Как-то так случилось, что как само собой разумеющееся многие подразумевают попадание в БП или иной катаклизм в одиночку или всей семьёй. Что же случится, если по какоё-то причине семья разделится? Основной страх здесь — конечно, за детей. Как подготовить их и к чему готовит их современная СИСТЕМА.
Сравнивая современную и прежнюю (советскую)системы образования, обратил внимание на роль образовательной уравниловки в народном хозяйстве. Явление неоднозначное, НО человек, получивший многостороннее (непрофильное)образование имеет одно огромное преимущество — он может достаточно быстро и относительно безболезненно сменить род деятельности, переучиться на другую профессию. Современная система этого не даёт.
Нынешняя профильная система образования призвана (официально) адаптировать ребенка к жизни в обществе, помочь ему максимально реализовать свои способности. Но это пока общество стабильно. А вот при наличии сильных или быстротекущих изменений (которые у нас постоянны) и начинается кошмар.
С одной стороны, система требует, чтобы ребёнок имел многие права и свободы взрослого (и это правильно), с другой — идея «гуманного воспитания» и профильное образование отнимают возможности самореализации в сложной ситуации, снижают чувство личной ответственности.
Таким образом, прихожу к крамольной мысли домашнего дообразования и повышения жесткости в плане ответственности (я не изверг, хотя после ремня на двойки в школе глядится по-другому). Дело вот в чём: дети тонко чувствуют любую фальшь и несогласованность во взглядах родителей и всё раньше учатся этим пользоваться для своего сиюминутного блага. А главное — получив гуманный нагоняй с объяснением, почему «так поступать нельзя», они усваивают урок лишь на теоретическом уровне. Раньше, будучи застуканным с опасной самоделкой и хорошенько получив по мягким местам начинали не только осмысливать опасность содеянного, но и запоминали урок на эмоциональном уровне (одно дело, когда кого-то пороли с наслаждением, совсем другое, когда в глазах родителей прятались остатки страха за твою жизнь — тут уж запоминалось так запоминалось).
И главное: всё чаще обращаю внимание на то, что у подростков (в особенности) зачастую нет цели перед собой. Комп, гаджеты — да, но если «шнурки зажали» — обойдёмся… Ну не повод это для них чему-то учиться или что-то лучше делать.
Поэтому основными упорами в воспитании должны быть (моё личное мнение):
1. Единая линия в вопросе воспитания и образования у обоих родителей, бабушек-дедушек (ох как не просто это)
2. Обязательное домашнее дообразование (не только как расширение школьной программы). В идеале годам к 15 человек должен понимать, что официально показываемая ему часть мира — лишь малая, законы работы системы гораздо глубже официальной версии. И, соответственно, быть готовым к критическому осмыслению информации, уметь учиться, искать, извлекать нужное из потока подаваемой инфы.
3. Приоритет семьи как основы общества: долг перед Родиной, государственные обязанности — лишь расширение преданности семье (вспомните казачество: служба государю за совесть, честь рода превыше иных пунктов гос. закона).
4. Постоянная проба сил и закалка (жёстко но иначе, боюсь, ничего путного не выйдет). Чаще проверять знания, приобретать навыки по принципу «или смог — или хана» (с подстраховкой, конечно же). Даже если БП и не будет, всё равно, нашим детям жить будет сложнее чем нам.
Теперь о проблемах в воспитании (по личному печальному опыту).
Главная беда, с которой я столкнулся — то самое отсутствие цели, которой страшно поступиться (не глобальной пусть, но всё равно). Отсюда «не смог — уйду, спрячусь, просто не буду делать и этим докажу свою силу». Тут, конечно, моя вина — не смог, видно, увлечь. Говорят, надо завоёвывать доверие детей участливым сопереживанием. Может быть, НО и подавать пример, увидев правильность которого, осмыслив, придёт к пониманию нужности и отсюда — в вере в своих «стариков». Тут-то и важно единство.
Мать всегда мягче к детям, чем отец, но пусть это проявится после жизненного урока, как сочувствие к необходимости преодоления трудностей и гордость за силу чада своего. И ни в коем случае не в форме «зачем это ещё, кому сегодня такое нужно...» Дело не в потере авторитета, а в привычке к тому, что к тебе якобы предъявляют чрезмерные требования.
Ну и практика. Лучший экзаменатор — жизнь. Пусть учатся чувствовать себя сильными — и станут сильными. Знания нужны, но это дело наживное, главное — научить учиться, не бояться добывать знания и соображать, как их применить.
А для пущей важности — лет с семи — считать детей равными себе, постепенно вводить в привычку обсуждать некоторые моменты (не помню где читал о ремонте мотора, пацану лет 6 было: «так, думаешь, здесь? если попробуем так, получится то и то а в результате… Нет дело в другом — думаем дальше...» И знания, и самооценка выше, и привычка думать до того, как сделал). Короче обкатка в условиях разнородных нагрузок (как у Ивана Ефремова в «Лезвии бритвы» «клещи должны быть разнообразными» — главное — не сломать сразу, слегка перегнув можно компенсировать, это лучше чем пережалеть и не дать познать свои силы).
Старшему моему сейчас 13-й год идёт. Перенянчил я его однако. Придётся ковать бойца «на ходу» — времени до вступления в большую и жутковатую жизнь очень мало. Надо успеть! С младшей попроще (её пять). Подрастает ведьмочка (лекарь-логик психолог). Что умею — передам, остальное пусть берут из книг, от людей хороших, да из опыта своего и чужого. Мне же останется обеспечивать подстраховку.
Бывайте чаще с детьми в лесу (особенно зимой, пусть 3-4 часа, но прочувствовать, а уж если с костерком ими самими разожжённым — это будет незабываемо)!
P.S. А вы играете со своими детьми в «гляделки»?
Всем удачи, отдельное спасибо Kenao и Novenkaja, утвердившим меня в моих мыслях и давшим сил для дальнейшего бодрого воспитания моих ангелят-чертенят!