В многочисленных произведениях на тему «БП и как оно там будет» люди пользуются практически исключительно огнестрельным оружием. Это стало такой классикой жанра, что и в книгах, претендующих на максимальную приближенность к действительности (например, первый «Мародер»), и в полуфантастических условиях (та же «Автоматная баллада»), и даже в мрачных подземельях отдельно выжившего метро (ну, ясно) – везде основной валютой и одновременно основным средством поражения противника является патрон.
И редко кто задается вопросом: а откуда, собственно, эти патроны возьмутся? Или, точнее, откуда будут возобновляться их запасы у простых гражданских людей?
Оговорка № 1: Далее под словом «патрон» будет по умолчанию пониматься патрон к отечественному боевому нарезному стрелковому оружию (или охотничьему нарезному оружию, использующему патроны соответствующих типов).
Во-первых, потому как именно такие патроны ходят за валюту в упомянутых книжках.
Во-вторых, поскольку эффективность работы нарезным оружием по сравнению с гладкоствольным существенно выше (я здесь не рассматриваю специфические, большей частью «антитеррористические» ситуации). То есть, по-простому, у человека с «тулкой» против человека с АК-74М при прочих равных шансов немного. Ниже скорострельность, меньше прицельная дальность, существенно меньше запреградное действие пули. Как правило, меньше носимый боекомплект.
В-третьих, поскольку именно этих патронов запасено немалое количество, и, теоретически, именно они должны будут стать основой будущей «экономики» описываемого образца.
За рамками рассмотрения, таким образом, остаются патроны к нарезному оружию «вражеских» типов, а также мелкокалиберные. Количество первых предполагается пренебрежимо малым по сравнению с отечественными патронами. На начальном этапе предполагаемой заварушки их пожгут – и все. Вторые же могут служить средством поражения живой силы еще в меньшей степени, чем патроны к гладкостволу, и, соответственно, их хозяином в конечном итоге будет тот, у кого в руках автомат.
Особняком стоят патроны для гладкоствольных ружей.
По сравнению с патронами для нарезного оружия у них одно существенное отличие: способ и место хранения. Склады с такими патронами, как правило, не имеют ни постоянной охраны, ни такого количества хранящихся единиц. С другой стороны, эти патроны будут остро востребованы гражданским населением как практически единственный шанс к применению имеющегося у граждан и в массе гладкоствольного огнестрельного оружия более-менее продолжительное время. Власти же при режиме ЧП вряд ли будут так уж резво брать под контроль многочисленные охотничьи магазины: найдется куча других дел. Таким образом, существенная часть патронов к гладкостволу будет, скорее всего, растащена по домам граждан, при этом вероятнее всего – владельцев и персонала тех самых магазинов и складов, либо наиболее сообразительных и уже сплотившихся в компанию их клиентов.
Далеепатроны к гладкостволу, во избежание путаницы, будут фигурировать в тексте под аббревиатурой ГП.
Оговорка № 2: Я не верю в пресловутый «развал государства». Просто такого не было ни разу за всю письменную и былинную историю нашей страны. Государство может потерять часть территории, отошедшей другому государству, может радикально поменять хозяев жизни, может в какой-то момент не контролировать часть своей территории – но власть в отдельно взятой местности всегда будет, пусть и из какого-нибудь Гуляй-Поля. Однако для полного набора будем допускать и вариант этого самого «развала».
Итак, источники патронов.
Как ни смешно, но первый и основной источник патронов – это власть.
В смысле, не тот, кто ей номинально является, а тот, кто реально осуществляет властные полномочия. Под «тот» подразумевается, конечно, не конкретный человек, а властная структура, как ее ни назови – Правительство, Главкомат, да хоть КПСООЗЧМ, то есть Комитет По Спасению Отечества От Зеленых Чешуйчатых Монстров. Если документ на бланке данной структуры с ее печатью и подписью ее начальника или лица, его замещающего, будет являться основанием для выдачи данной группе граждан такого-то количества патронов – то вот эта структура и есть власть.
Именно по желанию власти патроны могут как быть изъяты из обращения, так и, наоборот, предоставлены народу в потребных количествах. Что мы с вами и наблюдали соответственно в Советском Союзе и в отдельно взятой Чеченской Республике Ичкерия. Замечу, что даже в условиях махновщины и партизанской войны в ЧРИ патроны эквивалентом денег не стали. Правда, я наблюдал «натуральную мену» с участием патронов: в Гудермесе 2000 года был недостаток 7,62х39, и бойцы, вооруженные старыми добрыми АКМ, предлагали «бартер» — 3 цинка 5,45х39 на цинк 7,62х39. Но это, согласитесь, далеко от использования патрона как «всеобщего эквивалента».
Итак, если есть власть – то патроны можно будет: 1)получить для служебных надобностей, либо 2) купить легально, либо 3) купить на черном рынке, либо 4) получить в результате воровства, мародерства, находки либо трофеев. Вариант 2 в условиях минимум ЧП, о которых и идет речь, для гражданского населения в наших реалиях будет обставлен кучей условий и ограничений либо просто исключен. Вариант 1 подразумевает, что вы в рядах силовых структур и подчиняетесь приказам, то есть лицо не гражданское (в крайнем случае – член некоего «отряда самообороны», что также подразумевает ответственность перед властью, исключая вариант ЧРИ – о нем ниже). Вариант 3 – что вы вне закона и являетесь законной добычей тех, кто подчиняется приказам. Вариант 4 – в принципе может касаться и граждан, которые не являются уголовниками (вы распотрошили бандитский схрон либо вследствие вашего высокого профессионализма и везения ухандокали напавших бандитов, а все ништяки припрятали) но в любом случае вряд ли принесет вам патроны в ощутимом количестве, а главное, вы, будучи гражданским лицом, также не сможете их свободно использовать.
Из сказанного следует, что в условиях «БП+сохранившаяся власть» никакой торговли на патроны, равно как и веселой стрельбы из боевого и охотничьего нарезного оружия друг по другу (а тем более – по собакам) среди гражданского населения не будет, по крайней мере, массово. Такая стрельба в общем случае будет быстро расходовать патроны, которых ограниченное количество, которые немало стоят либо достались с немалым риском, и одновременно выдавать стреляющего властям (скорее всего – военным властям), подводя его под нешуточный риск мгновенной казни на месте.
Кстати, обратите внимание – данная ситуация вполне узнаваема. Именно так, похоже, и обстояло дело в ходе и сразу после Отечественной войны на освобожденных западных территориях Союза. Ничего нового под Солнцем, как сказал Экклезиаст. Огромное количество боевого оружия и патронов, прихватизированных местными гражданами, полувоенная власть, двоевластие в некоторых регионах – но никакой «торговли на патроны», ничего выходящего за рамки вполне представимого разгула бандитизма и любимой тактики партизан всех времен и народов «ударил и беги». Оружие и патроны у гражданских лежали в схронах для ночных дел или так – про запас. У людей, представляющих невеликие гражданские власти – хранились открыто и использовались для обороны от ночных визитеров. Какие там беркемовские дома, воюющие друг с другом крупнокалиберными пулеметами… Подвезли бы к таким домам пару гаубиц, и в пару часов перемололи в хлам и правого, и виноватого, несмотря ни на какие супер-пупер минные заграждения. Снаряду – ему все равно.
Применение ГП, очевидно, будет более распространено, однако также ограничено для применяющего 1)преждевременным расходом запасенных боеприпасов и превращением вследствие этого любимого ружья в малоэффективную дубинку, и 2)реакцией властей на стрельбу. Опять же, патронов – ограниченное количество. Таким образом в виде эксцессов перестрелки из гладкоствола между людьми возможны (впрочем, они и сейчас происходят), в виде повсеместной практики – не думаю. Что касаемо отстрела вредных животных – в общем случае стрельба по полезным животным принесет выгод в несколько раз больше. Значит, она и будет в приоритете. Собственно, как и сейчас в тех регионах страны, где охота – одна из возможностей сводить концы с концами.
Особняком стоит вариант, когда власть на данном участке территории намеренно вооружает часть народа против другой части. Как в ЧРИ. Ну, тут у гражданского два варианта – в зависимости от того, в какую группу он попал. У «отрядов самообороны» в таком случае и оружия, и патронов, и тушенки будет до хрена, а у остальных – наоборот. Членам ОС – веселая бандитская жизнь, остальным – невеселая смерть или жизнь в рабстве, что хуже смерти. И без вариантов, ребяты. Никакой схрон в таком случае вас не спасет, никакой «домик в деревне». Если власть поощряет резню, то один раз, может, отбиться и удастся, но на второй раз запасенных ресурсов уже не хватит. А скорее всего, все кончится с первого раза. Может быть, удастся сбежать, не дожидаясь первого штурма, пока «самооборонщики» будут раскручивать обороты, но повезет немногим. Может быть, получится продать свою жизнь за пару-тройку вражеских – это будет, по крайней мере, по-мужски. Но купить ее за патроны или даже за драгоценности? Да кто ее покупать будет – тот, кто заведомо уверен, что ты – потенциальный раб, а все твое, включая женщин и детей – его собственность? Так что без вариантов придется в таком случае очень быстро убегать либо умирать вместе с близкими и родными, поскольку альтернатива – рабство. Ну, а если, не приведи Господь, попал ты в «избранные» — то либо прощаться с совестью навсегда и становиться законченным дерьмом, либо – см. выше. Утешая себя тем, что судьба практически всех подобных бандитов в общем случае – собачья смерть от пули тех, кто придет на данную территорию наводить конституционный порядок.
Собственно, на этом варианты, которые лично я считаю реальными, и заканчиваются.
Далее начинается полуфантастика или просто фантастика. Примечательно, что, рассмотренная по законам логики, данная действительность также не будет напоминать известные сюжетные линии.
Итак, кто и что является источником патронов, если власти (условно) нет ваще? На мой взляд, их всего шесть.
Первый – это заводы.
Они нуждаются в поставщиках сырья и хорошо охраняются. Это значит, что в случае развала государства и экономики производство встанет (или будет работать микроскопическими порциями). Одновременно из этих условий следует, что каждый завод превратится в неплохую крепость, причем главным и основным условием существования такой крепости будет запас патронов, который трудно или невозможно возобновить. Будут ли в таком случае товарищи из данной крепости менять патроны на что-то? Ну, если они полные кретины, то да. В таком случае крепость очень быстро поменяет хозяев на более умных. И подобная торговля будет караться отрыванием рук и ног. Причем медленно.
Но, вероятно, товарищам с завода понадобится еда. И вот тогда-то… они весело пойдут в набег (продотряд, экспедицию, гуманитарную миссию). А что им помешает? У них есть оружие, есть мощности для его ремонта, а самое главное, есть патроны.
В случае же частично работающей экономики (допустим, что она как-то стихийно будет работать без государства) все будет так же, за исключением того, что набеги (или экспедиции) станут чаще и нахальнее.
Второй – армейские (и подобные) склады. Сюда же отнесем так любимые авторами склады Росрезерва.
Ситуация та же: хорошо охраняемая уже в мирное время территория, солидный штат охраны. На складе есть очень многое, чего нет на заводе. Но патронов – ограниченное количество, как ни бесконечны стеллажи и полки. Причем вся оборона склада держится только на этих патронах. Кто-то будет ими торговать? Только самоубийца. Если и будет подобие торговли, то уж что обменять – на складе найдется. А в принципе – зачем торговля, если те же продотряды решают вопрос гораздо проще?
Далее сильный игрок – армейские части.
Козырь армии – тяжелое оружие, которое позволяет поражать противника с дистанции, недоступной стрелковому оружию, и тем более – охотничьему. И своя охраняемая даже в мирное время территория со всем необходимым жизнеобеспечением. И наличие системы подчиненности, ориентированной именно на военное время. И какая-никакая выучка личного состава. И штатное стрелковое оружие, в большинстве своем исправное и боеготовное. И солидный запас патронов. В случае сохранения власти – армия будет поддерживать порядок на вверенных отдельным частям рубежах сообразно талантам и моральным качествам командиров. В случае гипотетического развала армейские части – это катализатор для местной структуры власти, альтернативной существующей, и, скорее всего, способной без труда ее заменить. Хотя бы поголовным уничтожением. Замечу, что наиболее везучие армейские части почти наверняка станут хозяевами и патронных заводов, и складов любого рода на своей территории, образуя уже не просто «крепости», а системы «крепостей». Таким образом на «безвластную» территорию и придет власть. Далее фантастика кончается, и начинаются опять-таки реалии жизни.
Конкурировать с армией в принципе может четвертый источник – военизированные организации, в первую очередь МВД.
Собственно, именно органы внутренних дел и есть опора власти на местах, и они же смогут эту власть в случае чего заменить, а также подобрать к рукам те самые заводы и склады. Если территорию не подчинит себе одна сильная рука – гипотетически армия, МВД, ФСБ, МЧС и тд и тп могут схлестнуться за власть над этими и другими лакомыми кусочками (вероятнее же всего они будут работать вместе, а если какой генерал и возомнит себя Наполеоном – его охомутают свои же сотрудники). Но даже при таком варианте событий, кто бы ни победил, оружие и патроны – символ власти, а при условии конечности данных ресурсов крыс, которым придет в голову торговать ими, кончат быстро и безжалостно.
Что у нас еще? Номер пять – оптовые базы и магазины.
У них в ситуации полного или частичного беззакония три пути. Первый – быть приватизированными ближайшей армейской частью, полицией или «крепостью». Если их начальники минимально смотрят в будущее – так оно и будет. Второй – попробовать себя в роли «крепости». Скорее всего – безрезультатно. Третий – быть разграбленными в период частичной бесхозяйственности и пополнить запасы простых граждан.
Ну и номер шесть – эти самые запасы. Сколько там бишь в вашей квартире и (возможно) «схроне» заныкано? на сколько этот запас можно растянуть? А даже если допустить вариант, что самый-самый День Прихода Толстого Северного Лиса вы встретили на складе, забитом патронами и ГП – сколько там вы на себе унесете в свою берлогу? и сколько раз сможете это повторить? И что – потом вы на эти считанные патроны будете тушенку менять? Даже если и будете – завтра пуля из вашего же сменяного патрона может причинить вам телесные повреждения, несовместимые с жизнью, а тушенка – вернуться к хозяину. Мертвому она без надобности.
Соответственно, получается, что даже самый фантастический вариант развития событий под знаком Толстого Северного Лиса все равно не предполагает книжного «каждый сам за себя и патронов до хрена». И уж тем более классическое «по пятере это шесть рожков выходит да рожок без пяти» — чиста пацанская фантазия.
Выводы? Хм, выводы могут быть разнообразными. Некоторые – в следующей части, если доживем .
И, разумеется, все это «мнение мое – и необязательно правильное».