Есть у меня некоторые дополнения, комментарии и поправки к статье уважаемого Алексея (Nord) «Первая медицинская помощь при кровотечениях.» Текста получилось много, посему вывел в отдельную публикацию. Итак, моё старческое брюзжание.

Артериальное или венозное?
Во всех учебниках и пособиях по первой помощи твердят, что артериальное кровотечение бъёт пульсирующим фонтаном. Я тоже в это верил, и на занятиях по общей хирургии с азартом рассказывал преподавателю назубок заученые истины. Но он меня поправил. Сказал, что это пишут в пособиях по первой помощи, а на самом деле артерия будет бить одной не пульсирующей струёй, а вена может как раз пульсировать. Потом я много чего понял, посему поведаю и вам о том.

Значит так. Забудьте о пульсах и фонтанах. Это такие условности, что я бы на них не ориентировался. Визуальные признаки будут зависеть от калибра сосуда, от фактического кровяного давления, от степени повреждения сосуда, от углублнности сосуда в ране… Какое нормальное кровяное давление? 120 на 70 мм.рт.ст. что является 0,16 на 0,9 бар. Если дать такие «вводные» — полностью перерезана мелкая поверхносная артерия — фонтанчика даже не видно будет ввиду его незначительного размера. Его можно засечь только если знаешь где он должен быть, и то приглядеться надо. Кровотечение будет проявляться появлением множественных капель ярко-алого цвета на предметах, оказавшихся напротив раны (в моём случае на халате, на стене кабинета, на лице). Если полностью повреждена крупная поверхносная артерия — «фонтанчик» уже будет заметен, но явной пульсации вы не увидите (разница давления в 50 мм.рт.ст. по фонтанирующей струе заметна не будет). Если полностью повреждена крупная артерия в глубине раны, то окружающие мягкие ткани будут сдерживать фонтан и пульсация уже может быть заметна. Крупная поверхносная вена может давать схожую с глубокой артерией пульсацию.

Более наглядным (но и не стопроцентным) показателем будет цвет крови. Вот здесь уже можно более-менее представить себе тип повреждённого сосуда. Артериальная кровь реально ярко алая, венозная — тёмно фиолетовая, почти чёрная. Почему цвет не является стопроцентным показателем? Потому что цвет крови у каждого человека будет иметь другой оттенок. На него влияет химический и цитологический состав крови. А он у каждого свой и постоянно меняется. Лично я наблюдал после удаления зуба кровь каких хочешь оттенков — от ярко алого (характерного для артерий) до тёмно-бордового. Кроме того, артерии и вены идут в одном пучке с нервом (что и называется сосудисто-нервный пучёк) и я очень сомневаюсь, что при случайной травме будет повреждён только один из сосудов, а другой будет цел. Посему может такое случится, что кровь из раны будет хлестать смешанная.

Я к чему веду, все эти фонтанчики и цвета — условности. При определении сильного кровотечения для неквалифицированых людей, которые будут пребывать в шоковом состоянии, я бы рекомендовал действовать таким алгоритмом. Увидел обильное кровотечение — перехватил конечность (чаще всего их травмируют) ближе к сердцу (выше от раны), пальцем прижав ткани к кости, или просто сжав их плотно. Если видишь, что интенсивность кровотечения не изменилась (артериальная составляющая отсутствует) — отпусти и перехвати конечность ниже раны (дальше от сердца). Если и при таком раскладе интенсивность кровотечения не изменилась — значит вена тоже не повреждена и ты паникёр, а кровят капиляры.

Вообще, очень полезно иметь привычку на рефлекторном уровне зажимать ткани выше раны при сильных кровотечениях. Главное прекратить быструю потерю крови. Тогда появляется время успокоится, подумать о дальнейших действиях.

Жгут

Не знаю как сейчас, но меня в институте учили, что жгут ставится на ту часть конечности, которая имеет одну кость. То есть на плечо (между локтем и плечевым суглобом) и на бедро (между коленом и тазобедреным суглобом). При таком наложении все окружающие ткани прижимаются к одной кости и таким образом достигается гемостаз.

Если наложить жгут на предплечье или голень (в этих частях конечности по две кости), то обеспечить сжатие сосуда, идучего между двух костей фактически невозможно — для этого придётся очень сильно сдавить окружающие ткани, травмируя их.


При наложении жгута на шею (через руку или подручный предмет) надо учитывать один момент. Даже при успешной остановке кровотечения шансы на жизнь у пострадавшего 50 на 50. Это связано с тем, что мозг, питаясь только от одной из сонных артерий, только в 50% случаев может выжить за счёт выраженных анастомозов с другой, пережатой артерией. Если анастомозы не развиты — то полушарие на пережатой стороне не сможет полноценно кровоснабжаться и умрёт.

Читать весь материал и комментарии