Немного истории:
Ткачество было изобретено человеком в эпоху неолита — около 8 тысяч лет до нашей эры. До зарождения ткацкого ремесла первобытные люди одевались в шкуры животных, которые сшивали нитями, изготовленными из жил тех же животных.
Ткачество — изготовление тканей из нитей животного или растительного происхождения. Ткацкому процессу предшествует процесс прядения. Из коротких шерстинок или растительных волокон прядут нити, скручивая шерстинки или волокна между собой. Затем нити переплетаются. При этом продольные нити образуют основу ткани, а поперечные нити располагаются перпендикулярно основе и образуют уток. Переплетенные нити основы и утка образуют тканевое полотно.
Ткачество как ремесло возникло в результате перехода человека от кочевого к оседлому образу жизни, от собирательства к одомашниванию животных и возделыванию растений.
Технология ткацкого производства сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Прежде чем получить пригодную для изготовления ткани нить, надо знать, из чего ее можно получить. Многие домашние животные покрыты шерстью, но далеко не всякая шерсть подходит для ткацкого производства. Все растения состоят из волокон, но не любые растительные волокна пригодны для ткачества.
Выводя новые породы животных, древние люди научились выделять и закреплять в следующих поколениях полезные для себя признаки — например длинную шерсть у овец. В растениеводстве происходило то же самое. Методом проб и ошибок люди открыли для себя, что некоторые растения пригодны для изготовления из их волокон прочных нитей. Одни из древнейших растений, применяемых для получения сырья для ткачества — это лен-долгунец, конопля, джут, кенаф (все они относятся к так называемым лубяным культурам) и хлопчатник. К слову — в Индии хлопчатник культивировался уже около 3 тысяч лет до нашей эры.
Кроме шерсти животных и волокон растений, для изготовления тканей используется натуральная нить животного происхождения — выделяемый гусеницами тутового шелкопряда шелк. Шелковая нить образует кокон, в котором происходит метаморфоз шелкопряда. Поэтому гусеницу шелкопряда разводят в искусственных условиях.
Выращенное и собранное с поля растение подвергали многоступенчатой обработке — разрыхлению, трепанию, смешиванию, вычесыванию, вытягиванию. Затем готовое волокно пряли в нить, скручивая его руками при помощи простейшей прялки. Прялка представляла собой деревянный гребень, на котором закрепляли пучок волокон. При прядении готовая нить наматывалась на веретено — конусообразную деревянную палочку.
В результате прядения беспорядочно спутанные непрочные волокна переплетались и обретали достаточно высокую прочность. Полученную нить отбеливали, окрашивали в нужный цвет растительными красками. Затем из подготовленных нитей ткали полотно.
Освоив ткачество в глубокой древности, человечество не расставалось с этим ремеслом никогда. Для облегчения производства были изобретены станки — и для прядения, и для производства тканей. Ручной ткацкий станок, представлявший собой простую деревянную раму, на которую натягивались нити основы, и перемещаемую вручную поперечину-челнок с закрепленной на ней нитью утка, — одно из древнейших орудий труда. Остается лишь поражаться изобретательности древнего мастера, впервые придумавшего это немудреное, но вполне эффективное устройство. Станок позволил не только ускорить производство ткани, но и добиться получения достаточно тонкого полотна с ровной поверхностью.
Войлок:(система вложена)
Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.
Войлок изготавливали в основном из овечьей шерсти. Благодаря верхнему чешуйчатому слою (кутикуле) шерстяные волокна под воздействием горячей воды и пара способны сцепляться друг с другом, на чем и основан принцип войлоковаляния. Поскольку шерсть дикой овцы не имела кутикулы, первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Поэтому начало истории войлока исследователи относят к 5-6 тыс. до н.э., когда были одомашнены также лошадь и собака, помогавшие пасти большие отары. Именно с этого времени войлоковаляние стало одним из основных занятий в хозяйственной деятельности многих народов.
Самой ранней формой материи является нетканый текстиль, к которому можно отнести войлоки. Технология их производства была достаточно проста: шерсть укладывали слоями, при этом один из них включал орнаментальные композиции ковра, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, стараясь не сдвигать пласты. Такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.
Первые войлоки выполняли из натуральной шерсти естественного цвета. Традиционно для их изготовления использовали шерсть, окрашенную естественными красителями. Полученные цвета должны были гармонировать между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, поэтому процессу окрашивания шерсти уделяли серьёзное внимание. Естественными красителями служили растения, которые, чтобы получить краситель нужного качества и цвета, собирали в конкретном месте в определенное время.
При использовании природных красителей народные мастера добивались разнообразной палитры. Так, зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый — из отвара ореховой скорлупы, а серый- из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый — луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний.
Для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашеной) капусты, дубовый пепел, ржавые гвозди, медный купорос.
Войлок обычно изготавливали в виде полотнищ различной толщины. Тонкие войлоки использовали в качестве головных покрывал, из толстых делали доспехи, обувь, покрытия для юрты. Известно несколько способов декорирования и украшения войлочных изделий: вкатывание узора; аппликация войлоком, тканью, кожей; инкрустация войлоком (мозаичный способ) с использованием декоративной стежки; вышивка по войлоку, украшение бисером и ракушками; роспись по войлоку и др. Основные из них сохранились до настоящего времени.
Носителями иранской техники изготовления войлока с использованием вкатанного узора были народы Средней Азии, которые и сегодня выполняют кошмы точно так же, как это делалось в древности. Излюбленными цветами туркменских войлоков были белый, красный и черный, а основным рисунком -стилизованный бараний рог. При этом узор выкладывали шерстью на циновке, которую скручивали, а затем приступали непосредственно к валянию кошмы. Пазырыкскую технику, получившую свое название от знаменитого войлока-занавеса, найденного в одном из Пазырыкских курганов, характеризует тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования изделий у многих народов. Вместе с тем, продолжает бытовать, например, в Бурятии традиция изготовления одноцветных войлоков, сплошь украшенных мелкой стежкой сухожильными нитями.
Если валянием небольших изделий обычно занимались женщины, то изготовление крупных предметов считалось, в основном, мужской работой. Так, например, готовое к валянию полотнище для юрты навивали на палку и зашивали в кожу. Затем палку привязывали к стременам оседланного коня, который возил ее по полю до тех пор, пока войлок не сваляется.
Славянские народы собственно войлоки не изготавливали. Зато им были знакомы так называемые полувойлоки -тканые и потом подвалянные материалы. Классическим результатом применения этой техники является сукно, из которого с давних времен делали верхнюю одежду.
Использовали войлок и для покрытия головы. Так, головные уборы различных форм, изготовленные из овечьей шерсти, хорошо известны многим народам Поволжья и Приуралья. Мужские шляпы валяли домашним способом на деревянной болванке. В некоторых районах, например, в Оршанском, производство мужских шляп приобрело характер кустарного промысла.
Интересна и история появления валенок в России, которая относится к середине XIX в., когда валяные сапоги являлись исключительно праздничной обувью, считались ценным приобретением для каждой семьи. С развитием промысла обрядовое назначение валенок менялось: в одних районах праздничные валенки становились повседневными или рабочими, в других бытовали валяные сапоги, предназначенные только для праздников или работы. В конце XX в. валенки из некогда модной и престижной обуви превратились сначала в повседневную, а затем в обувь для детей и стариков. Однако до сих пор в суровые зимы многие жители деревень надевают вместо современной модной кожаной обуви полюбившиеся валенки.
На Кавказе и сегодня сохраняются практически все способы изготовления и декорирования войлоков и войлочных изделий. Мозаичный, когда из двух разных по цвету полотнищ войлока, положенных один на другой, по одному лекалу вырезается узор, разно- цветные элементы которого меняются местами и сшиваются в готовое изделие.
А счас собственно технология:
Войлок. Для этого шерсть укладывали слоями на циновку, ткань.Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.Потом Войлочный валик зашивали в кожу или в прочную тканью привязывали к гужевому скоту, который протаскивал около 2км.
Нить. изготовление ниток из шерсти является очень трудоемким процессом. Первичная обработка шерсти состоит из ряда технологических операций. Первая операция это — мойка шерсти. Сначала руно замачивают в воде, оставляя на несколько дней в пруду или большом деревянном лохане, затем промывают в холодной речной воде. Для лучшего очищения от грязи, шерсть топчут ногами и бьют палками-колотушками. Иногда шерсть промывают в зольной воде. Помытую шерсть сушат на солнце в развешанном виде или расстилая на палатах. Сухая шерсть подвергается дальнейшей обработке. Очищается от прилипших растительных семян, отбирается по цвету. Затем при помощи лукообразного инструмента (рис. 1) разрыхляют клочки спутанной шерсти, для этого струну этого инструмента погружают в шерсть и, ударяя по ней палочкой, приводят ее в колебательное движение, способствующее разрыхлению шерсти и выпадению из нее посторонних примесей. В зависимости от назначения вымытая сухая шерсть белого цвета подвергалась отбеливанию. Для этого специальную белую глину, измельченную на ручной мельнице, перемешивали с водой и в полученный раствор окунали шерсть. Известен и другой способ, когда предварительно обожженный и измельченный до порошкообразного состояния минерал — шелковистый гипс растворяют с кислым молоком и в эту смесь погружают шерстяную пряжу для отбеливания. Следующая операция заключается в расчесывании шерсти. Для расчесывания шерсти пользуются деревянным треугольной формы инструментом, на верхний острый угол которого насажен металлический наконечник с двумя рядами острых стальных зубьев. рис. 2… Сидя на полу, одновременно оперируя двумя руками, распускать пучок за пучком вычесываеть шерстяные волокна. В процессе двух, иногда и трехразового вычесывания длинные шерстяные волокна располагаются параллельно друг к другу, а некачественные короткие и спутанные волокна в виде отходов остаются между зубьями гребня. Первые идут на изготовление высококачественной пряжи, а вторые используются при производстве войлока. Расчесанная шерсть путем прядения превращается в длинные и прочные нити — пряжу. Технологический процесс прядения осуществляется при помощи ручного веретена, которое со II-тысячелетия до н. э. остается в неизменном виде. рис. 3…
Инструмент для разрыхления шерсти.
Рис. 1. Инструмент для разрыхления шерсти.
Рис. 2. Гребень для расчесывания шерсти.
Рис. 3. Веретено
При помощи этого древнего и незамысловатого инструмента, прядут пряжу. Из пучка шерсти пальцами одной руки вытягивает часть волокон, которая скручиваясь и утончаясь, виток за витком, наматывалась на вращающееся другой рукой веретено. Кроме веретена существовали два вида прялок. На одной из них прядут пряжу преимущественно для сукноткачества. Эта деревянная вертикальная стойка с горизонтальной вставкой в верхней части, укрепленная на каменной подставке. рис. 4. Более усовершенствованная и производительная ручная прялка со сравнительно сложным устройством наиболее широко применяется для к пряжи. Принцип ее работы основан на вращательном движении колеса диаметром 50 см. Правой рукой приводилось во вращательное движение колесо, одновременно левой регулировалось формирование пряжи на веретене. рис. 5…
Рис. 4. Ручная прялка.
При производстве ворсовых изделий в зависимости от назначения шерстяная пряжа делится на три вида: основная, узорообразующая и уточная. Скручиванием нескольких нитей пряжи получают пряжу для основы, обладающую достаточной прочностью. Уточная пряжа бывает слабой крутки, потоньше и менее крепкой чем пряжа основы. Узорообразующая пряжа от двух первых отличается более рыхлой, толстой и пушистой нитью. Для безворсовых изделий пряжа для основы и утка бывает более однородной, но тоже достаточно крепкой крутки.
В ручном производстве около 50% трудовых затрат приходилось на трудоемкие вспомогательные процессы подготовки пряжи, наиболее трудоемкие из них — расчесывание и прядение шерсти. За день, работая (с утра до вечера, мастерица может расчесать только 1 кг шерсти. На ручное прядение из этой шерсти пряжи уходит еще больше времени.
Важным звеном технологической цепи подготовки сырья является процесс окрашивания пряжи, требующий от человека большой затраты труда и времени. Индивидуальные знания о красящих свойствах многих материалов, умения и навыки их обработки, накопленные в результате собственных опытов в совокупности с полученными по наследству от предыдущих поколений сведениями о красках, позволяет людям получать из подручного сырья красители различных тонов и оттенков.
Как известно, все компоненты, необходимые для окраски пряжи, мастерицы получают сами из местных природных материалов известными им традиционными способами. Например, поташ для кубовых красителей получают из золы растений произрастающих на солончаковых почвах. В качестве протравы часто используют фруктовые кислоты. Высококачественные красители самых разнообразных цветов, обладающие достаточной прочностью и стойкостью к воздействиям различных внешних факторов, мастерицы в основном получают из листьев, коры, плодов и корней травянистых растений и плодовых деревьев. Из листьев тутового дерева, грецкого ореха, яблони, айвы, из коры граната, дикой сливы получают краску от самого бледного до самого интенсивного коричневого цвета. Желтый цвет получают из цветов седого клевера, а из растения — карачуп получают черную краску. Зеленый цвет получают погружением пряжи окрашенной в желтый цвет в раствор индиго (синий). Красный цвет получают из корней растения, известного под названием марена. В зависимости от способа обработки и времени сбора отвар марены окрашивает пряжу в различные оттенки красного цвета от светло-розового до бордового. Притом разные части корня дают разную окраску. Сердцевина дает ярко-красный, ядро — красный; заболонь с корой — коричневый. Другим известным растением для получения красителя желтого цвета является шафран. Для окраски шерстяной пряжи в различные оттенки синего цвета применяют кубовый краситель — индиго. С конца XIX — начала XX вв. в ковроделии начали использовать и яркие и маркие анилиновые красители.
Следующим необходимым в производстве видом сырья является хлопок. В современных коврах часто нити для основы и утка вырабатываются из хлопка. Хлопчатобумажная пряжа по сравнению с шерстяной имеет ряд преимуществ. Она легче обрабатывается, облегчает процесс ткачества, не боится моли и позволяет ткать изделия высокой плотности. В старину во многих странах возделывали коноплю, из которой и из ее пряжи ткали мешковину и простые паласы больших размеров. Во многих селах занимались изготовлением конопляных тканей для удовлетворения домашних потребностей и частично для продажи. Стебли конопли собирали осенью еще в зеленом виде и связывали в снопы, высушивали в копнах на поле или под навесами дома. Затем подбирали стебли одинаковой длины и связывали в лучки. Пучки эти замачивали в водоемах в течение 12—18 дней. Затем, предварительно высушив, пучки конопли укладывались на каменные или деревянные подставки и частыми ударами по ним колотушками отделяли лубяное волокно от древесины стеблей. Полученное волокно трепали, мяли и гребнем из толстых куриных перьев вычесывали. Пряли так же и как шерсть, вытягивая и скручивая в нити необходимой толщины при помощи веретена и прялки. В зависимости от назначения конопляную пряжу подвергали специальной обработке, крахмалению и отбеливанию. Пряжа из конопли отличалась особой прочностью и шла на изготовление многих материалов первой необходимости.
Так с нитками разобрались, сейчас непосредственно ткацкий станок. Лучше горизонтальный, так как он более продуктивен и технологичен, но сложнее в изготовлении.: Процесс его работы заключается в следующем:
Наглядная схема
Нити основы, сматываясь с пряжного навоя 1 огибают скало 2 и ценовые палочки 3, которые служат для их упорядочения (сохраняют деление на пары и очередность, заданную при сновании). Затем нити основы проходят через глазки ремизок 4, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называется ткацким зевом. В него пробрасывается челнок 9 с уточной нитью 10. К опушке ткани 11 уточная нить прибивается бердом 6, установленным в батане 7. Поэтому после прохождения через глазки ремизок все нити основы в той же очередности должны быть Принцип работы ткацкого станкапробраны в промежутки между зубьями берда. Перемещение ремизок в вертикальной плоскости для образования зева осуществляется при помощи подножек 8, что возможно лишь при подвижной подвязи ремизок на блочках 5.
Каждый раз, когда ремизки, перемещаясь, образуют ткацкий зев, в него пробрасывается челноком уточная нить. После этого бердо, двигаясь на батане вперед, прибивает уточную нить к опушке ткани. Затем ремизки меняют свое положение и процесс прокладки и прибивки утка повторяется.
Вырабатываемая ткань огибает грудницу 12 и наматывается на товарный навой 13.
Ну вот в принципе и все. Кидайтесь тапками. Извиняюсь за задержку. (вызывали на работу: на трассовый участок)
Админам. Если хотите удаляйте недописанную статью
И ещё отступление от темы к предыдущей статье:
Моя овечка.
нить из пуха:
Ну и похвастаюсь, сам отковывал. Вот скажите почему быстро тупится, сталь рессоная зиловская: