сразу объясню, установка ловушек не есть хорошо, использовать из стоит в крайнем случае и не факт, что добыча туда попадется в ближайшее время или вообще! Все это делалось с целью освежить в памяти то, что мы ранее проходили на занятиях. Вместо зайца, инструктор принес кролика(намеренно, для отработки), которого в итоге нам и предстояло по всем правилам приготовить и съесть. Я против убивания животных, тем более без сильной на то надобности, но в то же время считаю, что лучше один раз увидеть и понять, чем знать теорию в идеале, но не уметь ее применить в случае необходимости на практике.

Лекция на тему разделки/готовки и приступаем…

Я смотрела только разделку, помня свой прошлый опыт с лягушками, не очень хотелось мне все это видеть. Из гуманных соображений несчастного сначала вырубили… Разделка далась мне проще. Описывать подробности не буду, вся информация есть в интернете на эту тему. Но, если кратко, то сначала отрезаем голову(когда животное не в сознании), далее за задние лапы подвешиваем кролика к веткам так, что бы лапы были растопырены и делаем надрезы чуть ниже суставов на нижних лапках, затем до низа живота от одной и второй лапы, после чего вдоль туловища надрезаем к двум передним лапам. Шкура снимается легко, главное во время надрезов не повредить желчный пузырь ибо мясо будет горьким! Сняли шкуру — вытащили внутренности и отрезали лапки. Остается только промыть и разделать. Кролик готов.

С самого утра, в отличии от ребят, я специально ничего не ела, что бы прочувствовать на себе каково это и психологически настроится. Однако у голода есть свои минусы, когда кролик был уже разделан и порезан на куски, он оставался просто лежать и на мое предложение отрезать от мяса кусочки, готовить их и сразу же съедать, инструктор возразил.

Из потрохов животного парни сварили суп, предварительно набрав щавля и закинув туда же. Мясо все еще лежало…

Я была самая голодная и у меня уже почти сдавали нервы т. к. я не понимала, зачем столько мороки и почему нельзя его просто съесть, если он тут лежит! Но, пришлось готовить все мясо сразу, потом делить на кусочки всем поровну и уже после всего этого есть(спустя еще часа полтора). Причина оказалась в следующем, мясо нужно было есть не просто «проглатывая» набивая желудок, а растягивая удовольствие. В таком случае насыщение наступает еще до того как ты объелся, вроде съел мало, а уже сыт. Отлично, если учесть, что еды иногда бывает не достаточно! В нашем случае мясо даже осталось, а мы уже наелись.

К ночи все улеглись вокруг костра, поевшие, в тепле, настроение было очень веселое и даже как-то спать не хотелось. Смеялись, шутили. Дежурили все вместе, а точнее каждый по желанию, кто-то спал, кто-то общался, в процессе приготовили рака, просто на пробу. Так до самого утра время и прошло…

… Свист, крик: «Подъем!» и мы вылазим из под навеса. Сразу становится зябко и холодно! Инструктор вернул нам наши вещи, мы убрали за собой мусор и погревшись напоследок у костра выдвинулись до ЖД станции, по темноте, что бы вернуться в город.

На обратном пути состояние и настроение было не из лучших. Ощущалась слабость, было холодно, это при том, что мы шли и были тепло одеты, очень хотелось спать! Мое состояние усугубляла еще и нога, поэтому периодически приходилось останавливаться.

Если провести работу над ошибками, то в данном случае лично мне нельзя было работать на износ, вместо этого надо было отдыхать вместе со всеми, даже если спать мне совсем не хотелось. Не нужно пренебрегать ночными дежурствами, все это делается не просто так и у каждого появляется возможность отдохнуть без вреда для здоровья. О своем состоянии так же следует сообщать инструктору, сразу, как только что-то пошло не так ибо только в таком случае есть возможность исправить ситуацию или как-то помочь, как было в нашем случае.
На будущее хотелось бы пожелать ребятам, что бы они НЕ пренебрегали советами товарищей и прислушивались к тому, что им говорят. Здоровье у нас одно! Радует, что после нескольких замечаний, они все же слушались.

В заключении, хочу отметить один момент, который обсуждался на занятии… Было сказано о том, что хорошо иметь с собой тот же НАЗ и нож или какой-то минимальный набор снаряжения с которым ты можешь прожить определенное количество дней, но вот зависеть от этих вещей не стоит т. к. всегда есть вероятность оказаться без них! Что тогда будешь делать?!

По ходу движения снимали видео, если будет желание, выложу его позже(еще не готово). Всем добра!

Читать весь материал и комментарии