Комсомольск под Амуром



Уровень речной воды у Комсомольска-на-Амуре продолжает подниматься. Согласно прогнозу Росгидромета, 11–15 сентября он достигнет 930–980 см, при том, что опасным считается 650 см. «Это абсолютный исторический рекорд», – прокомментировал ситуацию полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.


К 6 сентября из города были эвакуированы 438 человек, в том числе 91 ребенок. Всего в зоне подтопления может оказаться около 600 домов, в которых проживают до 50 тысяч человек. При этом не исключено, что вода будет подниматься быстрее, чем ожидалось, так как у Хабаровска спад начался раньше прогнозируемого срока.

Амур проникает в Комсомольск через ливневую канализацию, обходя свежепостроенные дамбы, повышает уровень грунтовых вод и наполняет свой приток – реку Силинку.

Среди причин нынешнего бедственного положения «города юности» называют географическое положение — неподалеку от населенного пункта сужается русло реки. Но на самом деле достигнутый «рекорд» – последствие не только природной стихии, но и наплевательской политики властей.

«Амур – многоводная река с быстрым течением. В его водах большое количество грунта. Поэтому постоянно образуются мели, подмываются берега, река корректирует свое русло. Если ничего не делать, то паводки на Амуре, да и на других реках, превратятся в катастрофы с многомиллиардными убытками. С 1992 года правительство практически перестало выделять деньги на дноуглубительные работы. В связи с этим произошло значительное ухудшение условий судоходства на реках Зея и Амур. А теперь, после событий этого августа, несколько регионов и вовсе стали зоной стихийного бедствия», – прокомментировал ситуацию уроженец Приамурья, депутат Госдумы от КПРФ Дмитрий Новиков.

Безрадостные картины рисуют и дальневосточные блогеры, ведущие «онлайн-репортажи» с места событий.

«Комсомольску, как я подозревал, придется даже труднее, чем Хабаровску. Во-первых, это не столица ХабКрая, во-вторых, это плоский город, в-третьих, особо разливаться воде там некуда. На момент отъезда ливневка уже не справлялась, и кое-где в низких местах вода через нее вышла на улицы. В кранах вместо горячей воды – холодная. На вопрос „почему“, в соответствующих инстанциях ответили, что „вода затопила колодцы, и там охлаждает трубы с горячей водой“, – поделился информацией хабаровчанин Алексей (lexa_deni), находящийся в Комсомольске.

Хотя официальные СМИ рассказывают о том, как чрезвычайные службы самоотверженно борются со стихией, очевидцы отзываются о результатах такой борьбы не очень высоко. Большое возмущение вызвал факт подтоплений трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. „Ну что, господа МЧС-ники, федеральную трассу вы не отстояли?! Нормальное движение между Комсомольском и Хабаровском нарушено, машины-автобусы стоят часами и даже ночуют, а поделать вы ничего не можете. Остается только подкармливать людей. Военные, я так понял, вообще сегодня недееспособны“, – констатировал блогер Алексей.

»В магазинах ажиотаж, воду купить затруднительно, вода выходит на улицы города из ливневой канализации, из суда эвакуировали архив. Это то, что я видела. То, что говорят: дамбы наращиваются, вокруг КнААЗ начали строить, людей из поселков у берега эвакуируют, паники нет, отключения воды и света не будет, продуктов хватит, вода не выше 9,8", – описала ситуацию местная активистка Елена Назарова-Корсакова. Она также посетовала, что оповещение людей не происходит должным образом. «Информации для населения не очень много. Если кого-то начинает топить, то да, к нему, может, и приходят. Остальным просто сказали в общем порядке „быть готовыми“. Сиди и жди, думай – затопит тебя или нет. На 10 метрах над уровнем ты живешь, или на 16, строй догадки, домыслы, обсуждай со „знакомыми МЧС-никами“ слухи, начинай от этого нервничать или забей на все и живи как жил. Каждый в таких ситуациях ведет себя по-разному. Но если бы была точная, четкая, своевременная информация из источников, которым все доверяют, то не было бы и намека на панику (как, например, со скупкой консервов)», – отметила Назарова-Корсакова.

Факт экстренной скупки продуктов подтвердил и блогер Дмитрий Коростелев. «Последние два дня из-за слухов в самом городе сложилась ситуация, близкая к панической. Выразилось это, в частности, в ажиотажном спросе на товары первой необходимости. За день с небольшим с полок супермаркетов были сметены консервы, особенно тушенка, крупы, макаронные изделия, бутилированная вода, сахар, мука, свечи; население скупает мотопомпы, автономные генераторы и т.д.», – констатировал блогер. На повышенном спросе уже успели подзаработать коммерсанты, подняв цены. «Официальных данных мониторинга цен в городе пока нет, хотя такая работа вроде бы ведется. В городе многие говорят о ценовом сговоре и кивают в сторону сетей», – уточнил Дмитрий Коростелев.

Построенные на скорую руку дамбы не способны сдержать потоки воды. «Около двух часов назад случился прорыв дамбы у Теплого ключа в районе улицы Совхозной. Вода прибывает на улицы поселка Парковый, затоплены уже десятки домов. Вода уже залила одну полосу Комшоссе», – бесстрастно проинформировали друг друга посетители городского интернет-форума 4 сентября. «Дамба на водозаборе тоже прорвана. И Дамба у мостоотряда. Теперь там все в воде, до затопления дороги и поста ДПС осталось не больше полуметра», – продолжили они на следующий день.

Юрий Трутнев заявил, что после окончания паводка возведенные защитные сооружения будут укрепляться. Полпред президента в ДФО пояснил, что климат меняется, и увеличивается количество опасных природных явлений.

Хабаровский политолог Леонид Бляхер, в свою очередь, предположил, что одними дамбами уже не обойтись. «Не пробьется Амур по верху — пройдет под землей и выйдет через ливневки», – написал он в своем блоге. Специалисты также признали, что помимо строительства защитных сооружений придется реконструировать и существующие коммуникации: ливневки, канализации и очистные сооружения, из-за опасностей провала и протечек.

Четверть века назад кто-то сказал: «После нас – хоть потоп»… Судя по всему, с тех пор Россия именно так и живет — ради сиюминутной выгоды, не заботясь о последствиях. Именно поэтому власти забросили профилактическую работу на реках, сократили штаты и финансирование метеослужб…

В результате потоп для жителей Приамурья уже наступил — в самом прямом смысле. А в переносном он, возможно, надвигается на всю страну.

Дмитрий Ремизов

источник www.rosbalt.ru/federal/2013/09/06/1172943.html

Читать весь материал и комментарии