Всем доброго времени суток, около года назад создавал тему с вопросами по диплому… И совсем забыл об этом деле, представляю вашему вниманию куски из работы, надеюсь на адекватное обсуждение, критику и предложение. Хочу довести работу до почти идеального состояния. На данный момент меня многие вещи не устраивают. Писалось всё, как обычно, в панике, за три дня до защиты

Глава 1. Предпосылки, возникновение и развитие жанра постапокалипсис

1.1. Конец света в религии и мифологии
Во многих религиях и мифах народов мира говорится о возможном Конце Света, чаще всего, это происходит по вине самих людей, и воспринимается как наказание за грехи (ошибки, не исполнение религиозных норм и так далее). Такой часто встречающийся мотив даже породил особую дисциплину, названную Эсхатологией.

«Эсхатология (от греч. eschatos — последний, конечный и logos — слово, учение) — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Обычно различают индивидуальную Э., т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т. е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом последует. В становлении индивидуальной Э. особая роль принадлежит Древнему Египту, а в становлении всемирной Э. — иудаизму, сосредоточенному на мистическом осмыслении истории как разумного процесса, направляемого волей Бога к «грядущему веку». В христианстве индивидуальная Э. становится частью всемирной: наступление «грядущего века» предстает временем воскресения умерших праведников. С наступлением Нового времени функции, мотивы и темы Э. частично перенимаются идеологией утопии. »

Многие мотивы из мифов и представлений о конце света отразились в последующем творчестве авторов пишущих в жанре апокалиптика и постапокалиптика.
Убеждение, что вся Вселенная идет к концу – старая и существенно важная часть традиционного западного мировоззрения. Особенно драматическая картина конца мира дается в мифах, созданных скандинавами. Скандинавская мифология является отражением обстановки Приполярья. Это мир, в котором мужчины и женщины играют незначительную роль, драма разыгрывается между богами и великанами. Великаны холода (длинные, суровые скандинавские зимы) непобедимы даже в стенах замка самих богов. Локи (бог огня, столь важного в северном климате) так же искусен и вероломен, как и сам огонь. В конце концов, наступает Рагнарек – фатальная судьба богов. Рагнарек – финальная, решающая битва между богами и их врагами. На стороне богов выступают герои Вальгаллы – воины, погибшие в битвах на земле. Против них выступают великаны и чудовища суровой природы под водительством изменника Локи. Один за другим гибнут боги, однако чудовища, великаны и сам Локи тоже гибнут. Погибают в схватке Земля и Вселенная. Солнце и Луну проглатывают волки, которые преследуют их с момента сотворения. Земля охватывается пламенем, раскалывается и полностью уничтожается. И как незначительный, побочный результат великой битвы уничтожаются жизнь и человечество. Казалось бы, эта драма – конец всему. Но нет! Каким то образом выживает второе поколение богов, возникают новые Солнце и Луна, новая Земля, объявляется новая человеческая пара. К великой трагедии уничтожения присовокупляется счастливое окончание. Отчего это происходит?
Сказание о Рагнареке взято из произведений исландского историка Снорри Стурлусона (1179–1241). К тому времени Исландия была христианизирована, и сказание о гибели богов испытало, по видимому, сильное влияние христианства. Христианские же писания о смерти и возрождении Вселенной появились намного раньше исландского сказания о Рагнареке.

Точку зрения с позиции христианства можно увидеть в статье С.С. Аверинцева «Эсхатология» для Новой Философской Энциклопедии, вот что он пишет:
«На пороге Нового времени происходит заметное перенесение интереса от индивидуальной эсхатологии к всемирной. Здесь следует отметить, прежде всего, учение о приходе после сменявших друг друга эр Отца (Ветхий Завет) и Сына (Новый Завет) третьей эры Духа Святого, разработанное Иоахимом Флорским (ум. 1202)-и находившее сторонников в продолжение столетий вплоть до мистиков 20 в. (в частности, русских символистов). Можно отметить роль секуляризуемого «хилиазма» (т. е. восходящего к загадочному месту Апокалипсиса [20,2—7], не принятого церковным вероучением, но влиятельного эсхатологического учения о грядущем тысячелетнем царстве праведных) в становлении ряда идеологий Нового и новейшего времени — пуританского американизма, утопического и марксистского коммунизма (см. признание и анализ этой связи идей с марксистской точки зрения в нашумевшей кн.: Block E. Das Prinzip Hoffnung, Bd. 1—3. В., 1954—59), нацистской мифологемы «тысячелетнего» третьего рейха (по-немецки то же слово, что библейское «царство») и т. д. Эсхатология как «метаистория», т. е. самотрансцендирование ощутимо ускоряющегося хода истории, — одна из ведущих тем религиозной мысли 20 в., претерпевающая не только всевозможные внерелигиозные переработки утопического или, напротив, «дистопического» и «алармистского» характера, но, особенно под конец века, и повседневную вульгаризацию в т. н. тоталитарных сектах, а также во вполне секулярных средствах массовой информации и наиболее тривиальных видах искусства: «апокалипсис» — сегодня избитая газетная метафора, а «Армагеддон» — нормальный мотив фильма ужасов…».
Как мы видим, С.С. Аверинцев отмечает популяризацию термина Апокалипсис, давно уже отошедшего от обозначения книги Ветхого Завета, и ставшего на данный момент, обозначающим глобальную катастрофу. Но, при всей развитости темы конца света в мировых культурах на данном этапе (то есть до 1826 приблизительно) мы не можем говорить о, собственно, постапокалиптической литературе, первым произведением в это жанре по праву можно назвать роман «последний человек» написанный Мэри Шелли в 1826 году.

1.2 Возникновение жанра Постапокалиптика (1826 — 1960)
Задача данного раздела, показать наиболее ранние и яркие произведения, не применяя глубокий анализ текстов. Ниже будет приведен своего рода краткий исторический экскурс в историю жанра постапокалипсис.
Первым текстом постапокалиптического жанра, пожалуй, следует назвать произведение английской писательницы Мери Шелли «Последний человек» впервые опубликованный в феврале 1826 года. В котором повествуется о всемирной пандемии чумы, и уже в этом романе мы можем наблюдать определенные мотивы, которые периодически будут повторяться в последующих постапокалиптических текстах. Это, к примеру, сектанты, ведомые лжепророками которые обещают спасение от эпидемии, вынужденное путешествие выживших героев в поисках незараженной местности и множество других, более мелких мотивах, говорить о которых сейчас не позволяет формат текста. Одним из важных моментов, которые хотелось бы отметить, является то, что Шелли перенесла действие романа в далекое будущее, эпидемия началась в 2092 году, а действие романа обрывается на году 2100, более поздние авторы, чаще всего, уже не переносят действие так далеко по временным рамкам.

Следующий интересующий нас текст был написан спустя шестьдесят лет, английским писателем Ричардом Джеффрисом, роман, выпущенный впервые в 1885 году «После Лондона, или Дикая Англия». Данный текст не содержит особых новаторств, в плане именно постапокалиптического жанра, но все же относится по сюжетике к жанру постапокалипсис, так как в романе действие происходит в мире, пережившем катастрофу (какую именно автором не уточняется), большая часть действия происходит на территории Англии вернувшейся к феодальному, средневековому строю. Стоит отметить, что после романа Ричарда Джеффриса заметных текстов, которые можно отнести к жанру постапокалипсис практически не выходит, можно предположить, это было связанно с тем, что тогда мир ещё был не готов представить угрозу тотального уничтожения самого себя, этот мотив часто будет встречаться после первой мировой войны, и окончательно наберет популярность в конце второй мировой, особенно после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ядерными бомбами.
Вплоть до 1954 года в жанре постапокалиптической литературы не было замечено сколь бы то ни было особо выдающихся произведений, но роман американского писателя Ричарда Мэтиссона «Я — легенда» (англ. I Am Legend)» впервые опубликованного в 1954 году становит очень популярным, настолько, что дает нам право законно утверждать, что он является культовым и повлияет на многие последующие тексты. Сам же Джеффрис в интервью упоминал, что идея данного произведения пришла к нему во время просмотра фильма «Дракула», снятого по одноименному роману Брема Стокера. Позже в такой же манере на произведение Джеффриса будет ссылаться Джордж Ромеро, создатель одного из первых популярных фильмах о живых мертвецах (зомби). По роману «Я – легенда» так же было снято три экранизации: «Последний человек на Земле» (1964), «Человек Омега» (1971) и «Я — легенда» (2007). А так же множество так называемых «фанфиков» произведений поклонников, подражающих автору, этот роман с уверенностью можно считать первым, по-настоящему успешным и популярным произведением в жанре постапокалиптика.

1.3.Развитие жанра постапокалиптика (1960 – 2010)
1.3.1. Холодная война, противостояние сверхдержав (1960 – 1986)
Прежде всего, хотелось бы пояснить, чем именно вызваны такие временные рамки, заданные для данного раздела. Холодная война, разделившая мир на два больших противоборствующих лагеря (тех, кто поддерживал СССР и тех, кто одобрял политику США) началась сразу же после конца второй мировой войны. Но так как нас интересует непосредственно история становления жанра постапокалиптика, то сразу следует «перенестись» в 1960-е года ставшие во многом значащими для жанра в целом. Взрыв пятидесяти мегатонной «Царь-бомбы» и последующий за ним «Карибский кризис» привел человечество к мысли о том, что оно находится на такой стадии развития, когда, в случае использования оружия массового поражения может истребить практически всю жизнь на планете.

В это же время заметно увеличивается количество выпускаемых фильмов и книг на тему вероятной ядерной войны и того как человечество переживет оную. 1960-ые годы вполне законно назвать началом своеобразного расцвета жанра апокалиптической и постапокалиптической литературы. Именно за эти года вышло наиболее большое количество фильмов которые и станут в последствии основами для развития субкультуры выживальщиков, эти же мотивы в дальнейшем будут подхвачены индустрией компьютерных развлечений и так далее. Единственное что хотелось бы особо отметить – большинство текстов созданных в данный период рассматривает именно вероятность ядерной войны, это самый часто встречающийся сюжет, так же развивается идея о живых мертвецах (начало которой положил фильм «Ночь живых мертвецов») которая впоследствии станет так же одним из ключевых сюжетов постапокалиптики.

1.3.2. Катастрофы и миллениум (1986 – 2000)
1986 год так же стал одним из ключевых в истории становления жанра, своеобразная «катастрофическая» веха, авария на ЧАЭС (чернобыльской атомной энергостанции) повлекшей за собой большие жертвы, вызвавшее панику (существует даже версия о том, что эта авария стала одной из причин развала СССР, так как были затрачены колоссальные суммы на ликвидацию последствий). Эта катастрофа вызвала волну новых текстов, в которых ядерная угроза уже рассматривается не только с точки зрения военной агрессии, а с точки зрения неожиданного, часто не зависящего от человека фактора. Появляются сюжеты о схожих происшествиях в био-химических лабораториях и так далее. В целом, можно сказать, что Чернобыльская авария обозначила новый виток развития постапокалиптической сюжетики, появление мотивов аварии/катастрофы, а не только войны.

Позже, на рубеже 1999 – 2000 годов появляется огромное количество предположений, догадок и пророчеств о том, что новое тысячелетие и станет концом света, что, конечно же, не могло не найти отражения в постапокалиптических, и особенно в апокалиптических текстах.
1.3.3.Новое тысячелетие (2000 – современность)
С начала 2000 года появилось просто колоссальное количество текстов совершенно разной тематики, действие которых происходит в разных вселенных и так далее. Идет осваивание, осмысление, изменение тех тем, что уже были ранее. Так зомби из медлительных живых мертвецов стали людьми заболевшими бешенством (фильм 28 дней спустя), ядерная война стала практически «романтичной», авария на ЧАЭС стала темой огромного количества литературных произведений основанных на компьютерной игре «Сталкер» (которая, стоит отметить, в свою очередь имеет в первоисточниках рассказ братьев Стругацких «Пикник на обочине»). Так же, уже в новом тысячелетии появляются и специфичные варианты конца света, такие как захват мира ИИ (искусственным интеллектом), создание агрессивных нано-частиц, а так же угроза террористической атаки с применением оружия массового поражения.

Данный исторический экскурс намеренно дан в очень сжатом виде, отражающим лишь самые ключевые этапы развития данной темы. Сделано это дабы не допустить черезмерного увеличения объема текста, а так же чтобы не допускать повторений во второй главе информации данной в первой, так как многие произведения из перечисленных более подробно будут разобраны именно во второй части данного исследования. Следует отметить, что в период с 1960 по 2010 появляется подавляющее большинство вероятных угроз для человечества, которые (угрозы) в свою очередь и являются основными мотивами в жанре постапокалипсис.

Читать весь материал и комментарии