Взлетели кружки, показали донца.
Мы третий тост поднимем в тишине.
За тех, кто больше не увидит солнца.
За тех, кого убили на войне.
За тех ребят, что до конца сражались
Мы пьем. Да будет пухом им земля!
Спустилась ночь. Мы у костра собрались,
А завтра снова выйдем на поля.
Там где-то под кустами и травою,
Без обелисков, без имен и дат,
Остались, позабытые страною,
Останки павших без вести солдат.
На них не приходило похоронок
И дома их давно уже не ждут.
Во рвах, в окопах и на дне воронок
Они нашли последний свой приют.
Следы сражений годы заровняли,
Но здесь гремели жаркие бои.
Лопаты наши искры высекали
Из сталью переполненной земли.
Пусть поржавели мины и снаряды
Они еще готовы убивать.
Будь осторожен! Смерть все время рядом.
Раскоп твоей могилой может стать.
Но мы копаем, а потом руками
Перебираем центнеры земли.
Чтоб те, кого когда-то потеряли,
Последний, точный адрес обрели.
Не светит вам посмертная награда.
Не в праве мы отдать такой приказ.
Мы просто похоронная команда.
Мы задержались, вы простите нас.
Вот уже более десяти лет для нас первое мая это особая дата — дата открытия «Вахты памяти». Что это такое? Не секрет, что существуют отряды, которые выезжают на места боев (на неделю-две) и проводят планомерный поиск массовых безымянных захоронений, техники и прочего опасного железа. После обнаружения безымянного захоронения в рейдовый журнал заносятся данные (впрочем, как и обо всех находках) и начинается подъем останков.
Останки раскладываются по «костяку», производится подсчет.
вместе с этим производится и поиск любых возможных вариантов для опознания (надписи на личных вещах, документы, жетоны).
к сожалению, жетоны из бакелита появились лишь после 42г, до этого бойцы самостоятельно решали этот вопрос, закатывали записку в гильзу, нацарапывали имена-фамилии на котелках и столовых приборах или изготавливали жетоны в виде деревянной трубочки. достаточно не часто удается найти и прочесть какое-либо упоминание, вода и время делают свое дело… но, бывают и удачи! на мемориалах г. Можайска и г.Ржева нашими усилиями добавлены фамилии павших бойцов. теперь они не безымянные, не пропавшие без вести.
кроме того, как я уже говорил, на местах боев очень много опасного железа. у меня в группе есть специально аттестованные специалисты, но мы обязательно вызываем «группу разминирования» из ближайшего воинского соединения. так положено по протоколу.
как правило, уничтожение боеприпасов производится на месте (то есть, не вывозится на специальный полигон).
на фото достопочтенный Сергей Сергеевич (автор песни, которую я привел в начале повествования, да и многих других) подготавливает мины к уничтожению.
ну, вот так вкратце, вроде бы и все…
немного о себе. после небольшой реорганизации мы получили паспорт клуба: поисковый отряд «Росич». естественно, на все выезды оформляется просто огромная куча бумаг. все наши мероприятия за наш собственный счет. государство очень много (даже слишком) говорит о патриотике и патриотическом воспитании молодежи, но толком нихрена не делает. да и фиг с ним, лишь бы палки в колеса не совали, да не лезли с умными советами… мы уж как-нить сами. специально по этому поводу изготовили шеврон:
засим хочу откланяться, будут вопросы, задавайте, с радостью отвечу.
P.S. все фото из личного архива.
P.P.S. найденое и охолощенное или деактивированное железо (так называемые нынче «макеты») передаютсяя в музеи. в прошлом и в этом году мы обеспечили экспонатами свежесозданный музей одной из школ в г.Самара.
С уважением, serpent.