Часть I. Сухопутные крысы

Много букв, фото. Фото сжатые.


К сожалению, бортовой журнал не вел, о чем очень жалею. Но — уж как есть. Фотографии помогают «вспомнить все». Повествование будет многословным и сумбурным, буду перемежать его «Зарубками». Это не советы, это выводы, которые я сделал для себя. А уж если кому другому они подойдут — не жалко.

***Зарубка: всегда веди бортовой журнал. Не бери большую тетрадь, из-за неудобства будешь лениться ее доставать. Приобретенная для журнала красивая дорогая тетрадь А5 так и провалялась в рюкзаке. Нужен небольшой блокнот.

План маршрута:
Курган-п.Хужир (о.Ольхон) на колесах, в Хужире сбор судов, переход через Малое Море, движение вдоль западного берега в сторону Северобайкальска (в идеале планировалось дойти до него), возвращение тем же путем. Или другим. Наш адмирал не загадывает на дорогу. Маршрут не пройден, т.к. потеряли 3 дня по погоде на Ольхоне, да и в хороших местах на две ночи вставали, а к 1 сентября всем нужно было быть дома.
Расстояние:
Трасса — Курган-Хужир примерно 3500 км.
Вода — расстояние не подсчитано, т.к. прогагарили навигатор.
Транспорт:
Трасса — боевая маршрутная Газель и люксовый Хендэ Старекс.Этакий неравный брак.


Вода — лодка ПВХ с 2-тактным Меркьюри, катамаран с самодельной бамбуковой рамой и 4-тактной Хондой. Плюс «Тузик» — небольшая лодочка, груженая канистрами, которую тащила на привязи большая лодка.

Группа: Остатки старой институтской лыжной команды и примкнувшие к ней проверенные в ПВД мужики. Общим счетом 9 человек. Настоящих ходовых — двое. Я – из бывших.

Подъезд
На самом деле, Байкал занял время с 18 по 28 августа, остальное ушло на дорогу. Мой путь отличался от группы — я присоединился к группе в Новосибирске, докуда летел самолетом, там же и соскочил на обратном пути.
Договорились встретиться на трассе, чтобы водителю не кружить по незнакомым улицам. Вышел на трассу, покинув гостеприимный аэропорт. Торчал 2 часа. Отведал сначала жажду, из-за которой пришлось топать в соседний поселок за водой, потом дождь такой, что через дождевик лилось в трусы, а из них — в ботинки. В рюкзаке лежал тент, но гроза накинулась так внезапно, что успел только выдернуть дождевик и большие мусорные пакеты для рюкзака. С тоской вспоминал, что в тюрьме сейчас ужин в аэропорту есть Шоколадница и Кофе-хаус и много других теплых и сухих мест. Подвывая грозе, материл друзей, которые тащились ко мне со скоростью 60 км/ч.

***Зарубка: если можешь, всегда жди в защищенном месте. Всегда имей с собой воду и еду, не рассчитывая добыть позже. Не рассчитывай продолжительность пути (ни своего, ни чужого) на калькуляторе. Чтобы средняя скорость была 90км/ч, нужно ехать 110-120. Дождь и пробки не учтешь.

Меня забрал Хендэ. Разлили за встречу. Переоделся в сухое. Переодевание в заваленной шмотьем машине на ходу при размере 52-54 — это, скажу вам, жестоко. Вопрос после первой рюмки «Естьчо?» озадачил — сухие, что ли, поехали? Фууу, нет, просто все в Газели. Пришлось доставать подкожные запасы — двестиписят коньяка во фляжечке. И последний батончик Натс. Да, это был НЗ, но ведь ехать и ехать еще — где-нибудь остановимся, докуплю. Не докупил, полмесяца таскал пустую фляжку.

***Зарубка: НЗ — это НЗ!!! Расшифровывается Неприкосновенный!!! Запас. Вот и нефиг к нему прикасаться!

На следующий день я был пересажен в Газель. Почему — не знаю, но команды адмирала не обсуждаются, можно побухтеть, но будь добр, матерись, а хабар свой тащи, куда сказано. Не пожалел. Газель была инженерными умами и золотыми руками превращена в настоящий корабль дальних странствий: кресла сняты, кроме первых двух рядов, кои были развернуты лицом друг к другу, а между ними сваян столик. К столешнице, во избежание падений стаканов подзорных труб и астролябий прикручены обрезанные пластиковые бутылки. Удобно. Но не для стаканов — к концу пути в эти «подстаканники» перекочевали мобильники, рации, сигареты и протчая мелочь, разлетавшаяся до этого по всему салону на кочках.
На месте снятых кресел высились сваренные из квадратной трубы нары. На нарах этих вполне комфортно можно было улечься втроем, если клаустрофобия не мучает — все же, потолок в 50 см от носа, это некомфортно. Под нарами — все вещи. Но первое, во что врубаешься башкой что видишь — это 20 сильный лодочный мотор «Хонда», горделиво возвышающийся на станине.

На крышу из таких же труб был сварен багажник по всей длине. На нем ехал бамбук для ката, сам катамаран и лодка, и канистры для бензина.

За мое переселение разлили. 7 утра. Я еще не завтракал, но уже принял около ста. Аккуратнее, солнце мое, тебе не 20 лет. Раньше придерживался правила — в дороге не пить. От крепкого укачивает, от пива остановки чаще.

***Зарубка: ну хорошее же правило было.

Дорогу подробно описывать не буду, только общая информация: первоначально план был ехать без ночевок, в каждой машине по 2 водителя. Но жизнь, как всегда, поправила — к вечеру уставали не только водители, но и пассажиры, поэтому ночевать все же пришлось. Ночевали в лесу, как правило, после прохода крупного города или перед ним, чтобы утром не тратить время на завтрак, а можно было перекусить в кафешках вдоль трассы. Старекс убегал вперед, искал место, потом подваливала наша корова, груженая людьми и хабаром. Трассу я бы оценил на 4+. Был один участок — просто жесть, просто отсутствие дороги, но где он, писать нет смысла: рядом рабочие уже обкладывали ячеистыми матами новую насыпь, которая местами уже была украшена новым асфальтом. Так что, если кто поедет следующим летом, могу заверить — дорога будет отличная.
Байкал
Байкал поразил тем, что он совсем не такой, каким я его представлял. Начну с того, что подъезд с Прибайкалья (от Иркутска) — это постепенный переход от лесов к голой сухой степи. Причем, чем ближе к самому большому в мире скоплению пресной воды, тем заметнее, что роза ветров относит всю влагу на восток, а степь все суше и суше. Степь очень интересная — абсолютно ровная трава высотой 5-10 см. Ни полыни метровой, ни кустика, как будто ее подстригли. На переправе через пролив Ольхонские ворота вертел головой, но так и не увидел НИ ОДНОГО дерева.

***Зарубка: если поедем с женщинами и детьми — обязательно куплю в Китае палатку-туалет. Обязательно!!!

А так — красиво.
Переправились на Ольхон.

Первая ночевка — в пустой (почти) бухте. Слева с полкилометра палатка, справа с полкилометра еще одна


Дров нет. То есть вообще.

***Зарубка: по дороге к Байкалу пацаны продают вязанки дров. Хорошо, наш адмирал ситуацию с дровами знал и мы накупили дров столько, что хватило дня на 3.

Хужир

Поселок Хужир — это декорация к истерну (это как вестерн, только вместо индейцев на мустангах — буряты на моциках и квадриках).Так и кажется, что Грязный Гарри уже зарядил свой ЛеФоше и сейчас выйдет на дуэль.

Много отдыхающих иркутян и не только. Мы, изрядно потрепанные дорогой, смотрелись диковато среди «дам с собачками» в белых анапско-сочинских одеждах. Подозреваю, что мы воняли.
Салун (позная)

Ели омуля и позы (это манты бурятские), пили пиво (и водку, да). Ночевать уехали

на берег.

Людей уже мало, на Байкале с Ильина дня погода нестабильная и купальщики-загоральщики свалили, чему мы были сильно рады. Соседствовали с нами практически одни «ёжики» и тех 3-4 палатки на 2-километровый берег. Почему ёжики — не знаю, но так прижилось название «паломников», вечно тусующихся в «местах силы» с тесемочками на лбу, фенечками на руках и книгами Блаватской или что они там читают постоянно. Одни соседи (ну, это как соседи — метрах в 50) просто целый день читали. Причем девушка — на обрыве к озеру, а парень — возле палатки на пенке. Сошлись вместе один раз на пообедать. Да ладно, каждому свою дорогу.
На берегу проторчали 3 дня. Подходящая для выхода на воду погода была в первый день, но народ устал, хотелось проснуться без ПАААААДЬЕЕЕООООМа. Пересмотрели снарягу. Заправили канистры. Второй день — неожиданно сильный ветер. Как бы даже почти шторм. Рыбаки-маньяки, утром пошедшие на лодке (лодку испытать, на воде еще не была) в ближний залив, вернулись в мокрых штанах. Говорят, брызги. Мы не поверили.
После ветра — дождь. Лил почти сутки. Сидели под тентом. Скучно.

Одно событие, сильно повлиявшее на настроение группы, все же было — на берег пришли «гринписы». Студентки какого-то иркутского ВУЗа. Мусор собирать. Вот они. Синий театр теней — это туалет. В солнечную погоду хорошо видно, по-большому ты или так, ненадолго.

Неинтересно? Да. А представьте, нам каково? Пропилить три с полтиной тыщщи километров, чтобы на берегу бичевать…
Но! Мы не привыкли отступать! Дождь — не вечен! Но об этом — во второй части.
А, да — ни магниевых блоков, ни титановых печек в этот раз не брали. Тестов нет, и во второй части тоже не будет, сорри.
Спасибо всем, кто вытерпел мой длинный рассказ.
Продолжение здесь

Читать весь материал и комментарии