Warning: getimagesize(): php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: Имя или служба не известны in /home/nepropadu/plugins/sitemap/classes/modules/topic/Topic.class.php on line 128

Warning: getimagesize(http://i079.radikal.ru/1608/91/7454b0c53671.jpg): failed to open stream: php_network_getaddresses: getaddrinfo failed: Имя или служба не известны in /home/nepropadu/plugins/sitemap/classes/modules/topic/Topic.class.php on line 128

Warning: getimagesize(https://pbs.twimg.com/media/D7gFATcXsAAgs1U.jpg): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.0 404 Not Found in /home/nepropadu/plugins/sitemap/classes/modules/topic/Topic.class.php on line 128

Warning: getimagesize(https://yandex.ru/images/_crpd/1dd4xC994/a8d668ID7ctb/5NlIOLdwmN_uDymFpjM2Z0ShNHJ3StDRmNZ323uFAY490s3LB71dk7EfZ_CXQIpc-4iz4W8o8G4NIQWXFyzaH7R4vNjzgMyqynt-kCY3V4OB0bGnE9u1REy3gqs6hOVbLWRI_wa5mJYEWdfA5zFw): failed to open stream: HTTP request failed! in /home/nepropadu/plugins/sitemap/classes/modules/topic/Topic.class.php on line 128

Warning: getimagesize(https://www.e1.ru/news/images/resize_760/new1/470/555/images/3456353.jpg): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/nepropadu/plugins/sitemap/classes/modules/topic/Topic.class.php on line 128

Warning: getimagesize(https://s10.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/11409334/wx720.jpg): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 in /home/nepropadu/plugins/sitemap/classes/modules/topic/Topic.class.php on line 128
Здравствуйте, друзья!
Великолепная самоизоляция побудила меня вновь обмакнуть клавиатуру в чернила и написать статейку.
В планах ещё две статьи про тандыр-яму за 0 рублей и про отлов, приготовление и поедание земляного вредителя — слепыша.
Сегодня же хотел рассказать вам о работе добровольческого поискового отряда Лиза Алерт.

Не то, чтобы я страстный активист и волонтёр, просто в сотый раз попивая пивко у костра после километров бурелома, подумал: а не направить ли эту энергию в мирное русло?
Тогда я слышал, что МЧС готово привлекать добровольцев, но местные спасатели посмотрели на меня, как на дурачка и посоветовали сидеть дома. Это было лет 8 назад.
Потом наткнулся на информацию о поисковиках-добровольцах, а затем товарищ kursknpp подсказал, что они ввели смс-оповещение… короче, так и втянулся.


… Жила была девочка Лиза (5 лет). В 2010 г. она со своей тётей заблудилась в подмосковном лесу. Поиски получились резонансные, и кроме милиции и МЧС приехала масса просто неравнодушных людей. Всего собралось около пятиста добровольцев, но действовали они бессистемно, каждый на свой лад… Лизу и её тётю нашли на 10-й день поисков, умерших от переохлаждения и истощения. А медики сказали, что ещё накануне они были живы. Удрученные произошедшей бестолковостью, несколько человек решили создать
добровольческий поисковый отряд, чтобы искать системно и обдуманно. В России существует несколько поисковых отрядов, но я хожу с Лиза-Алерт (далее ЛА), поэтому расскажу про него то, что знаю — как ищут, откуда берётся оборудование и как можно при желании поучаствовать (так что статья чуток рекламная).



……………………
когда потерялся человек и родственники позвонили на горячую линию ЛА, первыми их встречают операторы. Операторы горячей линии распределяют время в сутках, чтобы подежурить по 2-3 часа. Как правило в отряде крупного города или целой области хватает добровольцев-операторов, чтобы покрыть целые сутки. Часто это мамаши с малышами, которые сидят дома и всё равно не спят пару часов за ночь. Поэтому оператор, как правило — женщина — и не всегда она говорит сюсюкающе-заискивающим голосом как сотрудница ХХ-банка. Так что ничего страшного, если голос оператора будет заспан, на заднем фоне орёт младенец… она спросит, когда пропал «потеряшка», есть ли заявление в полицию… и если это не телефонные хулиганы, а реальная пропажа открывается поиск.
Главный «спрут» поиска это — Информационный организатор, вкратце «инфорг». Он держит связь с родственниками, с полицией и спасателями, выкладывает информацию о поиске на страницах соцсетей, запускает смс-оповещение, а также разыскивает Картографа, Координатора и Хранителей…

Тут я сделаю небольшое отступление, похожее даже на критику. Когда я знакомился с отрядом, меня здорово напрягала любовь к звучной терминологии, «крутым» кличкам-позывным и избытку всякой атрибутики типа-тактической (шевроны, арафатки и т.д….) Потом оказалось, что некоторая терминология просто удобна, а кое-что и правда несёт небольшой игровой налёт. Но молодых,романтичных ребят студентов этот «толкиенизм» увлекает и удерживает. В то же время взрослые угрюмые мужЫки могут много лет отлично работать в отряде без всяких прибамбасов.

Ладно, вернёмся к Хранителям… Хранитель — это заспанный всклокоченный человек в семейных трусах, который в любое время суток выносит ребятам, едущим на поиск, отрядное оборудование — навигаторы, рации, фонари и заряженные!!! аккумы к о всему этому.

Тут же скажу пару слов об оборудовании. Отряд принципиально ни от кого не принимает денег. Чтобы ни у кого не было соблазна слямзить себе, чтобы не вести бухгалтерии и, главное, чтобы злым языкам не обо что было чесаться. Иногда в сети всплывают какие-то личности, которые просят перевести денег на нужды отряда — это всегда мошенники! Отряд регулярно озвучивает информацию, что денег не берёт. Зато с благодарностью берёт всё, что помогает в поисках. Бумагу, картриджи, скотч, канцтовары, фонари, рации, навигаторы, компасы, бутерброды, кофе и сигареты (во время поиска), принимают генераторы, ноутбуки, беспилотники, бензопилы, снегоходы, уазики, эхолоты… короче, кто чем может помочь. Где-то под Москвой отряду подарили Шерп. У нас в Курске с миру по нитке собрали штабную газельку. Оборудование предпочитают стандартное, чтобы учить новичков было легче и детальки взаимозаменялись. Навигаторы используют Garmin 20 X, 30X, рации Baofeng BF-A58 фонари с аккумами 18650, компасы Москомпаса… Как-то так…

Ещё одно отступление. Почему в моём тексте оператор заспанный и «хранитель» батареек тоже? Так выходит, что многие поиски идут ночью. Только ближе к ночи люди начинают нервничать, что их чадо или дедушка не приходит домой, ищут сами, обзванивают. И когда уже совсем отчаялись, звонят в милицию. И только после этого — алертовцы открывают поиск. Плюс, ближе к ночи подтягиваются люди, которые смогли после работы заехать домой, переодеться, и выехать километров за сто на поиск. Поэтому лесной поиск часто ассоциируется с ночью. Утром многие разъезжаются на работу, остаются не все — только те, кто может отпроситься или в отпуске…
Итак мы остановились на выдаче оборудования. В это время картограф составляет и печатает подробную карту места предполагаемых поисков с нанесённой на неё сеткой шагом в 500 м. (обычно).

В это время людям, подписанным на смс-уведомления приходит смска: «Внимание, требуются добровольцы! Пропал Иванов Иван Иванович столько-то лет, такой-то населённый пункт и координаты штаба поиска». Я читаю такое смс или вижу аналогичное сообщение вконтакте и думаю, могу ли и хочу ли я сегодня ехать. Бывает, что не еду, т. к. устал на работе и толку от меня не будет, бывает не еду, т. к. не могу бросить работу. Ещё я не езжу на городские поиски — их довольно много, там надо клеить ориентировки, ходить с опросами, проверять чердаки и подвалы… Это тоже важно, но не моё… Я же изначально решил направить в мирное русло свои лесные похождения! А есть люди безотказные, они едут на любой поиск и не спят по двое-трое суток.

Вот приезжаю на поиск, ищу штаб. Штаб, это столик, где девочка записывает моё ФИО и номер телефона и препоручает «коорду» — координатору поиска на месте. Коорд формирует «лисы» — группы по 5-7 человек, они получают оборудование и отправляются на задачи. (наверное «лисы» — это дань старой радиотуристической игре, хотя не факт). Классическая задача в лесу-поле-болоте, это прочёс квадрата. Здесь нужна та сетка 500*500, которую наложил на карту картограф. У каждой «лисы» есть старший — более-менее опытный поисковик, знакомый с оборудованием и прошедший обучающие курсы. Он по навигатору и компасу выходит на один из углов квадрата и разворачивает людей в цепь. В зависимости от местности цепь бывает более или менее растянутой. Главное правило — видеть ноги соседа, тогда меньше шансов случайно проглядеть потеряшку. Люди идут цепью до конца квадрата, разворачиваются, смещаются и назад. На полный прочёс квадрата по бурелому, камышу и крапиве уходит от 2-х до 4-х часов. Иногда задача — это прочес не квадратного квадрата, а какой-то лесополосы, оврага, берега реки… То же самое, только в профиль.

В эфире штаб — это «заря», пеший отряд — «лиса» отряд на транспорте — «ветер».
— Ветер 2 заре
— Ветер 2 в канале
— заглушите машину, лиса 38 работает на отклик
— принято
Это означает, что штаб попросил машину с поисковиками, находящуюся рядом с группой «лиса38» заткнуться, чтобы те позвали потеряшку голосом и послушали ответ.

Работа на отклик ведётся, когда есть надежда, что ищут не тело, и что у человека есть силы ответить. Если ищут ребёнка, как правило кричит женщина — мужской голос сильнее пугает. Зовут тем именем, на которое лучше отзывается по словам родных. Если в соседних квадратах работают «лисы», они тоже замолкают и слушают — вдруг потеряшка отзовётся ближе к ним…

По возвращении группы, трек с навигатора сливается в ноутбук коорда, люди отдыхают, или сразу идут в лес в составе новой группы. Некоторые, особо важные места прочесываются не по одному разу. Может быть, что потеряшка ещё движется, и как раз зайдёт на только что прочёсанный квадрат — это всё забота координаторов.
У нас часто на поиски съезжаются из соседних областей. Курск, Орёл, Белгород, Воронеж, Брянск ездят друг к другу. Особенно масштабными бывают поиски маленьких детей. Тут приезжает и Москва и много кто из разных далей.

В поисках помогают местные джиперы, частные вертолётчики, аквалангисты и кинологи…
Кстати, о кинологах и вообще сотрудничестве с МЧС и полицией. Насколько я знаю, раньше они к добровольцам относились с усмешкой и просили не путаться под ногами. Сейчас же на тех поисках, в которых я участвовал, МЧС-овцы сначала отрабатывают свои сценарии, а потом иногда присоединяются к нам. Им выделяют сопровождающего старшего группы от ЛА с оборудованием и они идут на задачу в рамках общих мероприятий ЛА. А если есть возможность собакам взять след, то ЛА тормозит своих бьющих копытом поисковиков, предоставляя время полноценно отработать кинологам с собаками. Короче, сотрудничество налажено неплохо.

Если местность большая и открытая, а людей не хватает на прочёс прилегающих полей, то эти поля фотографируют в высоком разрешении с дронов, и рассылают добровольцам, которые не выходя из квартиры могут детально рассматривать снимки и искать на них лежащего человека. Сейчас, вроде бы этому неплохо обучили нейросеть — теперь компуктер неплохо распознаёт контуры человека в природной среде.

Ещё ЛА создала интересный сервис «Лес на связи». Это работает, если человек заблудился, но сам позвонил по мобильнику. — таких случаев много. Раньше часто так бывало, что потеряшка получал бестолковые рекомендации от родственников и друзей, высаживал батарею, а потом и погибал сам. Оператор «леса на связи» имеет опросники, по которым может максимально точно установить местоположение потеряшки. Человека убеждают не звонить больше никуда — не тратить заряд. В сложных случаях в предположительную область потерянного вылетает вертолет и зависает, человеку звонят и спрашивают, где относительно него слышен звук, затем вертолет меняет местоположение, снова звонят, спрашивают, куда сместился звук, дальше триангуляция и определение место пропавшего.

В городских поисках они сейчас пытаются работать по видео с регистраторов — ведут опросы водителей. Например, видели человека последний раз где-то. Время и место известны. В это время мимо него ехала куча народа с регистраторами, найти бы хоть одного, понять в какую сторону шёл. Затем через 5 мин в конце той улицы понять, куда повернул… Так всем миром можно было бы найти человека. Но это технически очень сложно. А в городских поисках большой процент составляют пожилые люди с деменциями, которые бредут куда глаза глядят, могут и на транспорте проехаться и найти их очень сложно. Тут сильно помогают ориентировки.

Напоследок хотел сделать ряд критических замечаний и сам себя на ваших глазах переубедить. Дело в том, что подобный диалог иногда возникает в моей голове на поисках. Возможно, такая же критика возникает не только у меня, и тогда я отвечу и себе и «тому парню».
1. когда смотришь ЛА-статистику, сразу видишь, её невероятную эффективность. Например, за май 2020 г. обработано 2113 заявок, найдено живыми —1415, найдено погибших —155, родные найдены — 66. Однако, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что далеко не все найденные — найдены именно отрядом ЛА. Вот моя личная статистика из 11 поисков, в которых я участвовал, 1 вернулся сам, одного парня нашел участковый, одного нашли убитым полицейские, двух нашли погибшими местные, одного нашла погибшим соседняя «лиса», про остальных найденных не знаю, как и кем они были найдены. Т. е. ситуация, когда подросток пропал, объявлен поиск, а он потом сам пришёл домой, изрядно потрепав родным нервы попадает в категорию «Найден Жив». И эффективность именно ЛА оказалась намного ниже, чем я полагал, почитав статистику. «Найден» не обязательно значит «найден ЛА». Когда я это понял, и посетил меня бес сомнения, я ответил ему: «Лёха, ты же просто хотел бродить по лесу с рюкзаком под дождём — ну так ходи! И вдруг твоё хождение кому-то поможет!»

2. Тут в разговор влезла еврейская кровь и принялась считать деньги. Ведь каждый выезд для меня — это 1000-1500 кровных на бензин. А эффективность, как я написал выше, вызывает вопросы… И огромная армия добровольцев так нерационально тратит деньги! Если бы вот их — все эти деньги — взять и потратить на конкретные операции конкретным больным детям, возможно было бы спасено больше жизней. На это я ответил себе так: «Не дай Бог, потеряется в лесу мой ребёнок, моя кровиночка. Я кинусь упрашивать людей — скорее!!! на помощь!!! ищите, пока он ещё жив!!! А они мне начнут рассказывать про бензин, про операции и про нерациональность...» Так что ну её — рациональность — куда подальше. Тем более, я бы и так тратил деньги на поездки в лес, только больше (приходилось бы покупать алкоголь)))


3. Повторюсь. Меня поначалу напрягал типаж закованного с ног до головы в тактические берцы, наколенники, разгрузку, перчатки, очки, арафатку, балаклаву… всё это со всех сторон обшито шевронами с позывным типа «горец», «терминатор» и т. д. Он матерится непрерывно (как взрослый) и так же непрерывно курит (тоже как взрослый). Страшнее всего, когда он — девушка. Я, конечно, немного утрирую, но такая тенденция налицо. Так вот я подумал, что этот весь романтически-героический антураж отвлекает студентов от жизни в смартфоне, привлекает их туда, где очень многое зависит от массовости. Хорошая цепь — большая цепь. Так пусть хоть на лоб себе приклеют шеврон — лишь бы делали дело. Тем более, что этот типаж не навязывается. В отряде есть также много простых «работяг», которые безо всяких понтов целую ночь чешут буреломы, болота, потом едут на работу, потом возвращаются, чтобы отработать хотя бы ещё одну задачу, или просто готовить горячую кашу возвращающимся из леса.

…………….
P.S.
Всё что написал — исключительно личные впечатления. Вероятно что-то написал неправильно, хотя старался… не пинайте слишком больно.
Спасибо всем осилившим сию простыню!
Ура!




Читать весь материал и комментарии