Психологические аспекты охоты крайне редко попадают на страницы популярной литературы об охоте, все как-то более тяготея к специальным психологическим произведениям. Это в корне неверно.
Психология охоты и охотника в частности не имеет никакого отношения к психологии убийства. Для доказательства своих слов я предлагаю вам познакомиться с выдержками из книги знаменитого английского охотника и знатока охотничьей психологии — Майкла Ярдли. Надеюсь на то, что вас заинтересует его взгляд на процесс охоты.
Наиболее опытные стрелки понимают, что судьба стрельбы решается в их голове. Люди часто говорят о трудных днях, о невозможности сосредоточиться, но что они под этим имеют в виду? Давайте определимся в понятиях.
Чтобы получить хороший результат, стрелок должен непрерывно сопровождать глазами птицу, а руками — постоянно управлять направлением ствола. Любой умственный или физический фактор, который может помешать выполнению этих элементов, приведет к плохой стрельбе.
Если у стрелка болит спина или голова, или он просто устал, его глаза могут блуждать между птицей (которую он зрительно должен держать в надежном захвате) и прицелом ружья. То же самое произойдет, если он по каким-либо причинам расстроен, то ли из-за неприятностей на работе иди дома, то ли из-за неуверенности в ружье или патронах, или в правильности своих действий. Точка фокуса будет также блуждать, если стрелок чрезмерно озабочен тщательным выцеливанием и делает это очень усердно. Смещение фокуса, а это самая распространенная ошибка, приводит к слишком медленному ускорению стволов, в результате чего весьма вероятен промах в сторону отставания.
Большинство классных стрелков прекрасно сознает важность удержания фокуса на цели (и его естественную тенденцию блуждать), но мало кто понимает, что глазные мышцы для стрельбы необходимо тренировать не в меньшей степени, чем накачивать мощные бицепсы для поднятия тяжестей или гребли. Есть один американский доктор, который предлагает курс «глазной аэробики» для стрелков. Я не предлагаю вам заходить так далеко, но важность понимания того, как ваши глаза влияют на стрельбу и как ваше настроение влияет на глаза, не может быть преувеличена. Кое-кто может подумать, что я говорю много лишнего, особенно о глазах, в статье, посвященной психологии стрельбы. Но психология — это не черная магия. Это только наука о разуме. В контексте со стрельбой это понимание того, как связаны друг с другом наши мысли и действия. Это способ определить, что необходимо делать для того, чтобы стрельба была успешной. Например, понятие так называемой «концентрации», по сути, является синонимом удержания фокуса на птице. Опытный стрелок не испытывает затруднений в концентрации просто потому, что он вполне осознанно или подсознательно понимает, на чем ему необходимо сосредоточиться. Для новичка концентрация является существенной проблемой, ибо он не знает, чему отдать предпочтение, когда так много незнакомого, и приходит в замешательство. Концентрация — это не только свойство ума, но и результат знания.
Теперь я могу предложить вам по рассуждать о том, какой целесообразнее предпринимать подход к стрельбе: осознанный или бессознательный. Я предпочитаю первый просто потому, что он гарантирует меньше случайностей. Если знаешь, что следует делать, то можно сосредоточиться на том, чтобы это сделать. Но только не надо ничего усложнять. Основы стрельбы простые. Некоторые в желании сосредоточиться стараются полностью отрешиться от своих чувств. Они и стрелять пытаются одной головой, забывая при этом, что стрельба -это такой процесс, который является одновременно и искусством и наукой, в котором участвуют и сердце и разум. Проще говоря, они стали невротиками и не верят в самих себя.
Если моим первым правилом хорошей стрельбы является «следи за птицей так, как будто бы от этого зависят твоя пенсия», то второе правило Ярдли: «верь в себя — черный ящик между твоими ушами много умнее, чем ты можешь о нем думать».
Если кто-то раз за разом стреляет успешно, то он является частью процесса, в котором трудно отделить себя от других его составных частей. Это как взведенный лук, стрелок и цель немыслимы друг без друга в процессе, который благодаря идее старины Зена, называется стрельбой из лука. И, наоборот, когда кто-то стреляет плохо, разделение очевидно. Когда я наблюдаю за чьей-то стрельбой в качестве инструктора, я всегда ищу, что же выпадает из целого, Я бы уточнил понятие обучения, определив его как процесс поиска и направления того, что выпадает из слаженного процесса стрельбы. Те, кто слишком много переживает из-за пустяков, обрекают себя на состояние, в котором их ум и тело никогда не будут действовать как одно целое.
Если нервный порывистый подход приводит к неудаче, то уверенный является составной частью успеха. Уверенность в охотничьей стрельбе, даже небольшая агрессивность, не только обеспечивает ястребиную остроту зрения, но и улучшает качество поводки. Уверенный стрелок уравновешен и меньше волнуется. Он предпочитает спокойно сопровождать цель, держа щеку на прикладе. Он будет стрелять даже с долей щегольства. И, напротив, человек, неуверенный в себе, будет часто поднимать голову в процессе поводки, чтобы посмотреть, как он это делает, что является следствием его негативной умственной установки.
Это как эффект домино, приводит к смещению назад центра тяжести, прекращению поводки и подъему стволов (и как результат-промах выше и сзади). И все это является следствием маленькой, но скверной мыслишки: «Я не уверен, убью ли эту птичку».
«Хороший выстрел и чистое поражение никогда не гарантированы, но искусный стрелок проигнорирует неудачу и сосредоточит все свое внимание на том, что необходимо сделать, а не на возможном результате».
Если неудача продолжает преследовать вас и этот день оказался не ваш, то вернитесь к основам стрельбы. Впейтесь глазами в птичий клюв так, как будто ваш взгляд — это лазерный луч, заставьте себя положить голову на приклад и непрерывно ведите стволы. Если вы продолжаете промахиваться, то это еще не конец света, и превратите свою неудачу для себя в шутку. Ведь не секрет, что никто не вызывает столько симпатий как мазила Если вы сомневаетесь, задайте себе такой вопрос: «Кого бы вы предпочли взять с собой пострелять? Мрачного человека, который сбивает все, что ему попадается на глаза, или счастливого занимательного компаньона, который много мажет, но продолжает улыбаться?»
Многие стрелки (в их числе — часть классных стрелков и в других отношениях очень уверенных) испытывают внутреннее беспокойство при стрельбе. Эта тревога имеет различные формы, среди которых обычная боязнь промахнуться, специфический страх перед определенной мишенью или ее местоположением, которые когда-то привели к неудаче.
Тому, кто хочет повысить уверенность в себе, можно посоветовать поработать на специальной площадке с теми мишенями, которые представляют проблему.
Другим рецептом успешной охоты на пернатую дичь в сезоне является летняя практика по диким голубям. Как говорят в армии: «Тяжело в учении — легко в бою».
И вот вы в совершенной уверенности, что ваше оружие и снаряжение в полном порядке, и нет никаких физических препятствий для успешной стрельбы (таких, например, как не совсем подходящие очки). Расслабьтесь. Я понимаю, что это значительно легче советовать, чем сделать.
Надо признать, что волнение, которое вы испытываете, не может быть подавлено полностью. Волнение — это хорошо, это естественная реакция человека на определенные ситуации. Если вы попытаетесь не обращать внимания на него или вытеснить его из вашего сознания, будет только хуже. Находиться в возбуждении — это значит быть все время начеку. Охота — утонченная форма первобытной деятельности человека — возбуждающее занятие, и она впрыскивает в кровь все виды химических веществ. Результат этого воздействия на вашу волю зависит от вас. Одни и те же химические вещества могут вас или взбадривать, или угнетать.
В этом месте позвольте мне упомянуть об инвертированном «U». Психолог относит понятие инвертирования к отношению между возбуждением и действием. Оно предполагает, что, нарастая до определенной точки, возбуждение, в которое мы можем включить некоторую степень тревоги или опасения, улучшает действие. Существует, однако, пик, после которого действие ухудшается из-за того, что мы слишком напряжены. Перевозбуждение приносит неприятности подавляющему большинству охотников мужского пола. Они отчаянно стараются не ударить в грязь лицом, ведь от этого зависит их собственное «я». Такая форма отчаяния приводит к чрезмерной агрессии и торопливой манере стрельбы. Нарастает мышечное напряжение, и случаи разрыва мышц у стрелков встречается нередко.
Противоядие этому — побольше холодного рассудка. Даже лучшие стрелки временами страдают от чрезмерного возбуждения. Весь фокус в том, чтобы научиться распознавать эту напасть. У меня показателем возбуждения является чувство напряжения в шее и плечах; когда это случается, я сознательно расслабляю соответствующие мышцы. Стрельба без этой процедуры существенно ухудшала бы результаты.
Потенциальной проблемой является также и чрезмерная самоуверенность. Тот, кто выходит раз в два месяца пострелять без всякой подготовки, не может рассчитывать на приличный результат. Я часто убеждаюсь, что мужчины слишком высокого мнения о себе. Неоднократно я слышал проклятия таких горе-стрелков по поводу их глупых промахов по летящей мишени, в то время как истина проста и заключается в том, что в действительности они не готовились стрелять надлежащим образом. Женщины, по моему мнению, никогда не страдают по этой причине. Они отнюдь не считают, что их пол сам по себе присваивает им естественную охотничью способность. Они сознают необходимость тренировки.
Выводы и рекомендации для точной стрельбы
Стрельба полна парадоксов, она является искусством и наукой расслабления и концентрации. Если это звучит довольно понятно, то сохраняйте зрительный контакт с птицей, не проверяйте свою поводку и получайте удовольствие от времени, проведенного на природе.
Во всех видах стрельбы жизненно важно сосредоточить всю свою энергию на выполняемой задаче и выбросить из головы мишени, которые уже пролетели или которые появятся после (хотя это легче констатировать, чем выполнить). Если вы бьете мимо цели, отправьте вслед за ней и свой промах. Некоторые считают это очень трудным, однако необходимость поступать именно так очевидна.
Боязнь выстрела
Боитесь ли вы выстрела? Многие стрелки боятся его в той или иной степени, но сами не знают об этом. Между тем к этой боязни надо относиться очень серьезно, ибо в своей наихудшей привычной форме она может развиться до такого состояния, что вообще исключает нормальную стрельбу.
Что это такое? Не слишком вдаваясь в детали, я бы определил ее, как непроизвольное, спазматическое нажатие на спуск, вызванное бессознательным страхом перед оружием.
Типичными симптомами ее внешнего проявления являются резкое сокращение мышц, отклонение макушки головы подальше от приклада и закрывание глаз. Она наблюдается в явном виде у начинающих, которые откровенно боятся ружья, и у довольно опытных стрелков, когда они впервые берут в руки очень мощное оружие, который раньше никогда не пользовались и которое вызывает у них чувство некоторого беспокойства или болезненного страха перед выстрелом, например, винтовки «африканских» калибров или крупнокалиберные гладкоствольные ружья.
Меня, однако, больше всего интересует привычная боязнь выстрела, которая обычно является не очень сильной. Это коварный враг, который может поразить даже великолепных стрелков. Как определить, боитесь ли вы выстрела?
Самый легкий способ — заручиться помощью своего друга на стендовой стрельбе по тарелочкам (хотя почти тот же результат можно получить на подходящей площадке с неподвижными целями). Вам нужно иметь свое ружье, патроны, которые вы обычно используете, патрон с холостым капсюлем и простую одиночную или парную цель.
Попросите своего товарища выступить в роли заряжающего и встать сзади и сбоку от вас, то есть занять позицию инструктора. Выполните две-три обычные стрельбы из пары стволов, при этом вы откидываете и запираете стволы, а друг заряжает их. А затем приступите к тесту. Откинув стволы и держа их перед собой, отвернитесь в сторону. Попросите товарища зарядить. Он или она вставляют один нормальный патрон в первый ствол, а патрон с холостым капсюлем — во второй, или только холостой патрон — в первый, или два боевых патрона, как обычно. (Для безопасности избегайте заряжать холостой патрон в первый ствол и боевой — во второй.) Услышав от заряжающего «готово», заприте стволы, не глядя в патронник. Продолжите стрельбу.
После нескольких выстрелов и дружеских обманов со стороны своего приятеля вы скоро определите, боитесь ли вы выстрела! Некоторые настолько отчаянно реагируют на это испытание «пустыми» патронниками, что они буквально страдают, когда нажимают на спуск. У многих обнаруживается легкое перенапряжение мышц лица, появляется гримаса, которая здесь не к месту и которая является признаком прогрессирующей боязни выстрела.
Если вы открыли для себя, что боитесь выстрела, а я могу сказать, что около 10% стрелков страдают этим в той или иной степени, то вы должны начать действовать. Вам придется тренировать себя заново. Чтобы добиться успеха, надо набраться терпения, боязнь выстрела будет проявлять себя месяцы, а возможно — и годы. По крайней мере два-три месяца, не меньше, из охотничьей жизни придется исключить, поскольку рецепт избавления от боязни выстрела включает в себя полный отказ от стрельбы на месяц или около того. После отдыха — а я считаю, что в основном боязнь выстрела начинается тогда, когда стреляют очень много, особенно в состоянии усталости — ваши голова и тело могут быть перепрограммированы. Если вы подумали, что это звучит как промывание мозгов, то вы правы! Нам нужно вымыть реакцию боязни из вашей головы.
Для этого я советую каждый вечер тренироваться с ружьем и патронами с холостым капсюлем и (или) приобрести воздушную винтовку (которая подешевле: с пружинным затвором и откидным стволом). Необходимо разрушить условный рефлекс, который сформировался благодаря бессознательному страху при нажатии на спуск. Придется снова научиться получать удовольствие от надавливания на спусковой крючок путем сознательного расслабления мышц лица и живота во время движения крючка.
Поскольку у воздушной винтовки небольшая отдача и слабый хлопок, она является идеальным инструментом мля этой работы и доставляет большее удовлетворение, чем сухая практика с холостыми капсюлями.
Стрельбу боевыми патронами можно возобновить тогда, когда вы научились или переучились тому, как нажимать на спуск и расслабляться, при этом вы должны быть уверены, что у вас все в порядке с экипировкой. Может быть, ваша боязнь выстрела явилась следствием плохой подгонки ружья, приводящей к болевым ощущениям, или неподходящих патронов. Неплохо бы получить профессиональную помощь в подгонке оружия и выбрать патроны полегче (24 г для стрельбы по тарелочкам и максимум 28 г для охоты).
В некоторых случаях может оказаться целесообразным перейти к оружию со слабой отдачей, например, к газовому полуавтоматическому. Можно также посоветовать найти профессионала, который помог бы проверить вашу технику стрельбы. Ваша боязнь выстрела могла развиться из-за ошибки в поднятии ружья или в том, как вы его держите. Кроме того, наряду с решением проблем экипировки и техники обращения с оружием, вы должны ограничивать себя в стрельбе в процессе лечения от боязни выстрела; для вас будет достаточным 50 тарелочек раз в две недели. (Я бы не советовал вам, возобновлять охоту, пока вы полностью не разрешите свою проблему, и это не составит никакого неудобства, если курс лечения начать в конце охотничьего сезона.)
Я знаю, что все это может выглядеть запугивающей болтовней, но боязнь выстрела является очень серьезной проблемой для стрелка, которого мы имеем в виду. Это нельзя проигнорировать, иначе может быть хуже. Когда-то я обнаружил у себя достаточно серьезную прогрессирующую боязнь выстрела, от которой к сегодняшнему дню полностью избавился. В Соединенных Штатах многие стендовики, у которых проявляется боязнь выстрела (а именно стендовики особенно склонны к ней), меняют свои ружья на модели с отпускающимися спусковыми механизмами. Они стреляют, когда на спусковой крючок не нажимают, а наоборот — отпускают его. Те, кто пользуется ими, в восторге.
Тем не менее хочу только заметить, что я пришел к следующему выводу: боязнь выстрела излечима, от нее можно избавиться умственными и физическими упражнениями, подгонкой ружья и использованием патронов разумной мощности.