Всем доброго времени суток!
Попалась на глаза публикация Антона Коноваленко на КОЛЁСА.RU
(http://www.kolesa.ru/article/objazatelnye-svetootrazhateli-dlja-peshehodov-budet-li-tolk-2015-01-30 ), в ней речь об обязанностях пешеходов носить на себе светоотражающие элементы. Статью приведу полностью, наверно многим будет интересно, ведь все мы пешеходы, когда не за рулём.
Напомню П. 4.1 ПДД:
“…Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197 с 1 июля 2015 года в абзаце четвертом пункта 4.1 слова «При движении» будут заменены словами «При переходе дороги и движении», а после слов «пешеходам рекомендуется» будут введены слова ", а вне населенных пунктов пешеходы обязаны"…”
Для себя вопрос решил следующим образом:
— 1 метр светоотражающей ленты шириной 5 см, можно вокруг головного убора, как ленту на бескозырке, и пристегнуть булавкой. Ленту также можно пристегнуть на грудь, или на спину. Хранится в тубе от какого-то лекарства вместе с двумя булавками.
— Недавно приобрел светоотражающий брелок в виде смайлика оранжевого цвета диаметром 6 см, его можно повесить на шнурке на шею, можно к рюкзаку прикрепить.
— Жилет светоотражающий не имею – он много места занимает. На одежде пришитых светоотражающих элементов нет – иногда они совсем не нужны.
— А вот шапочка ярко оранжевая (не светоотражающая) в кармане рюкзака всегда под рукой. Там же лежат два кусочка ярко красной материи (где-то 20 см х 35 см) – это флажки для случая передвижения по обочине нескольких человек
А как вы решили этот вопрос? И всем удачи на дорогах!
Читаем статью А. Коноваленко:
«Обязательные светоотражатели для пешеходов: будет ли толк
Одно из приятных для водителей нововведений в ПДД 2015 года — обязанность для пешеходов носить светоотражающие элементы. Юрист делится опытом: что изменится для водителей, какие будут штрафы и почему что-то светящееся должен при себе иметь каждый.
Всем нам уже известно о предстоящих изменениях в Правила дорожного движения, касающихся пешеходов. А для тех, кто до сих пор еще не знает или может забыл, напомню, что с 1 июля 2015 года все пешеходы при переходе дороги и движению по обочинам или краю проезжей части в темное время суток вне населенных пунктов обязаны будут иметь при себе световозвращающие элементы.
Штраф, предусмотренный частью 1 статьи 12.29 КоАП за отсутствие предмета со светоотражателем у пешехода, будет минимальным и составит 500 рублей.
Причем наложен он может быть только при одновременном соблюдении следующих условий:
• вне населенного пункта;
• в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
• при переходе дороги или движении по обочине или краю проезжей части;
• светоотражатель отсутствует или водителям его не видно.
Пункт 4.1 ПДД обяжет наших собратьев-пешеходов носить световозвращающие значки, браслеты, подвески, наклейки, ленты только вне населенного пункта. В городе же пешеходам лишь рекомендуется носить световозвращатели.
Зачем нужны светоотражатели?
Водитель автомобиля издалека видит световозвращатели, и у него есть достаточно времени, чтобы принять решение. Например, если пешеход носит такие элементы, то его гораздо чаще пропускают на пешеходных переходах.
Считается, что идеальные условия для торможения создаются, если человек на дороге виден на расстоянии не менее 200 метров. Эта величина определяется многими факторами: скорость реакции водителя, индивидуальные особенности восприятия и технические параметры автомобиля, влияющие на длину тормозного пути. Обозначение человека на расстоянии дает возможность водителю вовремя среагировать и применить торможение. И вот здесь включаются в работу световозвращатели. Водитель обнаруживает пешехода со световозвращателем со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходом без него. При движении с ближним светом фар расстояние увеличивается с 25-40 метров до 130-140 метров, а при движении с дальним светом расстояние увеличивается до 300 метров.
Так что в первую очередь я рекомендую использовать светоотражатели не для того, чтобы не получить штраф ГИБДД, а для собственной безопасности.
Что будет, если водитель собьет человека без светоотражателя?
Введение обязательных светоотражателей для пешеходов чрезвычайно важно для водителей. Начиная с 1 июля 2015 года в случае ДТП с пешеходом, произошедшим вне населенного пункта, у водителя будет вполне законная возможность избежать наказания или уменьшить его.
Предположим, что вне населенного пункта водитель совершил наезд на пешехода на переходе. Поскольку разрешенная скорость за городом составляет 90 км/ч, ДТП, скорее всего, закончится гибелью пешехода. Несмотря на то что водитель нарушил пункт 14.1 ПДД (не уступил дорогу пешеходу на нерегулируемом пешеходном переходе), отсутствие светоотражателя является нарушением Правил со стороны пешехода. Так что виновниками происшествия будут являться оба его участника, а не только водитель.
В темное время суток или в условиях недостаточной видимости вероятность ДТП со смертельным исходом в 3 раза выше, чем в дневное время. Основная причина — плохая видимость объекта. Пешеход вы или велосипедист, вы должны понимать, что вы менее защищены, чем водитель, но в ДТП всё равно страдают обе стороны. Имея при себе светоотражатель в темное время суток пешеход или велосипедист заботится не только о себе, своей жизни и здоровье, но и защищает водителя, давая ему тем самым возможность избежать неприятных последствий ДТП. И тут яркой и белой одежды вам будет недостаточно — только светоотражатели!
Более того, если пешеход после наезда остался жив и вдруг будет признан виновным в ДТП, то водитель и его страховая вправе потребовать с него еще и возмещения вреда, причиненного автомобилю, если он был поврежден в ДТП.
Помните, чем раньше водитель вас увидит, тем раньше сможет принять меры для того, чтобы сбросить скорость и объехать вас на безопасном расстоянии.
Будут ли штрафовать на самом деле?
Выскажу личное мнение: вряд ли. Практика с „обочниками“ — яркий тому пример. За объезд пробки по обочине в свое время увеличили штраф с 500 до 1 500 рублей, а толку? Как объезжала пробку по обочине определенная категория водителей, отрицательно характеризующаяся автомобилистами, честно стоявшими в своем ряду, так и продолжает объезжать. ГИБДД проводит периодчиески „спецоперации“ по отлову любителей ездить по обочинам, но системного подхода нет.
С пешеходами всё еще сложнее — документов при себе у них может не оказаться, для составления протокола придется тащить человека в отделение полиции… Ради 500 рублей никто заморачиваться не будет. Ну а план будут выполнять старым проверенным методом. Остановят водителя, скажем, за проезд на красный или поворот налево в неположенном месте… И в качестве услуги предложат подписать протокол о том, что он якобы в амплуа пешехода был пойман на обочине вне населенного пункта без светоотражателя. Вот так и появится статистика наказания нарушителей, которую мы увидим на официальном сайте ГИБДД, скорее всего, уже осенью.
Будет ли ужесточение?
Предполагаю, что да. Обязать носить светоотражатели на обочинах трасс — это пробный ход нашего правительства. Со временем нас заставят носить световозвращающие элементы и в населенных пунктах тоже. Надо только посмотреть реакцию населения, когда наступит 1 июля нынешнего года. А для этого нужны хорошая пропаганда, и она, безусловно, будет, доступность приобретения светоотражателей, стильность этих самых наклеек в сочетании с одеждой как у детей, так и у взрослых.
И, пожалуй, самое важное: осознание людьми того, что это всё нужно в первую очередь им самим, ведь вопрос заключается в их безопасности. Помните? Как с „ремнями“ — приучили же… По крайней мере, на мой взгляд, большая часть водителей стали пристегиваться и, более того, пристегивать своих пассажиров, но об этом мы поговорим в отдельной статье.
А между тем законы, обязывающие пешеходов переходить дорогу и двигаться вдоль проезжей части в одежде со светоотражающими элементами вне населенного пункта действуют в Белоруссии уже 6 лет, а еще в Латвии, Эстонии, Норвегии и некоторых штатах США. В Швеции и Финляндии Правила распространяются на пешеходов и в населенных пунктах тоже.
Так стоит ли покупать светоотражатель?
Разумеется, стоит! Даже если вы редко передвигаетесь без машины, его можно и нужно купить. Хотя бы небольшой светоотражающий кружочек на веревке, который можно убрать в кошелек и доставать при необходимости. Детям наклейте светоотражающие элементы на школьный портфель — сейчас есть вполне приличные на вид наклейки, которые ребенку наверняка понравятся.
Стесняетесь, что будете выглядеть со светоотражателем „как-то странно“? Но ведь с ремнем безопасности с точки зрения стиля тоже не очень, не правда ли? А его-то большинство водителей все-таки приучилось использовать. И со светоотражателями сложится, я уверен».
P.S. На вопрос “А как вы решили этот вопрос?” пока только один vtorogodnik — Юрмала ответил:
“У женщин на сумочках светоотражающие примочки. Ленты на рукав и прочее. Всё давали бесплато прямо на улице дорожные полицейские. В место штрафа. Ловили и выдавали. Ну и пятиминутная лекция:-). Сей час у всех поголовно. Жить то хочется.”
Но это в Юрмале. А у нас что же, никто не использует светоотражающие элементы на одежде и снаряжении? Выходит нас наша безопасность не беспокоит?