По моему глубокому убеждению, для драпа будет использоваться та машина, которая есть (окажется) под рукой. Потому что далеко не многие могут позволить себе содержать спец машину для такой оказии. Концептуально, пожалуй ближе всего машина, используемая для выездов на пленер – охота, рыбалка и всякие прочие грибы.
У меня нет такой машины, но я знаю, какая мне подойдёт. А если подзаточить требования к ней на случай БП — картинка оживёт и возникает моё видение колесницы апокалипсиса.
По моему опыту (я водил многое колёсное и кое-что гусеничное) это УАЗ-3962(5) (бывший 452, он-же «буханка», он-же «таблЭтка»).
Обосную:
1. Финансовая доступность Новый ок.450-500т.р., наворотов ещё на столько же. Полагаю в 1 млн.р уложусь (не тупо держать для БП, а ездить с семьёй, друзьями на природу);
2. ВНЕдорожность (а вовсе не ВСЕдорожность) требует полного привода, пониженной передачи, армейских (редукторных) мостов, муфт ступиц передних колёс (иногда для экономии горючего на нормальной дороге) и по возможности – блокировок диф-ов. На УАЗе это или уже есть, или легко ставится.
3. Скромность/неброскость (даже не очень престижный Дискавери может стать предметом агрессивного вожделения );. Скромнее УАЗа некуда
4. Надёжность не айс конечно. Хотя при должном догляде бегают десятилетиями.
5. Ремонтопригодность УАЗов самая высокая из всех известных мне машин (в условиях сельской России). Жигули отдыхают. И по движку, и по подвеске, и по трансмиссии подходит многое от всего легкового и грузового семейства ГАЗ и УАЗ, что особенно ценно – от военных особей! Ремонтируется в любой МТС.
6. Всеядность может стать основным плюсом для драповой машины. Чем вы будете кормить свой дизель, когда кончится соляра? А в сложной ситуации она быстро станет сильным дефицитом. Однозначно – только бензиновый двигатель. НО! Никаких впрысков/контроллеров! В этом случае можно бензин заменить/забодяжить почти любым нефрасом, спиртами, скипидаром. При затяжном БП производство спирта и скипидара – единственная возможность обеспечить себя топливом самостоятельно. Или бежать на Кавказ – там нефть на штык лопаты.
7. Грузоподъёмность (в моём случае это 5чел.х 150кг. + ЗИП + горючее = до 1 т.) – само то.
8. Возможность ночевать более комфортно, нежели в палатке. Даже зимой. 4 почти нормальных спальных места – это вам не под кустом. Совершенно не сложно поставить небольшую дровяную печку и вполне комфортно жить. А если интегрировать печку в систему охлаждения двигателя – можно легко заводиться в мороз и экономить горючку на прогреве.
Помимо машины важна её подготовка.
Никаких инжекторов и контроллеров – только карбюратор. И лучше родной для этих моторов К151 «самовар» заменить на что-нибудь солексовское. Даже однокамерный от ГАЗ-21 по-моему лучше.
Зажигание должно быть обычным — с прерывателем. Никаких бесконтактных, никаких датчиков Холла. Только то, что можно отрегулировать с пом.лампочки. Хорошо бы ещё «искровик» на худой случай (у меня на армейском 131-м стоял в кабине возле ног пассажира).
Обязательно кенгурин. Тут не для понтов, тут ноги беречь надо. Это не КАМАЗ, ноги перед ударом вправо не закинешь – капот мешает.
Лебёдочка пришлась бы к месту.
Багажник в габарит машины. И лестница к нему.
Пара трапов, желательно длинных, 4 м. Хоть и тяжёлые, но большую часть канав проедите легко.
Инструмент последнего шанЦа (топор, пила, МПЛ, просто лопата, лом, может кирка);
Желательна бензопила (небольшая, шины на 14’ вполне хватит), масло, пару цепей, напильник к ним.
Набор автомобильного инструмента.
Запчасти (ну тут писать можно долго, от минимального бегунок-свечи-провода до второй машины –донора). Однако нек.основные зап.части надо иметь. Даже если вы сами не сможете заменить подшипник ступицы, найти умельца будет проще, чем сам подшипник.