Уважаемые форумчане предлагаю обсудить интересную, на мой взгляд, статью о забытом оружии горских народов Гаджия — боевое кольцо.

Приведу несколько цитат и фото из статьи (полный текст см. по ссылке ГАДЖИЯ – ОРУЖИЕ МУЖЧИН)

«Грузинские горцы обладают странным, и по нашим понятиям, ужасным оружием, с помощью которого они, не убивая, проливают кровь, требуемую жаждущим мщения. Это оружие – плоское железное кольцо, усаженное по краям полудюймовыми шипами. Надевая на большой палец, направляют его так, чтобы рассечь лицо противника.»




Один из первых экспертов по оружию, подошедших к его изучению с научной точки зрения, Ричард Бартон, писал: «История меча – это история человечества». То есть, нельзя изучать оружие без изучения народа, его создавшего, им владевшего, и нельзя полностью понять народ без изучения его оружия. В течение долгих тысячелетий истории человечества от оружия зависело существование человека, его безопасность и свобода, общественное положение и карьера, материальное благополучие. Не случайно оружие принимало определенное внешнее оформление, a главное, и форму и размер, определяющие его функциональные качества. На все эти атрибуты влияла генетическая предрасположенность индивидуума, формирующая присущую только ему биомеханику движения. Генетическое предрасположение определялось, не в последнюю очередь, окружающей средой и традициями данного народа.

Прежде чем взяться за перо, автору пришлось не один год скитаться по горным поселениям Грузии и набить немало шишек и шрамов на своих голове и теле, чтобы хоть приблизительно понять суть оружия моих предков. Не раз приходилось слышать в ответ – «Бери сам в руки! Овладей оружием, если хочешь понять его». Поэтому представленный материал опирается, в основном, как на мои полевые записи, так и на личный опыт.

Темой нашего обсуждения будет один из уникальных видов оружия хевсуров. В маленькой Хевсуретии до наших дней сохраняется культура и традиции грузинского средневековья и ее можно смело назвать действующим и живым музеем. До второй половины 1950-х годов здесь еще проходили настоящие рыцарские дуэли и проливалась кровь. Хевсур проводил всю жизнь с оружием: рождался с оружием, ходил с оружием, крестился с оружием и умирал с оружием в руках. Когда ребенок мужского пола едва мог ползти, перед ним клали клинок, игрушку или еду и наблюдали, что он выберет. Если тот выбирал меч, верили, что мальчик вырастет сильным воином и соответственно воспитывали его. Оружие составляет саму сущность хевсура. Считается, что меч – это его стержень, скелет, кинжал – это его честь, а боевое кольцо – это его природа, характер.

Название «гаджия» обозначает одну из разновидностей хевсурских боевых колец для рукопашного боя. Боевые кольца предназначались для разных задач, это и определяло их большую разновидность.

Одни использовались для драки, другие для убийства, третьи для рыцарской дуэли. Гаджия подходит для решения всех указанных задач. У каждого народа и культуры есть свое характерное оружие, без которого невозможно представить образ этого народа. По мнению автора, гаджию можно смело считать неотъемлемой частью портрета хевсура.

Надо отдать должное профессору Васо Элашвили, который проделал огромную работу на эту тему и, опираясь на прикладной характер тех или иных колец, классифицировал их по трем видам: 1 – толчко- вые; 2 – режущие и 3 – царапающие.





Гаджия (рис. 4) – это железное кольцо, похожее на широкий перстень, усаженный сверху тремя линиями зубцов. Встречаются и экземпляры, отлитые из латуни (Г. Чи- таия, Г. Тедорадзе). Гаджия бывает трех видов: «цалпира» (однорядный); «орпира» (двухрядный) и «сампира» (трехрядный). Последний из них являлся самым популярным, что, конечно, связано с его прикладными свойствами.

Как и другие боевые кольца, оно используется для нанесения ударов в ближнем бою. Удары традиционно наносятся в части головы и лица, закрытых волосяным покровом, а также в другие открытые места, например в кисти рук противника. Носили его в специальном маленьком кармане, пришитом на «перанги» (рубашка) снаружи (см. рис 6). Спрятанное под мышкой, для правши – с левой стороны, а для левши – с правой, в надетой на перанге чохой, гаджия оставалось невидимым постороннему глазу. Преимуществом этого оружия было то, что оно всегда оставалось при хозяине на праздниках и в гостях, где, следуя традиции, все остальное оружие сдавалось хозяину дома или распорядителям пиршества. Кольцо использовалось как для защиты, так и для нападения. При выхватывании гаджия выглядит агрессивно, что могло психологически влиять на противника. И, конечно, самое главное достоинство гаджии, что оно причиняло сильно кровоточащие раны, невыносимую боль, но позволяло, не убив и не покалечив, заставить противника сдаться. Известный дуэлянт из села Цинхаду, старик хевсур Тотиа Арабули поведал, как оказал- ся в ситуации, где ему пришлось биться с одной гаджией против противника с кинжалом. Подобные случаи, на взгляд автора, показывают, что боевые кольца можно поставить в один ряд с кинжалом как равное ему оружие, а не дополнительное.

Все типы хевсурских боевых колец прочно надеваются только на один палец (а не на два, три или четыре, как у другого вида ударного оружия – кастетов), не ограничивая при этом кисть. Это позволяет использовать ее многофункционально: в частности, наносить разные удары кулаком, не нанося рану кольцом; также производить захват (руки, оружия, одежды) или другие боевые действия. Кольца определенного типа также использовали как вспомогательный инструмент, употребляя их для взвода тугих ружейных курков и вытаскивания застрявших шомполов. Зиссерман (хотя не указывает, какие из них), как и Г. Читаиа и В. Элашвили, поддерживает мысль, что кольца эти создавались именно для рукопашной схватки, и по форме большинство из них не подходят для решения иных задач. Но Зиссерман показывает, что хевсуры носили кольца и в боевом положении при столкновении с противником.

(полный текст см. по ссылке ГАДЖИЯ – ОРУЖИЕ МУЖЧИН)

Читать весь материал и комментарии