В русском Интернете существует интересный феномен. Называется он — “выживальщик”. Так называют себя люди, которые сознательно готовятся к наступлению “конца света”. В терминологии выживальщиков явление Апокалипсиса получило название “Большой Песец” или просто БП. Начавшись с общения на тематических форумах, феномен переместился в реальную жизнь – выживальщики готовят запасы продуктов и снаряжения, осваивают оружие и транспорт, устраивают тайные склады и схроны на случай наступления БП. Это служит постоянной темой для троллинга их со стороны обычных людей, считающих выживальщиков параноиками. В свою очередь выживальщики называют всех прочих “ванильными”, что рождает ассоциации с терминологией БДСМ-сообщества. Некоторые вопросы, которые обсуждаются на тематических форумах выживальщиков, имеют практическое значение и могут быть применены в реальности, другие же вызывают у понимающего человека дикий хохот.
История выживания
Явление это далеко не ново. С начала 50-х, в разгар “холодной войны”, в США царила настоящая истерика по поводу вероятного ядерного конфликта. Богатые фермеры и обеспеченные горожане копали противоатомные бункеры, запасали воду, еду, оружие, топливо. Ярким примером такого поведения является фильм “Дрожь земли”, где богатый арсенал американского выживальщика Берта Гаммера здорово помог героям в схватке с чудовищами. Однако это уникальный (к тому же вымышленный) случай. Большей частью все эти убежища оказались полностью невостребованными – по сути, пустая трата времени и денег. В некоторых из них сегодня размещены музеи “холодной войны”.
Настоящий американский выживальщик сегодня не вымер. Но встречается все же значительно реже, нежели полвека назад. Как правило, это человек, связанный с оружием, либо охотник. Нередко выживальщиками становятся коллекционеры оружия. Выживальщик – человек состоятельный, он может себе позволить тратить много денег на свое хобби.
В постсоветской России выживание как феномен появилось сравнительно недавно. Некоторые считают причиной его появления некий рост благосостояния населения. Действительно, когда нет денег, нужно выживать по-настоящему, а не фантазировать по поводу гипотетических катастроф. Россия 90-х гг. ХХ века помнит и очереди за хлебом, и пустые полки магазинов, и ломящиеся от товаров прилавки новомодных маркетов, в которые ходили как в музей по причине пустых карманов, и непременные запасы дома муки, сахара, крупы и макарон. Отсутствие света, газа, воды, тепла для “цивилизованного мира” экзотика и кошмар, для нас – прожитая в ощущениях реальность.
В настоящее время феномен выживания широко распространен в мире. Кроме России и СНГ, в сообщество выживальщиков входят жители Германии, Франции, Израиля, США и других стран, где, в общем-то, особых причин для паники пока не наблюдается. Тем не менее выживание является международным явлением и более того – выживальщики из США и Европы зачастую являются лидерами и наставниками сообщества. Это легко объяснить, если учесть, что доступ к средствам выживания (о которых речь пойдет ниже) в таких странах упрощен до предела. Да и доходы, что называется, позволяют.
Сценарии БП
Какие варианты БП рассматривают выживальщики? Абсолютно все. Здесь встречаются самые вероятные и невероятные сценарии – от военного переворота и гражданской войны до прилета инопланетян и столкновения с кометным ядром. Большей частью сюжеты БП взяты из художественных книг и кинофильмов, которые рассматриваются сообществом выживальщиков наравне с технической литературой как источник знаний и опыта. Такие книги как “Мародер” Беркема Аль-Атоми, “Метро-2033” Дмитрия Глуховского, “Почтальон” Дэвида Брина, “Молот Люцифера” Ларри Нивена и Джерри Пурнеля, “Атомный сон” Сергея Лукьяненко, являются для выживальщиков настольными. Кстати сказать, на страстной любви выживальщиков к литературе и фильмам жанра “пост-БП” писатели и режиссеры ежегодно зарабатывают миллионы и миллионы денег.
Скорее развлечением, чем реальным сценарием, являются для выживальщиков фантастические катастрофы с участием зомби. Хотя эпидемии и пандемии и представляют серьезную опасность для человечества, все же вероятность появления в их результате киношных зомби исчезающе мала. Скорее уж, выживальщикам придется иметь дело с разлагающимися трупами и спасающимися от заразы людьми, чем с живыми мертвецами. Но разминка для ума из зомби-тематики получается неслабая. Рассматриваются, в основном, два вопроса: куда от зомби бежать “в случае чего” и чем этих самых зомби убивать. В процессе обсуждения оружия рождаются потрясающие вундервафли наподобие гвоздемета, спаренного с огнеметом, дробовика с 100-зарядным магазином, метателя дисковых пил и т.п.
Вундервафля (производное от нем. Wunderwaffe — буквально волшебное, чудесное оружие) – оружие, явно претендующее на инновации в оружейном деле, переворот в технике, однако не работающее или работающее неправильно. В России термин стал обозначать практически любые виды оружия, созданные с нарушением логики, неработающие, опасные для своего создателя и т.п.
Один из наиболее популярных сценариев выживания в России является оккупация ее территории войсками НАТО (см. “Мародер”). Все-таки желающих жить с оккупантами в мире и сотрудничестве среди выживальщиков почти не бывает, все как один намерены “уйти в партизаны”, что очень радует ура-патриотов. Одновременно такой сценарий крайне огорчает выживальщиков из стран этого самого НАТО, и они периодически устраивают с российскими “партизанами” грандиозные холивары, что феерически доставляет. Обычно на эти холивары сбегаются все тролли Рунета, так что странице к 50-й уже ничего не понятно. Потом приходит админ, трет комменты и прикрывает лавочку.
Сценарии, не связанные с человеческим фактором, не менее любопытны. Другое дело, что природу, в отличие от человека, не победить, и воевать с ней трудно. Засуха, морозы, наводнение, землетрясение, извержение вулкана – список катастроф обилен, и на каждый случай у выживальщика есть свой план. Правда, все планы хороши, пока не сталкиваются с реальностью, но это уже другая история.
Беда всех сценариев действия выживальщиков – склонность к универсальности. Каждый второй пытается разработать хитрый план, который сгодится на любой случай и будет работать в любой местности. В связи с этим рассчитываются действия и делаются запасы. Однако ясно и ежу, что выживание в пустыне отличается от выживания в тайге, и снаряжение для горных путешествий мало поможет рядом с горящим торфяником.
Куды бечь?
Выживальщики в своей массе делятся на две группы – одиночки и коллективисты. Одиночка намерен выживать сам, максимум с семьей. На других особей человеческого вида ему плевать. Естественно, что линия поведения его проста и предсказуема – в случае БП удрать подальше от людей в тайгу, горы, пустыню (спрятаться в пещеру, нырнуть на дно в батискафе, улететь в космос – нужное подчеркнуть), и там “залечь на тюфяки”. Упреки в бесчеловечности отметаются заранее, доводы разума о невозможности одиночного выживания опровергаются примерами из жизни знаменитых путешественников, таежников и т.д. О том, что любой, даже самый матерый путешественник имеет добротный благоустроенный дом, куда периодически возвращается зализывать раны, одиночка не думает.
Коллективист настроен сколотить большую дружную команду, а в идеале – создать собственное поселение-коммуну. При этом с другими коммунами одни выживальщики готовы вести меновую торговлю, а другие – воевать. Утопичность коммуны в расчет не принимается – все построения выживальщика стройны и логичны, в них нет места сомнениям. О том, что все люди разные и даже среди близких родственников постоянно возникают ссоры, объяснять бесполезно. Характерный момент: каждый коллективист считает, что именно он станет вождем будущей коммуны. О том, что у других ее членов имеется свое мнение по этому поводу, он не задумывается. По его замыслу, он автоматически является прирожденным вожаком и кем-то вроде религиозного лидера в одном флаконе.
Джокервилль – распространенное в среде выживальщиков условное название поселения-убежища, как правило, далеко и надежно спрятанного от посторонних глаз. Именно там хранятся запасы и основное снаряжение выживальщика. Как правило, образцом для создания джокервилля являются скиты раскольников и таежные поселения сектантов.
Алогичность сценариев поведения в случае БП чаще встречается у одиночек. Яркий пример выражен в распространенном сценарии “Землетрясение в городе зимой”. Вводная: дома разрушены, нет отопления, множество людей погибло. Действия одиночки: бежать из города в лес, вырыть там землянку, питаться подножным кормом и охотой. Основания – в городе трупы, значит будут эпидемии. О том, что зимой трупы не разлагаются, кучу еды можно извлечь из-под развалин, а ночевать можно с тем же успехом в подвалах, одиночка не хочет и слышать. Тем более он не хочет помогать выкапывать выживших и оказывать им помощь. Впрочем, в этом он весь. Коллективист, напротив, готов и намерен помогать выжившим, но непременно с последующим переходом их под его команду. О том, что неизбежно прибудут власти со спасателями, разговора нет.
Часть выживальщиков никуда бежать не собирается. По примеру героя “Мародера” они намерены захватывать пустующие дома и устраиваться там, укрепляясь по месту проживания. С жителями предполагается поступать просто: полезных пристраивать к работе, бесполезных гнать на мороз. Разумеется, учитывается вероятность сопротивления “ванильных”, но оно легко и непринужденно подавляется. Вообще, легкость обращения с реальностью прослеживается в сообществе удивительная: все происходит ровно так, как задумал выживальщик, и не иначе. Случайность бывает только одна: это БП, а после его наступления все идет строго по плану выживальщика.