Для того, чтобы сделать первые шаги по сваливанию из города, не достаточно иметь готовый ТЧ и запасной плацдарм в лесу. Необходимо четко представлять себе маршрут выхода из города, начиная с выхода из дома, и заканчивая пригородом, в котором ещё достаточно велика концентрация населения.

1. Выйти из здания/сооружения
Это одна из основных задач. Если в случае ЧС вы находитесь в помещении, то ваш выход из города начнется именно с выхода из него. Проблем с выходом может быть много, например пожар на нижнем этаже здания, обвалившиеся лестничные пролеты, заблокированный выход и т.д.
а) Собственное жилище(квартира)
Я живу на съемной квартире, периодически приходится переезжать. Либо хозяева решили продать, либо цену повысить до нереальной суммы… После переезда всегда осматриваю верхний этаж на тему выхода на крышу. Ну а в целом, ИМХО, необходима следующая подготовка.
Стать счастливым обладателем ключа от люка на крышу. Получить его можно разными способами, например сказать в ТСЖ что вам надо повернуть антену, взять ключ и доехать до близжайшего ключника за дубликатом. Если на выходах на крышу установлены врезные замки и есть возможность снаружи воспользоваться ключем, то будет не лишним обзавестись ключиком от соседних подъездов. Аналогично если у вас внутри подъезда есть вход в подвал.
Если замки везде навесные, то будет полезна обычная строительная монтажка.
Все более или менее современные дома оборудованы пожарными выходами. Я встречал пожарные лестницы как на подъездных балкончиках, так и на балконах в квартирах. Вот эти самые запасные лестницы необходимо найти и проверить их доступность для спуска. Не лишним будет знать подходы к помещению, в которое сводятся все домовые коммуникации.
б) Офисное, производственное здание(основное место работы)
Здесь также желательно знать все возможные варианты выхода из здания. Многие являются счастливыми обладателями телефонов со встроенной камерой. Вот на такую камеру я зачастую фотографирую планы эвакуации в тех зданиях, которые часто посещаю. По мимо плана помещений и путей эвакуации на этих планах есть обозначения огнетушителей и ПК(пожарных кранов). Огнетушитель может помочь побороть огонь или кого либо, пытающегося вас остановить, а так же может поработать в качестве ударного инструмента.
ПК является не только средством пожаротушения. Рукав пожарного крана достаточно прочен, чтобы выдержать человека и позволить ему опуститься на этаж ниже. Если вам недай бог придется пользоваться пожарным рукавом в этом качестве, не надейтесь на прочность его соединения с краном, оно может оборваться(обращал внимание что многие рукава с подгнившим местом соедиенния), лучше обвязать рукав вокруг трубы, а по всей длине сделать 2-3 узла, которые помогут вам при спуске.
Однажды видел как после подачи давления на рукав, человека, удерживающего конец, не слабо мотануло об стенку. В теории силу давления в таком рукаве можно использовать для дополнительного усилия при подъеме каких либо тяжестей, главное изгибы недолжны быть слишком резкими. Ну по поводу «гидродомкрата» только теория, поэтому особо на неё надеяться не стоит.

Вопрос передвижения по городу рассматривать не буду, т.к. он ближе к тактической подготовке и в любом случае будет зависеть от условий ЧП. Ну а вопрос ориентирования в городе я уже затрагивал ранее.

2. Покидание города/населенного пункта(окраина)
В случае ЧП все выезды из города будут заполнены эвакуирующимся населением, поэтому туда стоит следовать только в том случае, если вам срочно нужна помощь медиков или сотрудников МЧС, которые будут на этих выездах дежурить. Во всех остальных случаях я бы предпочел покидать город с окраины, выходящей в сторону лесополосы или поля.
Но до того самого поля ещё надо добраться, а значит необходимо преодолеть лабиринты гаражных массивов и прочих подобных объектов, которыми густо засеяна окраина любого города. Такие лабиринты лучше изучить заранее, чтобы потом не плутать по гаражным кооперативам. Готовых маршрутов должно быть несколько и в нескольких направлениях. Не факт что удастся выйти из города в нужную для вас сторону, иногда бывает лучше обойти.
3. Пригород
Прошли мы окраину, выбрались в поля, и начали свое движение в сторону схрона и т.д. По пути нам скорее всего встретятся дачные массивы, которые являются неотъемлемым атрибутом пригорода. Идти через дачный массив или обойти его, иногда не такой уж и простой вопрос. Вокруг идти далеко, а напрямую можно поиметь дополнительные проблемы(ситуация зависит от ЧП/БП). К привычке фотографировать планы эвакуации в часто посещяемых местах, я добавил привычку фотографировать карты, расположенные на въездах в дачные поселки. С такими картами и ориентироваться на улочках/проулочках проще, если окажемся в поселке, да и наверняка водозабор, дом председателя дачного поселка и магазинчики будут обозначены. Следует помнить о том, что зимой дачный поселок не пустует. Председатель зачастую живет в своем домике круглый год, исправно несёт службу по охране проводов на столбах и прочего дачного имущества. Так же на дачах можно встретить бомжей, от которых не стоит ожидать чегото хорошего. Ну и Уазики охраны и ППСов ежедневнопериодически(раз в неделю) проезжают по самым широким улочкам.

Ну а далее прокладываем маршрут по карте/глобусу/GPS/ГЛОНАСС и движемся, стараясь обходить скопления людей. Хотя думаю что эвакуационные лагеря при необходимости можно посетить для пополнения провианта и водных запасов.

По сути та часть, которая касается зданий и выходов из них, должна быть известна любому и каждому. Не просто так ведь делаются пожарные лестницы и аварийные выходы. Не просто так навешивают планы эвакуации, огнетушители, ПК. Но большинство народу на практике забывает об этих элементарных средствах, призваных облегчить покидание объекта в случае ЧП.

Ну и попробуйте составить список мест, в которых вас в случае чего будут искать. Потом будет проще определиться с местами, в которых стоит искать ваших близких, вышедших на ваши же поиски. Или наоборот места, которые не стоит посещать по каким либо причинам…

Читать весь материал и комментарии