Хочу поделиться некоторыми советами, основанными на собственном опыте и опыте моих товарищей. Цель этих советов — сделать поездку наиболее комфортной и безопасной, снизить возможные риски. Возможно, некоторые советы уже известны, или читатель дошел до них сам, но, тем не менее, я их изложу.
Ну чё, погнали?


— Аксиома — машину надо содержать в исправности, очень желательно знать её устройство, слабые места, недостатки и способы их устранения. Очень желательно ремонтировать машину самому (если умеешь и время есть), чтобы иметь опыт ремонта и понимания, каким концом отвертки гвоздь забивают.
В таком случае, вероятность того, что машина сломается серьезно и неожиданно, сводится к минимуму, а при поломке есть шанс починить ее самостоятельно, не обращаясь в сомнительный придорожный сервис или не вызывая эвакуатор. Например, однажды у меня на временной остановке где-то в горах, заглохла машина, а потом исчез холостой ход. Причина первого оказалась в окислившихся клеммах аккумулятора, а второго — песчинке, попавшей в исполнительный элемент клапана холостого хода, который под дроссельной заслонкой. Обе неисправности были устранены менее чем за час.
А даже если не сможете починить сами — местный мастер не «разведет» вас на крупномасштабный ненужный ремонт. То есть попросту не обманет, заработав на вас денег на год вперед.
— на легковых машинах и кроссоверах полезно самостоятельно сделать снизу моторного отсека (под двигателем и коробкой), а также снизу бензобака защиту-брызговик из оцинкованной стали. Имея небольшую массу и небольшой вес, такая защита, тем не менее, защитит бак и то, что под капотом, от брызг воды и грязи, а также от летящих с дороги камней. Также эта защита может спасти металл бака, картера двигателя или коробки при наезде на камень, твердый грунт, препятствие (допустим, камень в снегу), и благодаря которой это препятствие не сможет пробить металл бака, порвать гофру (хотя надо понимать, что легковушка — не танк!). В любом случае, лучше хоть какая то защита, чем ее отсутствие.
Кроме того, сделать такую защиту можно и самостоятельно, при наличии времени и прямых рук. Использование толстой защиты может помочь больше, но если она погнется (особенно, зацепив что-то ценное) или машина сама ей зацепится, снять и выправить ее может быть проблематично.
— придерживаюсь принципа, что «мой автомобиль — мой дом и крепость», поэтому всегда вожу с собой все, что может пригодиться в повседневке (а на дальняк — расширяю перечень). Например, со мной всегда ездит: топорик («Олень», с замененным топорищем), советская надежная пила, большая саперная лопата (заменяет штыковую и совковую; брать всякие «Фискарсы» с витыми-гнутыми ручками не рекомендую, ибо они, может, и удобны для рытья ям, но подлезть ими под машину, лежащую на пузе нельзя), ящичек с инструментами и мелкими полезностями (вроде предохранителей, лампочек, средств для промывки, проволоки, ниппелей, профессионального ремкомплекта для бескамерных шин (именно профессионального, а не того ужаса за 160 рублей из супермаркета)), хорошо укомплектованная аптечка (а не то недоразумение, размером с пачку сигарет, где только бинтик и ваточка), хороший домкрат и кусок доски-«пятидесятки» под него, противооткатный упор, совковый надежный насос и такой же манометр, фляга с водой, всякие веревки, стаканчик, кружка-ложка, нож, каминные (газовые) спички (горят дольше обычных). Да еще и много чего. В долгую дорогу добавляется еще некоторый инструмент, запасные жидкости, длинный трос и полиспаст.
Зимой всегда или тепло одеваюсь, или еще и беру с собой теплые рукавицы, валенки, теплую шапку, паяльную лампу, литров 10-15 топлива. Всегда удивлялся кандидатам в ампутяры-обмороженцы, одевающим в хороший мороз осенние ботиночки, бумажные штанишки и легкую курточку без шарфика и шапочки (в машине печка же, фигли!).
— при езде по сложной дороге (лесная с глубокими колеями, горная с узкими местами, болотистая) я стараюсь всегда разведать дорогу до ближайшего места разворота, то есть оставляю машину на обочине и бегу дальше пешком, затем возвращаюсь и еду по разведанной дороге. Вполне может оказаться, что дальше дороги нет (особенно, если дорога не наезжена или есть признаки ее разрушения) — она подтоплена, обвал камней, смыло кусок дороги на перевале, дальше просто не проехать из-за развозившего дорогу лесовоза. И если нет места для разворота (дорога проходит по горной «однорядке» с пропастью с одной стороны, дорога лесная с глубокими мокрыми колеями), вы можете оказаться в сложной ситуации, когда и прямо не проехать, и развернуться нельзя, и дать задний ход чрезвычайно сложно или опасно.
Также никогда нельзя сходу форсировать глубокие лужи или ручьи — под водой может быть что угодно, от камней до большой ямы. Лучше проверить глубину шестом или той же ножовкой, если есть возможность подойти хорошо, а шеста нет.
— если на машине есть сигнализация, есть смысл носить пульт отдельно, а ключ отдельно, и при выходе из машины даже на секунду, что-то одно (ключ или пульт) иметь при себе. Причин две.
Во-первых, у сигналок есть скверное свойство вставать на охрану самостоятельно (в силу сбоев в электронике или хитрых настроек, а которых можно и не догадываться, особенно если машина не новая), и вполне можно попасть в ситуацию, когда на улице мороз, теплая машина с заведенным мотором стоит закрытая, а водитель скачет около в одной майке. Или припарковался в городе «третьим рядом», а тут тебе раз — и «нежданчик»!
Во-вторых, при ограблении можно отдать только ключ (или убежать с пультом, преступник, ведь, тоже на нервах) и отойдя на безопасное расстояние, заблокировать машину.
— при остановке на ночлег или для отдыха, машину лучше ставить лбом к выезду. Тогда, при необходимости быстрого отъезда (по причине травмы, конфликта, пожара) вы не потеряете драгоценных секунд и не совершите в торопежке ошибку, вроде перееханного рюкзака или товарища.
— дорога — не место для разборок. Если нехорошо поступили вы (и нет никаких серьезных последствий) – желательно извиниться, и конфликт обычно будет исчерпан, если нехорошо поступили по отношению к вам (не показали поворотник, подрезали, не пропустили) – выругаться и простить. Нет никакого смысла начинать долгую ругань — человек едва ли признает ошибку, а вот раскалить ситуацию до драки или поножовщины со стрельбой — это запросто. И едва ли есть смысл менять цель своей поездки на поход по больницам или полиции, или получение еще одного человека, который с вами «еще встретится».
— на длительный отдых или более-менее длительную остановку (поесть-поспать) лучше вставать так, чтобы машину не было видно с дороги. А если по пути есть населенный пункт, то останавливаться лучше до него, а не после. Это минимизирует встречи с бандитами, правохоронителями, местными.
Кстати о местных. Есть смысл с ними никогда не пить, не спорить, и не афишировать место своей стоянки. Нет, я не отношусь плохо к жителям основной части России. Дело в том, что зачастую какой-нибудь Водопад «Девичья Слеза» находится около умирающей депрессивной деревеньки Гадюкино, Мухозасиженской волости Голодной губернии Урюпинского края (бывшее имение Барона фон Голодрана). И жителям этой славной деревеньки очень уж хочется жрать и уехать куда-нибудь (а не ждет никто и нигде). Как следствие, возникает, с одной стороны, желание заработать на ком угодно (а среднестатистический «нищий» городской житель для них словно Царь Персидский), а с другой — неприязнь по отношению к «лентяям зажратым». И поэтому визит незнакомого человека (а его ой как хорошо издали видно) может закончиться как беседой с хорошими добрыми жителями глубинки, так и отмобилизованием отряда «гвардейцев» с предъявой типа «а што вы тут, уроды гарадския, нашу травку жметя, воздушком нашим дышатя, водичку нашу пьетя?!». И такое ххххх-ааааа самогонным перегаром… Оно вам надо?
— если нет острой необходимости — лучше ехать со скоростью потока, не спеша. Излишняя торопежка, конечно, позволит приехать быстрее, но и устает человек сильнее, повышается риск ошибки. А цена ошибки за рулем — или поломанная машина (знакомый так торопился, что аж головку блока треснул, когда в выкипевший мотор ледяной антифриз залил) или веселый веночек на обочинке с тремя-четырьмя не менее веселыми кадавриками на фото. Оно того стоит?
— если водитель устал/не выспался, а ехать надо, полезно использовать энергетический напиток. Но есть такой нюанс — после хорошей порции наступает небывалая бодрость, но затем она неожиданно сменяется «срубающей» усталостью или сном. И если нет возможности нормально отдохнуть или поспать, то лучше сначала выпить грамм сто энергетика, а затем постепенно отхлебывать его, поддерживая в организме уровень возбуждающих веществ (скажем, глоточек через каждые 10 километров). Но тут надо и на свое самочувствие смотреть, здоровье у всех разное.
Счастливого пути!


Читать весь материал и комментарии