Речь пойдет о навыках. Лишь немногие из выживальщиков имеют действительный опыт ведения военных действий или хотя бы тактическую подготовку. Чуть больше народу реально жило в отрыве от цивилизации две и более недели. Еще столько же любят ходить в походы, сплавляться на байдарках и лазить по горам. Остальные никогда не покидали пределов большого города и являются по сути офисным планктоном. Обыкновенный мороз градусов в 20-25 заставляет их передвигаться по улицам перебежками от магазина к магазину, но при этом пережить зиму в шалаше посреди тайги – плевое дело.
Разумеется, в Интернете лиц не видно. Поэтому среднестатистический выживальщик отлично владеет всеми видами оружия, бегает как лось, спит в сугробе, имеет черный пояс по карате и одним видом убивает все живое. У него опыт как минимум десятка локальных войн и конфликтов, а если бы в Анголе действительно воевало столько тру-выживальщиков, она бы треснула пополам. Он умеет водить все что ездит, плавает или летает. Из ничего способен сделать что угодно. Сожрет живого таракана или гадюку и не поморщится. Конструирует вечный двигатель второго рода за пять минут на коленке. И так далее.
Очень интересно бывает слушать советы таких людей. Опытный турист сразу все понимает и даже не пытается что-то доказать. Ведь тру-выживальщик умеет спать на голых камнях, устраивать нодью (охотничий костер из цельного бревна), обходиться горстью сушеного мяса в сутки и глотком воды. (Кстати, вопрос питания настолько интересен, что о нем будет отдельный разговор.) Когда возникает вопрос практического применения всех навыков, тру-выживальщик обычно множится на ноль, потому что руки у него заточены исключительно под клавиатуру.
Когда возникает холивар с мародерами, тру-выживальщик начинает бить себя в грудь, рвать тельняшку и хвататься за серборез, с которым он прошел две войны и Февральскую революцию. Разумеется, опыт стрельбы по бутылочкам в тире и махания ногами на занятиях по карате автоматически означает готовность сходу снести голову живому человеку, вступить в рукопашную схватку с медведем и голыми руками разогнать толпу хулиганов. Особенно могучими бывают одиночки – эти вообще Кинг-Конга загоняют за Можай ссаными тряпками.
Как исключение, можно назвать тех, кто действительно проверяет на себе экстремальность своего увлечения. Такие обычно выкладывают фотографии с зимних вылазок, где они кипятят чай из брусничного листа (выкопанного из-под снега), спят возле нодьи (правильно установив ветрозащиту, без которой нодья – смерть), ловят силками белок и зайцев (и снимают с них шкуру). Но такие персонажи обычно являются выживальщиками второго сорта на форумах и мишенью для остроумных замечаний тру-выживал.
Пища богов
О питании после БП обычно ходит больше всего легенд. Самые ленивые рассказывают о мифических “военных складах” муки и тушенки, которые находятся совсем рядом – приди и возьми сколько надо (см. “Мародер”). Вопрос, кто их там ждет, отметается. Другие рассчитывают только на себя и свои запасы. Запасают в качестве еды абсолютно все, используя при этом свои и чужие рецепты заготовки. При этом о хранении продуктов ходит столько мифов, что 90% запасов попросту пропадает зря, превращаясь в зловонную протоплазму.
Номер один – консервы и сублиматы. Кто-то покупает готовые, кто-то делает их сам. Польза в наше непростое время от такого умения есть – ведь заводские консервы с каждым годом все менее съедобны. С сублиматами проще, но и они вызывают много споров. Кстати, миф о вечности хранения тушенки и сублиматов – миф и есть, с чем каждый выживальщик сталкивается почему-то на своем опыте, наступая на одни и те же грабли. Хранимый дома (на даче, в бункере) запас продуктов приходится постоянно обновлять по мере истечения срока годности, на что уходят нехилые деньги. Некоторые продолжают свято верить, что отечественная тушенка хранится десятками лет – их ждет маленький сюрприз при торжественном открытии банки.
Номер два – подножный корм. Кто-то считает, что сможет прокормиться охотой и рыбалкой, кто-то надеется на грибы и ягоды. Считается дурным тоном не знать два-три десятка съедобных растений, и плевать, что на такой диете даже мамонт загнется в два счета. Выживальщики собираются жить так годами. Ну, разумеется, еду можно и вырастить самому. Выращивать собираются что угодно: картошку, горох, бобы, пшеницу, рожь, ячмень, грибы-вешенки и даже съедобных насекомых и (не блевать!) опарышей. А что – белок же…
Номер три – экзотика. Различные самодельные и заводские питательные смеси крайне популярны среди выживальщиков. Например, специальные высокоэнергетические рационы питания для армии, рассчитанные на длительные автономки. То, что после их поедания в течении недели желудок крайне долго и мучительно восстанавливается, никого особо не интересует. Самые продвинутые делают по своим “фамильным” рецептам адские смеси из орехов, изюма и шоколада – очень питательные, но… Вы пробовали жрать шоколад и орехи месяц подряд? Также в ходу и еда американских индейцев – пеммикан, о котором знает каждый тру-выживальщик, но мало кто видел в реальности. Растертое в порошок сушеное мясо с сушеным жиром безусловно питательно, вот только есть его в течении более чем суток современный человек не сможет физически.
Как правило, редкий выживальщик читал хоть одну книгу по диетологии и науке правильного питания. Поэтому при расчете запасов еды питательная ценность и наличие необходимых элементов в расчет не применяется, а поставленная задача (сытно жрать) не рассматривается с медицинской точки зрения. Зато про цингу выживальщики наслышаны и готовы бороться с ней – в том числе и отваром сосновой хвои, хотя знаменитый колымский зэк Шаламов на горьком опыте убедился, что отвар этот бесполезен.
Закон не для нас
Большинство выживальщиков люто, бешено ненавидят государство и власть. Но, как известно, неважно, как мы любим государство – важно, как оно нас любит. Идеальным сценарием БП для выживальщиков является полное уничтожение институтов государства: армии, полиции, законов и т.п. Однако такой вариант является почти недостижимым – ведь все эти “институты” живут рядом с нами, ходят по одним улицам, и полное их истребление является гибелью и для простых смертных. Разве что в глухих деревнях выживут люди.
Если же институты власти не исчезнут, рано или поздно они начнут действовать. В плане организованности государство всегда дает прикурить индивидуалистам. У служилого люда есть закон и присяга, многим ее вдалбливают годами в военных училищах. Разумеется, часть армии и полиции разбежится, но лишь часть. Остальная предпочтет получать небольшой, но реальный паек от власти перспективе “свободно” скрываться в лесах от своих же сослуживцев.
Планируя свои действия на случай катастрофы, выживальщик редко учитывает логику власти. А ведь это сила, и сила организованная. Например, в случае начала войны или стихийного бедствия, выживальщик всегда рассчитывает взять свои запасы и скрыться подальше, в особо запущенных случаях – отгородиться от всего мира колючей проволокой. Государство же – вот странное дело – почему-то не разделяет таких убеждений и намерено, напротив, мобилизовать своих граждан. Уклоняющиеся называются нехорошим словом “дезертир”, и церемониться с ними в военное время никто не будет: к стенке и точка.
Даже если результатом БП станет полный развал и гибель страны, власть будет сопротивляться этому до конца. И первыми жертвами ее станут именно выживальщики, как активно уклоняющиеся от выполнения своего долга. И не важно, считать ли этот долг настоящим или придуманным – у власти свои законы и своя логика. А эта логика требует в чрезвычайной ситуации сначала отнять и собрать, а уж потом распределить. В эту схему не вписываются ни одиночки, ни коллективисты, желающие просто сидеть на своих запасах.
Есть ли польза?
Как ни странно, есть – если читать вдумчиво и пропускать мимо ушей откровенный шлак. И правильно использовать полученные знания. Ну в самом деле, разве не полезно уметь находить съедобные растения или ориентироваться по звездам? Собирать и разбирать оружие, водить машину, строить простейшие укрытия от холода и дождя, готовить еду – всему этому и многому другому можно научиться от выживальщиков.
Само собой, каждый совет и каждый метод, предлагаемый выживальщиком, должен быть проверен и опробован на практике. И если он работает – почему бы и нет? Знания лишними не бывают. Главное – не принимать всерьез все остальное. Полезный навык – в кубышку. Бред о прилете Нубиру – в топку. При таком подходе выживальщики — “это не только ценный мех”.
Опасность выживания состоит в том, что это заразно. Стоит задуматься о том, что БП вещь в принципе реальная и неотвратимая, прочитать пару-тройку соответствующих книжек, посмотреть пару кинофильмов про зомби – и ты попал. Появляется страх перед завтрашним днем и неодолимое желание как-то подготовиться, сократить риски. Первый звоночек – закупка впрок соли килограммами и спичек ящиками. Далее пойдет по нарастающей.
Правда, срабатывает это не всегда. Выживальщиками никогда не становятся циники и фаталисты. Скорее уж, им дорога в мародеры. “Все мы когда-нибудь сдохнем” — говорят они, с усмешкой наблюдая за хомячьими потугами выживальщиков. Ведь загадывать на будущее – вещь бессмысленная, что доказано всей историей человечества.