Выношу на ваш суд следующую часть «работы» своей )

Глава 2 Поэтика постапокалипсиса.
2.1. Основные характеристики жанра постапокалипсис.
Прежде всего, следует все же окончательно дать определение термину «Постапокалиптической текст» дабы избежать дальнейшей путаницы, и как можно наглядней представить себе саму суть данного словосочетания, итак.
Постапокалиптической текст – особый вид текста, который, как правило, изображает и описывает процесс разрушения привычной геополитической системы, исчезновение или нарушение экономики, полную или частичную потерю коммуникаций, нарушение привычного уклада жизни, изменения в системе моральных ценностей и показывает мир в состоянии хаоса вследствие глобальной (либо ярко очерченной локальной) катастрофы с последующим установлением нового порядка. Сама катастрофа используется как авторский прием для образного разрушения мира и перенесения героев в измененную вселенную, что дает возможность взглянуть на устройство современного мира под другим углом, показывая действия человека и изменения в его восприятии мира и индивидуальности при неконтролируемой свободе.

Чаще всего встречаются тексты нескольких, определенных направленностей, которые условно можно отнести к следующим типам:

1. Вымышленные – такого рода тексты, как правило, пишутся по выдуманной автором вселенной, но с отсылками к реально существующему миру (естественно не в обязательном порядке, то есть автор вполне может базировать свое произведение на полностью вымышленной вселенной, что, впрочем, бывает крайне редко), рассказывающей о постигшей этот мир катастрофе и описывающей постапокалиптический мир. Так же к таким текстам можно отнести и тексты, написанные на основе маловероятных катастроф, таких как: нападение агрессивных инопланетян, мутации растений, свершившиеся пророчества и так далее. К вымышленным текстам следует отнести и большую часть самых ранних постапокалиптических произведений. В структуре заметна конструкция вида «что если…». Примерами могут служить произведение Г. Уэллса, С. Кинга, произведения «День Триффидов» Джона Уиндема.

2. Алармистские – одни из самых популярных видов постапокалиптического текстов на данный момент, в большинстве случаев использующих реальную современность. Тексты такого вида часто появляются после открытия сверхмощного оружия или опасной технологии, либо обострения какой-либо массовой угрозы. В большом количестве алармистские тексты стали появляться с начала Холодной войны, смены тысячелетий (большое количество предсказаний о конце света в 1999-2000 годах), открытие возможности клонирования, исследования в области робото- и нано- технологий, запуск большого андронного коллайдера и так далее. Можно сказать, что данный вид текста является помимо того что самым популярным и распространенным, так же ещё и самым остросоциальным, ставящим перед собой задачу рассказать о возможных угрозах как можно большему количеству людей. Часто в структуре можно увидеть повествовательную формулу вида «что будет если…». Выбрать наиболее яркий и узнаваемый пример сложно из-за огромного количества текстов, из наиболее современных можно отметить фильмы «Послезавтра» и «2012» а так же большое количество апокалиптических и постапокалиптических текстов.

3. Ретроспективные – такого рода тексты обычно описывают уже случившиеся катастрофы, пытаясь дать оценку произошедшему, а так же часто пользуются методом альтернативной истории. В структуре текста обнаруживается следующая логика «что было бы если…». Примером такого рода текста может стать компьютерная игра «Сталкер: Тень Чернобыля», а так же серия книг «S.T.A.L.K.E.R.» базирующаяся на её основе.

4. Справочные – ставшие особенно популярными в последнее время. Справочный текст представляет собой художественное произведение, снабженное определенными практическими советами по выживанию, частыми отсылками к реальным практикам, рекомендации по применению тех или иных способов выживания и так далее. Справочные тексты наиболее распространены в среде субкультуры выживальщиков. На данный момент, в данном же русле снимается большое количество полу-документальных фильмов-пособий («Выжить любой ценой», «Человек против природы» и т.п.). Использует схему «если случилось то…».

Следует принять во внимание, что большая часть текстов все же являет собой определенный набор типов и может включать в себя как, к примеру, ретроспективный так и справочный тип. Так же следует отличать сугубо апокалиптический текст и постапокалиптический, о чем будет сказано далее.

2.1.1 Отличие апокалиптического от пост-апокалиптического жанра.
Важнейшим отличием апокалиптического от постапокалиптического текстов является момент описание мира до и после катастрофы, в тексте первого типа сама катастрофа является, как правило, кульминацией развития сюжета, во втором же случае, катастрофа чаще являет собой непосредственную завязку сюжета. То есть явно заметно смещение акцентов, если для постапокалиптического текста катастрофа являет собой исключительно своеобразный зачин и точку начала будущего повествования, то в апокалиптическом тексте катастрофа будет являться завершающей (чаще всего) частью произведения. Следовательно в апокалиптическом тексте очень часто можно встретить момент отсчета до катастрофы (например во множестве документальных фильмах) и описание того что происходит с человечеством перед лицом нависшей опасности, тому что будет после придается не очень большое значение. В тексте же постапокалиптическом автора больше всего интересует то, что случится уже после катастрофы.
Как нам уже известно, жанр апокалиптики появился довольно таки давно и даже успел оформиться в отдельную дисциплину (см. эсхатология), но, следует отметить, что и этот вид текстов претерпел изменения, если сравнить данное в словаре значение апокалиптики, то оно будет заметно от современного положения дел, вот, к примеру, одно из определений:
«АПОКАЛИПТИКА, род еврейской литературы, возникает в эллинистическую эпоху. Термин «апокалиптика» (греч. apokalypsis – откровение) указывает на задачи литературы этого рода – открывать людям божественный замысел относительно их настоящего и будущего. Апокалиптические сочинения, появлявшиеся в трагические эпохи, были призваны укрепить веру людей в Бога и их упование на него как единственного защитника притесняемых и судью притеснителей.

Апокалиптическую литературу отличает идея трансцендентности Бога, воздействующего на мир через духов-посредников (ангелов или демонов), пессимистическая уверенность в непрочности мирских благ и оптимистическая убежденность в том, что, в конце концов, Бог восторжествует над силами зла и утвердит свое царство. Однако главная особенность этой литературы заключается в том, что свое содержание она облекает в загадочную и символическую форму. Так, например, исторические персонажи и целые народы изображаются в ней под видом овец, птиц или диких зверей, а исторические катаклизмы описываются в терминах катаклизмов природных – таких, как падение звезд, землетрясения и жестокие бури. Иногда воображение апокалиптических авторов порождает фантастические образы: например, образ «зверя» с семью головами и десятью рогами (Откр 13:1). В корпусе Ветхого и Нового Заветов апокалипсисы представлены Книгой Даниила 7-12, Книгой Захарии 12-14, «малым Апокалипсисом» в Мк 13 (с соответствующими параллелями у Матфея и Луки) и Откровением св. Иоанна Богослова.

Важнейшие апокалиптические сочинения, не включенные в библейский канон, всегда приписывались знаменитым ветхозаветным или новозаветным персонажам, что должно было придать им авторитет и привлечь широкую аудиторию. К их числу относятся, прежде всего, Книга Еноха (1 Еноха), первоначально написанная на еврейском или арамейском языке несколькими палестинскими авторами в последние два века до рождения Христа, но сохранившаяся лишь в эфиопском переводе и во фрагментах на греческом и латинском языках, и Книга Тайн Еноха, написанная неким александрийским евреем в первой половине 1 в. н.э. и сохранившаяся лишь в славянских рукописях. Обе книги уделяют много внимания ангелологии, демонологии и космологии. Апокалипсис Петра, написанный на греческом языке христианским автором в середине 2 в., замечателен тем, что в нем впервые в христианскую литературу вводятся пифагорейские и орфические представления о рае и аде и яркими красками описываются награды, ожидающие праведных, и муки, уготованные осужденным на вечную погибель. Сивиллины оракулы, представляющие собой хаотическую смесь языческого, еврейского и христианского материала, дошли до нас в виде 12 книг, написанных гомеровским гексаметром, и датируются периодом между 180 до н.э. и 350 н.э .»
Сразу бросается в глаза явная религиозная направленность термина, в ситуации же современной культуры апокалиптические тексты уже давно отошли от сугубо религиозных текстов, хотя, конечно же, тематика религии все ещё встречается в работах. Дабы упростить понимание процессов построения текстов предлагаю принять следующие условные схемы.
Приблизительная схема построения апокалиптического текста выглядит таким образом:
— изначально дается подробное описание мирной (до известия о надвигающейся катастрофе) жизни, чаще всего описывается общество современное автору.
— затем следует описание причин будущей катастрофы, на данном этапе обычно показывается некий «порок» общества, который станет в дальнейшем своеобразным триггером «запускающим» процесс начала конца света.
— далее следует самая напряженная часть сюжета, показывающая мир непосредственно перед самим апокалипсисом, затем следует очень подробное описание самого апокалипсиса. На данном этапе катастрофа воспринимается именно как наказание за «пороки».
— после идет заключительная часть, в которой автор как бы подводя итоги дает описание (но не обязательно) мира после катастрофы, но не описывается подробно дальнейшее существование выживших.
В противоположность этому можно представить следующую, так же условную, схему построения постапокалиптических сюжетов:
— не очень подробно описывается жизнь непосредственно перед катастрофой, как бы давая изначальные данные, на которых в дальнейшем и будет построен сюжет, стоит отметить, что описание жизни до катастрофы очень часто встречается в виде своеобразных воспоминаний выживших, так называемых флэшбеков и не присутствует непосредственно в начале текста.
— следом идет описание самой катастрофы, которая, как правило, и задает дальнейший темп и вид повествования (о видах встречающихся катастроф и видах дальнейшего существования будет сказано позже). Часто катастрофа случается неожиданно и протекает непредсказуемо, воспринимается героями уже не как «наказание», а именно как чрезвычайная ситуация.
— затем следует наиболее объемная часть произведения, в которой очень подробно описывается существование выживших, их приспосабливание к новой (обычно агрессивной) окружающей среде, а если речь идет о постапокалиптическом тексте, который можно отнести к Справочному типу, то описание идет вплоть до указания названий, способов применения медицинских препаратов, оружия и так далее.
— завещающей частью идет описание нового, относительно установившегося и поддерживающегося какое-то продолжительное время порядка, как правило, дистопического характера.
Как мы видим, в обоих случаях момент катастрофы является ключевым для построения сюжета, чтобы было проще в дальнейшем понимать логику постапокалиптических произведений, стоит подробно рассмотреть виды катастроф, о чем и пойдет речь в следующем пункте данной работы.

Читать весь материал и комментарии