РТМ «Пегас» — судно немецкой постройки с изумительными обводами, прекрасным контуром, но, УВЫ, с сгоревшими внутренностями, стоит у пирса судоремонтного завода. В районе Гавайских островов, в машинном отделении произошел пожар, после чего «Пегас» был отбуксирован в Петропавловск-Камчатский. Порт приписки – город Корсаков, но на Сахалине нет судоремонтной верфи, а по сему, мы вдали от родных пенат…
Что такое мореман на берегу?.. Эх, Русь кабацкая!!! Далекий 1969год, Авачинская бухта, декабрь, ночь, пурга, мороз, море штормит, Да и меня, после кабака, тоже… Плюс, японские туфли на кожаной подошве, явно не способствуют нормальному передвижению по гололеду… Но сознание того, что капитан судна, благосклонно относящийся к тем членам экипажа, которые после чрезмерного возлияния, всеми силами стремились вернуться на родное судно, даже потеряв сознание (просто лежали, не дойдя до судна, но головой к нему!), заставляло меня двигать конечностями. Члены экипажа, коих кэп засекал лежащими головой в сторону от трапа, были сурово наказаны! Это ли не стимул выбирать правильное направление!!!
Короче, до трапа я дошел! Но, горе мне, горе! Неспокойный Тихий Океан, не оправдывал своего названия! «Пегаса» колбасило у пирса так, что, не будь кранцев, борт имел бы плачевный вид. Кранцы – это резиновые надувные баллоны, на больших судах диаметром 1 метр и длиной порядком 3 метра. Служат для предотвращения ударов судна о судно или пирс, причал. На речных и портовых буксирах, в качестве кранцев часто используют бэушные покрышки от автомобилей.
Так вот, трап, который был перекинут с борта на берег, слетел с берега и висел вдоль борта на расстоянии примерно трёх метров от берега! Вахтенного матроса на борту не было видно. Явно сидит в салоне и смотрит фильм! Начинаю кидать снежки в иллюминатор. Хрен на морду! Запас ненормативной лексики, на морозе быстро закончился! Начинает испарятся алкоголь, холодно… Но выживать надо! Остатки алкогольных паров подсказывают – ПРЫГАЙ!!! Это мой последний шанс! Разбегаюсь, а в голове, даже не очень трезвой, одно:-« Не поскользнуться бы!!!»! Не поскользнулся! Повис на трапе, с матюками вылез на борт. Залетел в салон, нашел вахтенного матроса, объяснил ему, что я думаю о нем, о его маме, папе, и всех ближних и дальних родственниках!!! Полегчало!!! Было обидно только то, что в пылу всех этих телодвижений, мои любимые часы в желтом металле, не выдержали экстремальных нагрузок во время прыжка, и с гордостью покинули меня найдя покой в морской пучине Попросту оборвался браслет…
Проходит несколько лет… Не знаю, знаете ли вы, как в далекие шестидесятые-семидесятые, на арго называли часы??? Подсказываю – КОТЛЫ! Если чьи то часы не нравились, или просто хотели пренебрежительно отозваться о чьих либо часах, говорили:- « Да это не котлы, какой то примус!»
Смех — смехом, но у меня появились часы, не знаю, что за фирма, но надпись была – «PRIMUS»! Если б вы знали, скоко флаконов я выспорил с этими «котлами»!!! Обычно в те стародавние времена ассортимент часов был не богат, в основном Российского производства – Слава, Восток, Заря, Салют, Ракета… Схема прикола была проста – мельком показав оппоненту часы, я просил назвать фирму. Как обычно начинали перечислять все вышеупомянутое. Выслушав, я говорил, что это часы марки «Примус»! Естественно это вызывало смех и шутки. Вот тогда и предлагалось пари – проигравший бежал до ближайшего магазина на приз «Золотые Копыта»!
Полный забой БМРТ – 750 тонн рыбы. По этому, периодически в район лова приходит перегрузчике – рефрижератор, куда и перегружали всю рыбу. Заодно и пользовались благами цивилизации в виде душа. Поскольку автономное плавание БМРТ – 150 судосуток (а, в принципе – полгода), пресную воду приходится экономить. Правда, постоянно работают опреснительные установки, но, тем не менее, при первой возможности, мы пользовались благами с перегрузчиков. ХАЛЯВА, СЭР!
Правда, иногда эта халява нам выходила боком. Как то на третьем месяце лова, искупавшись в душе на перегрузчике, Мы, потом, отмачивали гениталии в танке с соляркой. Кто бы только знал, что лобковая вошь, сука, такая кусючая!!!
Так вот, думаю, что мало кто из камрадов знает что такое «штормтрап», и, еще меньше, что такое «балясина». Попробую объяснить;- «штормтрап», это две веревки, между которыми ступеньки в виде дощечек- балясины. Все просто и понятно! Во время швартовки двух судов в море, если помните, между бортами навешивают кранцы, а, с борта на борт перекидывается шторм трап, а под ним натягивается сетка, на случай нечаянного падения. Но когда на море качка, и бушует океан (как в песне), перейти по этому штормтрапу, целая эпопея! Болтаешься как кусок какой то бяки в прорубе! Вот и я, однажды, болтаясь, зацепился браслетом, моего любимого «Primusa» за балясину, и больше ни одного флакона я не поимел… Часики, неизвестной фирмы ПРИМУС ушли жить к рыбкам!
Долгий путь в дюнах…
Последний казус с часами. Подольск, слет……………… третий раз наступаю на одни и те же грабли! Натягивая полиспастом перила, веревка черканула по руке, браслет с часами будто …. смахнуло! Поднимаю часы, корпус сам по себе, стрелки спят в углу, браслет в отпуске! Узнаю время по сотовому телефону!
Так вот, к чему я все это рассказываю… Не так давно, кто то из начинающих камрадов задал сакраментальный вопрос:- Какие часы нужны при БП? Тогда я в комменте ответил — любые, даже самые дешевые китайские, просто носить надо правильно! Что такое «правильно носить»?
За годы альпинистках эпопей, была выработана система правильного отношения к часам, а именно, часы должны быть на груди! Для этого, убираем ремешок или браслет и вставляем капроновый шнурок. Вешаем на шею! Теперь часы, даже в самой экстремальной ситуации надежно защищены. А то как бывает, что то упало в воду, мы непроизвольно рукой кидаемся за упавшей вещью. Хорошо если часы влагостойкие! При тяжелой работе молотком, кувалдой, топором, какие бы не были противоударные часы, они испытывают стрессовое состояние. Да и в тепле постоянно! А, по сему, не стоит заморачиваться на крутых хронометрах с альтиметром, с двадцатью часовыми поясами, с термометром и всеми другими прибамбасакми! Часы должны выполнять свою непосредственную функцию – показывать время! А все остальное от лукавого, то бишь от рекламодателей! Удачи вам! Ваш боцман.