Рубини: мировую экономику ждет «идеальный шторм»
Профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини в интервью Bloomberg TV отметил, что грядущие в 2013 г. финансовые проблемы окажутся более серьезными, чем в 2008 г. По мнению экономиста, это будет «идеальный шторм» для всей мировой экономики: средств для смягчения экономических шоков практически не останется, а спад произойдет во всех ключевых регионах мира.
Нуриэль Рубини уверен, что последние шаги по спасению проблемных стран еврозоны не приносят успеха. Саммит в Брюсселе, который состоялся в конце июня, был провальным. Несмотря на решение о снижении процентных ставок, европейские рынки потеряли после этого решения около 3%. В итоге никаких кардинальных изменений не произошло.
Cегодняшние проблемы связаны не с нехваткой ликвидности, как в 2008 г., а с неплатежеспособностью.
Итальянские облигации тоже не в лучшем состоянии, все ожидают дальнейшего роста доходности, которая сейчас находится на отметке выше 6%. Судя по всему, можно ожидать резкого ухудшения ситуации уже в течение нескольких недель.
Единственное учреждение, которое способно сейчас справиться с краткосрочными проблемами, – Европейский центральный банк. В частности, он может произвести монетизацию краткосрочных долговых обязательств.
Другое дело, что этому процессу будут препятствовать главным образом Германия, а также Нидерланды, Австрия и Финляндия. То есть ключевые страны еврозоны поддержат Ангелу Меркель и не хотят подобных мер от европейского монетарного регулятора, ведь тогда по долгам проблемных стран придется платить странам Северной Европы.
Нуриэль Рубини уверен, что к 2013 г. способность политиков принимать какие-либо серьезные меры иссякнет.
В частности, в США, судя по последним данным, ожидается рецессия. Замедление роста китайской экономики также, вероятнее всего, окажется более сильным, чем полагали многие. Экономики остальных развивающихся рынков (БРИК, Мексика и Турция) также резко замедлятся. С одной стороны, спад на развивающихся рынках будет вызван рецессией в еврозоне и Великобритании, с другой – потому что сами страны не проводят назревшие экономические реформы.
Нельзя сбрасывать со счетов потенциальную войну США и Израиля против Ирана. Все попытки переговоров провалились, санкции не дают должного результата. Так что боевые действия могут начаться после окончания избирательной кампании в США. Сейчас Обама не хочет ввязываться в войну. Но после ноябрьских выборов, победит на них Обама или мни, США решатся нанести удар по иранским ядерным объектам. Вот тогда и увидим, как цена на нефть подскочит в два раза.
Если мы увидим одновременно коллапс еврозоны, рецессию в США, «жесткую посадку» китайской экономики, резкий спад на развивающихся рынках и войну на Ближнем Востоке, то 2013 г. будет годом «идеального шторма».
Такой сценарий развития событий окажется гораздо худшим, чем кризис 2008 г. В 2008 г. можно было понизить базовые ставки с 5-6% до нуля, провести монетарные смягченияQE1, QE2, QE3, создать налоговые стимулы с нагрузкой на бюджет до 10% ВВП и даже гарантировать выплату антикризисной помощи. Сегодня очередные раунды количественного смягчения становятся все менее эффективными, поскольку сегодняшние проблемы связаны не с нехваткой ликвидности, как в 2008 г., а с неплатежеспособностью.
Бюджетные дефициты различных стран настолько велики, что все заняты тем, что пытаются их сократить различными способами. Теперь нет возможности предоставлять банкам финансовую помощь. Во-первых, потому что появилась большое сопротивление таким решениям со стороны политиков. И во-вторых, правительства сами близки к банкротству. В таких условиях не до поиска денег для финансовой сферы.
Таким образом, в случае свободного падения рынков и спада экономик, не будет средств, чтобы абсорбировать экономические шоки. За последние 4 года страны потратили до 95% средств, смягчающих финансовые трудности. В 2013 г. таких возможностей не будет.
New York Times назвала экономиста пророком
По версии британского журнала Prospect Magazine (2009), Рубини занимает вторую позицию в списке ста великих, ныне живущих интеллектуалов (англ. list of the world’s 100 greatest living public intellectuals)
Четвёртое место в списке ста великих мировых мыслителей по версии журнала Foreign Policy и один из ста наиболее влиятельных людей мира по оценке журнала Time.
Источник: vestifinance.ru.