Неоднократно в блоге встречаются утверждения о полной неготовности государственной системы гражданской обороны, исходя из существующего состояния защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и т.п. Задача данной статьи: показать механизм перевода системы ГО на военное положение, опираясь на существующие нормативные документы.

1. Если вдруг война…
В наше время достичь стратегической внезапности при нападении добиться просто невозможно. Современные средства разведки вскрывают подготовительные мероприятия вероятного противника достаточно быстро. Факт, думаю, очевидный, останавливаться на нем нет смысла. У государства будет достаточный запас времени для приведения в готовность вооружённых сил, ГО и начала мобилизационных мероприятий. С момента отмашки «сверху» в стране начинается так называемый особый период — время, в течение которого страна в целом, ее вооруженные силы, экономика, а также ГО функционируют по планам военного времени. Особый период, подобно тесту в шаурме, охватывает угрожаемый период, собственно военное время (когда вступает в действие военное положение) и период после войны, до перевода страны на функционирование в условиях мирного времени.
В военное время на ГО возлагаются следующие задачи:
— подготовка и проведение мероприятий по защите населения и территорий от поражающих факторов средств поражения противника;
— осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики страны в военное время;
— создание и обеспечение надежной системы управления действиями всех подчиненных органов управления и сил ГО, расположенных на подчиненной территории, в условиях военного времени;
— приведение и поддержание в постоянной готовности сил и средств ГО к выполнению мероприятий ГО и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— организация, подготовка, проведение и обеспечение действий сил ГО при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

2. О «проср…ных полимерах»
Собственно, о пустых складах и замусоренных бункерах. Всем понятно, что невозможно сразу сделать из г…на конфетку. В Политбюро тоже не дураки сидят ©, посему перевод ГО на военное положение осуществляется по мере нарастания угроз, по установленным степеням готовности.
В настоящее время эти степени выглядят так:

Где: ВС – Вооружённые силы, МЧС – все знают, кто, ОУ – органы управления (главнюки исполнительной власти всех уровней, включая местное самоуправление), ОЭ – объедки объекты экономики (фабрики, заводы и т.п.). Для аналогии приведены режимы функционирования системы РСЧС, в мирное время.
ПМ – здесь есть не пистолет имени Макарова, а т.н. первоочередные мероприятия. Под ПМ понимаются наиболее отдельные, особо важные мероприятия, прописанные в плане ГО, которые необходимо выполнить до того, как настанет момент введения в действие этого плана (то бишь военное положение). Звучит как связный бред, но так оно и есть. Соответственно степеням готовности первоочередные мероприятия подразделяются на первоочередные мероприятия 1-й очереди, 2-й очереди и 3-й очереди (тавтология жутчайшая).
Если предыдущий абзац ещё не привел уважаемых читателей к познанию Дао, то добавлю, что специалистам ГО приходится работать в подобной интеллектуальной атмосфере каждый день. Мой бывший начальник, отслужив 20 с лишним лет в ГОЧС и МЧС, и уйдя на пенсию в чине полковника, никогда не стеснялся говорить, что никто и никогда не сможет полностью понять ГО.
Итак, по указанию сверху (решению Правительства РФ) силы ГО переводятся в режим повышенной готовности. Соответственно, органы экономики осуществлют первоочередные мероприятия 1-й очереди, в том числе:
— введение круглосуточного дежурства руководящего состава гражданской обороны в пунктах постоянного размещения;
— Перевод на круглосуточную работу радиовещательных станций и радиотрансляционных узлов;
— Перевод на круглосуточную работу с сохранением режима радиообмена, установленного для повседневной деятельности, имеющихся средств радиосвязи с органами, осуществляющими управление гражданской обороной;
— Приведение в готовность защитных сооружений гражданской обороны для укрытия работников организаций, продолжающих работу в военное время (срок выполнения – не более 24 часов);
— Принятие мер по ускоренному завершению строительства и вводу в эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны (срок выполнения – не более 48 часов);
— Вывоз на пункты выдачи средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, индивидуальных противохимических пакетов и другого имущества, предназначенного для обеспечения населения и личного состава сил гражданской обороны (срок выполнения – не более 24 часов)
;
— Приведение в готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
— Снижение запасов аварийно химически опасных веществ до минимальных размеров, обеспечивающих технологический процесс, на опасных производственных объектах в городах и иных населенных пунктах, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, подготовка к снижению запасов взрыво- и пожароопасных веществ;
— Уточнение порядка проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки, усиление охраны и противопожарной защиты организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, организаций, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующих их, а также организаций, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— Подготовка животноводческих ферм, сооружений и комплексов для обеспечения жизнедеятельности и защиты сельскохозяйственных животных, создание и укрытие в них запасов кормов и воды;
— Направление к месту постоянной работы лиц, находящихся на обучении (повышающих квалификацию) в образовательных учреждениях МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и на курсах гражданской обороны.
Данный перечень мероприятий интересен тем, что, во-первых, показывает, степень важности защитных сооружений, которые будут приводить в готовность буквально при любом чихе. Во-вторых, недостающее имущество ГО будет (по крайней мере, должно быть) восполнено до нужных объемов, и это имущество на складах пока ещё есть (ибо никому нах не нужно). В-третьих, этот перечень по-сути своей есть список тех самых «звоночков», по которым можно определить приближение «грандиозного шухера».
Я не стану перечислять целиком все мероприятия второй и третей очереди ради экономии места. Отмечу лишь, что в режиме «военная опасность» ПМ-2 включают в том числе:
— приведение в готовность ЗС ГО, метрополитенов, подвалов и других заглубленных сооружений для укрытия населения, культурных ценностей, находящихся в федеральной собственности, и архивных документов,
— дооборудование под ПРУ подвальных и других помещений;
— организацию круглосуточного дежурства групп и звеньев по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны;
— выдачу из запасов имущества гражданской обороны СИЗ и приборов дозиметрического контроля работникам организаций в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, и работникам организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности и первой категории, расположенных вне этих городов;
— изготовление простейших средств индивидуальной защиты (при необходимости).
Полная готовность системы ГО (ПМ-3) подразумевает тотальную выдачу СИЗ страждущим, закладку хабара в убежища, ускоренное строительство упрощенных убежищ и ПРУ и многое, многое другое…
3. «22 июня, ровно в 4 часа…»
В случае внезапного нападения (спутники ослепли, шпионы ушли в запой, а руководство страны поразила острая форма клинического долбое… зма) все вышеперечисленные мероприятия проводятся в рамках планомерно реализации заранее написанных Планов ГО. С началом военного положения и до его окончания система ГО плотно ложится под органы военного командования, о чем и повествует леденящий душу Федеральный конституционный закон № 1 от 30.01.2002 года «О военном положении». Данный закон всем настоятельно рекомендую для ознакомления.
4. Выводы.
4.1. Система ГО по определению не является полностью готовой к военному положению. Эта готовность достигается поэтапно и планомерно.
4.2. Ряд мероприятий ГО является однозначными «звоночками», что может быть использовано для прогнозирования обстановки.
4.3. В случае самого неблагоприятного развития событий умрут не все и не сразу.
Доклад закончен.

Читать весь материал и комментарии