Часть I. Сухопутные крысы
Много букв, фото. Фото сжатые.
К сожалению, бортовой журнал не вел, о чем очень жалею. Но — уж как есть. Фотографии помогают «вспомнить все». Повествование будет многословным и сумбурным, буду перемежать его «Зарубками». Это не советы, это выводы, которые я сделал для себя. А уж если кому другому они подойдут — не жалко.
***Зарубка: всегда веди бортовой журнал. Не бери большую тетрадь, из-за неудобства будешь лениться ее доставать. Приобретенная для журнала красивая дорогая тетрадь А5 так и провалялась в рюкзаке. Нужен небольшой блокнот.
План маршрута:
Курган-п.Хужир (о.Ольхон) на колесах, в Хужире сбор судов, переход через Малое Море, движение вдоль западного берега в сторону Северобайкальска (в идеале планировалось дойти до него), возвращение тем же путем. Или другим. Наш адмирал не загадывает на дорогу. Маршрут не пройден, т.к. потеряли 3 дня по погоде на Ольхоне, да и в хороших местах на две ночи вставали, а к 1 сентября всем нужно было быть дома.
Расстояние:
Трасса — Курган-Хужир примерно 3500 км.
Вода — расстояние не подсчитано, т.к. прогагарили навигатор.
Транспорт:
Трасса — боевая маршрутная Газель и люксовый Хендэ Старекс.Этакий неравный брак.
Вода — лодка ПВХ с 2-тактным Меркьюри, катамаран с самодельной бамбуковой рамой и 4-тактной Хондой. Плюс «Тузик» — небольшая лодочка, груженая канистрами, которую тащила на привязи большая лодка.
Группа: Остатки старой институтской лыжной команды и примкнувшие к ней проверенные в ПВД мужики. Общим счетом 9 человек. Настоящих ходовых — двое. Я – из бывших.
Подъезд
На самом деле, Байкал занял время с 18 по 28 августа, остальное ушло на дорогу. Мой путь отличался от группы — я присоединился к группе в Новосибирске, докуда летел самолетом, там же и соскочил на обратном пути.
Договорились встретиться на трассе, чтобы водителю не кружить по незнакомым улицам. Вышел на трассу, покинув гостеприимный аэропорт. Торчал 2 часа. Отведал сначала жажду, из-за которой пришлось топать в соседний поселок за водой, потом дождь такой, что через дождевик лилось в трусы, а из них — в ботинки. В рюкзаке лежал тент, но гроза накинулась так внезапно, что успел только выдернуть дождевик и большие мусорные пакеты для рюкзака. С тоской вспоминал, что
***Зарубка: если можешь, всегда жди в защищенном месте. Всегда имей с собой воду и еду, не рассчитывая добыть позже. Не рассчитывай продолжительность пути (ни своего, ни чужого) на калькуляторе. Чтобы средняя скорость была 90км/ч, нужно ехать 110-120. Дождь и пробки не учтешь.
Меня забрал Хендэ. Разлили за встречу. Переоделся в сухое. Переодевание в заваленной шмотьем машине на ходу при размере 52-54 — это, скажу вам, жестоко. Вопрос после первой рюмки «Естьчо?» озадачил — сухие, что ли, поехали? Фууу, нет, просто все в Газели. Пришлось доставать подкожные запасы — двестиписят коньяка во фляжечке. И последний батончик Натс. Да, это был НЗ, но ведь ехать и ехать еще — где-нибудь остановимся, докуплю. Не докупил, полмесяца таскал пустую фляжку.
***Зарубка: НЗ — это НЗ!!! Расшифровывается Неприкосновенный!!! Запас. Вот и нефиг к нему прикасаться!
На следующий день я был пересажен в Газель. Почему — не знаю, но команды адмирала не обсуждаются, можно побухтеть, но будь добр, матерись, а хабар свой тащи, куда сказано. Не пожалел. Газель была инженерными умами и золотыми руками превращена в настоящий корабль дальних странствий: кресла сняты, кроме первых двух рядов, кои были развернуты лицом друг к другу, а между ними сваян столик. К столешнице, во избежание падений
На месте снятых кресел высились сваренные из квадратной трубы нары. На нарах этих вполне комфортно можно было улечься втроем, если клаустрофобия не мучает — все же, потолок в 50 см от носа, это некомфортно. Под нарами — все вещи. Но первое,
На крышу из таких же труб был сварен багажник по всей длине. На нем ехал бамбук для ката, сам катамаран и лодка, и канистры для бензина.
За мое переселение разлили. 7 утра. Я еще не завтракал, но уже принял около ста. Аккуратнее, солнце мое, тебе не 20 лет. Раньше придерживался правила — в дороге не пить. От крепкого укачивает, от пива остановки чаще.
***Зарубка: ну хорошее же правило было.
Дорогу подробно описывать не буду, только общая информация: первоначально план был ехать без ночевок, в каждой машине по 2 водителя. Но жизнь, как всегда, поправила — к вечеру уставали не только водители, но и пассажиры, поэтому ночевать все же пришлось. Ночевали в лесу, как правило, после прохода крупного города или перед ним, чтобы утром не тратить время на завтрак, а можно было перекусить в кафешках вдоль трассы. Старекс убегал вперед, искал место, потом подваливала наша корова, груженая людьми и хабаром. Трассу я бы оценил на 4+. Был один участок — просто жесть, просто отсутствие дороги, но где он, писать нет смысла: рядом рабочие уже обкладывали ячеистыми матами новую насыпь, которая местами уже была украшена новым асфальтом. Так что, если кто поедет следующим летом, могу заверить — дорога будет отличная.
Байкал
Байкал поразил тем, что он совсем не такой, каким я его представлял. Начну с того, что подъезд с Прибайкалья (от Иркутска) — это постепенный переход от лесов к голой сухой степи. Причем, чем ближе к самому большому в мире скоплению пресной воды, тем заметнее, что роза ветров относит всю влагу на восток, а степь все суше и суше. Степь очень интересная — абсолютно ровная трава высотой 5-10 см. Ни полыни метровой, ни кустика, как будто ее подстригли. На переправе через пролив Ольхонские ворота вертел головой, но так и не увидел НИ ОДНОГО дерева.
***Зарубка: если поедем с женщинами и детьми — обязательно куплю в Китае палатку-туалет. Обязательно!!!
А так — красиво.
Переправились на Ольхон.
Первая ночевка — в пустой (почти) бухте. Слева с полкилометра палатка, справа с полкилометра еще одна
Дров нет. То есть вообще.
***Зарубка: по дороге к Байкалу пацаны продают вязанки дров. Хорошо, наш адмирал ситуацию с дровами знал и мы накупили дров столько, что хватило дня на 3.
Хужир
Поселок Хужир — это декорация к истерну (это как вестерн, только вместо индейцев на мустангах — буряты на моциках и квадриках).Так и кажется, что Грязный Гарри уже зарядил свой ЛеФоше и сейчас выйдет на дуэль.
Много отдыхающих иркутян и не только. Мы, изрядно потрепанные дорогой, смотрелись диковато среди «дам с собачками» в белых анапско-сочинских одеждах. Подозреваю, что мы воняли.
Салун (позная)
Ели омуля и позы (это манты бурятские), пили пиво (и водку, да). Ночевать уехали
на берег.
Людей уже мало, на Байкале с Ильина дня погода нестабильная и купальщики-загоральщики свалили, чему мы были сильно рады. Соседствовали с нами практически одни «ёжики» и тех 3-4 палатки на 2-километровый берег. Почему ёжики — не знаю, но так прижилось название «паломников», вечно тусующихся в «местах силы» с тесемочками на лбу, фенечками на руках и книгами Блаватской или что они там читают постоянно. Одни соседи (ну, это как соседи — метрах в 50) просто целый день читали. Причем девушка — на обрыве к озеру, а парень — возле палатки на пенке. Сошлись вместе один раз на пообедать. Да ладно, каждому свою дорогу.
На берегу проторчали 3 дня. Подходящая для выхода на воду погода была в первый день, но народ устал, хотелось проснуться без ПАААААДЬЕЕЕООООМа. Пересмотрели снарягу. Заправили канистры. Второй день — неожиданно сильный ветер. Как бы даже почти шторм. Рыбаки-маньяки, утром пошедшие на лодке (лодку испытать, на воде еще не была) в ближний залив, вернулись в мокрых штанах. Говорят, брызги. Мы не поверили.
После ветра — дождь. Лил почти сутки. Сидели под тентом. Скучно.
Одно событие, сильно повлиявшее на настроение группы, все же было — на берег пришли «гринписы». Студентки какого-то иркутского ВУЗа. Мусор собирать. Вот они. Синий театр теней — это туалет. В солнечную погоду хорошо видно, по-большому ты или так, ненадолго.
Неинтересно? Да. А представьте, нам каково? Пропилить три с полтиной тыщщи километров, чтобы на берегу бичевать…
Но! Мы не привыкли отступать! Дождь — не вечен! Но об этом — во второй части.
А, да — ни магниевых блоков, ни титановых печек в этот раз не брали. Тестов нет, и во второй части тоже не будет, сорри.
Спасибо всем, кто вытерпел мой длинный рассказ.
Продолжение здесь